Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к тренажной технике и может быть использовано при обучении операторов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет подготовки обучаемых к анализу и правильному выбору операции, перед которой было прервано выполнение алгоритма предшествующим оператором. Это позволяет , в свою очередь, повысить эффективность функционирования АСУ в целом. Цель достигается тем, что в устройство, содержащее регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блок 6 сравнения , элементы ИЛИ 7, 8 и 9, элемент 10 задержки, элемент 11 И. триггер 12, введен переключатель 13 со схемными соединениями , указанными в ф-ле изобретения. 1 ил. j Ё сь 00 со 2 ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

{5!)5 G 09 B 9/00

ГОСУДАРСТВЕН(ЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4245837/24 (22) 15,04.87 (46) 07.10.91, Бюл, гв 37 (72) В.И.Балабай, В.А.Балабай, А.К.Боковиков, Н.В.Крылова и А.Г.Маченсун (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР по заявке ЬЬ 4050021/24-24, кл. G 09 В 9/00.

1986.

Авторское свидетельство СССР, заявка М 4227225/24-24, кл. 6 09 В 9/00, 10.04.87. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к тренажной технике и может быть использовано при

„„Я „„1б83049 Al обучении операторов. Цель иэобретения— расширение дидактических воэможностей за счет подготовки обучаемых к анализу и правильному выбору операции, перед которой было прервано выполнение алгоритма предшествующим оператором. Это позволяет, в свою очередь, повысить эффективность функционирования АСУ в целом, Цель достигается тем, что в устройство, содержащее регистр 1 адреса. блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блок 6 сравнения, элементы ИЛИ 7, 8 и 9, элемент 10 задержки, элемент 11 И, триггер 12, введен переключатель 13 со схемными соединениями, указанными в ф-ле изобретения, 1 ил, 1683049

Изобретение относится к техническим средствам практической подготовки операторов и может быть использовано для обучения операторов систем управления, Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

На чертеже представлена структурная схема устройства обучения операторов.

Устройство содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блок 6 сравнения, элемент ИЛИ 7, элемент

ИЛИ 8, элемент ИЛИ 9, элемент 10 задержки, элемент И 11, триггер 12, переключатель

13, индикатор 14 и вход 15 запуска устройства.

Регистр 1 предназначен для задания управляющей составляющей алгоритма деятельности. Он содержит столька ячеек, сколько элементарных операций в алгоритме управления. В каждой ячейке хранится код адреса микрокоманды, хранящейся в блоке 2. При появлении сигнала на установочном входе регистра 1 производится выбор ад зеса микрокоманды, соответствующей первой операции алгоритма управления. С поступлением сигнала на информационный вход регистра 1 осуществляется сдвиг к очередной ячейке и выбор адреса микрокоманды, соответствующей следующей операции алгоритма. Выходы регистра 1 соединены с входами блока 2.

Блок 2 предназначен для хранения в виде микрокоманд данных с каждой операции алгоритма управления. При появлении сигналов на входах блока 2 происходит считывание микрокоманды, соответствующей текущей операции алгоритма в регистр 3, Число микрокоманд в микропрограмме однозначно соответствует количеству операций алгоритма деятельности, Регистр 2 служит для хранения данных с текущей, обрабатываемой в данный момент времени, операции алгоритма.

Регистр 3 состоит из двух частей: в первой находится код органа индикации табло

4, который изменяет свое состояние в данной операции алгоритма, а во второй — код органа управления блока 5, на который оператор должен воздействовать в той же операции алгоритма деятельности. С первых выходов регистра 3 код требуемого органа индикации поступает на вход табло 4, а с вторых — на входы блока 6 сравнения, после сигнала на управляющем входе регистра 3.

Панели органов индикации и управления табло 4 и блока 5 являются моделями реальных, изучаемых операторами. АСУ па

55 сравнения. Кроме того, сигнал с выхода элемента ИЛИ 7 через элемент 10 задержки подается на управляющий вход блока 6, после чего производится сравнение поступивших кодов. В случае безошибочных действий оператора, т.е. когда коды совпа20

50 размерам, размещению и назначению органов их панелей, Блок 6 обеспечивает оценку безошибочности выполненного оператором воздействия на орган панели управления блока 5— требуемому органу, за счет сравнения соответствующих кодов, При совпадении поступивших кодов, т.е. безошибочном действии оператора, сигнал появляется на первом выходе блока 6, Если оператор задействовал не тот орган панели управления, т,е. допустил ошибку, то совпадения кодов не происходит и сигнал появляется на втором выходе блока 6

Элемент ИЛИ 7 совместно с элементом

10 задержки обеспечивают управление процессами считывания содержимого второй микрооперации из регистра 3 в блок 6 и моментом сравнения

Элемент ИЛИ 8 и элемент И 11 позволяют автоматически переводить состояние органов панели индикации табло 4 до состояния, которое инструктор выберет в качестве исходного.

Индикатор 14 служит для предъявления информации обучаемому о допущенной ошибке в оценке ситуации, в которой ан приступил к продолжению выполнения алгоритма управления. Сигналом с выхода блока 6 индикатор 14 засвечивается, а переводом переключателем 13 триггера 12 в нулевое состояние и подачей сигнала с его нулевого выхода индикатор 14 гасится, Устройство функционирует следующим образом.

С включением устройства сигнал поступает на вход 15 устройства и на вход регистра 1. По этому сигналу производится выбор адреса микрокоманды B блоке 2. соответствующего первой операции алгоритма управления. Из блока 2 переписывается выбранная микракоманда. С выходов регистра 3 содержимое первой микрооперации поступает на входы табло 4 и соответствующий орган индикации изменяет свое состояние. Обучающийся оператор, восприняв данную информацию, воздействует на требуемый орган управления блока 5.

Код задействованного органа блока 5 поступает на входы блока 6 сравнения и через элемент ИЛИ 7 на управляющий вход регистра 3, разрешая перезапись содержимого второй микрооперации, т.е. кода требуемого органа управления в блок 6

1683049

10 дают, сигнал появляется на первом выходе блока 6 сравнения и поступает через элемент ИЛИ 9 на вход регистра 1. По этой команде производится сдвиг к следующей ячейке и выбор адреса микрокоманды, соответствующей очередной операции, и функционирование устройства повторяется в описанном порядке.

Для контроля подготовленности оператора к продолжению выполнения алгоритма управления с произвольной его операции начальная установка производится инструктором обучения до занятия оператором своего рабочего места за пультом. С включением тренажера сигнал поступает на вход регистра 1, после чего выбранная микрокоманда переписывается в регистр 3 и сигнал появляется на первых его выходах, Данный сигнал поступает на входы табло 4 и через элемент ИЛИ 8 — на вход элемента И 11, Инструктор переводит переключатель 13 в верхнее положение. Сигнал поступает на

S-вход триггера 12 и с его единичного выхода подается на вход элемента И 11. Таким образом, сигнал с выхода элемента ИЛИ 8 через открытый элемент И 11 поступает на вход элемента ИЛИ 9, а через него — на вход регистра 1, производя сдвиг и считывание адреса следующей микрокоманды. Инструктор удерживает переключатель 13 в верхнем положении и контролирует наступление требуемого состояния аппаратуры с помощью органов индикации табло 4, возвращая переключатель 13 в среднее поло-. жение он фиксирует созданную ситуацию, на которой прервалось выполнение алгоритма, по какой либо причине предыдущим оператором.

Обучающийся оператор должен с помощью органов индикации табло 4 проанализировать предысторию процесса управления и оценить, с помощью какого воздействия на орган управления блока 5 он должен продолжать выполнение задачи управления, В случае безошибочности действий оператора функционирование устройства происходит в соответствии с описанным порядком, В противном случае, т.е„если оператор неверно оценил создавшуюся ситуацию, то он допустит ошибку.

Сигнал появляется на втором выходе блока

6 и поступает на вход индикатора 14, сигнализируя оператору о том. что он ошибся.

Для предоставления обучающемуся оператору еще одной попытки инструктору необ15

55 ходимо перевести переключатель 13 в нижнее положение, после чего индикатор 14 вернется в исходное положение с появлением сигнала на его втором входе.

Предлагаемое устройство позволяет расширить дидактические возможности эа счет того, что оператор повышает уровень готовности к выполнению управляющих функций с любого момента задачи управления, что позволяет повысить эффективность функционирования АСУ в целом, Формула изобретения

Устройство для обучения операторов, содержащее регистр адреса, выходы которого соединены с соответствующими входами блока памяти микроп рограммы,, информационный вход- с выходом первого элемента ИЛИ, а установочный вход является входом устройства, элемент И, выход которого подключен к первому входу первого элемента ИЛИ, а первый вход — к единичному выходу триггера, регистр микрокоманды, выходы первой группы которого соединены с соответствующими входами информационного табло, выходы второй группы — с соответствующими информационными входами первой группы блока сравнения, а уп равляющий вход — с выходом второго элемента ИЛИ, подключенным к входу элемента задержки, выход которого соединен с управляющим входом блока сравнения, информационные входы второй группы которого подключены к сОответствующим выходам блока ввода ответных действий оператора, соединенным с соответствующими входами второго элемента ИЛИ, первый выход блока сравнения подключен к одному входу индикатора, и третий элемент

ИЛИ, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введен переключатель, вход которого соединен с шиной питания, а первый и второй входы соответственно с Rи S-входами триггера, нулевой выход которого подключен к другому входу индикатора, входы третьего элемента ИЛИ соединены с соответствующими выходами первой группы регистра микрокоманды, а выход — с вторым входом элемента И, второй вход первого элемента ИЛИ подключен к второму выходу блока сравнения, выходы блока памяти микропрограммы соединены с соответствующими информационными входами регистра микрокоманды.

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано в качестве устройства управления тренажером операторов систем управления

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для контроля знаний обучаемых, и может быть использовано и автоматизированных системах обучения и контроля

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам , и может быть использовано при профессиональном отборе и проведении различных психофизиологических исследований

Изобретение относится к техническим средствам обучения и является усовершенствованием устройства по а

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам имитационного моделирования функциональной символики при обучении операторов, и может быть использовано в диалоговых системах общения оператора с ЭВМ

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в системах профотбора и управления охраной труда

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ, и может быть использовано в диалоговых системах обучения

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации и может быть использовано в тренажерах

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх