Барабанно-колодочный тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных машин и механизмов. Цель изобретения - повышение долговечности и ремонтопригодности путем обеспечения компенсации износа колодок за счет восстановления номинального рабочего зазора посредством угловой перестановки опорной пластины и изменению расстояния между контактирующими с ней концами колодок. Тормозные колодки (ТК) 3 опираются на опорную пластину (ОП) 5 На ОП 5 выполнены основное 10и по крайней мере одно дополнительное 11установочные отверстия. Их центры лежат на осях симметрии ОП 5. При износе ТК 3 осуществляют перестановку ОП 5, размещая шарнир 6 в дополнительном установочном отверстии 11 В новом положении компенсируется износ ТК 3 и ОП 5, 3 з.п ф-лы 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИС ГИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАР СТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ (21) 4476630/27 (22) 29.08.88 (46) 23.10.91. Бюл. М 39 (71) Луганский машиностроительный институт (72) В.Н.Старченко, B.Ì.Òèìîôåþê, С.Н.Бунина, М.Н.Лысова и И.|О.Корякина (53) 62.592.112 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1610120, кл. F 16 0 65/02, 1988. (54) БАРАБАННО-КОЛОДОЧ НЪ|Й ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных машин и механизмов. Цель изооретения— повышение долговечности и ремонтоприИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабанно-колодочных тормозах транспортных машин и механизмов.

Цель изобретения — повышение долговечности и ремонтопригодности путем обеспечения компенсации износа колодок за счет восстановления номинального рабочего зазора посредством угловой перестановки опоркой пластины и изменения расстояния между контактирующими с ней концами колодок.

На фиг.1 изображен барабанно-колодочный тормоз, общий вид; на фиг.2 — вариант выполнения опорной пластины в виде квадрата; на фиг,3 — вариант выполнения опорной пластины в виде прямоугольника.

Барабанно-колодочный тормоз состоит из привода 1, тормозного барабана 2 и тормозных колодок 3, которые концами взаимо„„. ЖÄÄ 1686235 Al годности путем обеспечения компенсации износа колодок за счет восстановления номинального рабочего зазора посредством угловой перестановки опорной пластины и изменению расстояния между контактирующими с ней концами колодок. Тормозные колодки (ТК) 3 опираются на опорную пластину (ОП) 5. На ОП 5 выполнены основное

10 и по крайней мере одно дополнительное

11 установочные отверстия. Их центры лежат на осях симметрии ОП 5, При износе ТК

3 осуществляют перестановку ОП 5, размещая шарнир 6 в дополнительном установочном отверстии 11. В новом положении компенсируется износ ТК 3 и ОП 5. 3 з,п. ф-лы. 3 ил, действуют с рабочими поверхностями 4 опорной пластины 5. Опорная пластика 5 с помощью шарнира 6 установлена на основании 7, Тормозные колодки 3 стянуты пружинами 8 и 9, Для крепления на основание

7 опорная пластина имеет установочное отверстие 10 и дополнительное установочное отверстие 11. Опорная пластина 5 может быть выполнена в виде клина, квадрата с четырьмя симметричными относительно геометрического центра отверстиями и прямоугольника с разностью сторон, равной или меньшей удвоенной величины максимально допустимого износа колодки 3. Установка опорной пластины 5 с возможностью регулирования положения по вертикали по. средством крепежных элементов (на чертеже не показаны) позволяет в процессе эксплуатации при износе тормозных колодок 3 регулировать зазор между последни1686235 ми и барабаном 1 путем вертикального сдвига вниз опорной пластины 5 вместе с шарниром 6 и фиксацией нового положения крепежными элементами (на чертеже не показаны). установка опорной пластины 5 в виде квадрата и размещение шарнира 6 выше контактных точек опорной пластины 5 с нижними концами колодок 3 позволяет исключить воэможность заклинивания тормозных колодок 3, Выполнение в квадратной опорной пластине 5 четырех симметричных относительно геометрического центра пластины отверстий 11 для установки на шарнир 6 позволяет в процессе эксплуатации при износе рабочих поверхностей опорной пластины 5 производить ее перестановку, размещая шарнир 6 в дополнительном отверстии 11, Опорная пластина 5 в виде прямоугольника, разность между длиной сторон. которого меньше удвоенной величины максимально допускаемого износа между колодками 3 и барабаном 1, путем ее перестановки в дополнительное отверстие

11 под шарнир 6 позволяет регулировать в эксплуатации зазор между колодками 3 и барабаном 1 при их износе путем установки .между нижними концами колодок 3 ее граней большей длины.

Тормоз работает следующим образом.

При включении привода 1 тормозные колодки 3 прижимаются в верхней части тормоза к тормозному барабану 2, при этом возникают силы трения и тормозной момент, направление последнего противоположно вращению барабана 1. Поскольку в начальном периоде торможения вращающий момент больше тормозного, колодки 3 поворачиваются вместе с барабаном 2 по направлению его вращения (угловое движе,ние колодок 3). Одна иэ колодок 3 при этом

Угловом движении воздействует нижним концом на рабочую поверхность 4 опорной пластины 5 и поворачивает ее относительно шарнира 6, Если опорная пластина выполнена в виде клина, квадрата или прямоугольника, то зта колодка 3 заклинивается и получает при этом дополнительное ради-. альное перемещение к барабану 1, создавая дополнительное усилие и соответствен но до полн ительный тормозной момент. Так как шарнир 6 размещен вне пинии, соединяющей контактные точки опорной пластины 5 с нижними концами колодок 3, то угловое перемещение (пово.рот) опорной пластины 5 приводит к радиальному поджатию другой тормозной колодки 3 к барабану 1 от воздействия второй рабочей поверхности 4 пластины 5. При этом происходит перераспределение тормозного момента между колодками, равномерное и дополнительное их поджатие в радиальном направлении к тормозному барабану 2, что обеспечивает повышение эф5 фективности работы и повышение долговечности. При изменении направления вращения тормозного барабана 1 уст ройство работает аналогично, только меняется направление углового движения

10 тормозных колодок 3, т.е. обеспечивается универсальность работы конструкции. Под воздействием тормозного момента барабан

1 останавливается, 15 Формула изобретения

1, Барабанно-колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, основание, плавающие тормозные колодки, связанные стяжными пружинами и установленные с

20 возможностью фрикциониого взаимодействия своими концами с рабочими поверхностями привода и опорной пластины, причем опорная пластина выполнена с установочным отверстием для шарнира, закрепленно25 ro на основании, а шарнир размещен вне линии, соединяющей контактные точки опорной пластины с концами колодок, о тл и ч а ю щ и и с. я тем, что, с целью повышения долговечности и ремонтопригодности, 30 опорная пластина в продольном сечении тормоза выполнена по меньшей мере с двумя осями симметрии и по меньшей мере с одним дополнительным установочным отверстием для шарнира, причем центры обо35 их установочных отверстий размещены на осях симметрии, а опорная пластина закреплена на основании с возможностью изменения ее углового положения и выполнена с возможностью размещения ко40 лодок с исходным рабочим зазором относительно барабана в ее измененном положении.

2, Тормоз по п.1, отличающийся тем, что опорная пластина выполнена в виде

45 контактирующего большими гранями с колодками прямоугольника, разность. между большей и меньшей гранями которого равна или меньше удвоенной величины максимально допустимого износа тормозных колодок.

З.Тормоз поп.1, отл ича ющийся тем, что опорная пластина выполнена в виде квадрата с тремя дополнительными установочными отверстиями.

4, Тормоз, по п,п.1-3, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что установочные отверстия расположены симметрично относительно геометрического центра опорной пластины.

1686235

Составитель А. Безуглый

Техред М.Моргентал Корректор М. Кучерявая

Редактор Е. Папп

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3588 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Барабанно-колодочный тормоз Барабанно-колодочный тормоз Барабанно-колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, а именно к радиальным грузоупорным тормозам

Изобретение относится к машин остроению и может быть использовано в колодочных тормозах транспортных машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабан- НС-колодочных тормозах транспортных и грузоподъемных машин
Наверх