Пороговый вольтметр-прикуриватель

 

Изобретение относится к транспортным сервисным и комфортным устройствам и предназначено для использования в автомобилях одновременно в качестве прикуривателя и бортового диагностического прибора. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей при увеличении срока службы. Пороговый вольтметрприкуриватель содержит цилиндрический корпус 1, питающую клемму 2 на электронагревателе 4, который удерживается в корпусе 1 отбортовкой 15 и пружиной 16. Толчковый включатель 5 несет на себе дополнительное кнопочное устройство с включателем 11, пружиной 12 и .сферическим наконечником 13, а также контактную зону 14 с упругими контактами и электрические пороговые цепи 6 с цгетооптическими индикаторами 7, 8. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕаЪЬЛИН 1)у В б0 N 3/14

° °

° °

МЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИНМ

ПРИ ГКНТ СССР (21)- 47?2243/11 (22) 20.07.89 (46) 15. 11.91. Бюл. Р 4? (71) Научно-производственное объединение по электронике и автотракторному электрооборудованию (72) Л.Н.Лазарева и Л.Л.Лазарев (53) 6?9.113,068(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1622825, кл . В 60 М 3/14, .".7.02.89. (54) ПОРОГОВИЪ ВОЛЬТМЕТР-ПРИГУРИВАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к транспортным сервисным и комфортным устройствам и предназначено для использования в автомобилях одновременно

Изобретение относится к автотранспортным сервисным устройствам и предназначено для использования путем установки в стандартное гнездо прикуривателя на автомобильном щитке приборов одновременно в качестве термозажигалки для прикуривания и порогового прибора для контроля напряжения в бортовой сети.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей при увеличении срока службы.

На Лиг. 1 схематично изображен по.роговый вольтметр-прикуриватель, разрез; на Лиг..". — его принципиальная электросхема; на Лиг. 3 — внешний вид порогового вольтметра-прикуривателя.

Пороговый вольтметр-прикуриватель состоит из цилиндрического корпуса 1

„SU„„1691170 А 1

2 в качестве прикуривателя и бортового диагностического прибора . Целью изобретения является расширение Аункциональных воэможностей при увеличении срока службы.. Пороговый вольтметрприкуриватель содержит цилиндрический корпус 1, питающую клемму ? на электронагревателе 4, который удерживается в корпусе 1 отбортовкой 15 и пружиной 16. Толчковый включатель 5 несет на себе дополнительное кнопочное устройство с включателем 11, пружиной 12 и сферическим наконечником

i3, а также контактную зону 14 с упругими контактами H электрические пороговые цепи б с цгетооптическими индикаторами 7, 8. 3 ил.,служащего одновременно в качестве общей клеммы, питающей клеммы переключающей цепи 3, включаюцей электронагреватель 4 и толчковый вклю- чатель 5, электрических пороговых цепей б с цветооптическими индикато- 1 ф рами, и 8, нормально открытого контакта 9 порогового вольтметра, нормально открытого контакта 10 прикуривателя, дополнительного включателя (1i, пружины 1."., установленной между толчковым и дополнительным включателями. пополнительный включатель 11 снабжен сферическим контактным наконечником 13, а нормально открытые контакты 9 и 10 расположены так, что между ниии образована контактная зона 14, совместимая с контактным наконечником 13. В передней части цилиндрического корпуса 1 выполнена от1691170 бортовка 15, в которую с одной стороны упирается пружина 16, а с другой стороны — изоляционная керамическая втулка 17. Толчковьн! включатель 5 жестко соединен с электронагревателем 4 посредством последовательно скрепленных друг с другом проводящих заклепки 18, стакана 19, резьбсвой оси ."О (не показаны). Поверхность 10 стакана 19 на участке, концентрично охватываемом пружиной 16, снабжена непроводящим покрытием ."1. Нормально, oTKpbITblf! контакт 9 имеет лепесток ?.".,, отогнутьп! навстречу контактному нако- 15 нечнику 13, и лепесток =3, отогнутьп! ! в противоположную сторону до сопри— косновения с проводящим участком по( верхности стакана 19. Изоляционная втулка ?4 (не показана) закреплена 20 в стакане 19 путем обжатия его края в трех точках. Втулка 24 имеет резьбу под ось 2!), которая через провод1 ник 25 (не показана) соединена с по— роговыми цепями 6. Г>уртик .".6 (не показан) втулки . 4 образует упор для второго конца пружины 16. Крьппка ."7 (не показана) определяет исходное положение дополнительного включателя !

11, а геометрический центр зоны 14 — 30 ( рабочее положение этого включателя, когда контактный наконечник находится в левом крайнем положении при утопленном дополнительном включателе 11. В этом случае контактный нако- 35 ! н ечник 1 3 заклинив ает ся между к орп у-! сом 1 через контакт 10 и толчковым включателем 5 через контакт 9.

На Аиг... показана принципиальная схема предлагаемого устройства в варианте, когда пороговые цепи 6 выполнены на стандартных логических эле— ментах И-НГ.

1<ак видно из Лиг, ? питающая

Ф

45 клемма ? подключена к положительному выводу бортовой сети, а общая клемма 1 (корпус устройства) — к отрица— тельному выводу (массе) . !!ежду этими клеммами последовательно включены 1 .

50 нормально открытьп! контакт 9 вольтметра, электронагреватель 4 и нор— мально открытый контакт 1Ч прикуривателя. Вход электрических пороговых цепей 6 подключен к общей точке ."8 нормально открытого контакта 9 и электронагревателя 4. Эти цепи представлены диодами 29 и 3 ) красного свечения и зеленого свечения, которые через резисторы 31 подключены на инверсные входы логических элементов

32 и 33. Вход элемента 33 непосредственно подключен к пороговому делителю 34, а вход элемента 3." через логические элементы 35 и 36 подключен к двум другим пороговым делителям 37, 38.

На Лиг. 3 показан внешний вид порогового вольтметра-прикуривателя.

Наружная поверхность дополнительного включателя 11 индексирована символом прикуривания. Визуальный индикатор прибора представлен светодиодами 7 и 8.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

В исходном положении прикуриватель — пороговый вольтметр вставляют в гнездо устройства на щитке приборов до упора. При этом пружина 16 сжимается на величину примерно 12 мм, а питающая клемма ." захватывается стандартным термобиметаллическим реле, имеющимся в гнезде прикуривателя любого автомобиля. Нормально открытый контакт 9 замыкается на клемме напряжения бортовой сети (питающая клемма .", проводящие заклепки 18, стакан 19, лепесток .".3, ось ?Л, проводник 25 и пороговые цепи 6) . Это напряжение оказывается приложенным к пороговым делителям 34, 37, 38, на выходах которых при напряжениях до .

11,5 — низкий уровень напряжения.

Свечение диодов ".9,3 ) зависит от состояния сигнала на выходах логических элементов 32,33,35,36. Пороговые делители отрегулированы так, что переключающие сигналы с их выводов на вход логических элементов поступают по достижении напряжения в бортовой сети установленных значений. Так, при напряжении менее 11,5 на входах элемента 36 имеет место низкий уровень сигнала, а, соответственно, на входах элемента 35 — высокий и низкий уровень. Поэтому на входах элемента 3? высокие уровни, и красньп! светодиод

29 светится, индицируя неисправность.

Когда напряжение в сети превышает

11,5В, но меньше 1.".,8В, что характерно для исправной аккумуляторной батареи при выключенном двигателе, сигнал на выходе порогового делителя 37 достигает переключающего значения для элемента 35, на инверсном выходе ко16911 70 торого сигнал оказывается низким. Светодиод 29 перестает светиться, так как на выходе элемента 32 теперь уже логическая "1".

При достижении в бортовой сети напряжения 12,8В.сигнал на выходе порогового делителя 34 достигает переключающего значения. В результате на выходе элемента 33 — логический "0", и зажигается зеленьй светодиод 30, индицируя исправную работу бортовой сети в режиме заряд-разряд. Если же напряжение почему-либо растет и в некоторый момент превысит предельно допустимое для бортовой сети значение

15,5В, то переключающего значения достигает сигнал с порогового делите-. ля 38. Это означает, что на выходе элемента 36 — логический "0", отчего 20 произойдет повторное перекЛючение элементов 35 и 32. При светящемся зеленом- световоде 30 вновь загорится красный светодиод 29, индицируя опасное перенапряжение в бортовой сети. 25

При необходимости перевести прибор в режим прикуривания нажимают на дополнительный включатель 11 до упора.

При этом контактный наконечник 13 переместится в зону 14 и заклийится 30 между лепестком 2? и контактом 1Ч, т.е. на сеть замкнется нормально открытый контакт 10. При этом возрастание тока электронагревателя 4 происходит от нуля до установившегося зна- 3 чения 10А, и контактньй дуги в зоне

14 не возникает. Практически все напряжение сети падает на электронагревателе 4, и резкое падение напряжения снижает уровни сигналов на выходах 40, всех пороговых делителей 34, 37, 38.

В результате во время прохождения тока через электронагреватель 4 светится только диод 29 {красный) . Далее при достаточном пРогРеве электрона- 45 гревателя 4 срабатывает биметаллическое термореле, которое освобождает питающую клемму 2. Сжатая пружина 16 отбрасывает толчковый включатель 5 в положение прикуривания, размь1кая сильноточньп контакт в огнеупорной области термобиметаллического реле в гнезде прикуривателя. Лишь через 5,5 мм хода толчкового выключателя 5 под действием пружины 16 контакт 10 выскальзывает из корпуса 1 и освобождает контактный наконечник 13. Последний под действием пружины 12 вместе с дополнительным включателем 11 возвращается в исходное положение. Так как электрическая цепь электронагревателя 4 была разомкнута ранее в момент сбрасывания термобиметаллического реле, в зоне 14 при этом не происходит низкого искрения. Этим и обеспечивается повьппенная долговечность устройства на режимах прикуривателя и вольметра. После прикуривания устройство возвращают в режим вольтметра простой установкой его до упора.

Формула изобретения

Пороговый вольтметр-прикуриватель, содержащий цилиндрический корпус, вставляемый в гнездо прикуривателя на автомобильном щитке приборов, питающую и общую клеммы, электрические пороговые цепи с цветооптическими индикаторами, переключающую цепь из электронагревателя и толчкового включателя и два нормально открытых электрических контакта, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей при увеличении срока службы, переключающая цепь снабжена дополнитель" ным включателем и пружиной, установленной между толчковым и дополнительным включателями, причем два нормально открытых контакта включены между питающей и общей клеммами последова-. тельно через электронагреватель, включенный между ними, а электрические пороговые цепи с цветооптическими индикаторами подключены между электронагревателем и общей клеммой вольтметра-прикуривателя., 3691170

16911 70

2.0

Составитель Н.Кецарис

Техред Л.Сердюкова Корректор А.Обручар

Редактор М.Келемеш

Заказ 4674 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Пороговый вольтметр-прикуриватель Пороговый вольтметр-прикуриватель Пороговый вольтметр-прикуриватель Пороговый вольтметр-прикуриватель Пороговый вольтметр-прикуриватель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к электрооборудованию

Изобретение относится к элементам конструкции транспортных средств, а именно к электрооборудованию

Изобретение относится к вспомогательному электрооборудованию транспортных средств
Наверх