Погружной электродвигатель

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения технологического зазора между корпусом подшипника и расточкой статора и упрощение изготовления. Кольцевая канавка 9 на наружной поверхности корпуса 8 подшипника 6 выполнена с эксцентриситетом относительно оси вращения, а стопорящий элемент 10 в виде разрезного пружинного кольца имеет возможность контакта с расточкой статора 2 своим наружным концом, выполненным в виде желоба, обращенного выпуклой частью к расточке статора. Разрезное кольцо 10 выполнено с перекрытием части длины окружности при условии, что минимальная глубина канавки в сумме с технологическим зазором больше толщины кольца и меньше толщины его перекрытия. Наружный конец разрезного кольца 10 направлен встречно вращению ротора. 2 ил. СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s Н 02 К 5/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4704838/07 (22) 14.06,89 (46) 23.11.91. Бюл, М 43 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добыче нефти Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (72) Н.П.Куценко, В.M,Òóðîâñêàÿ и В.И.Чернус (53) 621.313.04(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1105983, кл, H 02 К 5/12, 1982, Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 1334283, кл. Н 02 К 5/12. 1986, (54) ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышеИзобретение относится к злектромашиностроению и может быть использовано для привода погружного насоса при откачке нефти или жидкости иэ скважин.

Цель изобретения — повышение надежности путем уменьшения технологического зазора между наружной поверхностью подшипника и расточкой статора и упрощение изготовления.

На фиг. 1 представлен общий вид электродвигателя в разрезе; на фиг. 2 — сечение

А-A на фиг. 1 с указанием буквенных величин, используемых в соотношении (1), ограничивающем разрезное кольцо пб толщине.

Погружной электродвигатель состоит из корпуса 1, в котором установлены статор 2 и ротор 3, На валу 4, расположенном по оси

0101 вращения электродвигателя, через Ы,» 1693688 А1 ние надежности путем уменьшения технологического зазора между корпусом подшипника и расточкой статора и упрощение изготовления, Кольцевая канавка 9 на наружной поверхности корпуса 8 подшипника

6 выполнена с эксцентриситетом относительно оси вращения, а стопорящий элемент 10 в виде разрезного пружинного кольца имеет возможность контакта с расточкой статора2 своим наружным концом, выполненным в виде желоба,. обращенного выпуклой частью к расточке статора, Разрезное кольцо 10 выполнено с перекрытием части длины окружности при условии, что минимальная глубина канавки в сумме с технологическим зазором больше толщины кольца и меньше толщины его перекрытия.

Наружный конец разрезного кольца 10 направлен встречно вращению ротора. 2 ил. равные промежутки помещены секции 5 ротора 3, количество которых зависит от длины статора. В промежутках между. секциями

5 установлены радиальные подшипники скольжения 6. Каждый подшипник 6 состоит из втулки 7, закрепленной на валу 4, и корпуса 8, установлен ного в расточке статора 2.

На наружной поверхности корпуса 8 выполнена радиальная кольцевая канавка 9, ось которой имеет эксцентриситет д относительно оси вращения электродвигателя

0101. В кольцевой канавке 9 размещен с осевым зазором стопорящий элемент 10, выполненный из листового пружинного материала толщиной t в виде разрезного кольца с перекрытием части длины окружности толщиной 2t и наружным концом, длина которого достаточна для контакта с расточкой

1693688

15 статора, Минимальная глубина канавки 9 в сумме с технологическим зазором больше толщины кольца и меньше толщины его перекрытия, что определяется соотношением с

t< h — д+ m< 21, (1) где t — толщина кольца;

h — глубина канавки; д — величина эксцентриситета канавки;

m — значение технологического зазора.

Глубина канавки h определяется формулой где Фг — диаметр корпуса подшипника;

Фк — диаметр канавки.

При выполнении условия (1) обеспечивается беспрепятственная сборка ротор- со статором, так как толщина стопорящего элемента t меньше минимальной глубины канавки вместе с технологическим зазорам

h — д + m, а также заклинивание корпуса подшипника относительно стопорящего элемента, так как его двойная толщина 2t больше минимальной глубины канавки вместе с технологическим зазором h - -д + гп, Двойная толщина кольца 2t выполняет роль клина между корпусом подшипника и расточкой статора. Для обеспечения большей жесткости и устойчивости от выжимания его из канавки при сборке электродвигателя наружный конец стопорящего элемента 10 выполнен в виде желоба, обращенного выпуклой частью к расточке статора. Осевой зазор между стенками канавки 9 и кольцом обеспечивает возможность осевого взаимного перемещения кольца и корпуса подшипника 8. Наружный конец стопорящего элемента 10 перед сборкой должен выступать над наружной поверхностью корпуса 8 и должен быть направлен встречно вращению ротора 3. В процессе сборки электродвигателя при установке ротора 3 в статор

2 в каждом подшипнике двойная толщина стопорящего элемента 10 устанавливается в канавку 9 с наибольшей глубиной, Погружной электродвигатель работает следующим образом.

После включения электродвигателя корпус подшипника 8 вследствие наличия минимального технологического зазора между подшипником и статором 2 и под действием различных сил проворачивается относительно статора и стопорящего элемента

10. Наружным концом, выполненным в виде желоба, взаимодействующим с расточкой

35.

55 статора в процессе вращения ротора 3, производится фиксация стопорящего элемента относительно расточки статора. Проворот корпуса 8 относительно статора 2 продолжается до тех пор, пока глубина канавки вместе с технологическим зазором не уравнивается с двойной толщиной стопорящего элемента, При этом происходит заклинивание корпуса подшипника относительно расточки стопорящим элементом 10. В процессе взаимного перемещения стопорящего элемента 10 и корпуса подшипника 8 благодаря осевому зазору, с которым установлено кольцо в канавке 9, производится самоустановка стопорящего элемента 10 в положение, при котором он подвергается минимальным механическим воздействиям.

Таким образом, в предлагаемом электродвигателе обеспечивается надежная фиксация корпуса подшипника, исключающая его радиальное перемещение и проворот, при относительной свободе осевого перемещения. Это повышает надежность электродвигателя.

Оормула изобретения

1, Погру>кной электродвигатель, содержащий корпус, статор с пазами, вал, расположенный по оси вращения внутри ротора, состоящего из секций, закрепленных на валу через равные промежутки, в которых установлены радиальные подшипники, корпусы которых размещены в расточке статора, на наружной поверхности каждого корпуса подшипника выполнена кольцевая канавка с:установленным в ней стопорящим элементом в виде разрезного пружинного кольца, o T Il и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения технологического зазора между корпусом подшипника и расточкой статора и упрощения изготовления, кольцевая канавка выполнена с эксцентриситетом относительно оси вращения, разрезное кольцо контактирует наружным концом с расточкой статора и выполнено с перекрытием части длины окружности, причем сумма минимальной глубины канавки и зазора между расточкой статора и наружной поверхностью корпуса подшипника больше толщины разрезного кольца, но меньше общей толщины кольца в зоне перекрытия, а наружный конец стопорящего элемента установлен встречно направлению вращения ротора..

2, Электродвигатель по и 1, о т л и ч а юшийся тем, что наружный конец стопорящего элемента, контактирующий с расточкой статора, выполнен в виде желоба, обращенного выпуклой частью к расточке статора, 1693688

Фиа 2

Составитель А.Лисов

Техред М,Моргентал Корректор О.Ципле

Редактор T.Øàãîeà

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4083 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Погружной электродвигатель Погружной электродвигатель Погружной электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при эксплуатации скважинных насосов

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к погружным агрегатам, включающим несколько электродвигателей для привода насосов, используемых для откачки жидкости, добычи нефти

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к защите погружных электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин

Изобретение относится к погружным заполненным жидкостью электродвигателям, предназначенным для привода погружных вращающихся центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, работы в резервуарах, водоемах и т.д

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения жидкостнозаполненных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и касается гидрозащиты погружных маслозаполненных электродвигателей, используемых в насосных установках добычи нефти в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении при проектировании жидкостно-заполненных машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к морской технике, в частности к погружным электромеханическим приводам, например, для насосов, вращающихся электродов и т
Наверх