Способ обработки сплавов системы алюминий - магний - литий

 

Изобретение относится к металлургии цветных сплавов, а именно к термической обработке сплавов системы алюминий - магний - литий - скандий при изготовлении катаных полуфабрикатов. Целью изобретения является повышение малоцикловой усталости, длительной прочности и стабилизации относительного удлинения. Способ термической обработки для изготовления катаных полуфабрикатов из сплавов системы Al - Mg - Li - Se (сплав 1421) предусматривает проведение гомогенизационного отжига слитков в две ступени: первую ступень осуществляют при температуре выше растворения фазы S(Al2MgLi) на 5 - 19°С с длительностью выдержки 4 - 12 ч, вторую - при температуре 370 - 420°С в течение 2 - 6 ч. Охлаждение между ступенями проводят со скоростью 3 - 60°С/ч. Окончательную закалку готового полуфабриката (листов) осуществляют с температур в интервале 470 - 480°С. Применение способа термической обработки повышает малоцикловую усталость на 16%, длительную прочность на 20 - 25%, обеспечивает стабилизацию относительного удлинения (т.е. уменьшает разброс свойств при повышении их минимальных значений) при сохранении высоких значений предела прочности и текучести на катаных полуфабрикатах из сплава 1421. 2 табл.

Изобретение относится к металлургии цветных сплавов, а именно к термической обработке сплавов системы Al - Mg - Li - Sc при изготовлении катаных полуфабрикатов, и может быть использовано на металлургических и машиностроительных заводах при изготовлении листов. Известен способ обработки листов из сплава АК4-1, включающий технологический цикл: термическую обработку - гомогенизационный отжиг при 480-500оС в течение 12 ч, горячую прокатку слитков при 350-400оС, промежуточные отжиги рулона при 380-420оС, окончательную упрочняющую термическую обработку - закалку с температуры 525-535оС и искусственное старение по режиму 185-195оС в течение 9-12 ч. Одним из недостатков способа является то, что сплав АК4-1 после термической обработки имеет недостаточно высокий предел прочности, кроме того, он обладает достаточно высоким удельным весом. Наиболее близким к изобретению, принятым за прототип, является способ термической обработки сплава 1420 системы Al - Mg - Li, включающий гомогенизацию слитков при 440-460оС, горячую прокатку слитков при 350-400оС, промежуточные и окончательные закалки с температуры 40-460оС и окончательное искусственное старение при температуре 1205оС в течение 5-10 ч. Недостатком данного способа термической обработки является невозможность обеспечения высоких значений малоцикловой усталости, длительной прочности и стабильности (узкий интервал значений) значений относительного удлинения. Целью изобретения является повышение малоцикловой усталости, длительной прочности и стабилизация относительного удлинения. Поставленная цель достигается применением гомогенизационного отжига в две ступени, где первая осуществляется при температуре выше растворения фазы S(Al2MgLi) на 5-19оС с длительностью 4-12 ч, вторая - при 370-420оС в течение 2-6 ч. Охлаждение между ступенями проводится до 370оС со скоростью в интервале 3-60оС/ч. В последующем используют промежуточную закалку перед холодной прокаткой полос с температуры 450оС, охлаждение в воде с температурой не более 40оС. Окончательную закалку готового полуфабриката осуществляют с температурой в интервале 470-480оС с последующим искусственным старением 1205оС в течение 5 ч. П р и м е р. Листы толщиной 4,0 мм сплава 1421 системы Al - Mg - Li - Sc изготавливали по технологическому циклу с применением термообработки, указанной в табл.1. Свойства опытных партий листов приведены в табл.2. Предлагаемый способ термообработки обеспечивает повышение малоцикловой усталости на 16% , длительной прочности на 20-25%, стабилизирует уровень относительного удлинения при высоких значениях предела прочности и текучести сплава.

Формула изобретения

СПОСОБ ОБРАБОТКИ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ АЛЮМИНИЙ - МАГНИЙ - ЛИТИЙ преимущественно с добавками скандия, включающий гомогенизационный отжиг слитков, горячую прокатку, холодную прокатку с промежуточными закалками, окончательную закалку и старение при 120 5oС, отличающийся тем, что, с целью повышения малоцикловой усталости, длительной прочности и стабилизации относительного удлинения, гомогенизационной отжиг проводят в две ступени - с температурой первой ступени выше температуры растворения фазы S(Al2HgLi) на 5 - 19oС и выдержкой в течение 4 - 12 ч, темепературой второй ступени 370 - 420oС и выдержкой в течение 2 - 6 ч, охлаждением между ступенями со скоростью 3 - 60oС/ч, а окончательную закалку осуществляют с температурой 470 - 480oС.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.03.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 10-2003

Извещение опубликовано: 10.04.2003        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам получения заготовок в форме полос путем непрерьшного литья из алюминиевог го сплава сис темы алюминий-магний- / марганец, пригодных для производства изделий глубокой вытяжкой и вытяжкой с утонением стенок, например баллонов и т.д

Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности к способам литья алюминиевых сплавов, алюминиевым сплавам и способам получения из них промежуточных изделий, может быть использовано в производстве деформированных полуфабрикатов (прессованных, катаных, штампованных) из алюминиевых сплавов, а также других ненамагничивающихся сплавов, например медных сплавов, магниевых сплавов, цинковых сплавов и других

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия преимущественно системы Al-Li, предназначенных для применения в качестве конструкционного материала в авиакосмической технике, и способу их термической обработки

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к способу изготовления конструкционных деталей самолетов из сплава алюминий-магний-литий

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в производстве калиброванных прутков из сплавов системы алюминий-магний-кремний

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении броневых листов и плит на основе алюминия, применяемых в авиа- и судостроении, в производстве наземных бронированных транспортных средств и др

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам термической обработки листов и сварных соединений сплавов системы алюминий - магний - кремний
Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия системы Al-Mg-Li-Cu, используемых в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники и транспортного машиностроения в виде обшивки и внутреннего силового набора
Изобретение относится к области металлургии цветных металлов и может быть использовано в металлургической, машиностроительной и авиационной промышленности, в частности для производства сотовых конструкций
Наверх