Рабочее колесо осевого вентилятора

 

Изобретение относится к вентиляторостроению и предназначено для использования преимущественно на вентиляторах главного проветривания шахт, рудников и других отраслей промышленности . Изобретение позволяет повысить надежность и ремонтопригодность. Рабочее колесо осевого вентилятора содержит установленные на втулке 4 лопатки 1 с цапфами 2, каждая из которых соединена с одним из концов валика 9, второй конец которого связан с осью, на которой установлено зубчатое колесо 14, кинематически связанное с приводом 6, валик 9 снабжен муфтами 7 и 8, установленными на его концах, посредством одной из которых он связан с цапфой 2 лопатки 1, а другой - с осью зубчатого колеса 14„ Кинематическая связь между зубчатым колесом 14 и приводом 6 выполнена в виде зубчатой рейки 13, закрепленной на ползуне 12, установленном с возможностью перемещения на тяге 16, сое (Л диненной с приводом 6. 3 ил„ 05 со 00 Јь СО

09) 01>

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (Д1)5 F 04 D 29/36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4760308/06 (22) 21. 11. 89 (46) 15.12.91. Бюл. Р 46 (71) Донецкое производственное объединение по горному машиностроению (72) В.В. Хиценко, А.В. Кузнецов и С.И. Демочко

,(53) 621.438(088.8) (56) Патент ФРГ Р 2500966, кл. F 04 D 27/00, опублик. 1976, Заявка Великобритании к 2051968, кл. У 01 Й 5/30, опублик. 1980.

Авторское свидетельство СССР

Р 534587, кл. F. 04 Э 29/36, 1974.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1285203, кл. F 04 D 29/36, 1985..(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА (57) Изобретение относится к вентиля торостроению и предназначено для использования преимущественно на венти2 ляторах главного проветривания шахт, рудников и других отраслей промышленности. Изобретение позволяет повысить надежность и ремонтопригодность. Рабочее колесо осевого вентилятора со- . держит установленные на втулке 4 лопатки 1 с цайфами 2, каждая из которых соединена с одним из концов валика 9, второй конец которого связан с осью, на которой установлено зубчатое колесо 14, кинематически связанное с приводом 6, валик 9 снабжен муфтами

7 и 8, установленными на его концах, посредством одной из которых он связан с цапфой 2 лопатки 1, а другой— с осью зубчатого колеса 14. Кинематическая связь между зубчатым колесом 14 и приводом 6 выполнена в виде зубчатой рейки 13, закрепленной на ползуне 12, установленном с возможностью перемещения на тяге 16, сое- диненной с привопом 6. 3 an.

1690491

Изобретение относится к вентиляторостроению, а именно к рабочим колесам осевых вентиляторов для главного проветривания шахт, рудников и промьпп- 5 ленных предприятий металлургической, химической и других отраслей промышленности.

Известны рабочие колеса осевых вентиляторов, состоящие из рабочих 1р лопаток, установленных на втулке, механизма поворота лопаток, включающего, например, силовой цилиндр и диск, соединенного кинематически с лопатками посредством зубчатой реечной передачи или системы рычагов.

Однако указанные конструкции очень сложны, механизм поворота лопаток у них находится на большом радиусе и обладает высокими инерционными усилиями, которые требуют увеличенного расхода энергии на разгон и вращение такого рабочего колеса. Кроме того, такие конструкции из-за сложности и наличия гидравлики ненадеж- 25 ны в работе, трудоемки в изготовлении и требуют больших расходов на обслуживание и ремонт.

Известно также рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее гидроцилиндры, установленные.на хвостовиках лопаток, размещенных во втулке.

Размещение гидроцилиндров привода непосредственно на хвостовиках лопаток по окружности втулки упрощает конструкцию, но приводит к увеличению момента инерции рабочего колеса, что отрицательно сказывается на работоспособности приводного двигателя вентилятора. Кроме того, выполнение все- 4р

ro рабочего колеса и устройства для поворота рабочих лопаток как единого механизма затрудняет обслуживание, ремонт и замену узлов и деталей рабочего колеса.

Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности является рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее установленные на втулке лопатки с цапфами, каждая из которых имеет сферическую опорную . поверхность, контактирующую с ответной поверхностью втулки, и соединена с промежуточным валиком при помощи зубчатого колеса, венец которого с внутренними зубьями расположен на цапфе, а венец с наружными зубьями на конце валика, кинематически связанного с приводом., Кинематическая связь каждого валика с приводом выполнена в виде установленной на валу вентилятора ведущей конической шестерни, взаимодействующих с ней ведомых конических шестерен, снабженных венцами с внутренними зубьями и расположенного на другом конце каждого промежуточного валика с наружными зубьями.

Недостатком такой конструкции является сложность, металлоемкость и . значительные инерционные усилия при запуске и работе вентилятора. При жестком приводе через конические колеса для всех лопаток требуется очень точная установка по оси рабочего колеса.

В случае ремонта или изменения " параметров вентилятора необходимо останавливать последний и перестраивать шестерню в другом положении.

Целью изобретения является повышение надежности и ремонтопригодности вентилятора.

Указанная цель достигается тем, что в предложенном рабочем колесе осевого вентилятора, содержащем установленные на втулке лопатки с цапфами, каждая из которых соединена с одним из концов валика, второй конец которого связан с осью, на которой установлено зубчатое колесо, кинематически связанное с.приводом, валик снабжен муфтами, установленными на его концах, посредством одной из которых он связан с цапфой лопатки, а другой — с осью зубчатого колеса, а кинематическая связь между зубчатым колесом и приводом выполнена в виде зубчатой рейки, закрепленной на ползуне, установленном с 809MQKHocTbIO перемещения на тяге, соединенной с приводом.

Блочное выполнение рабочего колеса значительно облегчает ремонт и обслуживание при эксплуатации каждо- о го блока, т.к. все механизмы открыты и представляют собой самостоятельные ремонтопригодные части (узлы). Размещение механизма поворота непосредственно на валу вращения рабочего колеса значительно снижает момент инерции вращающихся частей рабочего колеса, т.к. находится на малом диаметре, что облегчает пуск двигателя вентилятора и позволяет экономить электроэнергию при длительной работе.

На фиг. 1 изображено рабочее колесо, разрез; на фиг. 2 — разрез А-Л

Рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее установленные на втулке

20 лопатки с цапфами, каждая.из которых соединена с одним из концов валика, второй конец которого связан с осью, на которой установлено зубчатое колесо, кинематически связанное с приво25 дом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и ремонтопригодности, валик снабжен муфтами, установленными на его концах, посредством одной из которых он свя30 зан с цапфой лопатки, а другой — с осью зубчатого колеса, а кинематическая связь между зубчатым колесом и приводом выполнена в виде зубчатой рейки, полэуна и тяги, соединенной с приводом причем рейка закреплена на ползуне, установленном с возможностью перемещения на тяге.

169 на фиг. 1; на фиг. 3 — рабочее колесо с гибким валиком, разрез.

Рабочее колесо осевого вентилятора включает рабочие, лопатки 1 с цапфами

2, установленными на подшипниках 3 во втулке 4 рабочего колеса. Соосно с осью вала 5 рабочего колеса установлен механизм 6 привода, соединенный посредством муфт 7 и 8 и валика 9 с цапфой 2 лопатки 1. Механизм 6 привода состоит из закрытого герметичного корпуса 10 с направляющими 11, по которым центрируется ползун 12 с зубчатыми рейками 13, кинематически связанными с зубчатым колесом 14, установленными в корпусе 10. В ползуне

12 закреплены подшипники 15, посаженные на тягу 16, соединенную с приводом. В случае несовпадения осей цапф

2 лопаток 1 с осями зубчатого колеса

14 муфты 7 и 8 (фиг.3) могут быть выполнены шарнирными и может быть применен гибкий валик 9.

Регулировка лопаток 1 рабочего колеса происходит без остановки вентилятора и осуществляется следующим образом.

При перемещении от привода вдоль оси вала 5 вентилятора тяга 16 через подшипники 15 перемещает поступательно ползун 12 по направляющим 11 корпуса 10. Закрепленные на ползуне 12 зубчатые рейки 13, находясь в зацеп ленин с зубчатыми колесами 14, пере- мещаясь относительно последних, поворачивают их. Зубчатые колеса 14, в

8491

6 свою очередь, через муфты 7 и 8 и валик 9 поворачивают за цапфу 2 лопатки 1 в подшипниках 3 втулки 4.

Подшипник 15 передает усилия для поворота лопаток 1 от установленного неподвижно на фундаменте привода к вращающемуся совместно с рабочим колесом механизму 6, через невращаю10 щую тягу 16 к вращающемуся ползуну 12.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность и ремонтопригодность.

Формула изобретения 1б9849 f

Ю

1f

Е

18

Составитель Н. Стученкова

Техред д.Олийнык . Корректор Л. Патай

Редактор N. Питкина

Пропзводсгвенно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4377 Тираж Подписное

ВНКФПИ о=ударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Рабочее колесо осевого вентилятора Рабочее колесо осевого вентилятора Рабочее колесо осевого вентилятора Рабочее колесо осевого вентилятора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляторостроению

Ротор // 1657763
Изобретение относится к вентиляторостроению

Изобретение относится к вентиляторостроению

Изобретение относится к области вентиляторостроения, а именно к механизмам поворота лопаток

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в рабочих колесах осевых вентиляторов

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в шахтных вентиляторных установках для снижения стоимости, повышения надежности и экономичности за счет повышения ремонтопригодности и оснащения вентилятора механизмом поворота лопаток рабочего колеса на ходу

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в установках главного проветривания шахт и метрополитенов и обеспечивает снижение стоимости и повышение экономичности за счет применения одного типа корпусов и двух взаимозаменяемых комплектов лопаток рабочего колеса для работы соответственно на нагнетание и всасывание

Изобретение относится к вентиляторостроению, может быть использовано в установках главного проветривания шахт и метрополитенов и обеспечивает уменьшение габаритов, снижение стоимости и повышение надежности осевых вентиляторов за счет повышения ремонтопригодности рабочего колеса

Изобретение относится к области машиностроения, например, к электрическим машинам и может быть использовано во вращающихся машинах, использующих осевые вентиляторы для перемещения газа

Изобретение относится к технике, обеспечивающей постоянство рабочей температуры двигателя внутреннего сгорания
Наверх