Устройство для очистки масла

 

СОЮЗ СОВЕ гскИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

)s F 16 Н 57/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О Ч (л) /

sly

2/

20

/б (61) 1629658 (21) 4786608/28 (22) 30.01,90 (46) 23.01.92. Бюл. Мг3 (71) Ивано-Франковский институт нефти и

Газа (72) М.И.Бурда, 3.Д.Василечко, В,M.Ôèëèпенко и Б,Д.Малько (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1629658, кл. F 16 Н 57/04, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ hAACflA (57) Изобретение отчосится к машиностроению. Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства. Устройство для очистки масла включающее корпус 1 с картером 2 и масляной ванной, в которой размещен эубчать и механизм, направляющих кожух 3 с системой каналов, установ„.,5U„„ 1707360 А2 ленный на наружной стороне картера 2, фильтрующий элемент 18, расположенный внутри направляющего кожуха 3, в дне картера 2 выполнены четыре отверстия 14, 15, 16 и 17 для связи с кожухом 3. расположенные по обе стороны от фильтрующего элемента 18 на оси зубчатого механизма закреплен фрикционный диск, взаимодействующий цилиндрической поверхностью с подпружиненной рейкой 23, установленной на пластине 20 с двумя отверстиями 24 и 25. размещаемой в направляющих 19 на дне картера 2, установленный ча оси между фрикционным диском и зубчатым колесом с возможностью осевого перемещения, между диском и зубчатым колесом установлен упругий элемент, усилие которого направле- ф но на сближение диска с фрикционным диском, торец диска со стороны фрикционного

1707360

10

25

ЗО

40 диска выполнен в виде конуса с вершиной, направленной к зубчатому колесу, на торце фрикционного диСка выполнены радиальные пазы, в которых установлены подпружиненные грузы, контактирующие с конусом, а усилия пружин направлено на прижатие грузов к оси вращения дисков, другой торец диска выполнен в аиде втулки с наружной канавкой, кроме того, устройство снабжено двуплечим рычагом, установИзобретение относится к машиностроению, и может быть использовано для очистки масла в трансмиссиях транспортных средств, редук1орах, мультипликаторах и т.п. и является усовершенствованием по авт.св. М 1629658.

Известно устройство для очистки масла, включающее корпус с картером и масляной ванной,.в которой размещен механизм с зубчатыми колесами, направляющий кожух, установленный на наружной стороне картера, фильтрующий элемент, расположенный внутри направляющего кожуха, в дне картера выполнены два отверстия для связи с кожухом, расположенные по обе стороны от фильтрующего элемента, и пластину, установленную на дне и подпружиненную упругими элементами относительно корпуса, Устройство содержит также диск, размещенный на оси одного из зубчатых колс", и направляющие на дне картера, в которых расположена пластина с воэможностью возвратно-поступательного перемещения, установленную на пластине подпружиненную рейку для взаимодействия с цилиндрической поверхностью диска. В пласте выполнены два отверстия. Двя дополнительных отверстия выполнены также в дне картерв, а в направляющем кожухе выполнена системе каналов.

При вращении мехвниэмв с зубчвтыми колесами диск, который находится в фрикционном взаимодействии с рейкой, перемещает пластину, установленную в направляющих на дне картера, в одно иэ крайних положений, 35 при котором отверстия в пласти .е совпадают с отверстиями в дне картера. Вращение зубчатых колес приводит к тому, что в зоне одних совмещенных отверстий создается избыточное давление, а в зоне других — разрежение, 8 результате в направляющий кожух подается поток масла, который проходит по каналам через фильтрующий элемент. ленным с возможностью поворота вокруг оси, неподвижно закрепленной относительно дна картера 2, один из концов рычага выполнен в виде вилки, e=.àèìîäåéñòåóþщей с канавкой втулки диска. другой выполнен в виде кулачка, взаимодействующего с роликами, установленными с возможностью вращения на пластине 20, позволяет повысить эффективность очистки масла, 7 ил.

При реверсировании зубчатых колес пластина под фрикционным воздействием диска перемещается в другое крайнее положение. При этом совмещаются другие парь; отверстий, обеспечивающие прохождение масла через фильтрующий элемент.

Недостаток известного устройства заключается в том, ч-,о весь процесс работы зубчатого механизма сопровождается трением скольжения диска (его цилиндрической поверхности) о рейку. Это приводит к тому, что трение диска о рейку вызывает их износ,.зто ограничивае(ресурс работы устройства и, кроме того, появляется дополнительные продукты износа. При трении диска о рейку в зоне контакта генерируется определенное количество тепла, которое передается 4аслу, омывающему диск и рейку

Поскольку в зоне трения могут развиваться довольно значительныЕ локальные темперагурные вспышки, это приведет к старению масла (его деструкции), в результате чего оно теряет свои основные функциональные свойства, Трибологичес ое взаимодействие диска с рейкой является источником акустической эмиссии и вибраций, что неблагоприятно сказывается на условиях труда обслуживающего персонала и ресурсе работы всего агрегата в целом.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для очистки масла снабжено дополнительным упругим элементом, установленным на оси зубчатых колес с возможностью осевого перемещения между фрикционным диском и одним из зубчатых колес, торец дополнительного диска со стороны фрикционного диска выполнен в виде конуса с вершиной, направленной к упомянутому зубчатому колесу, а другой торец — в виде втулки с цилиндричвской канавкой на ее наружной поверхности грузами, подпружиненными и установленными в ра6

5 диальных пазах ча торце фрикционного диска, и двуплсчим рычагам, один из концов которого выполнен в виде вилки для взаимодействия с цилиндрической канавкой на втулке дополнительного диска, а другой — в виде кулачка для взаимодействия с пластиной.

Сущность изобретения заключается в том, чта на оси вращения зубчатого механизма установлен диск. спвершзющий осевое перемегцение при достижении зубчатым механизмом определенной частоты вращения. За счет осевого перемещения диска чеоез рычаг v: плоский кулачковый механизм разрывается фрикционное взаимодействие диска с рейкой, а пластина фиксируется в положении, пбг".печивващим совмещение отверстий на пластине и дне картера, в результате чего создаются условия для прохождения масла ер "з фильтрующий элемент.

Предлагаемое устройство для очистки масла отличае1ся тем от известного, что оно дополнител ьно г нзбжено падп ружиненнья1 дискам, один торец которого выполнен в виде конуса, другой — в виде втулки с наружной канавксй между фрикционным дискам и конус=м диска размещены подпружиненные грузы, причем на торце диска выполнены для них радиальные пазы. Ры аг установлен R вазможностью поворота вакpуг аси, н= 1одзи.<но закрепленной относительно дча карт рз. Один из концов ры:а з вь:палнеч ь виде ви ки. вэаимодействук>àQl1 с канавкой втулки диска, другой — в виде плоск:гс кулачка. взаимодейству още<0 с раликзми. установленными с возможность с вращения на пластине, На фит.1 и=-обрзжено устройства, разрез; з фиг,2 — разрез А — A на фиг 1; на фиг.3 — резрез Б — i нз фи,1 (в неработающем со:тоянии1; на фиг,4 — разрез B — В на фиг.3, на фиг,5 — раз с à — l на фиг.3, в нерабатак щем состоянии: на фи .б — то же, гри вращении механизма против часовой стрелки;на фи,7 — то же,при вращении механизма по часовой стрелке.

Устрой"..тва состоит из.карпуса 1, картера 2, нзправлягощего кожуха 3, установленного на наружной стороне картера 2, вращающегося лехзниэма 4 с фрикционным дi"ñêoì 5, На том же валу зубчатого механизма между зубчатым колесом и фрикционным диском 5 установлен с возможностью осевога перемещения (за счет шпаночного или шлицевого соединения) диск б, один торец которого (со стороны фрикцианного диска) выполнен в виде конуса 7 с вершиной, направленной к зубчатому колесу. На торце фрикционного диска 5 выполнены радиальные пазы 8, в которых устанослечы подпружиненные грузы 9, а 0

15 20 установлена подпружиненная планкарейка 23, взаимодействующая с цилиндри20

55 причем усилие пружин 10 направлено на прижатие грузов 9 к оси вращения дисков, Другой торец диска 6 выполнен в виде втулки 11 с наружной канавкой 12. Между зубчатым колесом и дискобол 6 установлен упругий элемент 13, усилие каторага направлено на сближение дисков 5 и 6. В д,le картера 7 зыполнены отверстия 14 — 17 для связи с кохкухам 3, а внутри расположен фильтрующий элемент 18. Кроме roru, на дне картера

2, в направляющих 19 скольжения, с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлена пластина 20, По ходу пзретлещения пластина подпружиненв упругими элементами 21 и 22. На пластине ческой поверхностью диска 5. 3 пластине

20 выполнены два перепускных отверстия

24 и 2гл В направляющем кожухе 3 выполнены fi-образные стенки 26 и 27. которые образуют систему каналов, направляющие поток масла к фильтрующему зле 1енту 18.

Рычаг 28 установлен с возможностью поворота вокруг оси, неподвижно закрепленной относ,.тельно дна картера. Один из концов рычага выполнен в виде вилки 29, взаимодействующей с канавкой втулки диска 12, другой, ыполненный в виде плоского кулачка 30, взаимодействует с салихами 31 и 32, г .:,овленными с воэмо кнастью вращения нз пластине 20.

Устройстве работае с, едулащим обрззал,;

При вращении механ1 мз с зубчатыми

Kçëåñë lè 4, установленными,à подшипниках в корпусе 1, про из часовой стрелки диск 5, который находится в фрикци нном взаимодействии с рейкой 23, перемещает г,ластину 20, установленную в направляющих

19 на дне картера 2, в правое голажение. При достижении механизмом 4 определенной частоты вращения грузы 9, преодолевая усилие пружин 10, пад воздействием центробежных сил перемещаются 01 оси врэщения механизма 4 по радиальным пззам 8. При этом грузы 9 воздействую на коническую поверхность 7 диска 6, в результате чего диск 6, преодолевая усилие пружины 13, перемещается вдоль вала механизма 4 вправо.

Поскольку рычаг 28 верхним концом, выполненным в виде вилки 2"=„взаимодействует с пазом 12, выполненным на втулочной части 11 диска б, та оч поворачивается вокруг оси против часоаой стрелки. Кулачок 30 своей нижней косой стороной (фиг,5 и 6) воздействует на ролик 31. Это воздействие приводит к тому, что пластина 20 занимает такое положение при котором фрикцианный диск 5 выходит иэ контакта с рейкой 23, 1707360 а пары отверстий 14, 24 и 16,25 совмещаются. При этом пружина 22 растянута, а пружина 21 сжата.

Вращение зубчатых колес 4 приводит к тому, что в зоне отверстий 16 и 25 создается избыточное давление. а в зоне отверстий 14 и 24 -- разрежение, в результате чего в направляющий кожух 3 подается поток масла, который проходит по каналам, образованным П-образными стенками 26 и 27, через фильтрующий элемент 18. При этом масло очищается от примесей, в том числе и тяжелых, не выносимых на поверхность масла, Одновременно в объеме масляной ванны не происходит постоянное трение скольжения между диском 5 и рейкой 23 со всеми негативными последствиями. Путь масла при вращении механизма против часовой стрелки показан на фиг.1, 2 и 6 штрихпуктирной линией, Подпружинивание планкирейки 23 на пластине 20 обеспечивает надежное фрикционное взаимодействие диска 5 с планкой-рейкой 23.

При окончании работы механизма 4 частота вращения уменьшается. Грузы 9 под воздействием пружин 10 перемещаются к оси вращения механизма 4. Под усилием пружины 13 диск 6 смещается к фрикционному диску 5. рычаг 28 поворачивается против часовой стрелки, кулачок 30 выходит из контакта с роликом 31. B результате этого пластина 20 под воздействием пружин 21 и

22 возвращается в нейтральное положение (фиг.5).

При реверсировании механизма 4 (вращение за часовой стрелкой) диск 5 через планку-рейку 23 перемещает пластину в левое положение.

Кулачок 30 своей верхней косой стороной начинает воздействовать на ролик 32 (фиг,7), При этом пластина 20 занимает положение. при котором совмещаются отверс-гия 15 и 17 в дне картера с отверстиями 24 и 25 соответственно в пластине 20, Избыточное давление создается возле пары отверстий 15 и 24, разрежение — возле отверстий 17 и 25, Циркуляция масла осуществляется по пути, обозначенном на фиг.2 и

7 штриховыми линиями. При этом через

45 фильтрующий элемент 18 масло проходит в том же направлении, что и при вращении механизма против часовой стрелки, Таким образом, при любом направлении вращения механизма пластина 20 с отверстиями 24 и 25, дно картера 2 с отверстиями 14 — 17 и направляющий кожух 3 со стенками

26 и 27 обеспечивают такое направление потока масла, что через фильтрующий эле- мент 18 оно проходит всегда в одном направлении, при отсутствии постоянного трения диска о планку 23.

Благодаря такому решению повышается эффективность очистки масла: оно очищается при любом направлении вращения механизма. Очищеннбе от примесей масло обеспечивает высокую надежность и долговечность работы механизма, так как уменьшается износ трущихся сопряжений, исключается возможность возникновения эадиров и заеданий. Отсутствие в объеме ванны постоянной трущейся пары фрикционный диск-рейка также способствует долговечности масла, так как не происходит его деструкция в результате выделения тепла.

Формула изобретения

Устройство для очистки масла по авт,св,f+ 1629658, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей, оно снабжено дополнительным диском с дополнительным упругим элементом, установленными на оси зубчатых колес с возможностью осевого перемещения между фрикционным диском и одним из зубчатых колес, торец дополнительного диска со стороны фрикционного диска выполнен в виде конуса с вершиной, направленной к упомянутому зубчатому колесу, а другой — в виде втулки с цилиндрической канавкой на ее наружной поверхности, грузами, подпружиненными и установленными в радиальных пазах на торце рикционного диска, и двуплечим рычагом, один из концов которого выполнен в виде вилки для взаимодействия с цилиндрической канавкой на втулке дополнительного диска, а другой выполнен в виде кулачка для взаимодействия с пластиной. 70 „0

15 ь Р 6u Z

АР

3/

1707360

Q О

Фи? Р

Корректор В. Гирняк

Редактор Н.Гунько

Заказ 255 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб.. 4/5

Составитель М.Бурда

Техред M.Ìîðãåíòàë

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

3l

Устройство для очистки масла Устройство для очистки масла Устройство для очистки масла Устройство для очистки масла Устройство для очистки масла Устройство для очистки масла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам очистки масла и устройствам компенсации осевых тепловых зазоров в коробках передач, редукторах и др

Изобретение относится к вентиляции, может быть использовано для вентиляции внутренних полостей машин и позволяет повысить надежность работы машины путем осушения воздуха, поступающего в ее внутреннюю полость

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к вводу движения в вакуумную среду

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх