Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже в металлорежущих станках подшипников качения. Цель - повышение точности сборки и работоспособности подшипника , В способе подшипник монтируют на стенде, вращают на рабочей частоте, соответствующей наибольшему значению в технической документации на станок, и измеряют температуру нагрева, величину радиального биения и зазор-натяг. В процессе измерения варьируют каждым значением монтажных параметров в каждой паре. По полученным значениям получают зависимости между монтажными параметрами в каждой паре. Затем их преобразуют в математические модели и по их совместному аналитическому или графическому решению определяют оптимальные значения монтажных параметров. Повышение работоспособности подшипника обеспечивается учетом взаимного влияния одного параметра на другой. 3 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С 43/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4636176/27 (22) 12.01.89 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Вильнюсский станкостроительный завод "Жал ьгирис" (72) П.А.Ратомский, Ж.П,Ратомский и

А.П.Ратомский (53) 621.822.6(088.8) (56) Расчет и конструирование шпиндельных узлов с подшипниками качения металлорежущих станков. — М., 1971, с.30,41. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ МОНТАЖНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПОДШИПНИКА (57) Изобретение относится к машиностроению- и может быть использовано при монтаже в металлорежуЩих станках подшипников качения, Цель — повышение

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть использовано при монтаже в металлорежущих станках подшипников качения.

Известен способ, заключающийся в измерении размеров посадочных мест подшипников и сопрягаемых с ними деталей и дальнейшем аналитическом расчете значений монтажных параметров. Однако для способа характерна невысокая .точность получения монтажных параметров, а следовательно, и невысокая работоспособность, вследствие изменений от нагрузок в широких пределах действительных размеров колец подшипников и сопрягаемых с ними деталей, коэффициентов передачи тепла и температурных деформаций несущих корпусов, а также неучет влияния температуры и величины зазора-натяга на точность вра„SU (1710884 А1 точности сборки и работоспособности подшипника, В способе подшипник монтируют на стенде, вращают на рабочей частоте, соответствующей наибольшему значению в технической документации на станок, и измеряют температуру нагрева, величину радиального биения и зазор-натяг. В процессе измерения варьируют каждым значением монтажных параметров в каждой паре. По полученным значениям получают зависимости между монтажными параметрами в каждой паре. Затем их преобразуют в математические модели и по их совмест..ому аналитическому или графическому решению определяют оптимальные значения монтажных параметров. Повышение работоспособности подшипника обеспечивает.— ся учетом взаимного влияния одного параметра на другой. 3 ил. щения сопряженного с подшипниками шпинделя станка.

Известен способ, в котором монтажные параметры подшипника (радиальное биение, температура нагрева и величина зазора-натяга) определяют путем измерений после монтажа подшипника в корпусе и на шпинделе, при этом используют для контроля радиального биения стенд с установленными емкостными датчиками и электронным устройством., для контроля температуры нагрева — полупроводниковый термометр, для контроля зазора-натяга— специальное деформируемое кольцо с прорезью и закрепленным на нем микатором.

Способ позволяет повысить точность определения монтажных параметров подшипника за счет выполнения непосредственных измерений монтажных параметров при помощи приборов. Однако к недостаткам спо1710884

10

50 соба относятся неоптимальное определение монтажных параметров подшипника, ввиду неучета связей между монтажными параметрами, а также уменьшение работоспособности подшипника из-за неучета взаимного влияния одного параметра на другой (например, влияние зазора-натяга на радиальное биение).

Цель изобретения — повышение точности сборки и работоспособности подшипника.

Поставленная цель достигается тем, что подшипник монтируют на стенде, вращают на рабочей частоте и измеряют температуру нагрева, величину радиального биения и зазор-натяг, при этом за величину рабочей частоты принимают частоту, соответствующую наибольшему значению в технической документации на станок. В процессе измерения варьируют каждым значением монтажных параметров в каждой паре: зазор и температура, натяг и температура, зазорнатяг и радиальное биение, температура и радиальное биение и по полученным значениям получают зависимости между монтажными параметрами в каждой паре, которые преобразуют в математические модели и по их совместному аналитическому или графическому решению определяют оптимальные значения монтажных параметров.

На фиг.1 приведена "хема выполнения способа; на фиг.2 — с-,енд для получения экспериментальных результатов, общий вид; на фиг.3 — график определения оптимальных параметров подшипников, Схема включает матрицу планирования

1, необходимую для получения экспериментальных результатов 2 посредством стенда, приведенного на фиг.2 при варьировании начальными данными 3 (монтажными параметрами), поступающими в ЭВМ 4 для получения математических моделей 5.

Диапазон изменения значений начальных данных (монтажных параметров) при составлении матрицы планирования 1 определяют, например, на основе технической документации, исходя из допустимых: температуры нагрева и зазора-натяга подшипников, а также радиального биения шпинделя, Математические модели 5 зависимости (корреляционной связи) каждой пары монтажных параметров: температуры Т и зазора Лз, температуры радиального биения д, и натяга Лн и зазора-натяга Лз-н, радиального биения д и температуры Т получают с помощью стенда на основании экспериментальных результатов, выполненных в соответствии с принятой матрицей планирования, их обработки методами математической статистики и хранят в блоке памяти ЭВМ 4, с которой связаны печатное устройство 6 и дисплей 7, Стенд для получения экспериментальных результатов состоит из корпуса 8, в котором на расстоянии Н устанавливают рабочие подшипники 9 и закрывают их с двух сторон элементами 10. На рабочих подшипниках 9 располагают шпиндель 11, на конце которого выполняют контрольную поверхность 12. Рабочие подшипники 9 располагают на шпинделе 11 на расстоянии Н, которое регулируют кольцами 13 и 14 с затяжкой на нем втулкой 15 и гайкой 16 с целью получения необходимого значения величины зазора Аз натяга Ан (зазоранатяга Аз-н). Величину зазора-натяга

Лз-н в рабочих подшипниках изменяют посредством подбора размеров колец 13 и 14, т.е. Лз-н = HI — Н.

В корпусе 8 устанавливают два датчика

17 и 18 контроля при принятых значениях зазора-натяга Лз-,, температуры нагрева рабочих подшипников 9, до и после их вращения на рабочей частоте, задаваемой с помощью задатчика (не показан), а также показывающий прибор 19 и упругую муфту

20. На контрольной поверхности 12 другого конца располагают микатор 21, измерительный наконечник которого упирают в,контрольную поверхность 12 и контролируют радиальное биение д поворотом шпйнделя от руки до и после вращения рабочих подшипников на рабочей частоте. Измерения температуры нагрева рабочих подшипников

Т„и радиального биения д, при принятом значении зазора-натяга Лз-н, выполняют через каждые 0,5 ч вращения шпинделя на рабочей частоте и прекращают после достижения установившейся температуры нагрева Т. Получив на стенде все необходимые экспериментальные результаты 2 в соответствии с принятой матрицей планирования 1, выполняют преобразования полученных экспериментальных зависимостей между монтажными параметрами подшипника в каждой паре на основе методов математической статистики путем сравнения графических их изображений (экспериментальных зависимостей) с известной формой зависимости (линейной, квадратической или кубической параболой и т.д.), определения постоянных коэффициентов(Ьо; Ьо; bo; Ь ; Ь1; Ь1 и т,д.) и представления в виде математических моделей 5 между каждой парой монтажных параметров; Аз и Т; Лн и Т; Лзн и д; д и Т, например вида:

Т= bo+ b1 з+ Ь2 Лз +" + Ьп Лз

1710884

T = ЬО + Ь1 Лн+ Ь2 Лн +" + Ьп н" д= Ьо +Ь1 Л з-н+ Ьг Л з-н +- ° +bn

Лэн д=ЬО +Ь1 Т+Ь2 T +...+Ьп T", где Ьо; Ьо; Ьо; Ь, Ь ; Ь ит.д.— постоянные коэффициенты математических моделей.

Полученные методами математической статистики для принятого типа и характера

его сопряжения с корпусом шпинделя ра6очего подшипника математические модели 5 хранят в памяти Э ВМ 4 и воспроизводят при необходимости на дисплее в виде графика или на печатном устройстве. График для определения оптимальных монтажных параметров подшипников представляют на дисплее 7. Величины оптимальных монтажных параметров подшипников определяют по точкам пересечения графически воспроизведенных на дисплее 7 в принятом масштабе полученных математических моделейБ либо путем их аналитического решения и представления в виде чисел на печатном устройстве 6, при введении от вводного устройства ЭВМ 4, допускаемых соответствующими техническими условиями значений радиального биения д или установившейся температуры нагрева Т для принятого типа подшипника и получают при этом на дисплее

7 ЭВМ 4 оптимальное значение величины зазора Лз или натяга Л<, установившейся температуры Т и радиального биения д.

Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника осуществляют следующим образом.

Принимают матрицу 1 планирования эксперимента, например для подшипников

9, определяют диапазоны изменения монтажных параметров 3, которые принимают изменяющимися в пределах:

Лa = 0...7 мкм, Ьн = 1.„5 мкм, Т =

19...45 С, д=0...50 мкм.

Значения зазора Л > или натяга Л подшипников получают путем их установки на шпинделе 11 в корпусе 8 на постоянно принятом расстоянии Н между наружными кольцами подшипников, например HI

250,000 мм и переменном (в зависимости от величины зазора Лз — натяга A<) расстоянии Н между внутренними кольцами подшипников 9, которое обеспечивают подбором и пригонкой, например притиркой размеров колец 13 и 1 4, например Н =

250,000 мм, обеспечив при этом расчетный зазор, равный

Л з = Н,— Н = 250,000 — 250,000 = 0,000

В рабочие подшипники 9 закладывают необходимое количество смазки, устанавливают элементы 10, и затягивают цепь по5

55 средством axynKv 15, гаек 16 и колeq I и -„ сжимая подшипники между собой, получая расчетный зазор Ь = О. К контрольной поверхности 12 шпинделя 11 подводят микатор 21 для контроля радиального биения и путем вращения шпинделя 11 от руки по максимальному отклонению стрелки микатора отсчитывают величину радиального биения д = 2,5 мкм.

К наружным кольцам рабочих подшипников 9 до контакта с ними подводят датчики 17 и 18 и по шкале показывающего прибора 19 снимают отсчет первоначальной температуры нагрева рабочих подшипников

9, которая составляет Т = 20,1 С. Конец шпинделя 11 посредством упругой муфты 2С соединяют с приводом (не показан), а задатчиком частоты вращения (не показан) устанавливают рабочую частоту, соответствующую наибольшему значению заданному,иравную, например, и = 3150 об/мин, Включают вращение шпинделя 11 и во время его работы, через каждые 0,5 ч производят контроль по показывающему прибору 19 температуры нагрева Т рабочих подшипников 9.и радиального биения д— показаниям микатора 21.

Измерения прекращают при достижении установившейся температуры нагрева рабочих подшипников 9. Установившаяся температура нагрева подшипников 9 со::авила Т = 24 С, а радиальное биение д =,5 мкм (установившуюся температуру нагрева

Т рабочих подшипников 9 определяют в виде разности между измеренной датчиками

17 и 18 наибольшей установившейся температурой нагрева Т> после вращения подшипника и первоначальной их температурой Т, т.е. Т = Т вЂ” Т ). Эти результаты заносят в память ЭВМ. Затем стенд включают и после естественного охлаждения рабочих подшипников 9 до первоначальной температуры Tí = 20,1 С производят демонтаж шпинделя 11. В соответствии с принятой матрицей планирова„ния обеспечивают следующую величинф зазора-натяга в рабочих подшипниках h, =

2 мкм и путем подбора размеров колец 13

14 достигают разности размеров h.>-> = Н

Н = 250,000 — 249,998 = 0,002 мм (2 мкм).

Монтируют на стенде шпиндельный узел с рабочими подшипниками 9 и затягивают их посредством гаек 16, втулки 15 и колец 13 и 14, К контрольной поверхности

12 шпинделя 11 подводят микатор 21 и путем вращения шпинделя 11 от руки по максимальному отклонению стрелки микатора отсчитывают величину радиального биения, которая составляет д= 3,2 мкм. К наружным

1710884 кольцам рабочих подшипников 9 до контакта с ними подводят датчики 17 и 18 и по шкале показывающего прибора 19 снимают отсчет первоначальной температуры нагрева рабочих подшипников 9, которая составила Тн = 19,5ОС. Конец шпинделя 11 посредством упругой муфты 20 соединяют с приводом (не показан), включают вращение шпинделя 11 на ранее установленной частоте, и во время его работы через каждые 0 5 числа производят контроль по показывающему прибору температуры нагрева Ти рабочих подшипников 9 и радиального биения д по показаниям индикатора 21.

Измерения прекращают при достижении установившейся температуры нагрева рабочих подшипников 9. Установившаяся температура нагрева подшипников 9 Т =

=260C, а радиальное биение д = 6,5 мкм, Результаты измерений заносят в память

ЭВМ 4. Затем стенд выключают и после естественного охлаждения рабочих подшипников 9 до первоначальной температуры производят демонтаж шапинделя 11. В соответствии с матрицей планирования обеспечивают следующую величину зазоранатяга в рабочих подшипниках 9 A3 = 4 мкм, и путем подбора размеров колец 13 и

14 достигают разности размеров Л 3-н =

Hi — Н = 250,000 — 249,996 = 0,004 мм (4 мкм).

Вновь монтируют на стенде шпиндельный узел и выполняют аналогичные действия и измерения.

Результаты зависимостей между монтажными параметрами подшипника в каждой паре представляют графически и сравнивают с известной графической формой (линейной, параболической и т.д,). В результате сравнения получают, что графические изображения зависимостей установившейся температуры нагрева Т и зазора-натяга Лз — Лн, биения д и зазоранатяга (Aз — A<) близки по форме к виду кубической параболы, а зависимость биения д от установившейся температуры нагрева Т близка по форме к полиному 4-й степени, что можно представить в виде;

% T= bO+ Ь1 Лн+ Ь2 Лн + ЬЗ Лн, 3, Т = ЬО + Ь1 Aa+ Ь2 As + Ьз Лз д=Ьо +b1 A.+Ь А, +Ьз AÄ; г - з. д = Ьо + Ь1 Т+ b2 Т + Ьз Т + b4 Т4.

Определяют величины постоянных коэффициентов Ьо; Ьо; bo; Ьо и т.д. и выполняют преобразование зависимостей, связывающих установившуюся температуру нагрева Т с зазором А> и натягом Aн, при изменениях натяга Т = 18 2 + 6,1 A „+

2,3 Лн + 0,7 Ьн, (1) при изменениях зазора Т = 24,6+ 13 Aэ+

0,15 Aз + 0,03 з; (2) биение д с зазором-натягом A3"н д = 2,3+

0,4 Лз+ 0,18 Л з + 0,05 As, (3) биение д с температурой Т нагрева д = 8,1—

1.10 Т вЂ” 810ЗТ вЂ” 1,2 10 Т. (4)

По точке пересечения графических изображений математических моделей определяют величины оптимальных значений монтажных параметров, значения которых составили: зазор A > = 4 мкм, установившаяся температура нагрева Т = 27 С; радиальное биение д = 7 мкм, Предлагаемый способ при монтаже подшипника во фрезерной головке позволяет повысить долговечность рабочих подшипников в 1,35 раза в сравнении с известным способом за счет обеспечения оптимальных значений зазора, не превышения при эксплуатации допустимой установившейся температуры и радиального биения.

Формула изобретения

Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника, заключающийся в том, что подшипник монтируют на стенде, вращают на рабочей частоте и измеряют температуру нагрева, величину радиального биения и зазор-натяг,. о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности сборки и работоспособности подшипника, за величину рабочей частоты принимают частоту, соответствующую наибольшему значению в технической документации на станок, в процессе измерения варьируют. каждым значением монтажных параметров в каждой паре: зазор и температура, натяг и температура, зазор-натяг и радиальное биение, температура и радиальное биение и по полученным значениям получают зависимости между монтажными параметрами в каждой паре, которые преобразуют в математические модели и по их совместному аналитическому или графическому решению определяют оптимальные значения монтажных параметров.

1710884

1710884

I

Составитель Т.Хромова

Редактор И.Ванюшкина Техред М.Моргентал Корректор А,Осауленко

Заказ 327 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника Способ определения оптимальных монтажных параметров подшипника 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к автоматам для сборки шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению Цель - повышение качества и производительности приработки пар трения Перемещают поверхности тренич пар трения относительно друг друга

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способу сборки роликоподшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах валов, работающих в условиях неблагоприятного сочетания запыленности сред и широкого интервала температур

Изобретение относится к машиностроению , в частности к сборке деталей кривошипно-шатунных механизмов, подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке-разборке редукторов, на валах которых смонтированы подшипники с разъединяющимися кольцами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сборочных работах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промышленности при сборке велоподшипнйков на автоматических роторных линиях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям комплектования подшипников кольцами и телами качения перед операцией сборки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству радиально-упорных шарикоподшипников
Наверх