Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к технической диагностике. Цель изобретения - повышение точности диагностирования. Перекрывают впускной и выпускной каналы каждого цилиндра, перемещают путем поворота колен-натого вала с заданной скоростью его Поршень от в.м.т. до н.м.т. на такте впуска, определяют расход воздуха, поступающего в цилиндр, затем перекрывают выход воздуха из Цилиндра, перемещают поршень с заданной скоростью от н.м.т. до В.М.Т., через заданный промежуток времени после этого открывают выход воздуха из цилиндров, определяют расход, а диагностирование осуществляют по соотношению расходов. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4792632/06 (22) 19.02,90 (46) 23.02.92. Бюл. М 7 (75) Л. У, Фомин (53) 621.43-001.5(088.8) (56) Бельских В. И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. - М.: Колос, 1980, с. 292, 293. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛ Я В НУТРЕ Н Н Е ГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к технической диагностике. Цель изобретения — повышеИзобретение относится к техническому диагностированию и может найти применение для определения износа сопрягаемых поверхностей цилиндро-поршневой группы.

Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания, включающий подачу воздуха в цилиндр, определение его расхода через неплотности цилиндро-поршневой группы по давлению воздуха и сравнения с эталоном.

Однако достаточно точное определение абсолютных значений давления воздуха в цилиндрах при такте сжатия затруднено изза нестабильности вращения коленчатого вала при прокручивании его пусковым устройством.

Указанные недостатки устранены в способе диагностирования двигателя внутрен; него сгорания с измерением количества воздуха, прорвавшегося через неплотности сопрягаемых поверхностей проверяемых цилиндров.

Известный способ диагностирования лвигателя внутреннего сгорания; включает

„„. Ж„„1714412 А1 ние точности диагностирования, Перекрывают впускной и выпускной каналы каждого цилиндра, перемещают путем поворота коленчатого вала с заданной скоростью его поршень от в.м.т. до н.м.т. на такте впуска, определяют расход воздуха, поступающего в цилиндр, затем перекрывают выход воздуха из цилиндра, перемещают поршень с заданной скоростью от н.м.т. до в.м.т., через заданный промежуток времени после этого открывают выход воздуха из цилиндров, определяют расход, а диагностирование осуп:„ествляют по соотношению расходов. 1 ил. подачу воздуха в цилиндр, определение его расхода через неплотности цилиндро-поршневой группы при прокручивании двигателя и сравнения расхода с эталоном, Однако при таком способе диагностирования двигателя внутреннего сгорания не весь прорвавшийся через неплотности в цилиндро-поршневой группе воздух можно собрать и измерить, отчего точность диагностирования не достаточна.

Целью изобретения является повышение точности диагностирования, Поставленная цель достигается тем, что согласно способу диагностирования двигателя внутреннего сгорания, включающему подачу воздуха в цилиндр, определение его расхода через неплотности цилиндро-поршневой группы и сравнения с эталоном, перекрывают впускной и выпускной каналы каждого цилиндра, перемещают путем поворота коленчатого вала с заданной скоростью его поршень от верхней мертвой точки (в.м.т.) до нижней мертвой точки (н.м.т.) на такте впуска, определяют расход воздуха, 1714412 поступающего в цилиндр, затем перекрывают выход воздуха из цилиндра, перемещают поршень с заданной скоростью от н.м.т до в.м.т., через заданный промежуток времени после этого открывают выход воздуха из цилиндра, определяют расход, а диагностирование осуществляют по соотношению расходов.

На чертеже схематично показан двигатель внутреннего сгорания со снятыми коллекторами, с размещенным в форсуночном отверстии прибора для определения проходящего через него воздуха и с перекрытыми впускными и выпускными каналами.

Предлагаемый способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что перекрывают впускной и выпускной каналы проверяемого цилиндра и, установив поршень его в начале такта впуска, перемещают его путем поворота коленчатого вала с заданной скоростью от в.м.т. до н.м.т, на такте впуска, определяют расход воздуха, поступающего в цилиндр через измерительный прибор, установленный в форсуночное (или свечное) отверстие, затем перекрывают выход воздуха из цилиндра, перемещают поршень с заданной скоростью от н.м.т. до в.м.т., сжимая в цилиндре воздух, и, выдержав заданный промежуток времени, открывают выход воздуха из цилиндра, определяя расход его по шкале прибора.

Разность расхода поступившего в цилиндр воздуха и вышедшего из него сравнивают с эталонной. Далее поочередно диагностируются другие цилиндры проверяемого двигателя.

Пример . Требуется определить техническое состояние цилиндро-поршневой группы двигателя СМД-60, установленного на тракторе Т-150, работающего на полевых работах.

Трактор останавливают, открывают капот, очищают от пыли, с двигателя 1 снимают коллекторы (не показаны) и освобожденные от коллекторов каналы 2 и 3 для впуска воздуха и выпуска отработанных газов иэ рабочего пространства 4 проверяемого цилиндра 5 наглухо закрывают заглушками 6 и 7, Выкручивают из резьбового отверстия

8 головки 9 проверяемого цилиндра 5 форсунку (не показана) и в резьбовое отверстие.

8 ввертывают прибор 10 для измерения проходящего через него воздуха, который состоит из корпуса 11, трубопровода 12 с резьбовым концом для ввертывания в резьбовое отверстие 8 на головке 9 цилин- дров и с запорным вентилем 13 для перекрытия прохода воздуха, а также из

4 впускного патрубка 14, шкалы 15, разградуированной на объем воздуха (л/дм ), стрелки указателя 16, связанной через передаточный механизм с рабочими лопастями, получающими крутящий момент от движения воздуха (не показаны), Такой прибор называется счетчиком газа, выпускается промышленностью.

При открытом запорном вентиле 13 прокручивают вручную коленчатый вал 17 двигателя, который через кривошип 18 двигает шатун 19 по цилиндру 5 поршень 20, устанавливая его в начале такта впуска (это положение определяют по состоянию клапанов, выпускной клапан 21 закрывается, а впускной клапан 22 открывается), После установки поршня 20 в в.м.т. (верхнюю мертвую точку) на начало такта впуска коленчатый вал 17 поворачивают вручную на полоборота с довольно большой для ручного исполнения скоростью для предотвращения подсоса воздуха в цилиндр через зазор между поршнем и цилиндром, например один оборот в секунду, В результате такого поворота коленчатого вала 17 поршень 20 из верхней мертвой точки переместится в нижнюю мертвую точку (н,м.т) и рабочее пространство 4 цилиндра 5 будет наибольшим. При перемещении поршня

20 вниз в рабочем пространстве 4 цилиндра создается разрежение и в результате перепада давлений в него из атмосферы через патрубок 14 будет поступать воздух, который, проходя через расположенный в корпусе 11 прибора 10 механизм (не показан), будет вращать его и через передаточный механизм (не показан) будет поворачивать стрелку указателя 16 по шкале

15, далее воздух пойдет по трубопроводу 12 в пространство 4 цилиндра 5 и заполнит его, При достижении поршня 20 н.м.т, стрелка указателя 16 отклонится на наибольший угол и показатель на шкале 15, против которого остановится стрелка указателя 16, будет означать количество вошедшего в цилиндр воздуха при такте впуска, Зафиксируем этот показатель, например 1,52 л (рабочий объем всех шести цилиндров двигателя 9,15 л).

Трубопровод 12 перекрывают путем поворота вентиля 13 и поворачивают коленчатый вал 17 на полоборота при такте сжатия, от чего кривошип 18 его, воздействуя через шатун 19 на поршень 20, перемещают его из н,м.т. в в.м.т., который сжимают воздух в рабочем пространстве 4 цилиндра 5. Скорость поворота коленчатого вала такая же, как при первом полуобороте, от чего подсос воздуха через неплотности при первом полуобороте компенсируется

1714412

=0,06»/мин;

007+008+005 007 /

25 3 л мин факт. т этал.

Y фа к =- 1 Гфакт,=-0,07 л/мин, 1,52x6

„00

Чатал=,0,1 ll/MHH, утечкой воздуха через эти неплотности при втором полуобороте коленчатого вала.

При окончании полуоборота коленчатого вала включают секундомер и запертый и цилиндре сжатый воздух выдерживают в течение определенного, необходимого для утечки воздуха через зазоры в сопрягаемой поверхности поршня с цилиндром времени, например в течение 1 мин, по истечении которой поворачивают вентиль 13, открывая проход воздуха иэ рабочего пространства 4 цилиндра 5 в атмосферу через механизм прибора 10 и, когда давление воздуха в рабочем пространстве 4 цилиндра

5 сравняется с атмосферным, стрелка указателя 16 покажет на шкале 15 количество вышедшего через измерительный прибор воздуха из цилиндра. Например, стрелка указателя показала на шкале 1,45 л.

Определяют утечку воздуха из проверяемого цилиндра через зазоры сопрягаемых поверхностей поршня с цилиндром путем вычитания из первого показателя, снятого со шкалы прибора, второй показатель и разность делят на продолжительность выдержки: где тфакт, — утечка воздуха фактическая;

Сравнивают фактическую утечку воздуха с эталонной утечкой, принятой эмпирическим путем на основании опытных данных.

Для всех двигателей эталонная (допустимая) утечка воздуха составляет 6-77;. Таким образом, для двигателя СМД-60 утечка из одного цилиндра будет равна где татаа. — эталонная (допустимая) утечка воздуха через зазор сопрягаемых поверхностей поршня с цилиндром двигателя

СМД-60.

Сравнивают фактическую утечку воздуха с эталонной утечкой:

Уфакт. т атал. т. е. фактическая утечка воздуха меньше эталонной.

Проверку технического состояния цилиндра повторяют, выдержку запертого в цилиндре сжатого воздуха производят в течение другого промежутка времени, например 2 мин. При повторной проверке со шкалы прибора снимают следующие показатели: впущено воздуха в цилиндр 1,51 л, выпущено воздуха из цилиндра 1,35 л, выдержка по секундомеру 2 мин.

5 т факт, Уфакт.=0,08 л/мин; т факт. т этал.

10 При третьей повторной проверке запертый в цилиндре сжатый воздух выдерживают по секундомеру в течение 3 мин, При проверке со шкалы прибора снимают следу- ющие показатели: впущено воздуха в ци15 линдр 1,50 л, выпущено воздуха из цилиндра 1,32, выдержка 3 мин, 3 мин

20 т факт. т этал..

Находят среднее арифметическое: т. е. фактическая утечка воздуха из цилиндра меньше эталонной, поэтому износ сопря30 жения поршень-цилиндр находится в допустимых пределах.

Аналогичным способом определяют техническое состояние следующего цилиндра проверяемого дви."ателя, а потом пооче35 редно всех цилиндров.

Формула изобретения

Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания, включающий подачу

40 воздуха в цилиндр, определение его расхода через неплотности цилиндропоршневой группы и сравнение с эталоном, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности, перекрывают впускной и выпу45 скной каналы каждого цилиндра, перемещают путем поворота коленчатого вала с заданной скоростью его поршень от верхней мертвой точки до нижйей мертвой точки на такте впуска, определяют расход

50 воздуха, поступающего в цилиндр, затем перекрывают выход воздуха из цилиндра, перемещают поршень с заданной скоростью от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки, через заданный промежу55 ток времени после этого открывают выход воздуха из цилиндра, определяют расход, а диагностирование осуществляют по соотношению расходов.

1714412

Составитель А. Аристов

Редактор В. Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Н, Ревская

Заказ 685 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерения силы трения и может бытьиспользовано в машиностроении при определении потерь на трение в цилиндропоршнавой группе поршневых машин

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить надежность и увеличить скорость проведения испытаний путем коррекции программ на первых циклах термоциклических испытаний

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к испытаниям деталей двигателей внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость диагностирования за счет введения двухканальной схемы стробирования и пикового детектирования, двух аналогоцифровых преобразователей, сумматоров, запоминающих блоков

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения - упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений , которое отличается от теоретического , расчитанного по формуле его перемещения , на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и позволяет сократить продолжительность диагностирования, которое осуществляют следующим образом

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх