Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины

 

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения - упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений , которое отличается от теоретического , расчитанного по формуле его перемещения , на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил. (Л С.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

I) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.,(t ) "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I (21) 4647428/06 (22) 06.02.89 (46) 30.12.91. Бюл. М 48 (71) Государственный всесоюзный научноисследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машиннотракторного парка (72) А,В,Дунаев, А.В.Колчин и А.В.ДальниКОВСКНА (53) 621.43-005.1 (088.8) (56) Спичкин Г, В. и др. Практикум по диагностированию автомобилей. M.: Высшая школа, 1986, с, 63-65.

Авторское свидетельство СССР

М 365619, кл, G 01 М 17/00, 1973.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины.

Известны способы определения зазоров, при которых в камере сгорания создают знакоперемен ное движение, под действием которого детали кривошипно-шатунного ме. ханизма перемещаются на величину зазоров в сопряжениях.

В качестве прототипа принят способ, используемый в устройстве для определения зазоров.

Для реализации указанного способа требуется громоздкая и дорогостоящая компрессорно-вакуумная установка, с помощью которой попеременно создают в

„„ЯЦ „„1702215 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРОВ В

ПОДШИПНИКАХ ШАТУНА ПОРШНЕВОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и мажет быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения — упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений, которое отличается от теоретического, расчитанного по формуле его перемещения, на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил, надпоршневом пространстве какого-либо цилиндра разрежение и давление воздуха для принудительного перемещения поршня в пределах зазоров в сопряжениях шатуна, т.е. для осуществления прямой и обратной выборки зазоров в головках шатуна с помощью сил давления воздуха.

При этом сложность применяемого оборудования и сравнительно большие значения давления и разряжения обуславливают малую применимость и значительную энергоемкость способа.

Целью изобретения является упрощеwe способа и применяемого для его реализации оборудования, На фиг.1 показано положение деталей кривошипно-шатунного механизма поршневой машины после обратной выборки эа1702215 зоров в подшипниках шатуна; на фиг,2 — то же, после прямой выборки зазоров в подшипнИках шатуна.

Способ осуществляют следующим образом.

Поршень 1 исследуемого цилиндра поршневой машины устанавливается в положении, соответствующем концу такта сжатия (например, начала подачи топлива в цилиндр).

В этом положении на шкив 2, или другую деталь, связанную с коленчатым валом) устанавливают угломер 3 (например КИ13926-ГОСНИТИ) таким образом, чтобы он позволил точно определить положение коленчатого вала в пределах 10-30 после

ВМТ.

Поворачивают коленчатый вал в рабочем направлении (до ВМТ медленно, а после BMT быстро, рывками) на угол 20-30 после BMT и регистрируют фактическое его значение по угломеру 3, После прохождения поршнем BMT под действием сил трения поршня и поршневых колец о гильзу, разрежения в надпоршневом пространстве и инерции поршня происходит обратная выборка максимальных зазоров в головках шатуна (фиг.1).

При этом положении поршня в форсуночное (свечное) отверстие вместо форсунки устанавливают устройство 4 цля регистрации его положения (например, устройство КИ-11140М-ГОСНИТИ) и регистрируют положение поршня, На шкив 2 устанавливают угломер 5 (например КИ-13909-ГОСНИТИ) таким образом, чтобы он обеспечивал измерение

1 положения коленчатого вала при его повороте в направлении, обратном рабочему к

BMT (фиг.2), Поворачивают коленчатый вал в направлении к BMT на угол а /а - — — 7 — 9 ) и регистрируют фактическое его положение угломером 5. При этом под действием сил инерции, веса деталей KLLIM, трения поршня и поршневых колец о гильзу, давления газов на поршень происходит прямая выборка зазоров в головках шатуна.

По устройству 4 регистрируют второе положение поршня, Исходя иэ известной функции движения поршня от BMT к HMT Я = R(1+ cos а—

-0,5 il SIn a), рассчитывают(или спределяют по таблицам) теоретический ход поршня

1т, обусловленный поворотом коленчатого вала на угол а(измеренный).

По разности показаний устройства 4 для измерения положения поршня опреде5

45 ляют измеренный (фактический) ход поршня

1И, Вычисляют разность теоретического 1т и измеренного i> ходов поршня, которая равна величине определяемых суммарных зазоров в сопряжениях головок шатуна.

Длг. двигателя Д-240

Sx -" 125(1 + cos Q+ 0,5 0,276 sin Q).

Результаты расчетов для различных углов а поворота коленчатого вала приведены в таблице.

При осуществлении способа коленчатый вал на такте рабочего хода резким поворотом по часовой стрелке был установлен в положение 22 после ВМТ, а затем произведен обратный (к BMT) поворот его на 8 против часовой стрелки и коленчатый вал занял положение 14 после BMT.

По таблице теоретическое перемещение поршня для положения коленчатого вала 14 после В МТ составляет 2,361 мм, а для

22 после BMT — 5,760 мм, Следовательно, теоретический ход поршня при повороте коленчатого вала на 8 с оста вл я ет 3,399 мм,.

Фактический ход поршня, определенный с помощью устройства 4 (КИ-11114ОМГОСНИТИ), составил 2.890 мм.

Искомые зазоры в верхнем и нижнем подшипниках шатуна, определяемые по разнице теоретического и фактического перемещений поршня, составили в сумме

0,509 мм, Согласно данным ГОСНИТИ допускаемая величина составляет О,б мм и дизель

Д-240 допускается в эксплуатацию беэ проведения капитального ремонта.

Предлагаемый способ определения зазоров в подшипниках шатуна прост в осуществлении и не требует использования громоздкого специфического оборудования (компрессорно-вакуумная установка).

Формула изобретения

Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, включающий прямую и обратную выборки зазоров в сопряжениях с регистрацией положения поршня после каждой выборки и измерением перемещения поршня по разности его положения, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью упрощения способа и применяемого оборудования, выборку зазоров осуществляют путем поворота коленчатого вала на такте рабочего хода, причем прямую выборку осуществляют в направлении, обратном рабочему до пположения, при котором шатун опирается на шейку коленчатого вала в зоне

1702215

Составитель А.Дунаев

Техред М.Моргентал

Корректор, Т.Палий

Редактор Н.Горват

Заказ 4536 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ее.максимального износа, а обратную выборку — в рабочем направлении на фиксируемый угол в пределах той же зоны износа и определяют суммарный зазор в подшипниках по зависимости где S — суммарный зазор в сопряжениях верхней и нижней головок шатуна;

1 — теоретическое перемещение поршня при повороте коленчатого вала на фикси5 руемый угол;

I< — измеренное перемещение поршня при выборке зазоров в сопряжениях головок шатуна.

Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины Способ определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и позволяет сократить продолжительность диагностирования, которое осуществляют следующим образом

Изобретение относится к технике диагностирования технического состояния поршневых двигателей внутреннего сгорания и их систем„ Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем регулирования нагрузки на диагностируемые цилиндры ДВС

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, а именно к устройствам для испытания выпускных клапанов преимущественно высокофорсированных дизелей

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к стендам для испытания сельскохозяйственных машин, в частности мобильных чаесборочных и чаеподрезочных машин

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к стендам для испытания генераторов абсорбционных аппаратов

Изобретение относится к испытаниям на прочность турбомашин

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх