Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к механизмам плавного включения фрикционных муфт гидромеханических коробок передач транспортных средств. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей механизма путем оптимизации процесса наполнения исполнительного цилиндра. Механизм состоит из корпусов 8 и 13, внутри которых расположены соответственно регулятор давления и гидроаккумулятор. Между ними размещена перегородка 17. Регулятор включает в себя регулирующий золотник 9, пружину 10 и подвижную опору, взаимодействующую посредством штока 15 и отверстия 18 в перегородке 17с подпружиненным поршнем 14 гидроаккумулятора . Пружинная полость 22 сообщена с входом 24 регулятора давления и через переключатель 7 передач с гидроцилиндром включаемой муфты, а противоположная ей полость 20 - с источником 6 давления. Полости 20 и 22 сообщаются дроссельным отверстием 25. Во время выбора зазоров между дисками включаемого фрикциона поршень 14 перемещается вправо и перенастраивает регулятор давления на низкий уровень давления. По мере возвращения поршня 14 в исходное состояние усилие затяжки пружины 10 увеличивается, что приводит к возрастанию до номинального уровня давления в гидроцилиндре муфты. После возвращения поршня 14 в первоначальное положение механизма подготовлен к переключению других передач. 1 з.п.ф-лы, 1 ил. СО с VI ю о ю о о и я -я

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 B 60 К 41/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ЬЭ

О

О

С) (Ь

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4787914/11 (22) 30.01.90 (46) 23.03.92. Бюл. М 11 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) B. П. Тарасик и Н. Н. Горбатенко (53) 269.,1 13(088.8) (56) Тарасик В. П. Фрикционные муфты автомобильных гидромеханических передач.

Минск: Наука и техника, 1973, с. 193, рис. 37. (54) МЕХАНИЗМ ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ

ГИДРОУПРАВЛЯЕМЫХ ФРИКЦИОННЫХ

МУФТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортной технике, а именно к механизмам плавного включения фрикционных муфт гидромеханических коробок передач транспортных средств. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей механизма путем оптимизации процесса наполнения исполнительного цилиндра. Механизм состоит из корпусов 8 и 13, внутри которых расположены соответственно регулятор давления и гидроаккумулятор. Между ними

„, Ы„„1720906 А1 размещена перегородка 17. Регулятор включает в себя регулирующий золотник

9, пружину 10 и подвижную опору, взаимодействующую посредством штока 15 и отверстия 18 в перегородке 17 с подпружиненным поршнем 14 гидроаккумулятора. Пружинная полость 22 сообщена с входом 24 регулятора давления и через переключатель 7 передач с гидроцилиндром включаемой муфты, а противоположная ей . полость 20 — с источником 6 давления. Полости 20 и 22 сообщаются дроссельным отверстием 25. Во время выбора зазоров между дисками включаемого фрикциона поршень 14 перемещается вправо и перенастраивает регулятор давления на низкий уровень давления. По мере возвращения поршня 14 в исходное состояние усилие затяжки пружины 10 увеличивается, что приводит к возрастанию до номинального уровня давления в гидроцилиндре муфты.

После возвращения поршня 14 в первоначальное положение механизма подготовлен к переключению других передач. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

1720906

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к механизмам, предназначенным для плавного включения фрикционных муфт гидромеханических коробок передач транспортных средств, в которых переключение передач происходит с разрывом потока мощности.

Известны механизмы плавного включения фрикционных муфт, содержащие корпус, в котором расположены регулятор давления и взаимодействующий с ним гидравлический аккумулятор, выполняющий функцию реле выдержки времени и определяющий время работы регулятора давления.

Недостаток таких механизмов заключается в отсутствии функциональной возможности применения одного механизма для плавного включения всех муфт коробки передач. Это обусловлено тем, что при переключении передач давление в главной масляной магистрали падает на незначительную величину, а гидроаккумулятор за время подготовки муфты к включению (время выбора зазоров между дисками) практически не опорожняется, а следовательно, и не переводит регулятор на более низкий уровень регулирования. давления. Поэтому в момент сжатия дисков давления в гидро" цилиндре фрикциона скачкообразно возрастает до уровня настройки регулятора. Это вызывает большие динамические нагрузки в трансмиссии и ухудшает плавность переключения передач.

Наиболее близким к предлагаемому является механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт, содержащий корпус, внутри -которого расположены два плунжера, соединенные между собой через. пружину, причем торец одного из них связан магистралью с исполнительным цилиндром, кроме того, в корпусе выполнены два канала, которые соединены с гидробаком, магистраль, которая связывает источник рабочей жидкости с механизмом плавного включения.

Описанному механизму плавного включения фрикционов присущ тот же недостаток, а именно невозможность применения одного механизма для плавного включения всех фрикционов коробки передач в силу упомянутых причин.

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей механизма путем оптимизации процесса наполнения исполнительного цилиндра.

Указанная цель достигается тем, что механизм снабжен дополнительным плунжером со штоком и дросселем, выполненным в его днище, а также дополнительной пружиной, причем полость, образованная пере5

55 городкой и дополнительным плунжером, соединена с магистралью, которая связывает источник питания с механизмом плавного включения, а подпружиненная полость дополнительного плунжера соединена с исполнительным гидроцилиндром, при этом шток дополнительного плунжера имеет возможность взаимодействия с торцом одного из основных плунжеров.

На чертеже предсатвлена принципиальная конструктивная схема механизма плавного включения фрикционных муфт применительно к четырехступенчатой коробке передач 1.

Фрикционные муфты коробки 1 передач имеют исполнительный цилиндр 2-5. В гидросистему управления муфтами входит источник 6 давления рабочей жидкости с переливным клапаном и переключатель 7 передач. Механизм плавного включения состоит из регулятора давления, установленного в корпусе 8 и включающего в себя два плунжера 9, 11, взаимодействующих между собой через пружину 10, шток 12 и гидроаккумулятора, установленного в корпусе 13 и включающего в себя плунжер 14 со штоком

15 и пружину 16. Между гидроаккумулятором и регулятором давления размещена перегородка 17, в которой выполнено отверстие 18, а в нем установлено уплотнительное кольцо 19, Полость 20 между корпусом 13, плунжером 14 и перегородкой 17 гидролинией 21 сообщена с источником 6 давления рабочей жидкости. Полость 22, в которой размещена пружина 16 гидроаккумулятора 16, гидролинией 23 сообщена через вход 24 регулятора с торцовой полостью плунжера 9 и через переключатель 7 передач с гидроцилиндром 3. Полости 20 и 22 сообщаются между собой посредством дроссельного отверстия 25 в торце плунжера 14. Регулятор давления имеет сливной канал 26, перекрытый боковой поверхностью плунжера 9. В корпусе 13 выполнено отверстие 27 таким образом, что в положении плунжера 14, соответствующем максимально возможному его перемещению в сторону сжатия пружины 16, канал 23 дополнительно подключается к источнику 6 давления рабочей жидкости через канал 21, полость 20 и канал 28.

В положении механизма, представленном на чертеже, все гидроцилиндры фрикционных муфт коробки 1 за исключением гидроцилиндра 3 сообщены через переключатель 7 передач со сливом, что соответствует второй передаче в коробке 1.

Опишем работу механизма при переключении с второй на третью передачу. Про1720906

15

55 цесс переключения других передач происходит аналогичным образом.

Для переключения с второй на третью передачу переключатель 7 необходимо повернуть по часовой стрелке на одну позицию. При этом гидроцилиндр 3 сообщается со сливом и фрикцион второй передачи размыкается, а гидроцилиндр 4 третьей передачи каналами 23 и 28 подключается к полостям. Давление в полости 22 падает, на дросселе 25 создается перепад давлений, под действием которого плунжер 14 перемещается вправо, преодолевая усилие пружины 16 и выталкивая жидкость из полости

22 по каналу 23 через переключатель 7 передач в гидроцилиндр 4. Поршень гидроцилиндра 4 начинает перемещаться и в нем устанавливается низкий уровень давления, По мере перемещения плунжера 14 вправо синхронно с ним перемещается в ту же сторону и плунжер 11 регулятора давления, так как они взаимодействуют между собой посредством штока 15 через отверстие 18 в перегородке 17. Это приводит к перенастройке регулятора давления на начальный уровень регулирования давления. Как правило, характеристика перестановочных усилий пружины 10 выбирается такой, чтобы в процессе выбора. зазоров между дисками включаемого фрикциона регулятор давления находился в закрытом состоянии, т.е. полость была бы разобщена со сливным каналом 26.

В конце процесса перемещения плунжера 14 в сторону сжатия пружины 15 гидроцилиндр 4 дополнительно сообщается с источником 6 давления рабочей жидкости через гидролинию 21, полость 20, отверстие

27 в корпусе 13, каналы 28, 23 и переключатель 7 передач. Это позволяет увеличить расход жидкости, идущей в гидроцилиндр 4, следовательно, сократить время разрыва потока мощности в гидромеханической трансмиссии при переключении передач.

После выбора зазоров между дисками включаемого фрикциона плунжер гидроцилиндра 4 останавливается, давление в нем, канале 23 и полости 22 начинает возрастать.

Когда оно превысит начальную настройку регулятора давления, плунжер 9 смещается вправо и сообщает полость со сливным каналом 26. В гидроцилиндре 4, канале 23 и полости 22 устанавливается давление, определяемое начальной настройкой регулятора. С возрастанием давления плунжер 14 в некоторый момент времени начинает перемещаться из крайнего правого положения в исходное состояние. При этом он своей боковой поверхностью перекрывает отверстие 27 в корпусе 13, после чего гидроцилиндр 4 сообщается с источником 6 давления только через дроссельное отверстие

25. Поскольку плунжер 11 посредством штока 15 взаимодействует с плунжером 14, то по мере перемещения последнего в исходное положение усилие пружины 10 регулятора будет постепенно увеличиваться, в связи с чем и будет возрастать давление в канале 23, полости 22 и гидроцилиндре 4.

В конце хода плунжера 14 шток 12 плунжера 11 упирается в плунжер 9. Последний принудительно перемещается в положение, изображенное на чертеже, перекрывая сливной канал 26. При этом давление в гидроцилиндре 4 возрастает до номинальной величины, а механизм снова подготовлен к переключениям других передач в коробке 1.

Зкономическая эффективность описанного технического решения проявляется в том, что использование одного. механизма для плавного включения всех фрикционных муфт коробки передач значительно упрощает конструкцию гидросистемы управления коробкой, а следовательно, снижает затраты на ее изготовление.

Формула изобретения

1. Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства, содержащий корпус, внутри которого расположены два плунжера, соединенные между собой через пружину, причем торец одного из них связан магистралью с исполнительным цилиндром, кроме того, в корпусе выполнены два канала, которые соединены с гидробаком, магистраль, которая связывает источник рабочей жидкости с механизмом плавного включения, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей механизма путем оптимизации процесса наполнения исполнительного цилиндоа, он снабжен перегородкой, выполненной внутри корпуса, дополнительным плунжером со штоком и дросселем, выполненным в его днище, а также дополнительной пружины, причем полость, образованная перегородкой и дополнительным плунжером, соединена с магистралью, которая связывает источник питания с механизмом плавного включения, а подпружиненная полость дополнительного плунжера соединена с исполнительным гидроцилиндром, при этом шток дополнительного плунжера имеет возможность взаимодействия с торцом одного из основных плунжеров.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что в корпусе выполнен дополнитель1720906 ный канал, расположенный в подпружинен- соединенный с исполнительным гидроциной полости дополнительного плунжера и линдром.

Составитель Н. Горбатенко

Редактор B. Данко Техред М, Моргентал Корректор М. Шароши

Заказ 919 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидравлических системах управления автоматических трансмиссий транспортных машин

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к системам автоматического управления переключением передач в трансмиссии

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для контроля за водителем по обеспечению им безопасного управления транспортным средством

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам для управления механизмом подачи топлива

Изобретение относится к устройствам с ручным приводом для подачи топлива в двигатель трактора

Изобретение относится к экономайзерам холостого хода двигателей внутреннего сгорания (ДВС), исключающим работу ДВС на холостом ходу при кратковременных остановках транспортного средства или при движении, когда коробка передач в нейтральном положении

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх