Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам для определения и оценки угловых пространственных параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя с учетом его антропометрических данных и бинокулярности зрения. Целью изобретения является получение более полной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла для облегчения оценки последней при одновременном упрощении процедуры измерения и оценки. Устройство для определения и оценки обзорности предназначено для получения объективной унифицированной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла. Это устройство располагают на рабочем месте водителя транспортного средства на трехмерном посадочном манекене 1 с помощью кронштейна 2, устанавливаемого на поворотном штоке 3 манекена. Устройство для определения и оценки обзорности содержит трассирующий элемент, который соединен с поворотным кронштейном при помощи параллелограммного механизма, обеспечивающего перемещение оси поворота трассирующего элемента параллельно горизонтальной плоскости из нижнего положения в верхнее и наоборот. Поворот трассирующего элемента в верхнем положении только вверх, плоскопараллельное перемещение вниз и поворот в нижнем положении только вниз обеспечиваются фиксатором , содержащим кольцевой сектор, закрепленный на оси качения трассирующего элемента и имеющий возможность взаимодействия своими концами с выступом на кулисе, перемещающейся вдоль осей. 3 з.п.ф-лы, 14 ил. сл VI ю Ј о го

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ-СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4841 41 9/1 1 (22) 18.06,90 (46) 23.03.92. Бюл. ¹ 11 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) В.П.Рост (53) 629.113,068 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹469907,,кл. 6 01 М 17/00, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И

ОЦЕНКИ ОБЗОРНОСТИ ЧЕРЕЗ СВЕТОВОЙ ПРОEM ВETPOBОГО CTEÊËÀ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам для определения и оценки угловых пространственных параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя с учетом его антропометрических данных и бинокулярности зрения. Целью изобретения является получение более полной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла для облегчения оценки последней при одновременном упрощении процедуры измерения и оценки. Устройство для определения и

Изобретение относится к устройствам для определения и оценки угловых пространственных параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя транспортного средства с учетом его антропометрических данных и бинокулярности зрения.

Известно устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортно„„!Ж „„1721462 А1 оценки обзорности предназначено для получения обьективной унифицированной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла, Это устройство располагают на рабочем месте водителя транспортного средства на трехмерном посадочном манекене 1 с помощью кронштейна 2, устанавливаемого на поворотном штоке 3 манекена. Устройство для определения и оценки обзорности содержит трассирующий элемент, который соединен с поворотным кронштейном при помощи параллелограммного механизма, обеспечивающего перемещение оси поворота трассирующего элемента параллельно горизонтальной плоскости из нижнего положения в верхнее и наоборот. Поворот трассирующего элемента в верхнем положении только вверх, плоскопараллельное перемещение вниз и поворот в нижнем положении только вниз обеспечиваются фиксатором, содержащим кольцевой сектор, закрепленный на оси качения трассирующего элемента и имеющий возможность взаимодействия своими концами с выступом на кулисе, перемещающейся вдоль осей. 3 з.п.ф-лы, 14 ил.

ro средства, содержащее трассирующий элеЛ мент, воспроизводящий линию взгляда оператора, смонтированный на установленном внутри кабины приспособлении, которое обеспечивает перемещение его в исходные точки зрения.

Недостаток известного устройства, предназначенного для определения нормативных зон обзорности на световом проеме

1721462

15

20 ветpoaom стекла, заключается в сложности получения характеристики обзорности, определяемой объективными параметрами видимого пространства в поле зрения водителя через указанный проем.

Для определения линий взляда, воспроизводимых трассирующим элементом и п роходящих через точки контура светового проема касательно к глазным эллипсам, требуется многократная переналадка устройства, что существенно увеличивает трудоемкость процесса. При этом затруднено обеспечение необходимой точности и возможно получение дискретных значений параметров характеристики обзорности.

Целью изобретения является получение более полной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла для облегчения оценки последней при одновременном упрощении процедуры измерения и оценки.

Указанная цель достигается тем, что устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла снабжено параллелограммным механизмом, состоящим из двух пар равновеликих рычагов, соединяющих поворотный кронштейн и трассирующий элемент с возможностью перемещения последнего, и фиксатором положений трассирующего элемента, содержащим кольцевой сектор, закрепленный на оси качания трассирующего элемента с возможностью взаимодействия своими концами с выступом на кулисе, выполненной с продольными пазами, охватывающими подвижные оси качания рычагов параллелограммного механизма, и поперечным пазом, в котором расположен палец, закрепленный е одном из указанных рычагов.

Параллелограммный механизм может быть снабжен компенсатором, выполненным в виде спиральной пружины, связывающей один из рычагов этого механизма с кронштейном.

Для автоматической записи характеристики обзорности на двухкоординатный регистратор устройство может быть снабжено датчиком перемещений трассирующего элемента, датчиком наклона трассирующего элемента и датчиком поворота кронштейна относительно консоли, при этом корпус последнего датчика связан со стойкой посредством тяги, образующей с поворотной консолью параллелограммный механизм, причем корпус первого упомянутого датчика соединен со звеном параллелограммного механизма, охватывающим подвижные оси качания рычагов, а подвижный элемент этого датчика связан с кулисой.

Устройство может быть снабжено пружиной и упором для фиксации консоли в начальном крайнем положении и упором, ограничивающим угол поворота кронштейна относительно консоли, На фиг. 1 изображена установка устройства на трехмерном посадочном манекене; на фиг, 2 — схема перемещения трассирующего элемента в вертикальной плоскости; на фиг. 3 — то же в горизонтальной плоскости; на фиг, 4 — устройство, вид с левой стороны; на фиг. 5 — сечение А — А на фиг. 4; на фиг. 6 — сечение Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 — сечение В-В на фиг. 4; на фиг. 8— устройство, вид с правой стороны; на фиг. 9 — сечение Г-Г на фиг. 8; на фиг. 10 — сечение

Д вЂ” Д на фиг. 8; на фиг. 11 — вид Е на фиг. 10; на фиг. 12 — устройство, вид сверху; на фиг, 13 — характеристика обзорности транспортного средства через световой проем ветроНого стекла; на фиг. 14 — принципиальная электрическая схема устройства.

Устройство для определения и оценки обзорности предназначено для получения объективной унифицированной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла. Это устройство. располагают на рабочем месте водителя транспортного средства на трехмерном посадочном манекене 1 с помощью кронштейна 2, устанавливаемого на поворотном штоке 3 манекена.

Устройство содержит кронштейн 4 (фиг.4), установленный на оси 5 (фиг.5), закрепленной в подшипниках 6 поворотной консоли 7. Поворот оси 5 относительно консоли 7 ограничен упором 8, взаимодействующим с сектором 9, закрепленным на оси 5.

Другим концом консоль 7 связана со стойкой 10 посредством оси 11, установленной в подшипниках 12. Постоянное прижатие консоли 7 к левому упору 13 осуществляется пружиной 14.

На оси 5 кронштейна 4 установлен лимб

15 и ползунок 16 датчика 17 угловых перемещений в горизонтальной плоскости. Корпус датчика 17 (фиг. 5,6,9), имеющий указатель 18 визуального измерения угла поворота, связан посредством оси 19, рычага 20 и оси 21 со стойкой 10. Рычаг 20 и консоль 7 образуют параллелограммный механизм, Корпус датчика 17, установленный на оси 5 шарнирно благодаря подшипнику 22, жестко связан с обмоткой 23 сопротивления, по которой перемещается ползун.16.

На кронштейне 4 посредством осей 24 и 25 закреплены рычаги 26 и 27 параллелограммного направляющего механизма, обеспечивающего перемещение оси 28 поворота

1721462 трассирующего элемента 29 параллельно горизонтальной плоскости.

Для легкости вертикального перемещения трассирующего элемента 29 посредством компенсации его веса на оси 25 (фиг,9) 5 установлен компенсатор в виде спиральной пружины 30, связанной с осью 25 и корпусом 31 компенсатора, жестко соединенным с одним из рычагов параллелограммного механизма. Необходимое для компенсации 10 веса трассирующего элемента и других подвижных деталей усилие пружин 30 обеспечивается закруткой оси 25 с последующим удержанием ее от поворота планкой 32, имеющей с одного конца жесткое соедине- 15 ние с осью 25 и закрепленной другим концом на оси 24. B качестве отправных моментов для кинематики перемещения трассирующего элемента 29, имитирующего линию взгляда водителя, используются 20 глазные эллипсы по стандарту ИСО 4513.

Исходные точки V> и Ч2 (фиг.2) на вертикальной проекции эллипса выбраны с таким учетом, что обеспечивают для многообразия транспортных средств получение линий 25 взгляда от точек светового проема ветрового стекла касательных к эллипсам с минимально возможной погрешностью.

Положение трассирующего элемента в верхней точке V< служит для определения 30 углов а1 линий взгляда вверх. Перемец ение трассирующего элемента из верхней точки V> в нижнюю Чг определяется линейным перемещения Л . При нижнем положении трассирующего элемента в точке Ч2 35 определяются углы а2 линий взгляда вниз.

Исходная точка V на горизонтальной проекции (фиг.3) выбрана из учета обеспечения линии взгляда, касательной эллипсам в пределах поворота глаз +30 и с дальней- 40 шим поворотом вправо свыше этих углов относительно точки Р, определяющей центр поворота головы, Положение трассирующего элемента в точке V служит для определения углов вправо Р1 и влевоД на 30О. Для 45 углов Р1 вправо свыше 30 служит точка Ч, являющаяся производной от V, путем поворота последней относительно точки P.

Поворот только вверх трассирующего элемента 29 в верхнем положении (точка V<) 50 плоскопараллельное перемещение вниз (B точку Ч2) и поворот там только вниз обеспечивается фиксатором, имеющим подвижную кулису 33, перемещающуюся вдоль

55 осей 28 и 34, Перемещение кулисы 33 относительно осей 28 и 34 обеспечивается укрепленным на рычаге 26 пальцем 35, взаимодействующим с поперечным пазом 36 кулисы, и происходит при перемещении трассирующего элемента в вертикальной плоскости из одного крайнего положения в другое. Строго параллельное перемещение кулисы обеспечивается за счет продольных пазов 37. Поворотная ось 28, на которой в ложе 38 установлен трассирующий элемент, имеет со стороны кулисы кольцевой сектор 39, взаимодействующий своими концами с выступом 40 кулисы 33. Выступ 40 кулисы при перемещении трассирующего элемента из верхнего положения в нижнее блокирует поворот сектора 39 и обеспечивает плоскопараллельное перемещение трассирующего элемента.

В верхнем положении трассирующего элемента (фиг.11) выступ 40 находится ниже верхней кромки сектора 39, что обеспечивает возможность поворота оси 28 с трассирующим элементом вверх. При нижнем положении трассирующего элемента выступ 40 находится выше нижней кромки сектора 39, тем самым обеспечивая возможность поворота оси 28 и трассирующего элемента вниз.

Подвижные звенья 41 и 42 параллелограммного механизма неподвижно соединены с осью 34, а на оси 28 они установлены на подшипниках 43, На звене 41 закреплен датчик 44 вертикальных линейных перемещений трассирующего элемента. Поводок

45 ползуна датчика 44, содержащего переменный резистор, соединен с выступом 46 кулисы 33, перемещающейся пропорционально вертикальному перемещению трассирующего элемента.

С другой стороны ось 28 связана с лимбом 47 (фиг.4) и с ползуном датчика 48 угловых перемещений трассирующего элемента в вертикальной плоскости. Корпус датчика

48, установленный концентрично оси 28, закреплен на звене 42. Между собой датчики

44 и 48 соединены электрически таким образом, что сигнал, поступающий на одну из координат регистратора, пропорционален в угловом масштабе повороту трассирующего элемента в крайних точках и пропорционален в линейном масштабе перемещению между ними.

Принципиальная электрическая схема устройства представлена на фиг. 14. Она состоит из блока 49 стабилизированного питания и усиления, резисторов 50 и 51, потенциометрических датчиков 48 и 44 углового и линейного перемещений трассирующего элемента в вертикальной плоскости, резистора 52, датчика 17 углового перемещения кронштейна 4 в горизонтальной плоскости к двухкоординатного резистора 53.

1721462

15

30

Резистор 50 датчика 48 угловых перемещений и резистор 51 датчика 44 линейных перемещений трассирующего элемента в вертикальной плоскости через резисторы соединены с операционным усилителем 54 блока 49 стабилизированного питания и усиления.

Стойка 10 устройства, установленная совместно с кронштейном 2 на манекене 3 (фиг.3), снабжена установочным уровнем 55 и компенсационным уровнем 56 (фиг.8), наклон продольной оси которого регулируется винтом 57.

Применение компенсационного уровня позволяет проводить определение обзорности при установке автомобиля с продольным наклоном, что существенно упрощает требования к измерительной площадке для определения обзорности.

Устройство работает следующим образом.

Испытуемое транспортное средство устанавливается на измерительной площадке.

На рабочем месте водителя устанавливается трехмерный посадочный манекен. На манекене посредством кронштейна 2 закрепляется устройство с предварительной установкой стойки 10 по уровням 55 или

56. Датчики устройства соединяют с блоком стабилизированного питания и усиления и с двухкоординатным регистратором. Трассирующий элемент подключают к блоку питания. На двухкоординатный регистратор устанавливают бланк с нанесенными на нем нормативными зонами обзорности, включают перо регистратора. Перемещая трассирующий элемент, световым лучом, имитирующим линию взгляда, обводят контур светового проема ветрового стекла, зон очистки и элементов, загораживающих световой проем. Перемещение трассирующего элемента в пространстве сопровождается поворотом кронштейна 4 на оси 5 влево на угол 30 до ограничения упором 8 консоли

7 прижатой пружиной 14 к упору 13 сойки 10 вправо на угол 30, на оси 5 относительно консоли и от 30 до 90 совместно с консолью, взаимодействуя на нее через упор 8, преодолевая сопротивление пружины 14 до упора 13 с другой стороны консоли.

Одновременно происходит перемещение рычагов 26 и 27 параллелораммного механизма с кулисой 33, которая своим выступом 40, взаимодействуя с кольцевым сектором 39, связанным с осью 28 трассирующего элемента 29, обеспечивает поворот последнего только вверх в верхнем крайнем положении параллелограммного механизма, только вниз в нижнем его положении и плоскопараллельное перемещение трассирующего элемента между этими положениями.

На бланке двухкоординатного регистратора получают характеристику обзорности, представленную на фиг. 13, где координатная сетка бланка с нанесенными на ней нормативными зонами 59 и 60 обзорности,.58, контур, определяющий пространство, видимое через проем ветрового стекла с рабочеro места транспортного средства заданным контингентом водителей, 61 контур, определяющий очищаемое стеклоочистителем пространство 62, контур, определяющий загораживаемое рулевым колесом пространство, 63, контур, определяющий загораживаемое внутренним зеркалом заднего вида пространство, 64.

На основе этой характеристики обзорности проводится эргономическая оценка обзорности автотранспортных средств и определяются направления ее улучшения.

Использование характеристик обзорности при создании автотранспортных средств позволит улучшить их эргономические параметры, условия труда водителей и снизить дорожно-транспортные происшествия, связанные с восприятием дорожной ситуации.

Формула изобретения

1. Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства, содержащее трассирующий элемент и стойку, имеющую поворотную консоль, на которой шарнирно закреплен поворотный кронштейн, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью получения более полной характеристики обзорности через световой проем ветрового стекла для облегчения оценки последней при одновременном упрощении процедуры измерения и оценки, оно снабжено параллелограммным механизмом, состоящим из двух пар равновеликих рычагов, соединяющих поворотный кронштейн и трассирующий элемент с возможностью перемещения последнего, и фиксатором положений трассирующего элемента, содержащим кольцевой сектор, закрепленный на оси качания трассирующего элемента с воэможностью взаимодействия своими концами с выступом на кулисе, выполненной с продольными пазами, охватывающими подвижные оси качания рычагов параллелограммного механизма, и поперечным пазом, в котором расположен палец, закрепленный на одном из указанных рычагов.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что параллелограммный механизм снабжен компенсатором, выполненным в виде спиральной пружины, связывающей

1721462

10 один из рычагов этого механизма с кронштейном.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности автоматической записи характеристики обзорности на двухкоординатный регистратор, оно снабжено датчиком перемещений трассирующего элемента, датчиком наклона трассирующего элемента и датчиком поворота кронштейна относительно консоли, при этом корпус последнего датчика связан со стойкой посредством тяги, образующей с поворотной консолью параллелограммный механизм, причем корпус первого упомянутого датчика соединен со звеном параллелограммного механизма, охватывающим подвижные оси качания ры5 чагов, а подвижный элемент этого датчика связан с кулисой.

4. Устройство по пп. 1-3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что оно снабжено пружиной и

1Î упором для фиксации консоли в начальном крайнем положении и упором, ограничивающим угол поворота кронштейна относительно консоли.

1721462

1721462

Фц

8 в-

1721462

Г- Г с, о

1721462

1721462

1721462

Составитель В. Рост

Техред М,Моргентал

Корректор T. Малец

Редактор Н. Гунько

Заказ 947 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях транспортных средств, преимущественно колесныхтракторов

Изобретение относится к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к оборудованию для ресурсных испытаний узлов землеройных машин и транспортных средств, в частности рулевых механизмов, и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств и, в частности, к устройствам для испытания подвески транспортного средства

Изобретение относится к средствам для проведения испытаний упругих элементов рессорного подвешивания, в частности, железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к транспортному .машиностроению и может быть использовано в шинной промышленности при испытании бортовых колец шины

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к стендам для испытания пневматических шин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и м.б

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх