Земснаряд

 

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для подводной добычи полезных ископаемых Цель - повышение мобильности земснаряда. Земснаряд включает плавучий корпус (ПК) 1 с бортами и днищем, шарнирно соединенную с ним раму грунтозаборного органа 9, опоры 4, 5 и опорный элемент (Э) 10. Последний выполнен из герметичного понтона с боковыми продольными пазами Опорный Э 10 установлен с нижней стороны днища ПК 1 с возможностью продольного перемещения гидроприводом 14. Борта ПК 1 выполнены с участками, расположенными ниже его днища , и с установленными на них продольными направляющими. Боковые продольные пазы опорного Э 10 расположены в продольных направляющих. Опоры 4, 5 выполнен& из аутригеров 2 с колоннами и с механизмами 3 их подъема, установленными в носовой и кормовой частях ПК 1. Опорные поверхности опорного Э 10 и его боковых продольных пазов содержат покрытие из антифрикционной пластмассы. Участки бортов ПК 1, расположенные ниже его днища, и продольные направляющие выполнены съемными. Механизмом 3 подъема опускают опоры 4 и, упираясь ими в грунт, приподнимают на ПК 1. С помощью гидропривода 14 выдвигают вперед опорный Э 10. Опускают ПК 1 опорным Э 10 на грунт. Гидроприводом 14 подтягивают ПК 1 вперед в исходное положение. 2 з.п.ф-лы, 9 ил. СЛ С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s Е 02 F 3/88

ГОСУДАPСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР -) 1 "., ) 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

Г

1 (21) 4806995/03 (22) 02.04.90 (46) 23,05.92.Бюл. М 19 (71) Нижегородский филиал Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (72) В,B.Ìèðoíîâ (53) 62.1.879.45 (088.8) (56) Лобанов В.А.Справочник по технике освоения шельфа. Л.: Судостроение, 1983, с. 82.

Авторское свидетельство СССР

N 1135858, кл. Е 02 F 3/88, 1983, (54) ЗЕМСНАРЯД (57) Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для подводной добычи полезных ископаемых, Цель повышение мобильности земснаряда. Земснаряд включает плавучий корпус (ПК) 1 с бортами и днищем, шарнирно соединенную с ним раму грунтозаборного органа 9, опоры

4, 5 и опорный элемент (Э) 10. Последний выполнен из герметичного понтона с боковыми продольными пазами. Опорный Э 10, ЫÄÄ 1735505 А1 установлен с нижней стороны днища ПК 1 с возможностью продольного перемещения гидроприводом 14. Борта ПК 1 выполнены с участками, расположенными ниже его днища, и с установленными на них продольными направляющими. Боковые продольные пазы опорного Э 10 расположены в продольных направляющих. Опоры 4, 5 выполненй из аутригеров 2 с колоннами и с механизмами 3 их подъема, установленными в носовой и кормовой частях ПК 1, Опорные поверхности опорного Э 10 и его боковых продольных пазов содержат покрытие из антифрикционной пластмассы.

Участки бортов ПК 1, расположенные ниже его днища, и продольные направляющие выполнены съемными. Механизмом 3 подьема опускают опоры 4 и, упираясь ими в грунт, приподнимают на ПК 1. С помощью гидропривода 14 выдвигают вперед опорный Э 10. Опускают ПК 1 опорным Э 10 на грунт. Гидроприводом 14 подтягивают ПК 1 вперед в исходное положение. 2 з.п.ф-лы, 9 ил.

1735505

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для использования в горной промышленности при подводной добыче полезных ископаемых в прибрежных районах морского шельфа и в частности добыче титано-магнетита на песчаных отмелях и пляжах.

Известен земснаряд с фрезерным разрыхлителем на самоподъемной шагающей платформе, разработанный фирмой "ИХЦ

Холланд", содержащий корпус, образованный носовым и кормовым водоизмещающими понтонами, соединенными в единую платформу с помощью ферм, опирающуюся при работе на грунт дна попеременно четырьмя основными и четырьмя вспомогательными опорными колоннами, проходящими сквозь колодцы в корпусах понтонов, в которых расположены колодцы основные опоры колонны имеют вытянутую в направлении "нос-корма" форму для продольного перемещения платформы корпуса земснаряда относительно опорных колонн.

Основными недостатками конструкции данного земснаряда и способа его перемещения применительно к условиям добычи титано-магнетита на песчаных отмелях и пляжах морского шельфа являются: громоздкость и, как следствие, дороговизна землесоса на самоподъемной шагающей платформе по сравнению с драгами и землесосами обычной конструкции из-за необходимости соблюдения по условиям устойчивости на грунте жесткой зависимости разноса опорных колонн от предельной глубины работы и свойств грунтов; сохранение опасности быть опрокинутым при отстое в штормовую погоду вблизи берега в случае превышения параметров ветра и волны сверх расчетной (7 баллов), что требует своевременной отбуксировки землесоса в места укрытия при получении плохого прогноза и содержания для этой цели в резерве буксирного флота; длительность принципиально возможной операции выхода на берег из-за незначительного относительного хода продольного перемещения за 1 цикл к длине платформы (1:30), в связи с чем выход на берег теряет свою актуальность и проектом не предусматривается; необходимость строгого соблюдения требования по задавливанию опорных колонн в грунт дна на расчетную глубину и контроля горизонтальности платформы для обеспечения условия безопасности сохранения устойчивости земснаряда при его перемещении; размещение на палубе понтонов громоздких механизмов подъема и перемеще5

55 ния, приводящих к потере полезной площади палубы и создающих неудобства в работе по прямому назначению, оправданное только для крупных морских платформ.

Наиболее близким к предлагаемому является земснаряд, содержащий корпус с папильонажимными лебедками и механизм его перемещения, выполненный в виде опор с лебедками, тросы которых закреплены на земснаряде, который с целью перемещения по суше снабжен кронштейнами, закрепленными перпендикулярно бортам его корпуса и балансирами с блоками, установленными на кронштейнах, при этом трос лебедки одной из опор соединен одним концом с балансиром первого кронштейна, а другим — с балансиром второго кронштейна и лебедкой другой опоры.

Основными недостатками конструкции и способа перемещения указанного земснаряда являются: трудоемкость и продолжительность подготовки земснаряда для перемещения по суше, обусловленные необходимостью навешивания опор вместе с дополнительными балками и соединительными распорками, и выполнение сложной запасовки грузовых палиспастов подъема носа земснаряда и блоков перемещения опор тросами папильонажных лебедок; необходимость привлечения для навешивания опор, балок и распорок дополнительных крановых средств; необходимость повторения указанных операций перед каждым случаем перемещения земснаряда по суше после работы на плаву; неравномерность движения и возможность возникновения неожиданных рывков, опасных для обслуживающего персонала, находящегося на борту земснаряда при его перемещении по суше; отсутствие заднего хода и необходимость создания большой ровной площадки для разворота земснаряда на суше; ускоренный износ днища корпуса земснаряда в кормовой части от истирания его о грунт при частом перемещении земснаряда по суше и сложность смены накладных листов; загромождение палубы понтона кронштейнами, не связанными с его работой по прямому назначению, создающими неудобство для выполнения технологических операций при работе земснаряда; незначительный ход перемещения за 1 цикл, не превышающий из условия безопасности 1/25 длины корпуса земснаряда.

Цель изобретения — повышение мобильности земснаряда, позволяющее снизить . стоимость разработки морских прибрежных

1735505 месторождений полезных ископаемых за счет применения относительно дешевых небольших земснарядов, способных в случае штормового предупреждения надежно укрыться непосредственно на месте добычи быстрым автономным выходом на пологий берег.

Указанная цель достигается тем, что земснаряд, включающий корпус с днищем и бортами, шарнирно соединенную с ним раму грунтозаборного органа и опоры, снабжен опорным элементом, выполненным из герметичного понтона с боковыми продольными пазами, установленными с нижней стороны днища плавучего корпуса с возможностью продольного перемещения посредством гидропривода, при этом борта плавучего корпуса выполнены с участками, расположенными ниже его днища, и установленными на них продольными направляющими плавучего корпуса, а боковые продольные пазы опорного элемента расположены в продольных направляющих плавучего корпуса, причем опоры выполнены из аутригеров с колоннами и механизмами их подъема, установленными в носовой и кормовой частях плавучего корпуса, С целью снижения усилий перемещения корпуса земснаряда относительно опорного элемента опорные поверхности последнего и его боковых пазов снабжены покрытием из антифрикционной пластмассы.

С целью упрощения монтажа, осмотра и ремонта подводной части земснаряда участки бортов плавучего корпуса, расположенные ниже его днища. и продольные направляющие выполнены съемными.

На фиг. 1 изображен земснаряд при разработке месторождения, общий вид; на фиг, 2 — землесос, общий вид; на фиг, 3— сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение

Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 — земснаряд в момент подвода к берегу для выхода на сушу; на фиг. 6 — земснаряд в момент приподъема носа на передних опорах и выдвигания днищевого опорного элемента; на фиг. 7 — земснаряд в момент опускания на грунт и подтягивания относительно днищевого опорного элемента в исходное положение; на фиг. 8 — земснаряд в момент приподъема на опорах с диферентом, равным углу подьема берега, и выдвигания днищевого опорного элемента; на фиг. 9 — земснаряд в промежуточный момент подтягивания относительно днищевого опорного элемента в исходное положение и в конечный момент положения на суше.

Земснаряд(фиг. 1 — 3) включает корпус 1, оборудованный по бортам в носовой и кор5

55 мовой части аутригерами 2 с механизмами

3 подъема, укороченными носовыми 4 и кормовыми 5 опорами, папильонажные лебедки 6, оснащенные тросами 7 с якорями, лебедку 8 подъема грунтозаборного устройства 9, шарнирно соединенного с корпусом

1, подвижный днищевой опорный элемент

10, размещенный в нише, образуемой,днищем 11 корпуса 1, продлением бортов 12 и продольными направляющими 12. Опорный элемент 10 снабжен гидроцилиндром 14, корпус которого ширнирно закреплен на усиленной поперечной переборке 15 корпуса 1 земснаряда, à его шток шарнирно закреплен к проушинам 16, приваренным к торцу днищевого опорного элемента 10 (возможен вариант крепления наоборот), Опорные поверхности верхнего перекрытия 17 подвижного днищевого опорного элемента 10, взаимодействующие с днищем

11 корпуса 1, покрыты листами 18 антифрикционной пластмассы, а боковые продольные пазы 19, взаимодействующие с продольными направляющими 13 бортов

12, покрыты листами антифрикционной пластмассы 20 с креплением на болтах или приклеены (не показано).

С целью снижения коэффициента трения, к опорным поверхностям подведена раздельная система водяной смазки, а на поверхности антифрикционного покрытия выполнены смазочные канавки (условно не показано).

С целью упрощения монтажа, осмотра и ремонта подводной части земснаряда продольные направляющие 13 вместе с нижними частями бортов 12, продолженными за днище 11, выполнены съемными (условно не показано).

Перемещение земснаряда осуществляется следующим образом.

Поднимают грунтозаборное устройство

9 с помощью лебедки 8 в крайнее верхнее положение, мотозавозней 21 переставляют якоря тросов 7 папильонажных лебедок 6 к урезу берега 22 (не показано). Поднимают механизмом 3 подьема кормовые опоры 5, используемые при работе земснаряда для шагающего свайного папильонажа, и с помощью паllèëьонажных лебедок 6 подтягивают корпус 1 земснаряда перпендикулярно к берегу 22 до касания днищем опорного элемента 10 грунта дна 23 (фиг. 5).

Из рубки 24 управления, дистанционно механизмом 3 подъема опускают укороченные носовые опоры 4 и, упираясь ими в грунт дна 23, приподнимают нос корпуса 1 земснаряда, для обеспечения свободного выхода днищевого опорного элемента 10

1735505 вперед на величину рабочего хода, который может достигать до 1/4 величины длины корпуса 1 земснаряда, после чего также дистанционно из рубки 24 управления с помощью гидроцилиндра 14 выдвигают вперед днищевой опорный элемент 10 скольжением опорных поверхностей продольных пазов 19, покрытых антифрикционной пластмассой 20, по направляющим 13 бортов 12 корпуса 1 (при этом автоматически включается система водяной смазки этих поверхностей), и подъемом носовых опор 4 опускают корпус 1 днищевым опорным элементом на грунт дна 23 (фиг. 6).

Затем мотозавозней 21 поднимают якоря тросов 7 папильонажных лебедок 6 (не показано), подводят ее к борту земснаряда и кронбалкой 25 поднимают мотозавозню 21 на палубу корпуса 1 земснаряда, после чего подтягивают обратным ходом гидроцилиндра 14 корпус 1 относительно опорного элемента 10 вперед в исходное положение скольжением днища 11 по опорным поверхностям верхнего перекрытия 17 опорного элемента 10, покрытых антифрикционной пластмассой 18 (во время движения автоматически включается система водяной смазки этих поверхностей). . Дистанционно из рубки 24 управления опускают механизмами 3 подъема одновременно носовые 4 и кормовые 5 опоры и, упираясь в грунт дна 23, манипулируя величиной нагрузки в механизмах 3 подъема, приподнимают корпус 1 земснаряда с дифферентом параллельно уклону берега 22, который контролируется визуально и по приборам. Вновь выдвигают вперед гидроцилиндром 14 днищевой опорный элемент

10 на величину рабочего хода скольжением опорных поверхностей продольных пазов

19, покрытых антифрикционной пластмассой 20 по направляющим 13 бортов 12 (во время движения автоматически включается система водяной смазки этих поверхностей). Подъемом опор 4 и 5 механизмами 3 подъема из рубки 24 управления опускают корпус 1 опорным элементом 10 на грунт и подтягивают его вперед относительно опорного элемента 10 обратным ходом гидроцилиндра 14 в исходное положение скольжением днища 11 корпуса 1 по опорным поверхностям верхнего перекрытия 17 опорного элемента 10, покрытым антифрикционной пластмассой 18 (во время движения автоматически включается водяная система смазки этих поверхностей), Указанные операции повторяют до тех пор, пока земснаряд не достигнет безопасного положения от действия волн на берегу (фиг. 9).

Спуск земснаряда производится в обратном порядке.

Дистанционно, из рубки 24 управления гидроцилиндром 14 на величину .рабочего хода спускают корпус 1 относительно днищевого опорного элемента 10 скольжением днища 11 по опорным поверхностям верхнего перекрытия 17 опорного элемента 10, покрытым антифрикционной пластмассой

18 (во время движения автоматически включается водяная система смазки этих поверхностей). Опусканием опор 4 и 5 приподнимают корпус 1 над грунтом и обратнымходом гидроцилиндра 14 втягивают опорный элемент 10 в исходное положение скольжением опорных поверхностей продольных пазов 19, покрытых антифрикционной пластмассой 20 по направляющим 13 бортов 12, после чего поднятием опор 4 и 5 опускают корпус 1 земснаряда на грунт.

Данные операции повторяют до тех пор, пока корпус 1 земснаряда не окажется на плаву. Перед последним подъемом на опорах до отрыва опорного элемента 10 от берега кранбалкой 25 спускают мотозавозню 21, разводят ей якоря, после чего поднимают корпус 1 на опорах 4 и 5, втягивают днищевой опорный элемент 10 относительно корпуса 1 в исходное положение, опускают корпус 1 до положения "На плаву" и с помощью папильонажныхлебедок 6 возвращают земснаряд на место работы.

Технико-экономический эффект от реализации изобретения достигается за счет снижения стоимости разработки прибрежных морских месторождений полезных ископаемых от применения для их добычи относительно небольших и дешевых мобильных земснарядов высокой производительности, способных автономно быстро выходить на пологий берег и передвигаться по суше, позволяющих отказаться от создания вблизи района разработки полезных ископаемых оборудованных искусственных мест укрытий для плавсредств на случай штормовой погоды, а также исключить непроизводительные затраты, связанные с содержанием буксирных судов и буксировкой замснарядов в места укрытия при получении прогноза штормовой погоды.

Формула изобретения

1. Земснаряд, включающий плавучий корпус с днищем и бортами, шарнирно соединенную с ним раму грунтозаборного органа и опоры, отличающийся тем, что, с целью повышения мобильности земснаряда, он снабжен опорным элементом, выполнен н ым из герметичного понтона с боковыми продольными пазами, установленного с нижней стороны днища плавучего

1735505

20 7У 70 1Е 7б 17 1

Фиг.4 корпуса с возможностью продольного перемещения посредством гидропривода, при этом борта плавучего корпуса выполнены с участками, расположенными ниже его днища, и с установленными на них продольными направляющими, а боковые продольные пазы опорного элемента расположены в продольных направляющих, причем опоры выполнены из аутригеров с колоннами и с механизмами их подъема, установленными в носовой и кормовой частях плавучего корпуса.

2, Земснаряд по и, 1, о тл и ч а ю щи йс я тем, что опорные поверхности опорного элемента и его боковых продольных пазов снабжены покрытием из антифрикционной

5 пластмассы, 3, Земснаряд по и. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что участки бортов плавучего корпуса расположенные ниже его днища, и про10 дальные направляющие выполнены съем н ыми.

Фиг. 5 иг.

Фиг; 7

1735505

1735505

Составитель P. Адиатулина

Техред М.Моргентал Корректор Н. Король

Редактор В. Данко

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1800 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Земснаряд Земснаряд Земснаряд Земснаряд Земснаряд Земснаряд Земснаряд Земснаряд 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству и предназначено для разработки грунтов в подводных забоях

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для разработки грунтов в подводных забоях

Изобретение относится к области исследования процессов разработки грунтов землеройными машинами под водой

Изобретение относится к гидромеханизации , а именно к устройствам для автоматизации землесосных снарядов, используемых в транспортном строительстве и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для разработки вязкопластичных грунтов

Изобретение относится к управлению барабанными промывочными машинами (БПМ), оборудованными элеваторными разгрузочными устройствами (ЭРУ)

Изобретение относится к гидромехэнизации и предназначено для подводной разработки грунта

Изобретение относится к выполнению подводных земляных работ и предназначено для заглубления трубопроводов в дно водоемов, разработки траншей и проведения дноуглубительных работ

Изобретение относится к машинам для зимнего сбора разливов нефти с поверхности земли, которые могут использоваться также для погрузки пастообразных и мелкофракционных материалов

Изобретение относится к гидромеханизации горных работ и может быть использовано, например, в угольной промышленности для очистки отстойников от шлама

Изобретение относится к области добычи придонных илов, а именно сапропеля, и может быть использовано при добыче сапропеля из закрытых водоемов и его использовании в качестве удобрения, наполнителя при производстве строительных материалов, в медицине

Изобретение относится к гидромеханизации добычи и транспортирования несвязных материалов

Изобретение относится к области разработки и добычи полезных ископаемых шельфовой зоны морей и океанов

Изобретение относится к области гидромеханизации, в частности к грунтозаборным устройствам земснарядов или других специальных машин с механическими рыхлителями, и предназначено для разработки под водой траншей в глинистых и песчано-глинистых грунтах при использовании преимущественно траншейного способа рабочих перемещений

Изобретение относится к области разработки илистых и шламовых донных осадков текучей и вязкотекучей консистенции
Наверх