Способ получения заклепочного соединения деталей

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к самолетостроению, изготовлению многорядных односрезных заклепочных соединений листовых деталей. Сущность изобретения: листы собирают в пакет и выполняют в них ряды отверстий. Отверстия последнего (относительно нагрузки на лист) ряда отверстий выполняют большего диаметра. В отверстия устанавливают заклепки и расклепывают их. Заклепки крайних рядов соединения устанавливают закладными головками со стороны меньшего отверстия в листе. 8 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (! () (si)s F 16 В 5/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ получения ремонтного ством заклепки, имеюерхностях головок мик- 4 ю к при расклепывании ся в тело соединяемой .(Я пособ снижает раскры- Ос, остной трещины, одна- . () дение на поверхность (21) 4860945/27 (22) 20,08.90 (46) 23.05.92. Бюл, N 19 (71) Харьковский авиационный институт им, Н.Е.Жуковского (72) Э.Н.Румянцев, B.М.Андрющенко, А,Г.Гребеников и В,Г,Бабичев (53) 621.884(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 503054, кл, F 16 В 5/02, 1974.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1323770, кл, F 16 В 5/02, 1986.

Ярковец А,И, и др. Технология выполнения высокоресурсных заклепочных и болтовых соединений в конструкциях самолетов. — M.: Машиностроение, 1987, с, 14, 15, рис.

1.10.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении заклепочных соединений повышенного ресурса, Известен способ получения многорядного соединения, в котором отверстия последнего, относительно нагрузки на лист, ряда отверстий пластически опрессовывают до глубины отпечатка 0,3 — 0,5 мм. Известный способ применяют для снижения силонагруженности крайних рядов отверстий многорядных соединений.

Технологически известный способ прост, однако энергоемок и требует применения прессового оборудования. Кроме того, он несколько снижает эффективность осевой стяжки крепежного элемента, что ограничивает его техническую эффективность по критерию усталостной долговечности. (54) СПОСОБ. ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКЛЕПОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, изготовлению многорядных односрезных заклепочных соединений листовых деталей.

Сущность изобретения: листы собирают в пакет и выполняют в них ряды отверстий.

Отверстия последнего (относительно нагрузки на лист) ряда отверстий выполняют большего диаметра, В отверстия устанавливают заклепки и расклепывают их. Заклепки крайних рядов соединения устанавливают закладными головками со стороны меньшего отверстия в листе, 8 ил, Известен способ соединения посред щей на опорных пов ровыступы, которь заклепки внедряют детали. Известный с тие возникшей устал ко наносит повреж соединяемого листа.

Известен способ упрочнения технологических фасок отверстий в соединении, при котором внутрь технологической фаски устанавливается высокопрочное кольцо, которое при осевой затяжке крепежного элемента внедряется в тело детали. пТ)оизводя упрочнение кромки отверстия.

Однако известный способ требует высокой точности взаимного изготовления фаски и кольца. повышает трудоемкость сборки, 1735б27

Наиболее близким по техническому решению и достигаемому результату является способ получения заклепочного соединения, предполагающий сборку в пакет соединяемых листов, выполнении в них отверстия, установку в отверстие заклепки и ее расклепывание путем осаживания выступающей из пакета части стержня до образования замыкающей головки, При этом закладная головка з= клепки может быть потайной либо непотайной. Усталостная долговечность заклепочного соединения определяется величиной радиального натяга заклепки в отверстии, а также величиной осевой стяжки пакета. Других благоприятных свойств по критерию усталостной долговечности заклепочное соединение не создает, что ограничивает его техническую эффективность.

Цель изобретения — повышение надежности заклепочного соединения путем увеличения усталостной долговечности соединяемых листов.

Для достижения поставленной цели способ выполнения заклепочного соединения деталей заключается в сборке в пакет соединяемых деталей, выполнении в нем нескольких рядов отверстий, причем отверстие последнего, относительно нагрузки на соединяемый лист, ряда выполняют большего диаметра, чем отверстие в ответном присоединяемом листе, установке в отверстия заклепок и их расклепывания путем осаживания выступающей из пакета части стержня заклепки. Заклепки крайних рядов ус анавливают закладной оловкой со стороны меньшего отверстия, На фиг.1 — 5 показаны этапы технологического процесса получения заклепочного соединения деталей; на фиг,б — конструкция и характер эксплуатационного нагружения заклепочного соединения, на фиг.7 — узел I на фиг.б; на фиг,8 — узел 1! на фиг.7, Способ получения заклепочного соединения деталей заключается в выполнении следующих технологических операций: сборка в пакет соединяемых деталей 1, 2 (фиг.1); выполнение в пакете нескольких рядов отверстий 3 (фиг.2) диаметром б,р. Выполнение отверстий в условиях серийного произвбдства производят по разметке. шаблонам, кондукторам. Диаметр отверстия выполняют на 0,5-0,1 мм больше номинальíîfо диаметра заклепки; разборка пакета соединяемых деталей, снятие заусениц и рассверливание последних относительно нагрузки, рядов отверстий 4 большего диаметра. Для повышения производительности процесса сборки возможно получение ступенчатого отверстия за один переход фрезами при помощи насадок, по5

55 добных зенковальным, диаметр большего отверстия целесообразно назначать О<> =1,1 — 1,25 dKp, установка в совмещенные в пакете отверстия заклепок 5, причем заклепки крайнего ряда устанавливают закладными головками со стороны отверстия меньшего диаметра (фиг,4); образование заклепочного соединения путем осаживания выступающих из пакета стержней заклепок (фиг.5), контроль качества клепки.

Поскольку крайние ряды заклепокдолжны заполнить больший внутренний объем в отверстии, то и длину заклепки необходимо выбрать большей, чем для внутренних рядов, и назначать из соотношения 1,2 — 1,4 d<>.

Выполнение заклепки крайнего ряда ступенчатой с меньшим диаметром в отверстии первого ряда позволяет получить по сравнению с прототипом следующие положительные свойства: обжатие кромки первого отверстия заклепки (фиг.8) контактными напряжениями гт, получаемыми от осевого осаживания заклепки, позволяет получить по месту вероятного усталостного разрушения локальный натяг, вплоть до пластического; стержень заклепки в большем отверстии образует меньший натяг, что способствует повышению податливости на срез заклепки и снижению силонагруженности крайних рядов заклепок. реализация положительных свойств приводит к повышению усталостной долговечности соединяемых листов и повышению надежности соединения в целом.

Предлагаемый способ рекомендуют для выполнения многорядных односрезных заклепочных соединений листовых деталей.

Целесообразно использование способа для выполнения заклепочных соединений стальными заклепками вместо дюралевых, характерных для самолетостроения. Образование замыкающей головки заклепки со стороны большего отверстия приводит к образованию меньшего натяга в отверстии, а значит, и к меньшей опасности черезмерной раздачи соединяемого листа и снижению коррозии под напряжением.

Предлагаемый способ получения заклепочного соединения по сравнению с известным повышает усталостную долговечность соединяемых листов в 1,3 — 1,5 раза. Это повышает ресурс соединения либо при заданном уровне ресурса повышает его надежность, что приносит в условиях эксплуатации экономический эффект.

Формула изобретения

Способ получения заклепочного соединения деталей, включающий операции сборки в пакет соединяемых листов, образо1735627

1 л

»: . ° LJ! !

):, »:::.л .л ;.,л,л2,Я,...., .л4?3 " ;Г" л,l

1) J

Ф/1-, 4!,л 7( („..) 1 I г

I.

1 г-, ! .,( (, «) () Ги:. 5 ъ л

55 вания в пакете нескольких рядов отверстий, установки в отверстия заклепок с закладными головками и клепки путем осаживания замыкающих головок заклепок, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью повышения надежности соединения путем увеличения усталостной долговечности листов, отверстия последнего, ) д

t 0 ) относительно прилагаемой нагрузки на лист, ряда выполняют диаметром, большим диаметра ответного отверстия в присоединяемом листе, а заклепки в отверстия послед5 него ряда устанавливают с расположением закладных головок со стороны отверстий меньшего диаметра. (., . .л,,, л, .л . :.")"; Г" ". .

1 (. t .;,;,X» jN(..q (., ., »" »,",,Д

) () л ;..,:, .4 т" »"л,лл; л 7 „ .4 (:, .;Л

» 1 °: .".. »»»,»«(", (»,, „ . ; . ° 4»,:;,"9

1735627

35

45

Составитель Э.Румянцев

Техред М,Моргентал Корректор М.Максимишинец

Редактор О,Головач

Заказ 1806 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ получения заклепочного соединения деталей Способ получения заклепочного соединения деталей Способ получения заклепочного соединения деталей Способ получения заклепочного соединения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям

Заклепка // 1670205
Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам для высокоресурсных заклепочных соединений

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам образования заклепочного соединения

Изобретение относится к машиностроению, к заклепочным соединениям деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к заклепкам для односторонней клепки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самодемонтируемым заклепочным соединениям

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению, к заклепочным соединениям деталей из композиционных материалов

Изобретение относится к металлическим конструкциям, преимущественно к строительным

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения металлических деталей

Изобретение относится к средствам крепления, в частности для бытовых электроприборов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к заклепкам с односторонним доступом

Изобретение относится к крепежным элементам

Изобретение относится к крепежным элементам

Изобретение относится к области устройств и способов производства крепежных работ, в частности к устройствам для временного скрепления (фиксации) конструкционных элементов
Наверх