Способ оценки эффективности технологических смазок при горячем деформировании металлов

 

Изобретение относится к методам испытаний технологических смазок при обработке металлов давлением. Цель изобретения - расширение номенклатуры испытываемых смазок путем испытания не только высоковязких смазок, но и водных растворов концентратов технологических смазок. Бойки предварительно подогревают до температуры выше температуры кипения жидкой фазы , находящейся в смазке. Испытуемую смазку наносят на два диаметрально размещенных на поверхности обоих бойков сектора ,ограниченныхвзаимно перпендикулярными прямыми, проходящими через центры бойков, закрывая остальную рабочую поверхность бойков трафаретом. Последний удерживают на бойках до выкипания жидкой фазы, находящейся в смазке. Центр цилиндрического образца располагают в центре бойков и осаживают его между ними. Смазку оценивают по соотношению поперечных размеров осаженного образца. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (I I) (51)5 G 01 N 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

t. !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4832381/28 (22) 20.05.90 (46) 15.06.92. Бюл. N 22 (71) Новгородский политехнический институт (72) А.Ф.Фадеев и А.П.Глушенков (53) 620.178.162 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 989380, кл.,G 01 N 3/56, 1981.

Авторское свидетельство СССР

N 1423943, кл. G 01 N 3/56, 1987. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СМАЗОК ПРИ ГОРЯЧЕМ ДЕФОРМИРОВАНИИ МЕТАЛЛОВ (57) Изобретение относится к методам испытаний технологических смазок при обработке металлов давлением. Цель изобретения— расширение номенклатуры испытываемых смазок путем испытания не только высокоИзобретение относится к методам испытаний технологических смазок при обработке металлов давлением.

Известен способ оценки эффективности технологических смазок, при котором испытуемую смазку наносят на рабочую поверхность одного из двух плоскопараллельных бойков и производят осадку цилиндрического образца. Об эффективности смазки судят по соотношению площади смазанного и несмазанного торцов ссаженного образца.

Недостатком указанного способа является невысокая точность при больших степенях деформации, так как на результат оказывает взаимовлияние смазанного и несмазанного торцов образца, — меньшая (невязких смазок, но и водных растворов концентратов технологических смазок. Бойки предварительно подогреваютдо температуры выше температуры кипения жидкой фазы, находящейся в смазке. Испытуемую смазку наносят на два диаметрально размещенных на поверхности обоих бойков сектора, ограниченных взаимно перпендикулярными прямыми, проходящими через центры бойков, закрывая остальную рабочую поверхность бойков трафаретом. Последний удерживают на бойках до выкипания жидкой фазы, находящейся в смазке. Центр цилиндрического образца располагают в центре бойков и осаживают его между ними. Смазку оценивают по соотношению поперечных размеров осаженного образца. 2 ил. смазанная) площадь "удерживает" большую, а большая (смазанная) "растягивает" меньшую.

В способе-прототипе испытуемую смазку наносят на два диаметрально размещенных на поверхности каждого бойка сектора, образованных взамно перпендикулярными прямыми, проходящими через центр бойка, Смазку оценивают по соотношению осей поперечного сечения в форме овала, осаженного между бойками образца, бывшего до осадки цилиндрическим.

Недостатком этого способа является его ограниченность из-за невозможности испытаний маловязких смазок, например, водных растворов различных концентратов, так как они после нанесения на бойки по

1741015 трафарету растекаются по рабочим поверхностям бойков и заданный рисунок нарушается.

Цель изобретения — расширение номенклатуры испытываемых технологических 5 смазок путем испытания не только высоковязких смазок, но и водных растворов концентратов технологических смазок.

Поставленная цель достигается тем, что в способе, заключающемся в том, что смаз- 10 ку наносят на два размещенных диаметрально противоположно на поверхности каждого из деформирующих бойков сектора, ограниченных взаимно перпендикулярными прямыми, проходящими через центр 15 соответствующего бойка, центры торцов цилиндрического образца совмещают с центрами бойков, осаживают образец между бойками и определяют поперечные размеры осаженного образца, по которым оцени- 20 вают эффективность смазки, бойки нагревают до температуры выше температуры кипения жидких фаз смазки, накладывают на несмазанную поверхность бойка трафарет, повторяющий по форме сектора 25 на бойке, и удерживают его на бойках до выкипания жидких фаз, Предлагаемое решение соответствует критерию "существенные отличия" из-за новизны связи: бойки нагревают до темпера- ЗО туры выше температуры кипения жидких фаз смазки и удерживают трафарет на бойках до момента их выкипания (отличие)— обеспечение возможности испытаний водных растворов концентратов технологиче- 35 ских смазок (эффект).

На фиг.1 представлена схема нанесения смазки на поверхность бойков; на фиг.2 — торец образца после осадки.

Способ реализуется следующим обра- 40 зом.

Бойки подогревают до температуры выше температуры кипения находящихся в смазке жидких фаз. На деформирующие поверхности обоих бойков наносят смазку на 45 площадь FcM, трафаретом закрывая площадь F (фиг.1), причем контуры смазанных площадей на обоих байках при их сближении совпадают. Трафарет удерживают на бойках до выкипания жидких фаз, находя- 50 щихся в смазке. После чего между бойками устанавливают цилиндрический образец так, чтобы его ось совпадала с точкой О пересечения границ смазанной и несмазан55 ной площадей. После осадки образца с начальным диаметром б его торцы принимают овальную форму с размерами D» > d».

Это происходит потому, что металл лучше растекается по смазанной поверхности. По результатам измерения О» и б» оценивают смазку. Чем эффективнее смазка, тем больше разность между D» d».

Пример. Оценивали эффективность смазки — графитол В202 при пластической деформации в следующих условиях. Образец-цилиндр диаметром 19 мм и высотой

28,5 из углеродистой стали Ст.З осаживали на прессе SD-40 между плоскими байками со смазкой и всухую. Степень деформации — 0,5. Температура бойков 250 С, образца—

1000 С.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Предлагаемый способ позволяет кроме высоковязких смазок испытывать растворы различных концентратов технологических смазок, часто применяемых в практике горячей обработки металлов давлением.

Формула изобретения

Способ оценки эффективности технологических смазок при горячем деформировании металлов, заключающийся в том, что смазку наносят на два размещенных диаметрально противоположно на поверхности каждого из деформирующих бойков сектора, ограниченных взамно перпендикулярными прямыми, проходящими через центр соответствующего бойка, центры торцов цилиндрического образца совмещают с центрами бойков, осаживают образец между бойками и определяют поперечные размеры осаженного образца, по которым оценивают эффективность технологической смазки, отличающийся тем, что, с целью расширения номенклатуры испытываемых технологических смазок путем испытания не только высоковязких смазок, но и водных растворов концентраторов технологических смазок, бойки нагревают до температуры выше температуры кипения жидких фаз смазки, накладывают на несмазанную поверхность каждого бойка трафарет, повторяющий по форме сектора на бойке, и удерживают его на бойках до выкипания жидких фаз, 1741015 Риг.2

Составитель А.Глушенков

Редактор Л. Веселовская Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор Т.Софиян

Заказ 2080 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ оценки эффективности технологических смазок при горячем деформировании металлов Способ оценки эффективности технологических смазок при горячем деформировании металлов Способ оценки эффективности технологических смазок при горячем деформировании металлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям материалов на контактную выносливость

Изобретение относится к испытательной технике в машиностроении и может быть использовано для изучения триботехнических характеристик антифрикционных и фрикционных материалов, работающих в условиях приработки

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытаниям материалов, в частности на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к устройствам для испытания материалов на фрикционную усталость и позволяет упростить конструкцию устройства, повышает ее надежность

Изобретение относится к испытанию материалов на трение, в частности к определению износостойкости, задиростойкости и контактной прочности в условиях трения качения и трения качения со скольжением

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх