Топливная дренажная система газотурбинного двигателя

 

Изобретение позволяет повысить надежность системы за счет своевременного обнаружения неисправностей откачивающего устройства. Система содержит соединенные трубопроводом 3 основной 1 и дополнительный 2 дренажные баки, из которых первый подключен к воздушному тракту 4 двигателя и через дренажный клапан 5 к топливным коллекторам 6 камеры сгорания, а второй - к откачивающему устройству 7, сообщенному с топливной системой 8. Дно дополнительного дренажного бака 2 снабжено патрубком 9, входное отверстие 10 которого расположено выше уровня дна, а в боковой стенке бака выполнено отверстие 11, расположенное выше уровня входного отверстия 10 патрубка 9, сообщающее полость бака с трубопроводом слива 12. При нормальной работе системы топливо, поступающее в бак 2 из бака 1, удаляется откачивающим устройством 7, и его уровень в баке 2 после выключения двигателя определяется положением входного отверстия 10 патрубка 9. Отказ устройства 7 приводит к заполнению бака 2, попаданию топлива через отверстие 11 в трубопровод 12 и его сливу через кран 13. 1 ил.

Изобретение относится к двигателестроению. Известна топливная дренажная система газовоздушного двигателя (ГТД), содержащая дренажный бак, соединенный с атмосферой и через дренажный клапан с топливными коллекторами камеры сгорания, а также откачивающее устройство, подключенное к баку и к топливной системе. Недостатком данной системы является отсутствие эффективных средств для контроля ее работоспособности. Известна также топливная дренажная система ГТД, содержащая основной дренажный бак, сообщенный с газовоздушным трактом двигателя и через дренажный клапан с топливными коллекторами камеры сгорания, дополнительный дренажный бак, соединенный с основным баком, и подключенное к дополнительному баку и топливной системе откачивающее устройство. В данной системе при неисправности откачивающего устройства или отсутствии откачки топливо будет накапливаться в основном дренажном баке до его переполнения. Однако скопившееся внутри двигателя топливо, своевременно необнаруженное, может привести к возникновению пожара при запуске. Целью изобретения является повышение надежности системы. Указанная цель достигается тем, что в топливной дренажной системе газотурбинного двигателя, содержащей соединенные между собой трубопроводом основной и дополнительный дренажные баки, первый из которых подключен к воздушному тракту двигателя и через дренажный клапан к топливным коллекторам камеры сгорания, а второй - к откачивающему устройству, подключенному к топливной системе, дно дополнительного дренажного бака снабжено патрубком, входное отверстие которого расположено выше уровня входного отверстия патрубка, сообщающее полость бака с трубопроводом слива. На чертеже показана схема топливной дренажной системы. Устройство содержит основной 1 и дополнительный 2 дренажные баки, соединенные между собой трубопроводами 3. Первый бак подключен к воздушному тракту 4 двигателя и через дренажный клапан 5 к топливным коллекторам 6 камеры сгорания, а второй - к откачивающему устройству 7, сообщенному с топливной системой 8. Дно дополнительного бака 2 снабжено патрубком 9, входное отверстие 10 которого расположено выше уровня дна, что позволяет использовать нижнюю часть бака в качестве отстойника. В боковой стенке бака 2 выше входного отверстия 10 патрубка 9 выполнено отверстие 11, сообщающее полость бака с трубопроводом слива 12, на конце которого установлен кран 13. Система работает следующим образом. После выключения двигателя в основной дренажный бак 1 через дренажный клапан 5 сливается топливо из коллекторов 6 камеры сгорания. При запуске и работе двигателя в бак 1 из воздушного тракта 4 поступает воздух, который вытесняет из него топливо по трубопроводу 3 в дополнительный бак 2. Из бака 2 через патрубок 9 топливо удаляется откачивающим устройством 7 и подается в топливную систему 8. По окончании удаления топлива положение его уровня в баке 2 определяется положением входного отверстия 10 патрубка 9, т. е. топливо заполняет только объем отстойника. На выключенном двигателе топливо в бак 2 не поступает, и положение уровня топлива не меняется. Поскольку отверстие 11 находится выше уровня топлива, то в трубопровод 12 топливо не попадает. В случае выхода из строя откачивающего устройства 7 удаление топлива из бака 2 прекращается и топливо накапливается в этом баке. Через отверстие 11 топливо поступает в трубопровод 12 и при открытом кране 13 будет сливаться из бака и свидетельствовать о неисправности откачивающего устройства. Аналогичным образом выявляется нарушение герметичности откачивающего устройства, когда на остановленном двигателе происходит обратное перетекание топлива из топливной системы 8 в бак 2. Уровень расположения отверстия 11 выбран, исходя из того, чтобы исключить попадание топлива в трубопровод 12 при возможных наклонах двигателя на самолете, а также достаточно быстро установить отказ в работе откачивающего устройства. Такое выполнение дренажной системы позволяет своевременно обнаруживать неисправности откачивающего устройства и тем самым повысить надежность системы. (56) Патент США N 3841089, кл. F 02 C 9/12, 1974. Авторское свидетельство СССР N 926979, кл. F 02 C 7/22, 1980.

Формула изобретения

ТОПЛИВНАЯ ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая соединенные между собой трубопроводом основной и дополнительный дренажные баки, первый из которых подключен к воздушному тракту двигателя и через дренажный клапан к топливным коллекторам камеры сгорания, а второй - к откачивающему устройству, подключенному к топливной системе, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности системы, дно дополнительного дренажного бака снабжено патрубком, входное отверстие которого расположено выше уровня дна, а в его боковой стенке выполнено отверстие, расположенное выше уровня входного отверстия патрубка, сообщающее полость бака с трубопроводом слива.

РИСУНКИ

Рисунок 1

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 25.09.2000 № 11252

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: ОАО "Пермский моторный завод" (RU)

Условия договора: НИЛ, Срок действия: 13.11.2017 Территория действия: РФ

Дата публикации: 27.10.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к фронтовым устройствам камер сгорания газотурбинных двигателей Целью изобретения является повышение устойчивости горения на режимах дросселирования при горизонтальном расположении камеры сгорания

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, в частности к системам запуска двигателей

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к конструкциям основных камер сгорания

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для тепловой и химической обработки помещений, оборудования и других объектов народного хозяйства рабочим телом (продуктами сгорания углеводородного топлива в воздухе), вырабатываемым установкой в виде горячего газа (продукты сгорания, охлажденные воздухом)

Изобретение относится к топливным системам многодвигательных самолетов, использующих криогенное топливо

Изобретение относится к газотурбинным установкам, работающим на природном газе, а именно к системе их топливоподачи

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в мобильных малогабаритных газотурбинных установках для подачи топлива в камеру сгорания

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах магистральных газопроводов, автономных электростанциях и в других энергоустановках, содержащих газотурбинный привод, работающий на природном газе

Изобретение относится к области энергетики, в частности к конструкциям камер сгорания, и предназначено для повышения топливной экономичности газотурбинного двигателя и полноты сгорания топлива

Изобретение относится к области авиадвигателестроения
Наверх