Грузозахватное устройство

 

Использование: относится к подъемнотранспортному оборудованию и касается грузозахватных устройств Сущность изобретения: грузозахватное устройство содержит несущий орган, связанный через штангу 6 с поворотным корпусом 10, захватную лапу 21, механизм поворота захватной лапы, включающий толкатель 17, расположенный на нем барабан 12. охватываемый канатом 13, зубчатое колесо 14, взаимодействующее с рейко й 15, передающей движение через угловой рычаг 16 на толкатель 17, связанный с захватной лапой 21. При кантовании груза корпус 10 поворачивается относительно штанги 6 1 з.п ф-лы, 9 ил. а со 00 Фи.2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 66 С 1/44

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

21 (21) 4775157/11 (22) 28.12.89 (46) 30.07.92. Бюл. М 28 (71) Научно-производственное объединение технологии механосборочного производства и специального оборудования "Всесоюзный проектно-технологический институт тяжелого машиностроения (72) М.П.Якобсон, В.А.Головцев. Т.Н. Крыло. ва и Ю.В.Горбас (56) Вайнсон Л.А. и Андреев А.Ф, Специализированные крановые груэоэахваты для штучных грузов. М., 1972, с, 86-87.

Авторское свидетельство СССР

М 1402540, кл. В 66 С 1/44, 1986, „„5U ÄÄ 1751138 А1 (54) ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование: относится к подъемнотранспортному оборудованию и касается грузозахватных устройств, Сущность изобретения: грузоэахватное устройство содержит несущий орган, связанный через штангу 6 с поворотным корпусом 10, захватную лапу 21, механизм поворота захватной лапы, включающий толкатель 17, расположенный на нем барабан 12. охватываемый канатом 13, зубчатое колесо 14, взаимодействующее с рейкой 15, передающей движение через угловой рычаг 16 на толкатель 17, связанный с захватной лапой 21. При кантовании груза корпус 10 поворачивается относительно штанги 6. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

1751138

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию. а именно к конструкции грузозахватных устройств фрикционного типа для штучных грузов, например валов, и может быть использовано при погрузочно-разгрузочных работах с помощью любых грузоподъемных машин.

Известно грузоэахватное устройство фрикционного типа, содержащее подвешиваемую на грузоподъемную машину траверсу, связанную с ней телескопическими направляющими и механизмом фиксации раму, и захватные лапы, шарнирно связанные с траверсой и рамой, Недостатком этого устройства являются его ограниченные эксплуатационные воэможности. Такое устройство не может быть использовано для таких грузоподъемных машин как шарнирно-балансйрнь1е манипу„. ляторы и, кроме того, его йельзя применить в тех случаях, когда требуется обеспечить кантование груза, Применяемый в этом устройстве механизм фиксации служит упором для верхней части грузозахватного устройства, а так как при работе на шарнирно-балансирных манипуляторах стрела идет вниз с силой, равной ее грузоподъемности, то такой механизм фиксации должен выдерживать ненужную для его функционирования силов ую н а г руэку.

Наиболее близким к предлагаемому является груэозахватное устройство, содержащее навешиваемую на грузоподъемную машину головку, связанный с ней корпус, имеющий возможность вертикального перемещения, и установленные в нем механизм фиксации, передаточный механизм, связанный с захватными лапами, и опорный элемент.

Недостаток известного устройства состоит s его ограниченных эксплуатационных возможностях. Такое устройство не обеспечивает кантования грузов. Кроме того, хотя такое устройство и может использоваться на манипуляторах, но в то же время оно не может быть применено на груэоподьемных машинах с канатной подвеской. Та- кие машины не могут приводить в действие

его передаточный механизм, так как для этого грузоподъемная машина должна нажимать на него сверху.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей грузозахватного устройства путем обеспечения кантования в стесненных условиях.

Поставленная цель достигается тем, что грузбэахватное устройство, содержащее корпус, шарнирно закрепленную на одном его конце захватную лапу и жестко закрепленный на другом конце упорный орган, механиэм поворота захватной лапы, включающий горизонтально расположенный в корпусе толкатель, один конец которого кинематически связан с верхним концом за5 хватнойлапй, и механизмфиксации:рабочего положейия захватной лапы, снабжено несущим органом, связанным с подъемным механизмом; связанной с ним вертикально расположенной штангой, выполненной с го10 ризонтальным бтверстием на конце, в котором расположен первый конец толкателя, механизмом фиксации взаимного положения несущего органа и корпуса, выполненного с . возможностью поворота

15 относйтельно штанги, и вертикальным пазом, при этом механизм пвоорота захватной лапы включает установленные на толкателе барабан и жестко связайное с ним зубчатое колесо, расположенную в пазу корпуса рей20 ку для контакта с зубчатым колесом, шарнирно закрепленный на верхнем конце упора угловой рычаг, выполненный с горизонтальной и вертикальной полками, связанный кинематичес ки, концом.

25 горизонтальной полки с рейкой и концом вертикальной полки — с вторым концом толкателя, канат, охватывающий барабан. нижний конец которого закреплен на . последнем, а верхний — на несущем элемен30 те. При этом штанга выполнена с фигурным пазом, имеющим вертикально расположенные паралелльно друг другу ветки разной длины. связь несущего органа со штангой представляет собой кронштейн, жестко за35 крепленный одним концом на несущем органе, шарнирно закрепленный на втором конце кронштейна рычаг, а механизм фиксации взаимйого положения несущего элемента и корпуса включает многбугольную .

40 планку, шарнирно закрепленную в фигурном пазу штанги, и палец, жестко закрепленный на свободном конце рычага и расположенный в фигурном пазу с возможностью взаимодействия с многоугольной

45 планкой.

Такое выполнение устройства позволя" ет использовать его на грузоподъемных машинах любого типа, как с канатной подвеской; так и на манипуляторах шарнир50 но-балансирного типа, При этом устройство позволяет захватывать и транспортировать груз как в строго ориентированном горизонтальном положении, так и в наклонном и вертикальном положении при обеспечении

55 надежного его удержания в захватных лапах за счет сил трения, Кроме того, наличие фрикционного зажима позволяет уменьшить rio сравнению с обычными клещевыми захватами расстояние от диаметра вала до концов захватных

1751138 лап. Выполнение одной из лэпукороченной верхней, имеющей вильчатую форму; чэси клиновидной формы дает возможность тью установлен упорный орган 22, а в его производить захват валов из сплошной ук- вилке размещен закрепленный на оси 23 ладки, не раздвигая и не приподнимая тяже- штифтом 24 угловой рычаг 16. В српедней лые валы вручную, что часто имеет место на 5 части упорного органа 22 имеются две цапмашиностроительных заводах. фы 25, входящие своими лапками в кольце-

На фиг.1 изображено предлагаемое ус- вую канавку ввинченной в корпус 10 . тройство, вид спереди; на фиг.2 — то же, вид шпильки 26, а также пальца 27, консольные

: сбоку, разрез; на фиг.3 — то же, вид сверху; концы которого входят в пазы установленна фиг,4 — вид А на фиг,2; на фиг,5 — разрез 10 ных шарнирно по бокам корпуса 10 опорных

Б-Б на фиг,3; на фиг.б — то же, в положении планок 28. Угловйй рычаг 16 выполнен с после подъема вала; нэ фиг.7 — разрез В-В горизонтальной и вертикальной полками. на фиг,3; на фиг,8 — вид Г на фиг.3; на фиг.9 Концом горизонтальной полки он кинемати— разрез Д-Д на фиг,4., чески связан с прямоугольным пазом рейки

Грузозахватное устройство состоит из 15 15, а концом вертикальной полки — с пазом несущего органа; содержащего несущий толкателя 17; который, в свою очередь, свяэлемент — головку 1, снабженную в верхней зан вторым пазом с верхним концом захватчасти рымболтом 2 для крепления на подь- ной лапы 21, шарнирно закрепленной емнике с канатной подвеской, подпятником средней частью на проушине 19..

3 и подшипником 4 в случае, если устройст- 20 На выступающем из корпуса 10 свободво будет монтироваться на шарнирно-ба- ном конце оси 23 установлена ручка 29 уплансирном манипуляторе,: . .... равления с выполненйыми на ней кольцевой

На головке 1, в средней ее части, жестко — канавкой и У-образным байонетным пазом, крепится одним концом кронштейн 5, в ico- который взаимодействует с выступающим тором установлена штанга 6, имеющая воз- 25 из оси 23 штифтом 30, Своей кольцевой каможность вертикального перемещени. навкой ручка 29 управления связана поШтанга 6 связана с механизмом фиксации. средством шарнирно закрепленной на выполненным в виде размещеннного в корпусе 10 и снабженной почжиной 31 тяги

Штанге 6 фигурного паза. вертикально" 32 с храповиком 18, входящим в зацепление расположенными ветками разной длины, 30 с храповыми зубьями рейки 15. На нижнем шарнирно закрепленйой в нем многоуголь- конце штанги 6 имеется винт 33 для возможной планки 7и взаимодействующего с ними ности фиксации корпуса 10 от поворота отшарнирно закрепленного на штанге 6 рыча- " носительно штанги 6.

ra 8 с жестко закрепленным на его свобод- Грузозахватное устройство работает ном конце пальцем 9, расположенным в 35 следующим образом. фигурном пазу с возможностью взаимодей-:. В исходном положении корпус 10 подствия с многоугольной планкой 7,.:::,:: вешен на головке 1 за счет того, что палец 9

Корпус 10 посредством выполненной на рычага 8 находится в короткой правой ветке нем цапфы 11 установлен на штанге 6 с фигурного пазаштанги6;грузовой канат13 возможностью. поворота. В корпусе 10 40 барабана 12 при этом не натянут. и захватсмонтирован механизм поворота, выпол- нэялапэ21 находится в раскрйтом положененный в виде размещенного в расточке нии. После того, как корпус 10 своими корпуса 10 соосно с его цапфой 11 барабана опорными планками 28 устанавливается на

12 с навернутым на него грузовым канатом вал 34. а головка 1 продолжает движение

13, связывающим барабан 12 с: несущим 45 вниз, рычаг8своим пальцем9соскальзываэлементом 1, снабженного зубчатым коле- ет по фигурному пазу штанги 6 в его нижсом14, взаимодействующей сним рейки 15, нюю ветку, а затем йри подьеме головки 1 углового рычага 16, выполненного с гори- палец 9 наталкивается на повернутый âïðàзонтальной и вертикальной полками, и тол- во нижний конец планки 7, смещается по кателя 17. На рейке 15 с противоположной 50 нему влевои давитна его левыйугол, повоот зубчатого колеса 14 стороны выполнены рачивая планку 7 по часовой стрелке, после храповые зубья; которыми она взаимодей- чего проходит в левую длинную ветку фигурствует с храповиком 18, установленным в ного паза штанги 6. При дальнейшем подькорпусе 10, а в верхней части рейки 15име- еме головки 1 грузовой кана т 13. ется прямоугольный паз, в котором установ- 55 натягивается, поворачивая барабан 12 про лен конец углового рычага 16. . тив часовой стрелки, а зубчатый венец колеКорпус снабжен двумя парами проушйн са 14 при этом выталкивает вверх рейку 15, 19 и 20 для шарнирно крепления захватной которая, в свою очередь; поворачивает по лапы 21 и упорного органа 22. Через про- часовой стрелке угловой рычаг 16, перемеушину 20 проходит ось 23, на которой своей щающий влево толкатель 17 вместе с входя-

1751138 щим в его паз верхним концом захватной лапы 21, которая, поворачиваясь против часовой стрелки, прижимает вал 34 к упорному органу 22 осуществляя тем самым его захват, а храповик 18, смещаясь под воздействием подпружиненной тяги 32 влево, защелкивает. рейку 15, фиксируя механизм поворота в положении захвата груза.

После того, как вся кинематическая цепочка срабатывает на упор, барабан 12 перестает поворачиваться в корпусе 10 и головка 1, продолжая двигаться вверх, за грузовой канат 13 поднимает барабан 12, а вместе с ним и весь корпус 10 с aarioM 34, После того, как вал 34 вновь опускается на опору, головка 1 вместе с рычагом 8 смещается по штанге 6 вниз, При этом палец 9 опять оказывается в нижней ветке фигурного паза штанги 6.

Для раскрытия грузозахватного устройства нужно повернуть ручку 29 управления на оси 23, и ее байонетный паз под воздействием штифта 30 сместит ручку 29 управления влево. тяга 32 при этом повернется по часовой стрелке и выведет храповик 18 иэ зацепления с рейкой 15, после чего ручка 29 управления поворачивается уже вместе с осью 23 и угловым рычагом 16 против часовой стрелки, а толкатель 17 перемещается вправо, раскрывая захватную лапу 21.

При следующем подъеме головки 1 палец 9 снова наталкивается на планку 7, а так как ее нижний конец после предыдущего подъема повернут влево, то палец 9 вместе с рычагом 8 смещается по нему вправо, поворачивает планку 7 против часовой стрелки и упирается в конец короткой ветки фигурного паза штанги б. Вследствие этого головка 1 тянет штангу б вместе с корпусом

10 вверх, а грузовой канат 13 остается без нагрузки, и груэозахватное устройство снимается с вала 34.

Переналадка грузозахватного устройства на тот или иной типоразмер вала осуществляется за счет регулировки шпильки 26, которая, перемещаясь s осевом направлении вместе с входящими в ее кольцевую канавку цапфами 25, установленными в средней части упорного органа 22, осуществляют поворот последнего на оси 23. Опорные планки 28 предназначены для базирования грузозахватного устройства на валу 34 и кинематически связаны проходящим через их пазы пальцем 27 с упорным органом 22, при переналадке которого опорные планки 28 поворачиваются íà своих осях, а передаточное отношение кинематической цепочки подбирается так, чтобы угол а охвата вала захватной лапой 2 . и упорным органом 22 (фиг.2) практически ос40 ной машине устройство будет удерживать груз в строго ориентированном положении, В то же время благодаря подшипнику 4 груэозахватное устройство может свободно поворачиваться. на любой угол в горизонтальной плоскости.

Использование предлагаемого грузозахватного устройства на машиностроительных заводах позволяет расширить эксплуатационные возможности применяемых современных грузоподъемных машин. ликвидировать тяжелый ручной труд и повысить культуру производства.

Формула изобретения

1, Грузоэахватное устройство, содержащее корпус, шарнирно закрепленную на одном его конце захватную лапу и жестко закрепленный на другом конце упорный орган, механизм поворота захватной лапы, включающий горизонтально расположенный в корпусе голкатель. один конец кото5

35 тавался постоянным для удобства захвата валов из плотной укладки.

Если при установке грузозахватного устройства на вал 34, его центр тяжести находится вплоскости грузового каната 13,,то поднятый вал 34 будет транспортироваться в горизонтальном положении, Если же грузозахватное устройство сместить при установке на вал ближе к одному из его т орцов, то после подъема вал 34 вместе с корпусом

10 повернется в вертикальной плоскости таким образом, что его центр тяжести окажется в плоскости грузового каната 13. натяжение которого при этом не меняется, а увеличивается только расстояние от оси барабана 12 до головки 1 эа счет размотки каната 13 с барабана 12 при его повороте вместе с корпусом 10, Надежность удержания вала силами трения в груэозахватном устройстве определяется выбором передаточного отношения механизма зажима.

При транспортировке валов в наклонном положении они могут затем уклады ваться как горизонтально. так и устанавливаться вертикально с доворотом грузозахватного устройства вручную. При этом натяг груэо,вого каната 13 снимается и захватная лапа

21 удерживается в закрытом положении храповиком 18, а затем после установки вала в вертикальное положение раскрывается поворотом ручки 29 управления. Если же по условиям работы фиксации захвата груза не требуется, то пружина 31 может быть зажата винтом (не показан) и груэозахватное устройство начнет работать в автоматическом цикле зажим — разжим. При отсутствии необходимости поворота корпуса 10 он может быть зафиксирован винтом 33 на штанге б от поворота. В этом случае на грузозахват10

1751138

7 рого кинематически связан с верхним концом захватной лапы, и механизм фиксации рабочего положения захватной лапы, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения эксплуатационнных возможностей путем 5 обеспечения кантования в стесненных условиях, оно снабжено несущим органом, связанным с подъемным механизмом, связанной с ним вертикально расположенной штангой, выполненной с горизонталь- 10 ным отверстием на конце, в котором расположен первый конец толкателя, механизмом фиксации взаимного положения несущего органа и корпуса, выполненного с воэможностью поворота относительно 15 штанги, и вертикальным пазом, при этом механизм поворота захватной лапы включает установленные на толкателе барабан и жестко связанное с ним зубчатое колесо, расположенную в пазу корпуса рейку для 20 контакта с зубчатым колесом, шарнирно закрепленный на верхнем конце упорного органа угловой рыча, выполненный с горизонтальной и вертикальной полками, связанный кинематически концом горизонтальной полки с рейкой и концом вертикальнойй полки — с вторым концом толкателя, канат, охватывающий барабан, нижний конец которого закреплен на последнем, а верхний — на несущем элементе.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что штанга выполнена с фигурным пазом, имеющим вертикально расположенные параллельно одна другой ветки разной длины, связь несущего органа со штангой представляет собой кронштейн. жестко закрепленный одним концом на несущем органе, шарнирно закрепленный на другом конце кронштейна рычаг, а механизм фиксации взаимно< о положения несущего элемента и корпуса включает многоугольную планку, шарнирно закрепленную в фигурном пазу штанги, и палец жестко закрепленный на свободном конце рычага и расположенный в фигурном пазу с воэможностью взаимодействия с многоугольной планкой, 1 151138

И

Фое, 3

Вид4

6аг

1751138

Составитель T. Крылова

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корректор А. ОсаУленко

Редактор Е. Копча

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уп. Гагарина, 101

Заказ 2661 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство Грузозахватное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подьемнотранспортному оборудованию, в частности к грузозахватным устройствам

Крюк // 1749152

Изобретение относится к подъемно-транспортной технике, в частности к стендам для испытания стропов

Изобретение относится к конструкции грузоподъемных элементов, позволяющих закрепить пакет "в удав" и предназначенных для одного полного цикла транспортирования груза

Изобретение относится к подъемно-транспортным средствам и может быть использовано, в частности, для съема керамзитопенобетонных стеновых блоков с четырехместной кассетной формы, последующего их перемещения на транспортный поддон с возможностью кантования в удобное для складирования положение

Изобретение относится к устройству для отсоединения подъемного элемента

Изобретение относится к устройству для отсоединения подъемного элемента

Изобретение относится к электротехнике, а именно грузозахватным устройствам и может быть использовано для захвата и удержания ферромагнитных материалов и деталей из них, включая горячие, в робототехнике, погрузочно-разгрузочных работах

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию металлургической, горнодобывающей и других отраслей промышленности, в частности электротехнической, а именно к грузозахватным устройствам, и может быть использовано для захвата и удержания ферромагнитных материалов и деталей из них при механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, перемещении горячих грузов и в робототехнике
Наверх