Способ гидравлического торможения вертикальных осевых насосных агрегатов
Использование: тЪрможение вертикальных насосных агрегатов. Сущность изобретения: отключение электродвигателя производится после установки лопастей рабочего колеса под углом, равным нулю. Угол установки и последующее отключение электродвигателя обеспечивают снижение угонной частоты вращения и повышают надежность. 2 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РеспуБлик (19) (11) (51)5 F 04 0 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ (21) 4728748/29 (22) 09.08.89 (46) 30.07.92. Бюл. М 28 (71) Научно-исследовательский сектор Всесоюзного проектно-изыскательского институга Гидропроект" им.С.Я,Жука (72) Б.А.Баль (56) В.Я,Карелин и др. Снижение пиковых динамических нагрузок в насосных агрегатах станций магистральных каналов. — Гидротехническое строительство, 1985, М 8.
Новодережкин Р.А, Насосные станции систем технического водоснабжения ТЭС и
АЭС, M.: Энергоатомиздат, 1989, с.207 — 214.
Изобретение относится к гидросиловому оборудованию, в частности к насосным установкам крупных мелиоративных систем, и может быть использовано для тормо: жения вертикальных осевых и диагональных насосов с дистанционным регулированием угла разворота лопастей рабочего колеса, Характерной особенностью насосных станций с осевым и диагональным насосом является отсутствие затворов на выходе из насоса. В таких станциях отделение насоса от напорного бассейна в процессе остановки осуществляется либо сифонным водовыпуском, либо затвором, расположенным в напорном бассейне. При этом вода из напорного трубопровода сливается в нижний бьеф через насос. вызывая раскручивание насосного агрегата в обратном направлении до угонной частоты вращения, при которой пульсация давления в проточной части, вибрация агрегата и динамические нагрузки (54) СПОСОБ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ОСЕВЫХ НАСОСНЫХ АГРЕГАТОВ (57) Использование::торможение вертикал ьных насосных агрегатов. Сущность изобретения: отключение электродвигателя производится после установки лопастей рабочего колеса под углом, равным нулю. Угол установки и последующее отключение электродвигателя обеспечивают снижение угонной частоты вращения и повышают надежность, 2 ил.
I» на элемент насоса и строительных конструкций возрастают намного выше номинальных. а гидродинамическйй момент, действующий на лопасти рабочего колеса насоса, резко меняет свой знак. Все это способствует ускоренному износу насосов и делает разгонный режим остановки наиболее сложным и нежелательным, Известен способ гидравлического торможения путем исключения угонного режима при остановке насосного агрегата, основанный на выпуске воды из напорного водовода через холостой выпуск при закрытом затворе в напорном трубопроводе за выпуском.
Недостатком этого технического решения является увеличение капиталовложений за счет установки затворов и обратных клапанов, увеличения толщины стенок водоводов на случай гидроудара при внезапной потере привода.
1751415
Наиболее близким к предлагаемому является способ торможения вертикальных осевых насосных агрегатов, включающий отключение электродвигателя с включением электрического торможения и установку лопастей рабочего колеса под углом, равном нулю.
Однако согласно этому способу необходимо устанавливать дополнительное электрическое оборудование (масляный выключатель, добавочные сопротивления, КИА), что вызывает удорожание насосной установки и увеличение численности персонала. Кроме того, снижается надежность, поскольку возрастает угонная частота вращения и снижается надежность системы разворота лопастей и механизма привода в целом эа счет увеличения усилий в серьгах.
Цель изобретения — увеличение надежности путем снижения угонной частоты вращения, Для достижения поставленной. цели в способе гидравлического тормбжения вертикальных "осевых насоснь х агрегатов, включающем Откл юч енй6Ълектродви гателя и установку"лбпастей рабочего Korieca под углом, равном нулю; отключеййе электродвигателя прбизводится после"установки лопастей рабочего колеса йЬКуглбм," рав- ном нулю, Эта операция выпблняется-независимо . от угла разворб1 а лопастей,"на котором до этого работаЁ нзсбС1Ф и агрегат ;:.:-. - - .=.;.
При остановке насосный. агрегат последовательно "г роходит следующие режимы: насосн й, когда йасос, уменьшает частоту вращения, продолжает качать воду со снижеййем пройзводйтельности до нуля; режим противотока, когда вода из напорного трубопровода начнет сливаться через вращающийся насос в нижний бьеф, а частота вращения агрегат снижается до нуля; . турбинный режим холостого хода, когда под действием проходящего потока насос раскручивается в обратную сторону и частота вращения доходит до максимального значения, после чего начинает уменьшаться;
25 Угонные обороты составили при угле разворота. равном -9О: 122 по, при угле разворота, равном Оо: 54 по, т.е. при угле разворота, равном 0, получаются меньшие
30 нимальной нестационарности потока и виб" "рации насосного агрегата;
10
45 насосный режим обратного направления частоты вращения.
После того, как уровень воды в напорном трубопроводе достигнет отметки ГНБ, насос начнет перекачивать воду из трубопровода под уровень нижнего бьефа; режим противотока при вращении насоса в обратном направлении, когда вода из бассейна нижнего бьефа через вращающийся насос поступает в напорный трубопровод до момента выравнивания уровней воды в
НБ и водоводе; режим гидравлического торможения, когда рабочее колесо насоса, вращаясь, тормозится о воду, На фигЛ приведен процесс торможения насосного агрегата при угле разворота лопастей, равном нулю; на фиг,2 — то же, при угле разворота лопастей, равном -9О, насоса
ОН10.
Время снижения частоты вращения до
10$ от номинальной при угле разворота лопастей, равном -9 . составляет 138 с, при угле разворота, равном Оо, — 46,5 с угонные обороты и время остановки при миНа фиг.1 обозначено: 1-н — насосный режим; 2-пр — режим противотока; 3-тх— турбинный режим холостого хода: 4-но— насосный режим обратного направления; 5про — режим противотока обратного направления; 6-гт — гидравлическое торможение
Формула изобретения
Способ гидравлического торможения вертикальных осевых насосных агрегатов, включающий отключение электродвигателя и установку лопастей рабочего колеса под углом Оо, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности путем снижения угонной частоты вращения, отключение электродвигателя производится после установки лопастей рабочего колеса под углом Оо.
, ю8.r, 2б
Фиб. / и
I2e
И0 — и, P ч
$2
r0
26
5е
i6
20 0 20 30 40 $0 60 70 00 90 000 Нр Ор яр Мр т.,с
Our. 2
Составитель В.Докучаева
Редактор Т.Лазоренко Техред М.Моргентал Корректор H,Ìèëþêîâà
Заказ 2675 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-.Ь*, Рьушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101