Дисковый тормоз

 

Использование: тормозные системы в автомобилестроении и моторостроении, Сущность изобретения: дисковый тормоз содержит корпус, тормозной диск, тормозные колодки, скобу, установленную на корпусе с возможностью осевого перемещения . Имеется ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления , две гайки с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, установленные в отверстии скобы и размещенные на резьбовых участках ходового винта. Колесо с торцовыми зубьями расположено на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота. В осевых отверстиях гаек и радиальных отверстиях скобы установлены фиксаторы, контактирующие соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек для обеспечения одностороннего вращения гаек. 3 ил. сл С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 D 55/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ < ВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4787452/27 (22) 30.01.90 (46) 30.07.92. Бюл. М.28 (71) Могилевский городской центр научнотехнического творчества молодежи "Импульс" (72) Г.И.Мамити, В.П.Лобах, В.В.Кленикский, В,С.Захарин и B.È.Çàáàâcêèé (56) Aàòoðcêoå свидетельство СССР

М 1325224, кл, F 16 D 55/00; 1985, (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ (57) Использование: тормозные системы в автомобилестроении и моторостроении, Сущность изобретения: дисковый тормоз содержит корпус, тормозной диск, тормозные колодки, скобу, установленную на корИзобретение относится к машиностроению, может найти применение в автомобилестроении и мотостроении, Известен дисковый тормоз, содержащий диск, скобу, два цилиндра, поршни, тормозные колодки с накладками и гидравлический привод.

Недостатком его является сложность конструкции, обусловленная гидравлическим приводом.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является дисковый тормоз, содержащий корпус, установленную с возможностью перемещения на нем скобу, охватывающую тормозной диск, ходовой винт с участками резьбы противоположного на- правления, один из которых сопрягается со скобой посредством резьбового отверстия в ней, а другой — с гайкой, установленной с возможностью перемещения в отверстии, И,, 1751537 А1 пусе с возможностью осевого перемещения, Имеется ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления, две гайки с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, установленные в отверстии скобы и размещенные на реэьбовых участках ходового винта, Колесо с торцовыми зубьями расположено на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота. В осевых отверстиях гаек и радиальных отверстиях скобы установлены фиксаторы, контактирующие соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек для обеспечения одностороннего вращения гаек. 3 ил. скобы, две колодки с фрикционными накладками, одна из которых жестко закреплена на одном конце скобы, а другая — на гайке, элементы регулирования осевого положения винта и рычаг тормоза.

Недостатком известного тормоза является дополнительная трудоемкость обслуживания при его эксплуатации.

Указанный недостаток обусловлен необходимостью периодической ручной регулировки зазоров между диском и накладками, которые увеличиваются вследствие износа накладок.

Целью изобретения является снижение трудоемкости обслуживания дискового тормоза При его эксплуатации.

Это достигается тем, что дисковый тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, скобу, установленную на корпусе с возможностью осевого перемещения и охватывающую тормозной диск, ходовый винт с

1751537

3 участками резьбы противоположного направления, гайку, установленную на одном из участков резьбы в выполненном в скобе отверстии с возможностью осевого перемещения, две тормозные колодки с фрикционными накладками, установленные неподвижно на скобе и гайке, рычаг тормоза йэлементы регулирования осевого положения винта, согласно изобретению снабжен второй гайкой, фиксаторами и колесом, выполненным с торцовыми зубьями, расположенными с обеих .его сторон, и установленным на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота, При этом гайки выполнены с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, вторая гайка установлена в выполненном в скобе дополнительном-отверстии, соосно с первым отверстием, на втором резьбовом участке между колесом и крышкой скобы, Фиксаторы установлены в осевых отверстиях гаек и в выполненных в скобе радиальных отверстиях с контактом соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек и с воэможностью одностороннего вращения гаек.

На фиг.1 показан тормоз, общий вид; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3 — вид по стрелке Б на фиг.1.

Тормоз состоит из корпуса 1, на котором установлена с возможностью переме.щения скоба 2, охватывающая тормозной диск 3. Колодка 4 с фрикционной накладкой

5 жестко прикреплена к скобе, Вторая колодка 6 с накладкой 7 жестко закреплена на гайке 8.

Ходовой винт 9 имеет два участка резьбы противоположного направления, которые сопряжены соответственно с гайкой 8, имеющей возможность при работе тормоза поворачиваться в одном направлении и перемещаться вдоль оси винта, и гайкой 10, имеющей возможность при работе тормоза поворачиваться только в одном направлении, Колесо 11 с торцовыми зубьями с обеих его сторон установлено на винте 9 с помощью шпонки 12. Ширина шпоночного паза обеспечивает относительный поворот колеса 11 и винта 9.

Фиксаторы 13, установленные в радиальных отверстиях скобы 2, поджимаемые пружинами 14, дают воэможность поворачиваться гайкам 8 и 10 при работе тормоза только в одном направлении за счет зубьев

15 на поверхности гаек 8 и 10, Фиксаторы

16, установленные в осевых отверстиях гаек .8и 10 и поджимаемые пружинами 17, позволяют поворачиваться гайкам 8 и 10 при

4 работе тормоза также в одном направлении за счет торцовых зубьев 18 колеса 11, Пружина 19 и регулировочные шайбы 20 позволяют правильно установить колодки

5 4 и 6 относительно диска 3. Рычаг 21 установлен с помощью шлицев на винте 9 и передает усилие от привода тормоза на этот винт, Возврат рычага 21 в исходное положение обеспечивает пружина 22 и упор 23, Для

10 возможности установки гаек 8 и 10 в отверстие скобы 2 к торцу последней со стороны рычага 21 винтами 24 крепится крышка

25.

Тормоз работает следующим образом.

15 При торможении и нормальном зазоре между накладками 5 и 7 и диском 3 рычаг 21 поворачивает винт 9 против часовой стрелки (фиг.3), Гайки 8 и 10 застопорены фиксаторами 13 в этом случае и не могут

20 поворачиваться. Колесо 11 также остается неподвижным до момента, пока не будет выбран зазор д между шпонкой 12 и ее пазом (фиг,2), так как, оно свободно посажено на винт 9 и поджимается с двух сторон фик25 саторами 16, установленными в осевых отверстиях гаек 8 и. 10. которые в данном случае не вращаются, Посредством участков резьбы противоположного направления винта 9 гайки 8 и 10

30 отходят друг от друга, перемещая накладки

5 и 7 к диску 3. При дальнейшем повороте рычага 21, а значит Ф винта 9 колесо 11, преодолевая сопротивление фиксатора 16, поворачивается совместно с винтом 9 до

35 момента необходимой интенсивности тормо>кения, При прекращении торможения рычаг 21 под действием пружин 22 возвращается в исходное положение до соприкосновения с упором 23. При этом

40 поворачивается в обратную сторону (по часовой стрелке) винт 9, затем после выбора зазора д колесо 11.

В случае, когда вследствие износа накладок 5 и 7 зазор между ними и диском 3

45 становится больше нормы, работа устройства при торможении происходит аналогично.

При этом рычаг 21 поворачивается на боль ший угол, поворачивая винт 9 и колесо 11 до момента, когда фиксаторы 16 войдут в сле50 дующую впадину торцовых зубьев 18 колеса 11. При прекращении торможения рычаг 21 под действием пружины 22 возвращается в исходное положение до.соприкосновения с упором 23. При этом

55 поворачивается в обратную сторону(по часовой стрелке) винт 9, затем после выбора зазора д — колесо 11, которое посредством зубьев 18 и фиксатора 16 поворачивает (по часовой. стрелке) гайки 8 и 10 до входа фик175153Т аЕ— саторов 13 в следующую впадину зубьев 15 на поверхности гаек 8 и 10.

При повороте гаек 8 и 10 происходит

Ьдновременное перемещение их друг от друга, что обеспечивает приближение накладок 5 и 7 к диску 3 и уменьшение зазора между ними до нормальной величины.

В дальнейшем по мере износа накладок описанные процессы повторяются, чем и обеспечивается автоматическое регулирование зазоров в тормозе, а значит снижается трудоемкость обслуживания тормоза в эксплуатации.

Формула изобретения

Дисковый тормоз, содеожащий корпус, тормозной диск, скобу, установленную в корпусе с возможностью осевого перемещения и охватывающую тормозной диск, ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления, гайку, установленную с воэможностью осевого перемещения на одном из реэьбовых участков в выполненном в скобе отверстии, две тормозные колодки с фрикционными накладками, установленные неподвижно на скобе и гайке, рычаг тормоза и элементы регулирования осевого положения винта, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью снижения

5 трудоемкости обслуживания тормоза при эксплуатации путем обеспечения автоматической регулировки рабочего зазора при из- . носе накладок, он снабжен второй гайкой, фиксаторами и колесом с расположенными

10 с обеих его сторон торцовыми зубьями, установленным на ходовом винте между резьбовы ми участками с возможностью ограниченного поворота, при этом гайки выполнены с осевыми отверстиями и зубьями

15 на наружной боковой поверхности, вторая гайка установлена на втором резьбовом участке между колесом и торцом скобы в выполненном в скобе дополнительном отверстии, соосным с первым отверстием, 20 фиксаторы установлены в осевых отверстиях гаек и в выполненных в скобе радиальных отверстиях с контактом соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек и с воэможностью одностороннего вращения

25 гаек;

1751537

Составитель Г. Мамити

Редактор Л, Народная Техред M,Моргентал Корректор Э, Лончакова

Заказ 2681 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз Дисковый тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к дисково-колодочным тормозным устройствам машин..Цель изобретения - повышение долговечности путом уменьшения амплитуды виброперемещений на режимах малых скоростей

Изобретение относится к машиностроению , а именно к дисковым фрикционным устройствам

Изобретение относится к устройствам торможения авиационных колес

Изобретение относится к дисковым тормозам автомобилей и, в частности к узлу дисковых тормозов, который содержит фрикционный элемент и пружину

Изобретение относится к устройствам торможения авиационных колес

Изобретение относится к автомобильным тормозам

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к многодисковым тормозам, и может быть использовано как в колесах летательных аппаратов, так и в колесах наземного транспорта
Наверх