Способ определения заряда электрона

 

Изобретение относится к общей физике и может быть использовано в лабораторном практикуме по курсу Электричество. Целью изобретения является снижение трудоемкости измерений. Поставленная цель достигается тем, что в способе определения заряда электрона, включающем введение заряженной капли жидкости между заряженными пластинами и многократное определение скорости движения капли между пластинами при различной величине электрического заряда на капле, определение скорости движения осуществляют путем фиксации пути, пройденного каплей за заданное время, при этом в конце пути каплю останавливают воздействием на нее электрического поля, после чего осуществляют повторение измерений при сообщении капле иного электрического заряда 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 09 В 23/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ о

О (л > (21) 4084801/63 (22) 09,07.86 (46) 23,09.92. Бюл. М 35 (71) Московский физико-технический институт (72) Г.Н,Фрейберг, А,П,Овчинников, А,А.Теврюков, С.Б,Мушенкова и С.А.MaKBJlbCKPiA (56) 1.Милликен P.Ýëåêòðoíû, протоны, фотоны, нейтроны и космические лучи, — М„ГОНТИ, 1939, с.98. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАРЯДА

ЭЛ Е KTPOHA (57) Изобретение относится к общей физике и может быть использовано в лабораторном практикуме по курсу "Электричество".

Изобретение относится к общей физике и может быть использовано в лабораторном практикуме по курсу "Электричество", Известен способ определения заряда электрона, включающий введение заряженной капли жидкости между заряженными пластинами, многократное определение скорости движения капли между пластинами при различной величине электрического заряда на капле(1), Недостатком этого способа является значительная трудоемкость проведения измерений, особенно в лабораторном практикуме курса общей физики.

Целью изобретения является снижение трудоемкости измерений.

Поставленная цель достигается тем, что в способе определения заряда электрона, включающем введение заряженной капли жидкости между заряженными пластинами, многократное определение скорости движения капли между пластинами при различ„„5U „„17б4075 А1

Целью изобретения является снижение трудоемкости измерений, Поставленная цель достигается тем, что в способе определения заряда электрона, включающем введение заряженной капли жидкости между заряженными пластинами и многократное определение скорости движения капли между пластинами при различной величине электрического заряда на капле, определение скорости движения осуществляют путем фиксации пути, пройденного каплей за заданное время, при этом в конце пути каплю останавливают воздействием на нее электрического поля, после чего осуществляют повторение измерений при сообщении капле иного электрического заряда. 2 ил, ной величине электрического заряда на капле, определение скорости движения осуществляют путем фиксации пути, пройденного каплей за заданное время, при этом в конце пути каплю останавливают воздействием на нее электрического поля, после чего осуществляют повторение измерений при сообщении капле иного электрического заряда.

На фиг,1 изображено устройство для осуществления способа определения заряда электрона; на фиг.2 приведена схема взаимного расположения микроскопа, осветителя и объекта наблюдения, Установление первого значения напряжения поля Е1 после каждой перезарядки выбранной капли производят из условия общей остановки капли, то есть из условия

mg = E>.q. откуда Е1 = mg/q, где m- масса капли;

g — ускорение свободного падения;

q — заряд капли, 1764075 после чего второе значение напряженности поля Ег поддерживают постоянным, например равным нулю, разрешая капле свободно падать в течение фиксированного промежутка времени, по истечение которо- 5 го вновь устанавливают значение напряженности Е1, чтобы капля вновь остановилась. При этом определение скорости движения капли для Ег производят по измеренному пути, пройденному каплей за 10 фиксированный промежуток времени t между двумя последовательными остановками, Существенными особенностями заявленного способа является создание после каждой перезарядки капли режимов оста- 15 новки капли, ее свободного падения и переключения напряженности поля. Эти режимы позволяют остановить каплю в конце пути, вернуть ее в исходную точку и затем вновь проводить экспериментс этой же ran- 20 лей, Способ основан на описании движения заряженных капель в присутствии электрического и гравитационного полей в конденсаторе с воздушной средой между 25 пластинами. На каплю радиуса r и плотности р действуют сила гравитации, равная — туг р q, сила электрического поля qE u

4 3

3 сила вязкого трения -6 л r g Ч, где д — 30 коэффициент вязкости воздуха, V — скорость движения капли, Уравнение движения капли имеет вид:

7гг p xr p q+qE—

4 3 dV 4 3

3 dt 3 35

- 6л r/r V. (1)

Решая дифференциальное уравнение методом разделения переменных, получим:

V(t) = ׄ,(1-(1- — ) I ), (2) 40

Vî где Vо — скорость капли для момента временит=О, V — скорость установившегося движения, равная 45 / 2 p q г+ q E (3)

g 6.л r/ r

2 r где г — — постоянная времени ус9 тановления скорости. 50

Радиус r и заряд q являются неизвестными и определяются из опыта. Для этого измеряют скорости падения V< и Чг одной и той же капли при двух значениях напряженности Е1 и Ег с учетом вышесказанного из 55 выражения (3) получим два уравнения: ч 2 р а„а ег (4)

9 6л r r

2Еq+ а Ez

9 у бл rI г

Решая систему (4), получим выражения для r u q в общем случае:

Т . В)

2 pq E> — Ег

q=18x

Т Г=ТГ"Г

2 .p q Е„Ег E1 — Ег

ТЗ= Тl " Гц,, 2 p cl (7) 3/г

q=1B ТТ

2 р.q Е1 (8) Проводя перезарядку капли и каждый раз определяя ее заряд описанным выше способом, получают множество значений электрических зарядов капли оь вообще говоря, разные, В случае существования элементарного электрического заряда эти значения должны подчиняться условию дискретности:

qi = /е/ rp, (9) где rp - число нескомпенсированных элементарных зарядов на капле, е — заряд электрона, который является наибольшим общим делителем всех зарядов.

На фиг,1 изображено устройство для осуществления способа определения заряда электрона; на фиг.2 приведена схема взаимного расположения микроскопа, осветителя и обьекта наблюдения.

Устройство содержит камеру 1, пластины плоского конденсатора 2, отверстие 3 в верхней пластине конденсатора 2, кварцевое окно 4 в нижней пластине конденсатора

2, распылитель 5, капли 6 в зоне наблюдения между пластинами конденсатора 2, окно 7 в боковой поверхности камеры 1, микроскоп (МПБ-2) 8, искровой ионизатор 9, патрубок 10 для подачи капель от распылителя 5 в отверстие 3 в верхней пластине конденсатора 2, блок управления 11, цифровой вольтметр (В7-16) 12, измеритель времени (ССЭШ-63) 13, Схема взаимного расположения микроскопа, осветителя и объекта наблюдения— капель включает:камеру 1, 7 и 14 — застек(6)

В случае, когда V< = 0(q. Е1) — уравновешивает силу тяжести) и Ег = О, Чг р О— свободное падение. В этом случае

1764075

10

15 ленные окна 14 и 7 для прохождения пучка 20

50 ленные окна боковых стенок камеры 1, осветитель (ОИ-9М) 15, микроскоп (МПБ-2) 8, капли 6, Движение капли в зоне наблюдения между двумя параллельными пластинами конденсатора 2 контролируется через измерительный микроскоп 8. Капля 6 с помощью распылителя 5 через патрубок 10 и отверстие 3 в верхней пластине конденсатора 2 подается в зону наблюдения. В нижней пластине конденсатора 2 имеется кварцевое окно 4, служащее для прохождения ультрафиолетового излучения от ионизатора 9.

Пластины конденсатора 2 заключены в металлический кожух для исключения влияния движения воздуха окружающей среды на движение капель 6 и защиты от внешних электрических полей. Камера имеет застексвета от осветителя 15 и наблюдения за движением капель 6 с помощью микроскопа

8. Так как оси осветителя микроскопа 8 расположены под углом ЗОО, то свет в микроскоп 8 попасть не может, При появлении капель 6 в зоне наблюдения происходит рассеяние света каплями 6, позволяющее наблюдать капли 6 на темном фоне, Пролетая от распылителя 5 до зоны наблюдения, многие капли 5 оказываются заряженными в результате трения о воздух. Значения радиусов капель 6 и их зарядов могут находиться в очень широком диапазоне. Задача экспериментатора — выбрать такую каплю 6, которая имеет как можно меньший заряд, но не слишком малую массу, чтобы пренебречь броуновским движением по сравнениюю с нап равлен н ым. Каплю 6 останавливают, подавая на пластины конденсатора 2 напряжение U>. С помощью окулярной шкалы микроскопа 8 фиксируют координату Х> выбранной капли 6. Затем включается напряжение U.» и капля 6 начинает движение, По истечении фиксированного промежутка времени на пластины конденсатора 2 подают прежнее напряжение, Капля 6 останавливается вновь в точке с координатой Х, которую определяют с помощью окулярной шкалы микроскопа 8.

Затем меняют заряд капли 6 с помощью ионизатора 9, о чем судят по появлению движения капли, В качестве конкретного примера выполнения предложенного способа измерения

35 заряда электрона проведем измерения на описанной выше установке. Расстояние между пластинами конденсатора 2 составляет 0,22 см. После настройки освещения от осветителя 15, позволяющего видеть капли 6, настройки на резкость окуляриой шкалы микроскопа 8, были осуществлены следующие режимы:

1. Выбор капли 6 и установление напряжения U<, необходимого для остановки капли 6. Измерение координаты Х1.

2. Режим свободного падения. Капля 6 падает в присутствии поля, которое отключается на время t = 8,6 с.

3. Время измерения пути, пройденного каплей 6, производится измерителем времени 13.

4, По истечении времени с напряжение уменьшается до нуля, после чего на пластины конденсатора 2 вновь подается напряжение Е>, необходимое для остановки капли 6. Измеряют координату Xz за фиксированный промежуток времени, 4. Пе реза рядка капли 6 с помощью ионизатора 9. Под действием ультрафиолетовых лучей капля 6 меняет заряд и начинает двигаться. Устанавливая напряжение U>, добиваются остановки капли 6.

5. Повторяют операции по пунктам 1—

4 многократно для набора статистики.

За один час работы по новой методике снимают до 70 замеров без особого напряжения органов зрения. По способу-прототипу для выполнения такого же числа замеров требовалось приблизительно в 5 раз больше времени, Формула изобретения

Способ определения заряда электрона, включающий введение заряженной капли жидкости между заряженными пластинами, многократное определение скорости движения капли между пластинами при различной величине электрического заряда на капле, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, определение скорости движения осуществляют путем фиксации пути, пройденного каплей за заданное время, при этом в конце пути каплю останавливают воздействием на нее электрического поля, после чего осуществляют повторение измерений при сообщении капле иного электрического заряда, Составитель Н,Исаев

Техред М.Моргентал Корректор И,Муска

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3459 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ определения заряда электрона Способ определения заряда электрона Способ определения заряда электрона Способ определения заряда электрона 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к научным и учебным моделям и может быть использовано для изучения и демонстрации явлений, сопровождающих молниевый разряд, а также при испытании устройств для дистанционного исследования молний

Изобретение относится к демонстрационным устройствам, обеспечивающим наглядность при изучении электромагнетизма , и может быть использовано в лекционном демонстрировании по курсу общей физики

Изобретение относится к технике связи и может быть использовано в учебных целях

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано при проведении лабораторных занятий по общей электротехнике

Изобретение относится к демонстрационным устройствам по физике и может быть использовано при изучении различных свойств магнитного поля , в частности проникающей способности магнитных полей и способнссти маг нитных полей на водит ь ЭДС индукции в областях пространства, которыеА защищены металлическими экранами

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном про^цессе, ^также при моделировании и отладке дискретных устройств, построенных на интегральных микросхемах

Изобретение относится к демонстрационным приборам по электротехнике и позволяет изучать взаимосвязанные комплексные понятия сопротивления и проводимости

Изобретение относится к учебным приборам по электротехнике и позволяет расширить диапазон решаемых задач путем демонстрации принципа работы бесконтактного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к учебным приборам по физике, в частности для демонстрации сдвига фаз в трехфазном генераторе переменного тока, Прибор содержит основание , трехфазный генератор и держатель с тремя неоновыми лампами, соединенными с генератором, и отличается тем, что

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх