Способ контроля электрических цепей

 

Изобретение относится к способу контроля электрических цепей и обеспечивает сокращение времени контроля. Цель достигается тем, что сначала проводят проверку цепей на сообщение путем подключения начальной точки цепи к первой шине, подключения каждой последующей точки в заданной последовательности к второй шине, проверки наличия связи между шинами, отключения последующей точки от второй шины и последующей проверки цепей на разобщение, причем при обнаружении обрыва между начальной точкой и последующей в процессе проверки очередной цепи на сообщение фиксируют адрес этой точки, переключают ее с второй шины на первую до конца проверки цепи, к второй шине подключают следующую точку цепи согласно заданной последовательности и проверяют наличие связи между шинами, после завершения проверки очередной цепи все ее точки , включая начальную, от первой шины отключают, а разобщение проверяют между цепями, образованными начальной точкой и точками, которые в процессе проверки на сообщение переключались с второй шины на первую шину. 2 ил. СО с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 01 R 31/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3514493/63 (22) 24.11.82 (46) 30.09.92. Бюл. М 36 (71) Производственное объединение "Ижевский мотозавод" (72) Б.Н.Лисицын и С.Л,Лучкин (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 756319, кл. G 01 R 31/02, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР

М 529432, кл. G 01 R 31/02, 1975. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ (57) Изобретение относится к способу контроля электрических цепей и обеспечивает сокращение времени контроля. Цель достигается тем, что сначала проводят проверку цепей на сообщение путем подключения начальной точки цепи к первой шине, подключения каждой последующей точки в заИзобретение относится к области электроизмерительной техники и может быть использовано при создании автоматизированных средств контроля электрического монтажа. . Известен способ проверки электрического монтажа (1), включающий проверку соединений между точками объекта проверки (ОП) как предусмотренных, так и непредусмотренных электрической схемой.

Причем сначала проверяют связь между

ОчЕрЕднсй 1 -й тОчксй ОП и вСЕми прЕдыдущими от первой до (т/-1)-й параллельно.

В случае, когда соединение не обнаружено, переходят к проверке (y +1)-й точки

ОП относительно предыдущих, включая дю, параллельно. данной последовательности к второй шине, проверки наличия связи между шинами, отключения последующей точки от второй шины и последующей проверки цепей на разобщение, причем при обнаружении обрыва между начальной точкой и последующей в процессе проверки очередной цепи на сообщение фиксируют адрес этой точки, переключают ее с второй шины на первую до конца проверки цепи, к второй шине подключают следующую точку цепи согласно заданной по"ледовательности и проверяют наличие связи между шинами, после завершения проверки очередной цепи все ее точки, включая начальную, от первой шины отключают, а разобщение проверяют между цепями, образованными начальной точкой и точками, которые в процессе проверки на сообщение переключались с второй шины на первую шину, 2 ил.

В случае, когда соединение а-й точки со всеми предыдущими обнаружено, переходят к проверке той же g -й точки ОП со всеми предыдущими последовательно, начиная с первой по ходу проверки. Этот этап продолжается до проверки, на которой обнаружено первое соединение )1-й точки с одной из 1 -1 предыдущих, В дальнейшем проверяют сообщение (1 +1)-й точки относительно предыдущих параллельно и т.д, Поскольку проверка монтажа известным способом ведется на множестве всех точек ОП, то полученный перечень соединений не позволяет выделить из него лишние связи и обрывы. Для решения этой задачи необходимо провести трудоемкую опера1765789 цию сравнения полученного перечня со схемой электрической ОП.

Недостатком способа проверки монтажа является большое время проверок. Особенно неэффективен известный способ при проверке больших ОП (сотни и тысячи точек), в которых все точки соединены электрическими цепями.

Наиболее близким по технической сущности по отношению к заявляемому является способ проверки монтажа (2), при котором все электрические цепи ОП проверяют на сообщение, а затем проверяют разобщение между начальными точками цепей.

При проверке ОП на сообщение в каждой цепи проверяют наличие связи между ее начальной точкой (началом), подключаемой к первой шине коммутатора, и последующими поочередно подключаемым к второй шине коммутатора в заданной последовательности, которая определяется только электрической схемой ОП.

Проверку на разобщение ОП осуществляют между множеством электрических несвязанных точек, в которое включают начальные точки цепей и отдельные изолированные точки (например, незадействованные контакты разъемов), которые рассматривают как цепи с одной начальной точкой. Состав этого множества не зависит от результатов контроля ОП на сообщение, т.е. от фактического состояния ОП.

Проверку на разобщение в известном способе на этапе поиска неисправностей (лишних связей) осуществляют путем двоичного разделения всего множества разобщенных точек, а локализацию (установление адресов лишней связи) — путем последовательного поиска, когда каждую разобщенную точку проверяют относительно всех других соединен н ых вместе.

Известный способ не позволяет в общем случае за одну проверку монтажа обнаружить все неисправности (обрывы и лишние связи) и требует многократных перепроверок и последовательных устранений неисправностей.

Поэтому недостатком описанного способа является большая затрата времени.

Целью изобретения является сокращение времени контроля.

Цель достигается тем, что в предлагаемом способе контроля электрических цепей, включающем проверку цепей на сообщение путем подключения начальной точки цепи к первой шине, подключения каждой последующей точки в заданной последовательности ко второй шине, проверки наличия связи между шинами, 5

10 отключения последующей точки от второй шины и последующую проверку цепей на разобщение, при обнаружении обрыва между начальной точкой и последующей в процессе проверки очередной цепи на сообщение фиксируют адрес этой точки, переключают ее с второй шины на первую до конца проверки цепи, к второй шине подключают следующую точку цепи согласно заданной последовательности и проверяют наличие связи между шинами, после завершения проверки очередной цепи все ее точки, включая начальную, от первой шины отключают, а разобщение проверяют между

15 цепями, образованными начальными точками и точками, которые в процессе проверки на сообщение переключались с второй шины на первую шину.

На фиг. 1а приведена электрическая

20 схема ОП, цепь, состоящая иэ точек 1, 2, 5, 6, 7; цепь — из точек 4 и 8; цепь — из точки 3; на фиг. 1б — электрическая схема реального ОП с дефектами: оборвана связь между точками

2-5 и лишняя связь между точками 7 — 8.

25 На фиг. 2 представлена последовательность проверки предлагаемым способом монтажа ОП, изображенного на фиг. 1б.

Вертикальными линиями на фиг. 2 изображены входы коммутатора, горизонтальными

30 — выходные шины А и В коммутатора, которые соединен ы с блоком контроля (Б К).

Предполагается, что коммутатор полнодоступный, т.е. любой из его входов может быть соединен с любой из двух шин. Сам

35 факт соединения входа с шиной на фиг. 2 обозначается точкой на пересечении входа и шины, Состояние коммутатора в каждом из тактов проверки 2а-2н описано полностью, иначе говоря, никаких других соедине40 ний, кроме изображенных в коммутаторе, нет. Отсутствию связи между шинами А и В на выходе БК соответствует сигнал логического нуля ("0"), наличию связи — сигнал логической единицы ("1").

45 Проверка монтажа ОП по предлагаемому способу реализуется следующим образом.

При проверке на сообщение первой цепи согласно заданной последовательности

50 на первом такте (фиг, 2а) к шине А подсоединяют начальную точку 1, к шине  — точку

2, БК выдает результат контроля — "1" (связи между точками 1-2 имеется). На следующем такте (фиг. 2б) на шине А остается точка 1, к

55 шине В подключают следующую по ходу проверки точку 5, БК выдает результат "0", адрес точки 5 запоминают. В следующем такте (фиг. 2в) к шине В подсоединяют очередную точку 6, а на шину А переключают с шины В точку 5, которая на предыдущем

1765789 такте не имела связи с начальной, результат контроля "1", так как имеется связь точек

5 — 6. На следующем такте (фиг. 2г) к шине В подсоединяют последнюю точку 7, а на шине А остается группа точек 1, 5, результат 5 контроля "1", так как имеется связь точек

5 — ?. На этом проверку первой цепи на сообщение заканчивают. В результате фиксируют группу точек цепи, включая начальную, которые не имеют связи между собой. В 10 рассмотренном случае зафиксирован обрыв цепи между точками 1 и 5, тем самым установлено, что первая цепь распалась на два фрагмента. С шин А и В все точки сбрасывают и переходят к проверке на сообщение 15 следующей цепи. Для этого к шине А (фиг.

2д) подсоединяют начальную точку 4, а шине  — точку 8, БК формирует результат "1".

Точка 8 во второй цепи последняя, проверку цепи заканчивают, фиксируют только одну 20 начальную точку 4, Цепь точек 4 — 8 в ОП является последней, поэтому переходят к проверке разобщения, В отличие от известного в предлагаемом способе множество точек, подвергае- 25 мых проверке на разобщение, включает в себя как начальные точки цепей, так и все другие, которые ранее при проверке цепей на сообщение переключались с шины В на шину А. Таким образом, в множество точек 30

ОП на фиг, 1б, между которыми проверяют разобщение, войдут точки 1, 3, 4, 5. Проверка производится известным способом двоичного разделения разобщенных точек ОП, наиболее быстрым при использовании двух- 35 шинного коммутатора. Процесс проверки сводится для рассматриваемого примера фиг. 2 к следующему.

Электрически разобщенным точкам 1, 3, 4, 5 ОП присваивают попарно различимые 40 двоичные адреса. Длина адреса зависит от числа разобщенных точек mp и равна: !

= /logzmpl в примере l=2, где(С) — ближайшее целое число, не меньше 45 числа С.

Сначала ведут поиск лишних связей.

Для этого к шинам А и В подключают группы точек, участвующих в проверке на разобщение, имеющие, соответственно, значение 50

"0" и "1" в первом, второй и т.д, разрядах кода адреса, начиная со старшего, как показано на фиг. 2е и фиг. 2ж. Максимальное количество тактов, необходимое для обнаружения лишней связи, равно!. При нали- 55 чии связи между группами точек на шинах А и В БК выдает значение (результат) "1", при этом разряду адреса первой локализуемой точки, равного номеру такта, присваивают значение "1", Так, на фиг. 2ж связь обнаружена на втором такте проверки на разобщение и, следовательно, второму разряду адреса первой локализуемой точки первой лишней связи (в примере фиг, 2 она является единственной) присваивают значение

"1", адрес ее будет иметь вид "Х1", где X=0,1.

Далее определяют значения других неизвестных разрядов адреса первой точки, Для этого неизвестному разряду," начиная Со старшего, присваивают пробное значение "1" и точки с пробным адресом подключают к шине В, на шине А при этом оставляют все точки, подключенные на предыдущем такте. В примере на фиг. 2з единственным неизвестным разрядом первой точки является первый разряд, поэтому к шине В подключают пробную точку с адресом "11", При локализации любой точки лишней связи при результате контроля "1" с БК (связь между шинами А и В есть) очередному неизвестному разряду присваивают пробное значение, при результате контроля "0" (связь между шинами А и В отсутствует)— противоположное пробному значение, В такте на фиг. 2з результат контроля адреса

"1" подтверждает пробное значение "1" в первом разряде адреса первой точки. Так как неизвестных разрядов в адресе больше нет, то адрес первой точки имеет код с адресом "11", На последующих тактах локализуют другие точки первой лишней связи, Для этого первую точку с адресом "11" подключают к шине В и оставляют там до конца локализации точек первой лишней связи, а к шине А подключают точки, очередной неизвестный разряд адреса которых, начиная со старшего, имеет пробное значение "0" (фиг. 2и — фиг. 2м). После локализации очередной точки ее исключают из дальнейших проверок. Локализацию лишней связй заканчивают в рассматриваемом примере при повторном формировании адреса "1...1" (фиг. 2м). В тех случаях, когда точка ОП с кодом адреса "1...1" не входит в лишнюю связь (т.е. первая локализованная точка имеет адрес, отличный от "1...1"), конец локализации лишней связи характеризуется однократным появлением адреса

"1...1", Далее первую точку с адресом "11"

ОП первой лишней связи отключают от шины

В и в дальнейших проверках она не участвует, Затем продолжают поиск других лишних связей, начиная с такта (фиг. 2н), на котором была обнаружена последняя лишняя связь (фиг, 2ж). Если очередная лишняя связь обнаружена (результат контроля "1"), то снова переходят к этапу локализации входящих в нее точек и т.д, „.. Если на последнем такте поиска (фиг. 2н) результат контроля "0", то проверку на разобщение заканчивают, 1765789

Информация, полученная в результате проверки монтажа, дает сведения о всех неисправностях ОП: — между точками 1 и 5 цепи точек 1-2-56-7 имеется обрыв; — между разобщенными точками 5 (цепи точек 1-2-5-6-7) и 4 (цепи точек 4-8) имеется лишняя связь.

После устранения неисправностей и второй, окончательной проверки монтажа испытания ОП заканчивают, т.е. число перепроверокк монтажа минимально и не зависит от количества и вида неисправностей.

Таким образом, предлагаемый способ существенно сокращает время проверки монтажа. Особенно эффективно его приме--нение для сложных ОП, когда число точек монтажа составляет сотни и тысячи и все они соединены в сложные цепи, а также при низком качестве монтажа, когда имеет место значительное количество обрывов и лишних связей.

Формула изобретения

Способ контроля электрических цепей, включающий проверку цепей на сообщение путем подключения начальной точки цепи к первой шине, подключения каждой последующей точки в заданной последовательности ко второй шине, проверки наличия

5 связи между шинами, отключения последующей точки от второй шины и последующую проверку цепей на разобщение, о тлича ющийся тем,что,сцелью сокращения времени контроля, при обнару10 жении обрыва между начальной точкой и последующей в процессе проверки очередной цепи на сообщение фиксируют адрес этой точки, переключают ее со второй шины на первую до конца проверки цепи, ко вто15 рой шине подключают следующую точку цепи согласно заданной последовательности и проверяют наличие связи между шинами, после завершения проверки очередной цепи на сообщение все ее точки, включая на20 чальную, от первой шины отключают, а разобщение проверяют между цепями, образованными начальными точками и точками, которые в процессе проверки на сообщение переключались с второй шины

25 на первую.

1765789 запсиинаииаю ин(рориа ция! п ! (11 (5) !

1l

f(o(v)

f (Х (1) (он о изб с3

3<

Q. с о

Иг2

Конец npo8epru ва разоЬщение

Составитель Л. Коландо

Техред М.Моргентал Корректор А, Ворович

Редактор Т. Шагова

Заказ 3384 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ контроля электрических цепей Способ контроля электрических цепей Способ контроля электрических цепей Способ контроля электрических цепей Способ контроля электрических цепей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройстве для измерения напряжения прикосновения и тока короткого замыкания в электрический сети с глухозаземленной нейтралью

Изобретение относится к контролю, преимущественно в условиях эксплуатации, трехфазных синхронных машин

Изобретение относится к радиоэлектронике и может быть использовано как при разработке, так и в массовом производстве керамических конденсаторов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для проверки исправности вторичных цепей трансформаторов тока без отключения электрического присоединения

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния электрооборудования, а точнее - к устройствам испытаний реле-регуляторов с дифференциально-минимальным реле (ДМР), использующихся в бортовой сети наземных транспортных средств

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к электротехники и может быть использовано для защиты от витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток управляемых подмагничиванием реакторов, имеющих внешний источник постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники
Наверх