Устройство для питания электротранспортного средства

 

Использование: троллейный электротранспорт в стесненных условиях, преимущественно в горных выработках. Сущность изобретения: троллейная часть устройства выполнена в виде закрытого по всему периметру электроизоляционного желоба, внутри которого вверху закреплена токонесущая шина, связанная электрически через верхний и нижний контакты подвижной ведомой каретки внутри желоба с прерывистым контактным проводом, образованным изолированными друг от друга токопроводящими вставками, укрепленными в сквозных отверстиях желоба. Корпус ведомой каретки выполнен из магнитного материала, а на токосъемнике э/гектротранспортного средства, непрерывно взаимодействущем с прерывистым токомроводом, установлены ведущие магниты, задающие положение ведомой каретки относительно токосъемника электротранспортного средства, при котором обеспечивается постоянная электрическая связь с токонесущей шиной внутри желоба Для компенсации инерции ведомой каретки продольные размеры контакта и ведущих постоянных магнитов превышают продольные размеры нижнего контакта и к рпуса ведомой каретки. Для снижения сопротивления движе нию ведомой каретки она снабжена опорными шарами, расположенными в антифрикционных вкладышах сквозных поперечных цилиндрических пазов в нижней части корпуса. 2 з п ф-лы, 3 ил. со с

СО<ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (! 9) (I I) (sI)s В 60 М 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829894/11 (22) 29.05.90 (46) 07.10.92; Бюл, М 37 (71) Украинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт подземной гидравлической добычи угля (72) Ф.М.Эйдинзон (56) Авторское свидетельство СССР

N 1355512. кл. В 601 5/40, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Использование: троллейный электротранспорт в стесненных условиях, преимущественно в горных выработках. Сущность изобретения: троллейная часть устройства выполнена в виде закрытого по всему периметру электроизоляционного желоба, внутри которого вверху закреплена токонесущая шина, связанная электрически через верхний и нижний контакты подвижной ведомой каретки внутри желоба с прерывистым контактным проводом, Изобретение относится к троллейному электротранспортУ. работающему в стесненных условиях, например в шахтных горных выработках, преимущественно там, где троллейный контактный провод для питания электровозов подвешивается на небольшой высоте, что создает опасность прикосновения к нему людей и поражения их электрическим током, а также воэможность аварийного замыкания токопроводящими предметами раэнополюснь<х

КОНтаК И

2 образованным изолированными друг от друга токопроводящими вставками, укрепленными в сквозных отверстиях желоба.

Корпус ведомой каретки выполнен из магнитного мате1)иалз; а на токосъемнике э)гектротранспортного средства, непрерывно взаимодействущемс прерывистым токопроводом, установлены ведущие магниты, задающие положение ведомой каретки относительно токосьемника электротранспортного средства, при котором обеспечивается постоянная электрическая связь с токонесущей шиной внутри желоба. Для компенсации инерции ведомой каретки продольные размеры контакта и ведущих постоянных магнитов превь<(Бают продольные размеры нижнего контакта и корпуса ведомой каретки. Для снижения сопротивления движению ведомой каретки она снабжена опорными шарами, расположенными в антифрикционных вкладышах сквозных поперечных цилиндрических пазов в нижней части корпуса, 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Известно устройство .питания руднич- 4 ных контактных электровозов, в котором на,(A троллейном контактном проводе установлено защитное ограждение, выполненное в виде желоба, обра ованного иэ отдельных секций, которые опираются на стойки, закрепленные на кочтактном проводе через пружины. Каждая секция желоба выполнена в виде двух параллельных пластин иэ пожаребвэопасного электроиэоляциочного магериала, перекрытых вверх корыТообраэным профилем. Нижняя <эсть

17б6731

15

20 секций желоба, обращенная ктокосъемнику электровоза, открыта.

Поскольку в указанном устройстве защитный желоб открыт снизу, то не исключена возможность прикосновения к контактному проводу в наиболее опасном направлении, кроме того, устройство не перекрывает контактный провод в местах его подвески в выработке, а также не может использоваться на искривленных участках.

Таким образом, безопасность эксплуатации в описанном устройстве достигается лишь частично, с боковых направлений троллейной линии, что затрудняет использование троллейного электротранспорта в стесненных условиях горйых выработок малого сечения.

Известно также устройство для защиты. от прикосновения к контактному проводу, представляющее собой защитный изоляционный кожух, укрепленный над контактным проводом на стойках, закрепленных на самом контактнЬм проводе. Изоляционный кожух выполйен"из двух свободно висящих щек, скреплеНных над контактным проводом из двух свободно висящих щек, скрепленных над контактным проводом эластичными перемычками. В нижней части кожуха имеется щель для доступа токосъемника электровЬза к контактному проводу.

Для уменьшейия щели кожуха в нижней части его щек установлены выпуклые внутрь кожуха изоляционные накладки.

В данном устройстве также, как и в описанном ранее, несмотря на применение внутренних выйуклых накладок на. эластичных щеках защитного кожуха, контактный провод доступен снизу, а также- возможно увелйчение нижней щелй за счет расхождения эластичных щек йод воздействием вентиляционной струи воздуха и при их

-раскачке под воздействием токосъемника. движущегося электровоза на примыкающих к месту движения участках.

B данном случае безопасность достигается также только частично и не обеспечивается возможность использования троллейного электротранспорта в стесненных условиях.

B качестве прототипа принято устройство системы электроснабжения транспортного средства, имеющее расположенную вдоль пути оболочку с продольным уплотненным пазом, внутри которой укреплены токоведущие шины и помещена каретка с токосъемником, связанным гибким токопроводом, пропущенным через продольный уплотненный паз с силовой установкой транспортного средства. Каретка выполнена приводной от питаемого от токоведущих

55 шин линейного электродвигателя, индуктор которого укреплен на каретке, вторичный элемент размещен вдоль оболочки (1).

Каличие в этом устройстве располагаемой внутри оболочки системы линейного электородвигателя требует увеличенного поперечного сечения оболочки, усложняет и утяжеляет конструкцию системы электроснабжения транспортного средства, а наличие продольного уплотненного паза, через который пропущен гибкий токопровод, снижает надежность и безопасность системы в целом при динамических деформациях и износе от трения как поверхности уплотнений паза, так и гибкого токопровода.

Целью изобретения является повышение безопасности эксплуатации электротранспортного средства для расширения области его применения.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, включающем расположенную вдоль пути оболочку с токонесущей шиной и токосъемной кареткой внутри и сквозным продольным отверстием снизу, оболочка выполнена в виде электроизоляционного желоба с крышкой, на вНутренней стороне крышки укреплена токонесущая шина, а продольное сквозное отверстие выполнено в виде перфорации с отстоящими друг от друга токопроводящими вставками, которые образуют прерывистый наружный токопровод, корпус токосъемной каретки выполнен из магнитного материала и снабжен электрически связанными между собой и подпружиненными в вертикальном направлейии подвижными контактами, верхний из которых установлен с касанием токонесущей шины, а нижнйй — с прижатием по меньшей мере к двум токопроводящим

8сТВВКВМ, ñîïðèêàñàþùèìñÿ снаружи с контактом токопрйемника электротранспортного средства, на котором укреплены ведущие постоянные магниты, расположенные напротив токосъемной каретки.

Поскольку при такой конструкции наружный прерывистый токопровод, образованный токопроводящими вставками в днище Закрытого желоба, находйтся под напряжением только на участке нахбждения ведомой каретки, перекрываемом токосъемником, то на всем остальном протяжении наружная поверхность троллейной части не представляет собой опасность поражения электрическим током при прикосновении к ней.

Для компенсации инерции ведомой каретки продольные размеры контакта токосъемника электротранспортного средства и ведущих постоянных магнитов превышают соответственно продольные размеры ниж1766731

6 ° каретки в моменты ускорения и замедления 5 движения электротранспортного средства.

Для удобства монтажа и замены верх10

20

На фиг, 1 изображено предлагаемое ус- 30

35 ляционного желоба 1, перекрытого в верх-. 40 него контакта и корпуса ведомой каретки на величину, соответствующую максимальному взаимному смещению токосъемника электротранспортного средства и ведомой ний и нижний. контакты ведомой каретки выполнены в виде вкладышей, расположенных в вертикальном сквозном пазу в средней части корпуса ведомой каретки, а для предупреждения воздействия электрического тока на корпус ведомой каретки, его верхняя поверхность и вертикальный паз имеют электроизоляционное покрытие, Для уменьшения сопротивления движению ведомой каретки по краям нижней час-. ти ее корпуса выполнены поперечные горизонтальные сквозные и открытые снизу менее чем на полдиаметра цилиндрические пазы с антифрикционными вкладышами, в каждом из которых установлено по два опорных шара.

При изучении патентной и технической литературы не было выявлено техническое решение со сходными отличительными признаками, поэтому предлагаемое техническое решение соответствует критерию

"существенные отличия". тройство, разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 2— то же, разрез по горизонтальной плоскости

А-А, показанной на фиг, 1; на фиг, 3 — вид В на фиг. 1.

Устройство состоит из троллейной части и токосъемника электротранспортного средства.

Троллейная часть представляет собой оболочку, выполненную в виде электроизоней части и крышкой 2, на внутренней стороне которой укреплена токонесущая шина 3, играющая роль контактного провода.

В днище желоба 1 выполнена перфорация — сквозные отверстия, в которых укреплены изолированные друг от друга промежутками 4 желоба 1 токопроводящие вставки 5, которые образуют прерывистый наружный токопровод. Внутри желоба 1 установлена подвижно ведомая каретка 6, выполненная в виде корпуса 7 из магнитного материала. В средней части корпуса 7 ведомой каретки 6 выполнен вертикальный сквозной паз 8, в котором установлены подвижно выполненные в виде вкладышей контакты 9 и 10, изготовленные из токопроводящего и антифрикционного материала0 например меднографитовые. Вкладыши 9 и

10 соединены гибкой электрической пере45

55 мычкой 11 и разжимаются пружиной 12. При этом верхний вкладыш 9 прижат к токонесущей шине 3, а нижний вкладыш 10 прижат по меньшей мере к двум токопроводящим вставкам 5. Верхняя поверхность и вертикальный сквозной паз 8 ведомой каретки 6 имеют электроизоляционное покрытие 13.

В нижней части корпуса 7 ведомой каретки

6 по обе стороны от вертикального сквозного паза 8 выполнены поперечные горизонтальные сквозные и открытые снизу менее чем на полдиаметра цилиндрические пазы

14 с антифрикционными вкладышами 15, в которых установлены по два опорных шара

16. На токосъемнике 17 электротранспортного средства (не показано) установлен контакт 18, примыкающий подвижно к токопроводящим вставкам 5 в днище желоба 1. По обе стороны желоба 1 напротив корпуса 7 ведомой каретки 6 на токосъемнике 17 укреплены ведущие постоянные магниты 19. Контакт 18 токосъемника 17 и ведущие постоянные магниты 19 выполнены с большими продольными размерами, чем нижний контакт 10 и корпус 7 ведомой каретки 6.

Устройство работает следующим образом.

При неподвижном положении электротранспортного средства ведомая каретка 6 внутри желоба 1 удерживается напротив токосъемника 17 электротранспортного средства благодаря магнитной связи корпуса 7 с ведущими постоянными магнитами 19 через стенки желоба 1. При этом создается возможность питания привода электротранспортного средства по цепи токонесущая шина 2 — верхний контакт 9 — гибкая электрическая перемычка 11 — нижний контакт 10 ведомой каретки 6- токопроводящие вставки 5 — контакт 18 токосъемника 17 электротранспортного средства, В процессе движения электротранспортного средства синхронно с перемещением токосъемника 17 под воздействием его ведущих магнитов 19 движется ведомая каретка 6. П ри этом поддерживается постоя н ная электрическая связь токосъемника 17 движущегося электротранспортного средства с токонесущей шиной 3 внутри желоба 1 через верхний контакт 9 ведомой каретки 6, который скользит по токонесущей шине 3 и электрически связанный с ним контакт 10 ведомой каретки 6, поочередно и непрерывно взаимодействующий с токопроводящими вставками 5 внутри желоба 1, по которым с наружной стороны желоба 1 поочередно и непрерывно перемещается контакт 18токосъемника 17 электротранспортного средства.

1766731

Поскольку токонесущая шина троллейной части расположена внутри оболочки— закрытого желоба и подвижная электрическая связь токосъемника электротранспортного средства с нею осуществляется постоянно через изолированные друг от друга токопроводящие вставки в днище желоба посредством контактов ведомой каретки, перемещаемой внутри закрытого желоба ведущими постоянными магнитами, то наружная поверхность троллейной части на всем ее протяжении, за исключением места, перекрываемого токосъемником, не находится под напряжением и безопасна при прикосновении к ней. Продольные размеры контакта токосъемника электротранспортного средства и ведущих постоянных магнитов превышают продольные размеры нижнего контакта и корпуса ведомой каретки на величину, соответствующую максимальному смещению токосъемника электротранспортного средства и ведомой каретки, которое может возникать за счет инерции ведомой каретки при ускорениях и замедлениях электротранспортного средства. Это позволяет сохранить электрическую связь электротранспортного средства с токонесущей шиной внутри закрытого желоба на всех этапах движения. Выполнение верхнего и нижнего контактов ведомой каретки в виде вкладышей, расположенных в вертикальном пазу в средней части ведомой каретки облегчает их монтаж и замену, а также позволяет стабилизировать их положение на криволинейных участках троллейной части. Опорные шары в сочетании с антифрикционными вкладышами, расположенные в поперечных горизонтальных сквозных и открытых снизу менее чем на полдиаметра цилиндрических пазах по краям нижней части корпуса ведомой каретки, выполнят .роль ее движителя, нечувствительного к перекосам, и позволяют снизить сопротивление движению ведомой каретки.

Использование предложенного устрой-. ства позволит расширить область применения троллейных электротранспортных средств в стесненных условиях, например, в шахтных выработках малого сечения, в том числе в участковых выработках, где могут быть применены шахтные контактные электровозы, имеющие ряд конструктивных и эксплуатационных преимуществ по сравнению с применяемыми в этих условиях аккумуляторными электровозами, а также канатными тяговыми лебедками.

Предлагаемое устройство может быть использовано при создании подвесных монорельсовых средств транспорта с автономным подвижным тяговым устройством, 5

55 питаемым от троллейной системы и способным работать в разветвленной транспортной сети взамен монорельсовых дорог с канатным тяговым органом и стационарной лебедкой, способных работать только на одном транспортном маршруте каждая. При этом вместо нескольких канатных транспортных установок появляется возможность использования одного транспортного средства со свободным выбором маршрута, ограниченным только наличием троллейной системы. Кроме того, появляется возможность включения в подвижный состав грузоподъемных устройств с приводОм, питаемым от троллейной системы, что позволит механизировать погрузочно-разгрузочные работы в любом месте на каждом транспортном маршруте, Формула изобретения

1. Устройство для питания электротранспортного средства, содержащее расположенную вдоль пути оболочку с токонесущей шиной, токосъемной кареткой внутри и сквозным продольным отверстием снизу, установленный на транспортном средстве токоприемник, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе и безопасности в эксплуатации, оболочка выполнена в виде электроизоляционного желоба с крышкой, на внутренней стороне которой укреплена токонесущая шина, и с закрепленными в продольном отверстии, выполненном в виде перфораций и отстоящими одна от другой токопроводящими вставками, образующими прерывистый наружный токопровод, корпус токосъемной каретки выполнен из магнитного материала и снабжен электрически связанными между собой и подпружиненными в вертикальном направлении подвижными контактами, верхний из которых установлен с касанием то-. конесущей шины, а нижний — с llpN>KBTMGM по меньшей мере к двум токопроводящим вставкам, соприкасающимся снаружи с контактом токоприемника электротранспортного средства, на последнем укреплены ведущие постоянные магниты, расположенные напротив токосъемной каретки, при этом контакт токоприемника и ведущие постоянные магниты выполнвны с продольными размерами, превышающими размеры нижнего контакта и корпуса токосъемной каретки на величину, соответствующую максимальному взаимному смещению токоприемника электротранспортного средства и токосъемной каретки в момент изменения скорости движения электротранспортного средства.

2, Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что верхний и нижний контакты

1766731

10 токосъемной каретки выполнены в виде вкладышей, расположенных в вертикальном сквозном пазу в средней части ее корпуса, причем верхняя поверхность последнего и вертикальный сквозной паз снабжен электроизоляционным покрытием.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что по краям корпуса токосъемники каретки выполнены поперечные горизонтальные сквозные и открытые менее чем на

5 полдиаметра цилиндрические пазы с антифрикционными вкладышами, в каждом из которых установлено по два опорных шара.

1766731

l с

Г +

Составитель Ф. Эйдинзан

Техред M.Moðãåíòàë Корректор А, Мотыль

Редактор А. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 3511 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для питания электротранспортного средства Устройство для питания электротранспортного средства Устройство для питания электротранспортного средства Устройство для питания электротранспортного средства Устройство для питания электротранспортного средства Устройство для питания электротранспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроснабжению рельсового транспорта на постоян

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам для измерения асимметрии тягового тока

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в контактной электровозной откатке угольных шахт, опасных по газу и пыли

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно электрификации железных дорог, где рельсовый путь выполняет функцию обратного провода для пропуска тягового тока, и может быть использовано в качестве канала связи для контроля занятости блоков-участков пути

Изобретение относится к устройствам электроснабжения электрической тяги постоянного тока и предназначено для снижения токов в земле

Изобретение относится к устройствам измерения на железнодорожном транспорте и может быть использовано при определении пониженного сопротивления на электрофицированном транспорте, в частности метрополитена

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть применено для оборудования рельсовых цепей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля потенциального состояния рельсовых сетей и объектов в зоне блуждающих токов электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к железнодорожной автоматике
Изобретение относится к области электротехнических соединителей, а именно, электротяговых рельсовых соединителей и дроссельных перемычек, и может быть использовано в качестве дублирующих рельсовых стыковых соединителей или электрических соединителей стрелочного перевода

Изобретение относится к железнодорожному транспорту с электрической тягой и к электротехнике и может быть использовано для профилактического контроля сопротивления изоляции троса группового заземления относительно опор контактной сети электрифицированной железной дороги

Изобретение относится к электрическим многоамперным соединениям температурных стыков контактных рельсов, например, метрополитенов

Изобретение относится к линиям электроснабжения с устройствами, расположенными вдоль железнодорожного полотна, для транспортных средств с электротягой, а именно к токопроводящим устройствам, расположенным в местах соединения рельсов, представляющих собой рельсовые стыковые соединения

Изобретение относится к устройствам электрического соединения железнодорожных рельсов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам изготовления устройств для электрического соединения железнодорожных рельсов и путей между собой и с источником питания

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям и может быть использовано на рельсовом электротранспорте, преимущественно железнодорожном, для изоляции электрических рельсовых цепей устройств сигнализации, централизации и блокировки во всех климатических зонах РФ, эксплуатируемых в пролетах стыкового пути

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и может быть использовано в рельсовых изолирующих стыках
Наверх