Устройство для планировки в заданной плоскости

 

Сущность изобретения: устройство содержит 1 планировщик (1), 1 трактор (2), 1 гидробак (3), 1 масляный насос (4), 3 гидрораспределителя (5, 10, 37), 1 фильтр (6), 2 гидромагистрали (7, 8), 1 датчик тяговых усилий (7,8), 1 датчик тяговых усилий (9), 1 золотник 11,3 клапана (12, 16, 17), гидроцилиндр (13), 1 привод рамы 14, 1 ковш (15), 1 рейку (18), 6 гидромагистралей (19, 20, 21, 22, 23, 24), 2 моста (25, 26), 1 ватерпас (28)., 1 сварную конструкцию (28), 1 указатель угла 30, 2 оси (31, 37), 1 кронштейн 32, 1 градуированный диск 33, 1 напорную гидромагистраль 33, 1 сливную гидромагистраль 40, 1 платформу 43,1 опорное колесо 44, 1 подпружиненную стойку 46, 1 козырек 48, 1 электропривод 49, 1 электрооборудование (50), 1 выключатель(51), 2 электропровода (52,53), 1 звуковой сигнал (54), 1 световой сигнал (55), 1 контактную пару (57). 45 - 46 - 43 - 37 - 38 - 33 - 40-5 - 9 - 20 - 12 - 22 - 13. 2 з.п.ф-лы, 2 фиг.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 02 F 9/22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ о 5

»л

// ч /у -"--» 2=" л — Г Д 7 П 7 » »г 77Р П,» »»Т.-»»»,, 7

»»»

»

Р г.l (21) 4632622/03 (22) 05.01.89 (46) 07.10.92, Бюл, М 37 (71) Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (72) А.Г.Рамазанов, Г.А.Рамазанов, Ф.А.Рамазанов и К,А.Рамазанов (56) Склбвский А.А, Автоматизация дорожных машин, Рига: АВОТС, 1980, с, 151 — 163. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАНИРОВКИ В

ЗАДАННОЙ ПЛОСКОСТИ (57) Сущность изобретения: устройство содержит 1 планировщик (1), 1 трактор (2), 1 гидробак (3), 1 масляный насос (4), 3 гидрораспределителя (5, 10, 37), 1 фильтр (6), 2 гидромагистрали(7, 8), 1 датчик тяговых уси— ..r/

» / (-- « 22

»ф

f » f ,-= / =:-.:Ы :

< . Ж „17Я1О7 А1 лий (7,8), 1 датчик тяговых усилий (9), 1 золотник 11, 3 клапана (12, 16, 17), гидроцилиндр (13), 1 привод рамы 14, 1 ковш (15), 1 рейку (18), 6 гидромагистралей (19, 20, 21, 22, 23, 24), 2 моста (25, 26), 1 ватерпас (28)., 1 сварную конструкцию (28), 1 указатель угла 30, 2 оси (31, 37), 1 кронштейн 32, 1 градуированный диск 33, 1 напорную гидромагистраль 33, 1 сливную ги,1ромагистраль 40, 1 платформу 43, 1 опорнсе колесо

44, 1 подпружиненную стойку 46, 1 козырек

48, 1 электропривод 49, 1 электрооборудование(50), 1 выключатель(51), 2 электропровода (52, 53), 1 звуковой сигнал (54), 1 световой сигнал (55), 1 контактную пару (57), 45 — 46 — 43 — 37 — 38 — 33 — 40-5 — ". 9 — 20—

12 — 22 — 13. 2 з,п.ф-лы, 2 фиг. ) 1

С) (1767107

Изобретение относится к дорожностроительной, мелиоративной и другой землеройной технике, в частности к производству гидравлических систем управления планирующими рабочими органами мелиоративной, землеройной техники, широко используемой в сельском хозяйстве.

Цель изобретения —.повышение точности и экономичйости планйровочных работ, На фиг. 1 йредставлейа принципиальная гидравлическая схема, предлагаемого устроиства в случае выполнения датчика положения опорного колеса в виде перепускного клапана; на фиг. 2 — то же, но указанный датчик в виде золотника.

Устройство для планировки в заданной плоскости по схеме на фиг. 1 состоит из планировщика 1 и трактора 2, образующих агрегат по авт.св, hL 1596819, но для планировочных работ, Причем, планировщик 1 имеет; раму 3 с ковшом 4, установленную на колесном ходу 5 в виде мостов 6 (передний) и 7 (задний); механизм для предварительной ориентации ковша 4 на уровень планируемой (заданной) плоскости, выполненный в виде ватерпаса (уровня) 8 на сварной конструкции 9 с указателем 10 угла поворотов (в продольно-вертикальной, по ходу агрегата, плоскости), установленной, в свою оче-. редь, одним концом, шарнирно, на оси 11 сквозь отверстия в кронштейне 12 (рамы 3) и к нему неподвижно прикрепленном градуированном диске 13, а другим, имеющим установочный паз 14, позволяющий поднимать, опускать и фиксировать (в угловых пределах + 35 от строго горизонтального положения ватерпаса 8, соответствующего

"Оо" по диску 13) крепежными изделиями (гайкой и шайбой) 15 — на шпильке 16 кронштейна 17 также рамы 13; следяще-испол нительный механизм в виде перепускного клапана 18, с полостью 19 которого полость гидромагистрали 20, идущей от распределителя 21, через обратный 22 и перепускной

18 клапаны к поршневой полости гидроцилиндра 23, сообщается сквозь отверстие в седле клапана 18, запираемое элементом

24, в свою очередь, посредством упругого элемента 25 кинематически связанным со штоком 26. При этом рабочая жидкость по магистрали 20, через клапаны 22 и 18, затем по магистрали 27 через распределитель 21 и фильтр 28, проходит на слив в гидробак 29 трактора 2, в каждый данный момент создавая в поршневой полости гидроцилиндра 23 давление, по величине необходимое и достаточное для поддержания режущей кромки ковша 4 в заданной плоскости планировки. Причем, гидромагистраль 27

55 по гидропроводу 30, через обратный клапан

31, запираемый гидропотоком по ходу от магистрали 20 к магистрали 27, сообщается с гидромагистралью 20.

Для монтажа клапана 18 предлагаемое устройство снабжено тележкой в виде телескопически соединенных и подпружиненных элементом 32 платформы 33 и опорного колеса 34 с чистиком 35. Платформа ЗЗ с клапаном 18 телескопически установлена с одновременным подпружиниванием ее упругим элементом 32, на стойке 36 опорного колеса 34, с которой при этом кинематически связан шток 26 клапана 18, Причем, указанное соединение клапана 18 с телескопически соединенными частями тележки произведено с возможностью регулировать величину усилия подпора штоком 26 фланца стойки 36 и, как следствие, усилия подпора несущей рамы 3 с тем,,чтобы в процессе технологической работы режущая кромка ковша 4 находилась на уровне заданной плоскости планировки, Кроме того, платформа 33 при всем этом с одной (задней по ходу агрегата) своей стороны шарнирно соединена с осью 37 заднего моста 7 планировщика 1, а на козырьке с другой (передней, по ходу агрегата) ее стороны — лежит козырек 38, прикрепренный к ковшу 4, когда его режущая кромка находится в заданной плоскости планировки; сигнальную систему оповещения оператора-машиниста об ограничениях в процессе планировочных работ, образованную электропроводом 39, идущим от электрооборудования 40 трактора 2, через контакты электровключателя 41, далее соединенным с электропроводами 42 и 43, Последние, в свою очередь, проходят, соответственно, через звуковой 44, световой 45 сигналы (установленные в кабине трактора, возле оператора-машиниста) и соответствующие им контактные пары 46 и 47, к "массе" 48. Причем, подвижный контакт пары 47 подпружинен и имеет упор 49 для его размыкания с парным ему неподвижным контактс м, когда режущая кромка ковша 4 находится на уровне заданной плоскости планировки, Кроме того, контактная пара 47 имеет подпружиненный защитный колпак 50, в свою очередь, имеющий, в продольно-вертикальной (по ходу агрегата) плоскости, режущую кромку 51 для прорезания предварительно разработанного и разравненного п= началу (возможных по данному следу планировки, участков спуска) участка спуска, по с тношению к уровню заданной плоскости планиоовки.

При всем этом кинематические связи козырька 38 с платформой 33 и ш-.ока 26 с

1767107

25

40

55 фланцем стойки 36 обеспечивают одновременный, с рамой и ковшом 4, подъем в транспортное положение и опускание в рабочее положение тележки, состоящей из платформы 33 и узла опорного колеса 34.

Вариант конструктивного исполнения предлагаемого устройства по фиг. 2 также выполняется в виде агрегата для плэнировочных работ (по авт,св. № 1596819, положительное решение Госкомизобретений — от

4.XI.1988 г.), содержащего агрегатируемый планировщик 1 (фиг, 2 — теперь так нумеруется фиг. 1 по объединенной заявке ¹

4637282/03) и агрегатирующий трактор 2.

Такой агрегат имеет гидросистему из гидробака 3, насоса 4, гидрораспределителя 5 и фильтра 6, которые между собой гидравлически сообщены посредством гидромагистралей 7, 8 и гидросистему из датчика 9 тяговых усилий, комбинированного узла, включающего следящий гидрораспределитель 10, золотник 11 которого кинематически связан с рычагом "а" коробки скоростей трактора 2 и энергосберегающий клапан 12; гидроцилиндра 13 привода рамы 14 (планировщика 1), несущей ковш 15, имеющий нож с режущей кромкой (не показаны) и обратного 16, перепускного 17 (свободно установленного с возможностью по потребности блокировать с рейкой 18, в свою очередь, одним концом шарнирно связанной с рамой

14 планировщика 1) клапанов, гидравлически сообщенных между собой, посредством гидромагистралей 19, 20, 21, 22, 23, 24. Причем, планировщик 1 имеет передний 25 и задний 26 мосты с ходовыми колесами 27.

По достижению цели предложения данный агрега также снабжен: механизмом для предварительной ориентации режущей кромки ковша 15 на уровень заданной плоскости планировки, конструктивно выполненным, как и при первом варианте конструктивного исполнения предлагаемого.устройства, в виде ватерпаса (уровня) 28, установленного на сварной конструкции 29 с указателем 30 угла ее поворотов (в продольноо-вертикальной, по ходу агрегата, плоскости), в свою очередь, одним концом шарнирно установленной на оси 31, проходящей сквозь отверстия в сваренном на раме 14 кронштейне 32 и к нему неподвижно прикрепленном градуированном диске ЗЗ, а другим концом, имеющим паз 34, позволяющий поднимать, опускать и фиксировать (в угловых пределах "-35 от строго горизонтального положения ватерпаса 28, соответствующего "Оо" по диску 33) крепежными изделиями (гайкой с шайбой) на шпильке 35 кронштейна 36 рамы 14; следяще-исполнительным механизмом, конструктивно выполненным в виде золотникового гицрораспределителя 37 с отрицательным перекрытием поясками золотника 38 масляных каналов — проточек в его корпусе, Причем, через распределитель 37 напорная 39 и сливная 40 гидромагистрали, идущие о рабочей секции 41 распределителя 5, далее через гидрозамок 42, проходят к рабочим полостям цилиндра 13.

Для установки распределителя 37 предлагаемое устройство снабжено тележкой из телескопически соединенных между собой и подпружиненных по отношению друг к другу платформы 43 и опорного колеса 44.

Причем, колесо 44 имеет чистик в виде отвала 45 для очистки как самого колеса 44 (от прилипшей к нему грязи) так и пути его технологического следования от возможных препятствий в виде небольших камней, комков и других образований (не показаны) с тем, чтобы они не приводили к отклснениям режущей кромки ковша 15 от уровня заданной плоскости планировки, Платформа 43 с прикрепленным к ней корпусом распределителя 37, телескопически установлена, как указывалось, на подпружиненной стойке 46 (опорного колеса 44 ), с которой при этом кинемэтически связан золотник 33 Указанное соединение распределителя 37 с телескопически соединенными (между собой) частями 43 и 44 тележки, произведено с возможностью регулировать положение золотника 38 по отношению к его корпусу с тем, чтобы установить их в свои.,соответствующие нейтральному положению, позиции когда режущая кромка ножа ковша 15 находится в заданной плоскости планировки.

При атом гидромагистрали 39 и 40 непосредственно через распределитель 7 сообщаются между собой, создавая в их плоскостях одинаковые по величине давления, что в свою очередь, приводит к запиранию рабочих полостей гидроцилиндра 13 запорными элементами гидрозамка 42 и, как следствие, к фиксации режущей кромки ковша 15 заданной плоскости планировки, Кроме того, платформа 43 с задней (по ходу агрегата) своей стороны шарнирно соединена с осью 47 заднего моста 26 планировщика 1, а с козырьком, передней (no ходу агрегата) ее стороны — кинематически связан козырек 48, прикрепленный к ковшу 15 с тыльной стороны; сигнальной системой оповещения оператора-машиниста об ограничениях в прсцессе планировочных работ, образованной электропроводом 49, идущим от электрооборудования 50, через алектровключатель 51 и далее этим же электропроводом 49, затем соединены с электропроводами 52 и 53. При этом по1

1767107

50 следние проходят, соответственно, через звуковой 54, световой 55 сигналы (установленные в кабине трактора, возле оператора) и соответствующие им контактные пары 56 (размещенная на гидроцилиндре) и 57 (размещ нная на ковше 15), к "массе" 58. Подвижный контакт пары 57 подпружинен и имеет упор 59, размыкающий его с парным ему неподвижным контактом, когда режущая кромка ковша 15 находится на уровне планируемой плоскости.

Кроме того, контактная пара 57 на ковше 15 смонтирована под подпружиненным защитным колпаком 60, имеющим, в поодольно-вертикальной (по ходу агрегата) плоскости, режущую кромку 61 для прорезания предьарительно разработанного t разравненнога слоя грунта на начальных подходах участка спуска, по отношению к к уровню планируемой плоскости, случайно возможного па каждому данному следу планировки. При всем этом кинематл,еские связи козырька 48 и золотника 38, соответственно, с платформой 43 и фланцем стойки 46, обеспечивают одновременный с рамой и ковшам, подъем (a транспортное положение) и опускание (в рабочее положение) тележки из телескопически соединенных между собой платформы 43 и узла опорного колеса 44, Предлагаемое устройство для эксплуатациончой планировки в предварительна заданной плоскости, работает следующим образом.

Допустим, планировка производится в горизонтальной или.наклонной (пад определенным углам) к горизонтали плоскости па ее нулевым отметкам, Для такой планировки по уровню заданной плоскости предварительно подготавливают площадку пад установку на ней планировщика 1 с агрегатирующим его трактором 2, После такой установки, предположим агрегата па схеме на фиг 1, переводом рабочей секции -,ðакторного распределителя 21 в плавающее его положение, опускают (a рабочее положение) раму 3 вместе с ковшом 4 и тележкой из платформы 33 и узла апорнага колеса 34, Затем указанную секцию распределителя 2 переводят в положение, соответствующее

"рабочей позиции", При этом рабочая жидкость по магистрали 20 через обратный 22 и перепускной 18 клапаны, создавая по веллчине необходимое и достаточное давление (в поршневой полости гидроцилинqpa 23) для поддержания режущей кромки ковша 4 в заданной плоскости планировки, проходит сквозь отверстие в седле клапана 18 в ега полость 19, далее по магистрали 27 че5

ЗС

35 рез распределитель 21 и фильтр 28, на слив в гидробак 29 трактора 2..

При всем этом указанное положение режущей кромки ковша 4 зависит еще от величины усилия подпора штоком 26 (клапана

18) фланца стойки 36 опорного колеса 34.

Поэтому следующим этапом является регулировка величины усилия подпора так, чтобы режущая кромка ковша 4 находилась в заданной плоскости планировки.

Достигается такое положение изменением величины усилия подпора штоком 26 фланца стойки 36c тем, чтобы при этом шток

26, посредством упругого элемента 25, прижимал, в свою очередь, запорный элемент

24 к седлу с отверстием клапана 18 так, чтобы через указанное отверстие рабочая жидкость проходила на слив в гидоабак 29, в автоматическом режиме создавая в поршневой полости цилиндра 23 давление, по величине необходимое и достаточное для поддержания режущей кромки ковша 4 в заданной плоскости планировки в течение всего рабочего процесса.

В этом положении ватерпас 8 механизма предварительной ориентации ковша 4 на планируемую плоскость поворотом сварной конструкции 9 вокруг оси 11, устанавливают в горизонтальном положении, которое по указателю 10 соответствует "О" (нуль) градусов градуированного диска 13, т,е. позиции, в которой конструкцию 9 фиксируют на шпильке 16 крепежными изделиями 15, Причем, штоковая полость гидроцилиндра

23 сообщается с атмосферой через клапан (не показан), а гидромагистраль 27 па гидропроводу 30, через обратный клапан 31, запираемый по ходу гидропотока от магистрали 20 к магистрали 27 — с магистралью 20, Кроме того, контактные пары 46 и

47 при этом разомкнуты, Затем оператормашинист включателем "массы" 48 замыкает цепь электрооборудования 40, а включателем 41 — к электрооборудованию

40 подключает разомкнутую при 310М цеоь электрооборудования (сигнальной системы) предлагаемого устройства.

После всех указанных предварительноподготовительных работ, в зависимости от ориентировочно-ожидаемого сопротивления перемещению ковша 4 в планируемой плоскости, включают ту или иную передачу коробки скоростей трактора 2. Начинается технологическое движение агрегата для планировочных работ в заданной плоскости, При этом до тех пор, пока ходовые колеса 5 (мостов 6 и 7) планировщика находятся на уровне заданной плоскости планировки, т,е. в технологически требуемом положении, платформа 33 по отноше1767107

10

20

30

35 том.

55 нию к стойке 36 (опорного колеса 34), постоянно сохраняет технологически заданное положение, и, как следствие, усилия подпора штоком 26 стойки 36, прижатия запорного элемента 24 к седлу клапана 18 и давления в поршневой полости цилиндра 23 остаются — по величине постоянными, что обеспечивает нахождение режущей кромки ковша 4 в заданной плоскости планировки.

При этом, как выше указывалось, рабочая жидкость по магистрали 20 через клапаны

22 и 18, создавая давление (в поршневой полости цилиндра 23), по величине необходимое и достаточное для удержания режущей кромки ковша 4 на уровне заданной плоскости планировки, проходит сквозь отверстие в седле клапана 18 и его полость 19, далее, по магистрали 27, через распределитель 21 и фильтр 28, на слив в гидробак 29.

Теперь, допустим перед агрегатом, по следу планировки им в заданной плоскости, находится участок спуска сверху вниз, При этом, когда на указанном участке спуска передний мост 6 (вместе с передним концом рамы 3, имеющей ковш 4) по отношению к заднему мосту 7 опустится вниз по укаэанному спуску, происходят соответствующие возрастания величин усилий подпора штоком 26 стойки 36 опорного колеса 34 и, как следствие, прижатия запорного элемента 24 к седлу клапана 18 и давления в поршневой полости гидроцилиндра 23, что, в свою очередь, приводит к подъему (гидроцилиндром 23) рамы 3 с ковшом 4 до тех пор, пока величина указанного давления (a поршневой полости цилиндра 23) не будет необходимой и достаточной для удержания режущей кромки ковша 4 в планируемой плоскости (поскольку при этом вес планировщика, приходящийся на подпирающий шток 26, по величине, остается постоянным), но не в контакте с дневной поверхностью упомянутого участка спуска по данному следу планировки в заданной плоскости, При этом ватерпас 8 должен оказаться в строго (заданном) горизонтальном положении, когда рама 3 с ковшом 4 поднимутся на столько, на сколько они опускались по упомянутому участку спуска. Во время такой регулировки положения режущей кромки ковша 4, штоковая полость цилиндра 23, через клапан (не показан) двухстороннего действия, с двумя запорными элементами, отрегулированными на компенсацию ее (штоковой полости) сопротивляемости (при обычном гидравлическом сообщении с гидробаком 29), соответственно напору и вытяжке со стороны поршневой полости, сообщается с атмосферой.

Таким образом, поднимая гидроцилиндром 23 переднюю часть рамы 3 (в отношении относительно покоящейся при этом оси переднего мост 6) на столько, на сколько она, вместе с указанным мостом 6, на его же колесах 5, опускалась вниз по упомянутому участку спуска, обеспечиваем соответствующее (одновременное) изменение (снижение) величины усилия подпора штоком 26 стойки 36 и, как следствие, уменьшение величин усилий прижатия элемента 24 к седлу клапана 18 и давления в поршневой полости цилиндра 23 с тем, чтобы режущая кромка ковша 4 постоянно находилась в заданной плоскости планировки.

И далее описанный цикл планировочных работ(на участке спуска) продолжается в автоматическом режиме до тех пор, пока ковш 4, разравнивая накопившуюся перед ним (еще в начале процесса планировки в заданной плоскости по данному следу) массу почвы-грунта по началу указанного участка спуска, не оторвется (оставаясь в заданной плоскости планировки) от поверхности упомянутого, наклонного сверху вниз, участка. При этом подпружиненный (отжимаемый упругим элементом) защитный колпак 50 опускается вниз, врезаясь своей режущей кромкой 51 в упомянутую массу почвы-грунта на пути следования агрегата подпружиненный (прижимаемый) подвижный контакт пары 47 также опускается вниз вплоть до полного соприкосновения (замыкания) с парным ему неподвижным контакВ результате электрический ток по электропроводу 39, идущему от электрооборудования 40, через контакты электровключателя 41 и далее по электропроводу

39, затем по электропроводу 43, через световой сигнал (электрическую лампочку) 45 и замкнутую контактную пару 47, проходит на

"массу" 48, оповещая тем самым, т.е. посредством светового сигнала, оператора-машиниста о необходимости прекращения планировочных работ по данному следу планировки на участке спуска. После этого оператор-машинист возвращает планирующий агрегат в его исходную позицию и продолжает планировку по новому следу.

На этот раз, допустим, на пути технологического следования агрегата для планировки в заданной плоскости встречается участок подъема, снизу вверх. При этом, когда, в процессе работы, передний мост 6 (вместе с передним концом рамы 3, имеющей ковш 4) по отношению к заднему мосту

7, остающемуся в заданной плоскости планировки, поднимается вверх по указанному

1767107

12 подъему, происходят - и соответствующие снижения величин усилий подпора штоком

26 стойки 36 опорного колеса 34 и, как следствие, прижатия запорного элемента 24 к седлу клапана 18 и давления в поршневой полости гидроцилиндра 23, что, в свою очередь, приводит к опусканию гидроцилиндром 23 (поскольку при этом вес рамы 3 с ковшом 4, приходящийся на подпирающий шток 26, остается по величине постоянным) рамы 3 с ковшом 4 до тех пор, пока величины указанных усилий (подпора штоком 26 стойки 36, прижатия элемента 24 к седлу клапана

18 и давления в поршневой полости цилиндра 23) не будут, по величине необходимыми и достаточными для йоддержания режущей кромки ковша 4 в заданной плоскости планировки, что происходит в строго (заданном) горизонтальном положении ватерпаса

8, т,е. когда рама 3 с ковшом 43 опустятся вниз на столько на сколько они предварительно поднимались вверх по указанному участку подъема на пути следования агрегата для планировочных работ в заданной плОСкОСти, Во время такой регулировки положения режущей кромки ковша 4 по отношению к уровню спланированной плоскости, штоковая полость гидроцилиндра 23 через клапан (не показан) двухстороннего действия, с двумя запорными элементами отрегулированными на комйенсацию ее (штоковой полости) сопротивляемости (при обычном гидравлическом сообщении через распределитель 21 с гидробаком 29), соответственно напору и вытяжке со стороны поршневой полости (гидроцилиндра 23), сообщается с атмосферой или со сливом в гидробак 29 трактора 2.

45 дом рабочей секции 41 также тракторного распределителя 5 в плавающее положение, опускают раму 14 (в ее рабочее положение) вместе с ковшом 15 и тележкой, состоящей из платформы 43 и узла опорного колеса 44, Затем указанную секцию 41 распределителя 5 переводят в положение, соответствующее "рабочей позиции", При этом положение режущей кромки ковша 15 по отношению к уровню заданной плоскости планировки зависит от положения золотника 38 по отношению к корпусу распределителя 37, Поэтому следующим этапом является регулировка указанного положения золотника 38 так, чтобы в его нейтраль50

Теперь рассмотрим случай, когда на выше упомяйутом предваритвльно подготов- . ленном участке планируемого поля .установлен агрегат по схеме на фиг. 2, После начала его технологической работы перевоном положении режущая кромка ковша 15 находилась в заданной плоскости.

Гидромагистрали 7 и 8 непосредственно через распределитель 37 (поскольку его золотник38 находится в нейтральном положении), сообщаются между собой, и рабочая жидкость, при одинаковых значениях давлений в обеих укаэанных магистралях, сливается в гидробак 3 трактора 2, что запиранием обеих рабочих полостей гидроцилиндра 13 запорными элементами гидрозамка42,, режущую кромку ковша 15 фиксирует на уровне заданной плоскости планировки.

В этом положении ватерпас 18 поворотом сварной конструкции 29 вокруг оси 31 устанавливают в заданном горизонтальном положении (с тем, чтобы затем проверить, соответствует ли положение планировщика

1 его первоначально заданному положению), которое по указателю 30 соответствует "0 " градуированного диска 33, т.е. позиции, в которой конструкцию 29 фиксируют на шпильке 35, Кроме того, контактные пары 56 и 57 при этом разомкнуты, После всего этого оператор-машинист включателем "массы" 58 замыкает цепь электрооборудования 50, а включателем 51 — к электрооборудованию 50 подключает разомкнутую при этом цепь электрооборудования сигнальной системы предлагаемого устройства, Затем, в зависимости от ориентировочно-ожидаемого сопротивлечия перемещению ковша 15 в планируемой плоскости, включают ту или иную передачу коробки скоростей трактора 2, Начинается технологическое движение агрегата для планировки в заданной плоскости, При этом до тех пор, пока колеса 27 (мостов 25 и 26) планировщика 1 находятся на уровне заданной плоскости планировки, т.е. в технологически требуемом положении, платформа 43, к которой прикреплен корпус распределителя 37 по отношению к стойке 46, с которой, в свою очередь, кинематически связан золотник 38 распределителя 37, постоянно сохраняет свое заданное нейтральное положение и, как следствие, режущая кромка ковша 15 зафиксирована в заданной плоскости планировки. При этом, как выше отмечалось, гидромагистрали и 8 непосредственно через распределитель 37 сообщаются между собой, и рабочая жидкость при одинаковых значениях давлений в обеих указанных магистралях, сливается в гидробак 3.

Теперь, допустим, перед агрегатом, по следу планировки им.в заданной плоскости, находится участок спуска сверху вниз, При этом, когда на указанном участке спуска пе13

1767107

14 редний мост 25 (вместе с передним концом рамы 14, имеющей ковш 15) по отношению к заднему мосту 26, остающемуся при этом в заданной плоскости планировки, спустится вниз (по указанному спуску), козырек 48, прикрепленный к ковшу 15 будет давить на платформу 43, к которой прикреплен корпус распределителя 37, а узел опорного колеса

44, подпружиненная и телескопически связанная с платформой 43, стойка 46 которого, в свою очередь, кинематически связана с золотником 38 распределителя 37 — упирается в спланированную поверхность заданной плоскости. Происходит перемещение золотника 38 (относительно корпуса распределителя 37) из своего нейтрального положения s положение одновременного переключения гидромагистралей 39, 40, соответственно, на гидромагистрали, идущие через гидрозамок 42 к рабочим полостям гидроцилиндра 13, При этом рабочая жидкость по магистрали 39 (от рабочей секции

41 распределителя 5), через распределитель

37, затем по магистрали через гидрозамок

42, далее, сообщаясь с гидромагистралью (запертой при этом пояском золотника рабочей секции тракторного распределителя

5, которые не показаны) известного по авт,св, N 1596819 устройства (не показана), проходит в поршневую полость гидроцилиндра 13, В это время рабочая жидкость из штоковой полости цилиндра 13, по магистрали через гидрозамок 42, одновременно сообщаясь и с запертой при этом (пояском золотника рабочей секции распределителя

5, которая не показана) магистралью известного по авт.св, ЛЬ 1596819 устройства (не показана), через распределитель 37, затем по магистрали 40 через рабочую секцию 41 распределителя 5, и фильтр 6, проходит на слив в гидробак 3 трактора 2, В результате происходит подьем рамы

14 с ковшом 15, но до тех пор, пока козырек

48, прикрепленный при этом к ковшу 15, не приподнимет платформу 43, вместе с корпусом распределителя 37 (относительно золотника 38, кинематически связанного при этом с подпружиненной, по отношению к платформе 43, стойкой 46 опорного колеса

44) в позицию, соответствующую нейтральному положению золотника 38 по отношению к его корпусу (корпусу распределителя

37), что происходит, когда режущая кромка ковша 15 находится в заданной плоскости планировки, т.е, когда режущая кромка ковша 15, вместе с рамой 14, поднимутся при этом на столько, на сколько они опускаются (по указанному участку спуска) ниже уровня заданной плоскости планировки. При этом напорная 39 и сливная 40 гидромагистрали

55 непосредственно через распределитель 37 сообщаются между собой, и рабочая жидкость при одинаковых значениях давлений в обеих указанных магистралях сливается в гидробак 3 трактора 2, что запиранием рабочих полостей гидроцилиндра 13 запорными элементами гидрозамка 42, приводит к фиксации режущей кромки ковша 15 на уровне заданной плоскости планировки, но не в контакте с дневной поверхностью упомянутого участка спуска по данному следу планировки в заданной плоскости. При этом ватерпас 28 оказывается в строго (заданном) горизонтальном положении, поскольку режущая кромка ковша 15 вместе с рамой 14 поднимаются лишь на столько, на сколько они предварительно опускаются вниз(ниже уровня заданной плоскости планировки) по участку упомянутого спуска.

И далее, описанный цикл планировочных работ (на участке спуска) продолжается в автоматическом режиме до тех пор, пока ковш 15, разравнивая накопившуюся перед ним (еще в начале процесса планировки в заданной плоскости по заданному следу) массу почвы-грунта по началу указанного участка спуска, не оторвется, оставаясь в заданной плоскости планировки, от поверхности упомянутого наклонного сверху вниз участка. При этом подпружиненный (отжимаемый упругим элементом) защитный колпак 60 опускается вниз, врезаясь своей режущей кромкой 61 в указанную массу почвы-грунта на пути следования агрегата для планировочных работ в заданной плоскости, а подпружиненный (прижимаемый) подвижный контакт пары 57 — опускается вниз вплоть до полного соприкосновения (замыкания) с парным ему неподвижным контактом. В результате электрический ток по электропроводу 49, идущему от электрооборудования 50, через контактэлектровключателя 51 и далее, по электро проводу 49, затем по электропроводу 53 через световой сигнал (электрическую лампочку) 55 и замкнутую при этом контактную пару 57, проходит на

"массу" 58, оповещая тем самым, т.е. посредством светового сигнала, операторамашиниста о необходимости прекращения планировочных работ по данному следу планировки на участке спуска. После этого оператор-машинист возвращает агрегат в его исходную позицию и продолжае1 планировку по новому следу.

На этот раз допустим на пути технологического следования агрегата для планировочных работ в заданной плоскости встречается участок подъема снизу вверх.

При этом, когда в процессе работы передний мост 25 (вместе с передним концом

1767107

45

55 рамы 3, имеющей ковш 12) по отношению к заднему мосту 26, остающемуся в плоскости планировки, поднимается вверх по указанному подъему, козырек 48, прикрепленный к ковшу 15, будет поднимать и платформу 43 с корпусом распределителя 37, а подпружиненный (по отношению к платформе 43) узел опорного колеса 44 (отталкиваемый от платформы упругим элементом), телескопически связанная с платформой 43 стойка 46 которого, в свою очередь, кинематически связана с золотником 38 распределителя 37 — сох,раняет точку касания со спланированной поверхностью на уровне заданной плоскости планировки. Происходит перемещение корпуса распределителя

37 (относительно золотника 38) из нейтрального (по отношению к золотнику 38) положения в положение одновременного переключения при этом гидромагистралей

39, 40, соответственно, на гидромагистрали, идущие через гидрозамок 42, далее, к рабочим полостям гидроцилиндра 13. При этом рабочая жидкость по магистрали 39, идущей от рабочей секции 41 распределителя 5, через следящей распределитель 37, затем по магистрали, через гидрозамок 42, далее сообщаясь с гидромагистралью (запертой при этом пояском золотника не показанной рабочей секции распределителя 5) известного по а.с. N 1596819 устройства (не показано), проходит в штоковую полость гидроцилиндра 13. В это время рабочая жидкость из поршневой полости цилиндра 13 по магистрали 62, сообщаясь с гидромагистралью (за.пертой при этом пояском золотника не показанной рабочей секции распределителя 5) известного по а.с, N 1596819 устройства (не показано), через гидрозамок 42, далее через распределители 37, 5 и фильтр 6, проходит на слив в гидробак 3 трактора 2, В результате происходит опускание рамы 14 с ковшом 15 до тех пор, пока козырек 48, прикрепленный к ковшу 15, в свою очередь, не опустит платформу 43 с прикрепленным к ней корпусом распределителя 37 (одновременно являющимся и корпусом золотника 38, кинематически связанного со стойкой 46 опорного колеса 44, подпружиненный относительно платформы 43) относительно золотника 38 в его нейтральное положение, что происходит, когда режущая кромка ковша 15 находится на уровне заданной плоскости планировки, а ватерпас

28 — в (заданном) горизонтальном положении, т,е. когда режущая кромка ковша 15 вместе с рамой 14 опустятся на столько, на сколько они поднимаются (по укаэанному участку подъема) выше уровня заданной плоскости планировки. При этом напорная

39 и сливная 40 гидромагистрали непосредственно через распределитель 37 сообщаются между собой, и рабочая жидкость при одинаковых значениях давлений в обеих этих магистралях, сливается в гидробак 3 трактора 2, что запиранием рабочих полостей цилиндра 13 запорными элементами гидрозамка 42, приводит к фиксации режущей кромки ковша 15 на уровне планируемой плоскости, Таким образом, опусканием силовым гидроцилиндром передней части рамы с ковшом планировщика 1 (по отношению при этом относительно покоящейся оси переднего моста планировщика 1) на столько, на сколько она (указанная передняя часть рамы планировщика 1), вместе с передним мостом планировщика 1, на ходовых колесах последнего, поднималась вверх по упомянутому подъему, обеспечивается требуемая фиксация режущей кромки, ковша планировщика 1 на уровне заданной плоскости планировки, Если же при указанном опускании передней части рамы планировщика 1 упомянутая фиксация режущей кромки ковша, происходит не за счет упомянутого прямого опускания рамы с ковшом (относительно оси заднего моста планировщика 1, остающегося при этом на уровне заданной плоскости планировки) из-за непреодолеваемости сопротивлений почвы-грунта такому опусканию, а за счет подъема силовым гидроцилиндром планировщика 1 его задней части вместе с мостом, балансируя на оси упора ковша в землю, то режущая кромка ковша планировщика может оказаться (и оказывается) в плоскости, параллельной заданной, но по высоте находящейся выше, чем уровень заданной плоскости планировки.

Итак, на участке подъема (по следу планировки в заданной плоскости) предлагаемым устройством планировочные работы в заданной плоскости выполняются в плоскости, параллельной заданной, но по высоте находящейся выше ее уровня. Причем, такое повышение уровня планируемой плоскости над уровнем заданной плоскости планировки, в зависимости от крутизны подъема по данному следу планировки происходит до тех пор, пока вводом штока силового гидроцилиндра (планировщика 1) в его корпус на полный свой рабочий ход не замкнет контакты их пар и электрическим током, идущим при этом от электрооборудования агрегата по соответствующим электропроводам, затем через контакты электровключателя, и далее через контакты звукового сигнала, на "массу", не вызовет звуковой сигнал, оповещая тем самым опе17

1767107

18 ратора-машиниста о необходимости прекращения планировочных работ по данному следу планировки. При этом такое прекращение работ происходит с тем, чтобы либо повторными. проходами в режиме работы 5 предлагаемого устройства, завершить планировочные работы в заданной плоскости планировки и по начатому ее следу, что менее производительно и менее экономично, либо, используя для выполнения этой рабо- 10 ты планировщик 1, но в режиме известного по à.с. М 1596819 устройства, что значительно более производительнее, экономичнее и быстрее, После этого оператор-машинист, снова и снова возвращая агрегат для плани- 15 ровки в заданной плоскости в его исходные позиции (на уровне заданной плоскости планировки) с тем, чтобы произвести планировочные работы по новым следам, продолжает эту работу до полного ее завершения 20 на данном участке.

Описанные выше устройства для планировочных работ в заданной плоскости могут работать как в режиме устройства по а.с. hL

1596819, так и в режиме предлагаемых ус- 25 тройств, причем общим для них является совмещенный подвод концов их гидромагистралей (питаемых от разных рабочих секций одного и того же распределителя тягового средства 2) к полостям силового 30 гидроцилиндра планировщика 1. Такое совмещение обоих режимов в одном агрегате имеет важное прикладное значение.

Подъем рамы планировщика 1 вместе с его ковшом и тележкой из двух телескопиче- 35 ски соединенных его частей в транспортное положение, осуществляется переводом рычага управления рабочей секцией тракторного распределителя в положение, соответствующее позиции "Подъем".

Формула изобретения

1. Устройство для планировки в заданной плоскости, содержащее транспортное средство с ковшом на двух мостах с ходовыми колесами, аккумуляторную батарею тягового средства, к выводу которой через электрические контакты подключен блок сигнализации о положении рабочего органа, гидробак, выход которого через гидронасос подключен к гидрораспределителю, выход которого подключен к гидроцилиндру рабочего органа, датчик уровня и опорное колесо, взаимодействующее с датчиком его положения, содержащим .электрические контакты, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности планировочных работ, цилиндр рабочего органа снабжен электрическими контактами положения, а опорное колесо расположено за рабочим органом и снабжено дополнительным отвалом, расположенным перед колесом, а датчик положения опорного колеса механически связан со стойкой опорного колеса и гидравлически подключен через обратный клапан к выходу распределителя, причем электрические контакты датчика положения опорного колеса и гидроцилиндра рабочего органа подключены к блоку сигнализации.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что датчик положения опорного колеса выполнен в виде перепускного клапана, 3, Устройство по и. 1, о тл и ча ю ще ес я тем, что датчик положения опорного колеса выполнен в виде золотника.

1767107

Составитель А.Зеленов

Техред М.Моргентал Корректор Е.Лапп

Редактор

Заказ 3529 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости Устройство для планировки в заданной плоскости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводу рабочего органа бульдозера

Изобретение относится к гидроприводам механизмов передвижения технологических мобильных машин, в частности экскаваторов, и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к приводам строительных и дорожных машин

Изобретение относится к землеройнотранспортным машинам

Изобретение относится к землеройной технике, повышает надежность работы ковша скрепера

Скрепер // 1754851
Изобретение относится к строительнодорожным машинам и повышает производительность скрепера

Изобретение относится к машиностроительному гидроприводу, а именно к гидросистемам с централизованным источником давления и несколькими одновременно работающими гидравлическими механизмами, и может быть использовано в гидросистемах скреперов с механизированной загрузкой

Изобретение относится к строительно-дорожным машинам, а именно к одноковшовым экскаваторам-погрузчикам, и может быть использовано в других машинах циклического действия во всех отраслях хозяйства

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к бульдозерным агрегатам промышленных тракторов

Изобретение относится к пневматическим системам управления экскаваторами и кранами, работающими в условиях отрицательных температур

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может использоваться в гидрофицированных мобильных машинах

Изобретение относится к области строительного машиностроения и позволяет разгрузить гидропривод, разделить режим свободного и режим принудительного опускания стрелы, устранить просадку в случае вывешивания экскаватора с опорой на рабочее оборудование

Изобретение относится к горному машиностроению

Изобретение относится к горному машиностроению и предназначено для использования в конструкциях горных машин в гидросистемах привода ходовых частей
Наверх