Устройство для определения состояния подшипникового узла

 

Использование: для контроля перегрева подшипниковых узлов. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит корпус, установленный в нем на цапфе вала подшипник , устройство для контроля перегрева и систему контроля. Устройство для контроля перегрева включает две пары постоянных магнитов. Они установлены в радиальном канале цапфы вала одноименными полюсами друг к другу. Одни из них установлены неподвижно в контакте с внутренним кольцом подшипника, а другие установлены подвижно и соединены между собой упругим элементом с направляющим штоком. Шток взаимодействует с системой контроля при перегреве подшипника и потере магн итами магнитных свойств. 1 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 01 M 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4918963/27 (22) 18.03.91 (46) 07.10.92. Бюл, М 37 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) В.П.Чечуевский (56) Патент ФРГ М 3234443, кл. G 01 M 13/04, 1983 (прототип). (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА (57) Использование: для контроля перегрева подшипниковых узлов. Сущность изобретения; подшипниковый узел содержит корпус, Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для оп редел ения состоя ни я и одшип ни ковых узлов.

Известны устройства, позволяющие контролировать перегрев подшипников качения в узлах агрегатов и изделий, содержащие датчики, электрически связанные с контрольно-измерительной аппаратурой.

Недостатком известных устройств является низкая достоверность контроля, так как датчик, контролирующий перегрев подшипников, установлен в трубопроводе откачки масла не только подшипниковых узлов, но и полостей кожуха вала турбины, входного корпуса компрессора, коробок приводов.

Известно также устройство для контроля предельно допустимой температуры шарикоподшипников роторов высокого и низкого давлений, содержащее контролируемый подшипник, размещенный в корпусе установленный в нем на цапфе вала подшипник, устройство для контроля перегрева и систему контроля. Устройство для контроля перегрева включает две пары постоянных магнитов. Они установлены в радиальном канале цапфы вала одноименными полюсами друг к другу. Одни из них установлены неподвижно в контакте с внутренним кольцом подшипника, а другие установлены подвижно и соединены между собой упругим элементом с направляющим штоком. Шток взаимодействует с системой контроля при перегреве подшипника и потере магнитами магнитных свойств. 1 ил, на приводном валу, чувствительный элемент и систему контроля.

Недостатком данного устройства является низкая достоверность контроля, связанная с относительно большой инерционностью применяемых термопар в качестве термочувствительного элемента.

Наиболее близким к изобретению является устройство для определения состояния подшипникового узла, принятое на прототип, содержащее корпус и цапфу вала с установленным на ней подшипником качения, а также средство для контроля перегрева и систему контроля.

Недостатком известного устройства является низкая надежность, связанная с относительно большой инерционностью применяемых термопар, Кроме того теплопередача к термопаре осуществляется непосредственно от наружного кольца контролируемого подшипника.

40

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для определения состояния подшипникового узла, содержащем корпус и цапфу вала с установленным на ней подшипником качения, а также средство для контроля перегрева и систему контроля, цапфа вала выполнена со сквозными радиальным и сообщающимися с йим центральным осевым каналами, средство для контроля перегрева включает, по меньшей мере, две пары диаметрально расположенных в радиальном канале одноименными полюсами друг к другу постоянных магнитов, один из магнитов каждой пары неподвижно размещен в контакте с внутренним кольцом подшипника, а остальные установлены подвижно в радиальном направлении и соединены между собой посредством ynpyrom элемента с направляющим штоком, при этом шток размещен в упомянутом центральном осевом канале с возможностью перемещения вдоль него для взаимодействия с системой контроля.

Устройство для определения состояния подшипникового узла изображено на чертеже, Устройство содержит контролируемый подшипник 1 качения, размещенный в корпусе 2 на цапфе вала 3, средство для контроля перегрева, включающее по меньшей мере две пары постоянных магнитов 4 и 5, 6 и 7, диаметрально расположенных в радиальном канале 8 цапфы вала 3 одноименными полюсами друг к другу. Постоянные магниты 5 и 7 закреплены неподвижно в радиальном канале 8 в районе посадочной поверхности контролируемого подшипника

1, Постоянные магниты 4 и 6 установлены в радиальном канале 8 с возможностью их взаимного перемещения и относительно постоянных магнитов 5 и 7 в канале 8. Между собой магниты 4 и 6 связаны упругим элементом, например в виде плоской пружины 9, на котором закреплен шток 10, размещенный в осевом канале 11, сообщающемся со сквозным радиальным каналом 8. Шток 10 размещен во втулке 12 и взаимодействует с системой контроля, включающей источник 13 светового излучения, приемник 14 светового излучения, размещенных в крышке 15, усилитель-преобразователь 16 электрических сигналов и блок 17 сигнализации. Консольная часть штока 10 имеет меньший диаметр, Устройство для определения состояния подшипникового узла работает следующим образом, В исходном состоянии, когда температура внутреннего кольца подшипника качения 1, следовательно и посадочной поверхности вала 3 постоянных магнйтов 5 и 7, 4 и 6 соответствует заданной допустимой температуре, т,е. ниже точки Кюри. Магнитные поля неподвижных магнитов 5 и 7 и подвижных магнитов 4 и 6 взаимодействуют между собой. B результате этого, преодолевая усилия упругой пружины 9, подвижные магниты 4 и 6 смещаются ближе к оси вала

При превышении температуры контролируемого подшипника 1 в результате нарушений нормальных условий эксплуатации— нарушение режима подачи смазки, усталостного выкрашивания, повышения момента трения, заклинивания и проворачивания его колец за счет теплопередачи происходит нагрев постоянных магнитов 4 — 7. Когда температура постоянных магнитов достигнет точки Кюри, они начинают терять свои магнитные свойства. В результате этого за счет упругих сил пружина 9 выпрямляется, а шток 10 сдвигается вправо, перекрывая при этом световой поток от источника 13 излучения к приемнику 14 излучения. Электрический сигнал от приемника 14 излучения преобразуется в усилителе-преобразователе 16 и поступает в блок 17 сигнализации.

Устройство повышает надежность подшипниковых узлов, так как обладает малой инерционностью, что не приводи-. при кратковременных забросах температуры к ложномуу с рабаты ва н и ю.

Возможность возврата подвижных магнитов в исходное состояние позволяет использовать устройство многократно, что позволяет исключить трудозатраты на замену средства для контроля перегрева при каждом срабатывании.

Формула изобретения

Устройство для определения состояния подшипникового узла, содержащее корпус и цапфу вала с установленным на ней подшипником качения, а также устройство для контроля перегрева-и систему контроля, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, цапфа вала выполнена со сквозными радиальным и сообщающимся с ним центральным осевым каналами, устройство для контроля перегрева включает по меньшей мере две пары диаметрально расположенных в радиальном канале одноименными полюсами друг к другу постоянных магнитов, один из магнитов каждой пары неподвижно размещен в контакте с внутренним кольцом подшипника, а

1.67378

Составитель В.Чечуевский

Техред М.Моргентал Корректор Н.Тупица

Редактор

Заказ 3543 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 остальные установлены подвижно в радиальном направлении и соединены между собой посредством упругого элемента с направляющим штоком, при этом шток размещен в упомянутом центральном осевом канале с возможностью перемещения вдоль него для взаимодействия с системой контроля.

Устройство для определения состояния подшипникового узла Устройство для определения состояния подшипникового узла Устройство для определения состояния подшипникового узла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, преимущественно к контролю износа подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх