Узел трения скольжения

 

И пользование: узлы трения машин и приборов. Сущность изобретения; на валу закреплена втулка из монокристалла лейкосапфира, охватываемая подшипником скольжения из гогоже материала. Продольная ось подшипника и втулки совпадает с кристаллографической осью (G001) монокристаллов . Монокристаллы лейкоснпфиров могут быть легированы одним из элементов из ряда Ti, Cr, V, Zr. Монокристаллы лейкосапфиров могут содержать 0,01-0,1 мас.% Сг. Также могу г содержать 0,8-1,5 мас.% TI или V. или Сг Узел трения скольжения повышает надежность и расширяет функциональные возможности путем уменьшения радиального теплового расширения. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ч)5 F 16 С 33/12

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ зом, (21) 4855745/27 (22) 30.07.90 (46) 23,10,92, Бюл. N 39 (71) Научно-производственный центр "Лазер и монокристаллы" (72) Х.С. Багдасаров, В,С. Жаворонкин, В.Б.

Семенов, Е,M. Уюкин и Е.А. Федоров (73) Научно-производственный центр "Лазер и монокристаллы" (56) Ю.М. Хандельсман. Камневые опоры.

М., Машиностроение. 1973, с. 22-23. (54) У 3 Е Г Т Р Е Н И Я СКОЛЬЖЕНИЯ (57) И.;пользование: узлы трения машин и приборов, Сущность изобретения; на валу

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах трения машин и приборов, Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей узла путем уменьшения радиального теплового расширения.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен общий вид узла трения скольжения в разрезе.

Устройство содержит подшипник скольжения 1 и втулку 2, выполненные из чистого или легированного монокристаллического лейкосапфира, кристаллографическая ось которого (0001) совпадает с продольной осью подшипника и втулки. Втулка 2 укреплена на цапфе вала 3:

Подшипник работает следующим обра. 512„„1771524 АЗ закреплена втулка из монокристалла лейкосапфира, охватываемая подшипником скольжения из гого же материала. Продольная ось подшипника и втулки совпадает с кристаллографической осью (0001) монокристаллов. Монокристаллы лейкосапфиров могут быть легированы одним иэ элементов из ряда Ti, Cr, V, Zr. Монокристаллы лейкосапфиров могут содержать 0,01-0,1 мас.%

Cr, Также могут содерхкать 0,8-1,5 мас.% Tl или К или Cr, Узел трения скольжения повышает надежность и расширяет функциональные возможности путем уменьшения радиального теплового расширения, 3 з. и. ф-лы, 1 ил, В-,улка 2 закрепляется на цапфе вала 3 прибора, а подшипник скольжения 1 устанавливается в его корпусе. Смазка при работе устройства не -.ребуется.

Выполнение подшипника и втулки из лейкосапфира позволяет использовать узел трения без смазки при температурах до

1500" С, а также в вакууме и практически в любых агрессивных средах, кроме плавиковой кислоты. Кристаллографическая ориентация продольной оси подшипника и втулки в направлении оси (0001) монокристалла обеспечивает повышение надежности узла при высоких температурах: выполнение подшипника и втулки из легирован.ого монокристалла лейкосапфира эа счет увеличения ударной вязкости материала повышает долговечность узла трения при удар алых нагрузках. При этом, как показали эксперименты, наилучшие результаты дос1игаются при содержании Сг в пределах 0,01-0.1%, а

1771524

Гдgg Q

Состав и тел ь А.Силаева

Техред IVI, Моргентал Корректор И,Муска

Редактор T.Êóðêîâà

Заказ 3756 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, ж-35, Раушская наб„4/5

Производствен>м излательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.i агарина, 101

Т, Ча, Zr в пределах 0,8-1,5, При введении легирующих добавок в количествах ниже нижнего предела эффект повышения ударной вязкости незначителен, При увеличении степени легирования выше верхнего преде- 5 ла наблюдается, как показали эксперименты, снижение износостойкости узла. Как показали эксперименты, в условиях абразивного изнашивания стойкость подшипника возрастает до 5 раз по сравнению с 10 подшипником скольженйя, пара трения которого выполнена из чугуна, Формула изобретения

1. Узел трения сколь>кения, содержащий подшипник сколь>кения из монокри- 15 сталла лейкосапфира и коаксиально размещенную в нем цапфу вала, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей узла путем уменьшения радиального теплового расширения, узел снабжен втулкой, выполненной из монокристалла лейкосапфира и размещенной на цапфе вала с контактом с подшипником скольжения, причем продольная ось подшипника и втулки совпадает с кристаллографической осью (0001j монокристаллов.

2.Узел поп,1, отличающийся тем, что монокристаллы лейкосапфиров легированы одним из элементов ряда Ti, Cr, V, Zr.

3. Узел по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что монокристаллы лейкосапфиров содержат 0,01-0,1 мас.% Сг.

4. Узел по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и йс я TGM, что монокристаллы лейкосапфиров содержат 0,8 — 1,5 мас.о, Ti или V, или Cr.

Узел трения скольжения Узел трения скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургическому машиностроению, в частности к подшипникам роликов машин непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении деталей узлов-трибосопряжений , втом числе для машин криогенной техники

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению подшипников скольжения, эксплуатируемых в высоконагруженных узлах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам и устройствам для изготовления радиальных, радиально-упорных и сферических шарнирных подшипников скольжения с рабочим покрытием из слоя антифрикционного самосмазывающею композита на основе трикотажа, ткани или нетканого материала

Изобретение относится к машиностроению, в частности к нанесению защитных покрытий в вакууме для получения поверхностей трения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным спеченным материалам на основе металлического сплава, пропитанного полимером, используемым в подшипниках скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при нанесении покрытий на сопряженные детали, работающие в узлах трения

Изобретение относится к средствам, предназначенным для соединения по меньшей мере двух элементов

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения, станкостроительной и металлообрабатывающей промышленности

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для снижения трения в подшипниках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбоагрегатов и турбогенераторов
Изобретение относится к гальванотехнике, а именно к получению на поверхности металлов износостойких покрытий методом микродугового оксидирования

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения антифрикционного покрытия при изготовлении и ремонте вкладышей подшипников скольжения
Наверх