Дисково-колодочный тормоз

 

Сущность изобретения: колодка расположена с возможностью фрикционного взаимодействия с торцом диска, на котором выполнена выступающая дорожка трения. Фрикционная поверхность колодки выполнена круглой с диаметром, большим ширины дорожки тренмя. Колодка связана с приводом с возможностью вращения посредством винтовой пары и расположена относительно среднего радиуса трения со смещением оси вращения в направлении оси тормозного диска. 2 ил.

COIQ3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАJIIflCTlflVF.СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)s F 16 0 55/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4721212/27 (22) 19.07,89 (46) 07.11.92, Бюл, ¹ 41 (71) Грузинский политехнический институт (72) М,Г,Чикавани, А,В.Чичинадзе, Г.Ц.Чогавадзе и А,К,Твалчрелидзе (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1709782, кл, F 16 D 55/22, 1987.

Авторское свидетельство СССР

К 1333910, кл. F 16 D 55/02, 1984.

Изобретение отнасится к машиностроеllè1а и мажет быть использовано в дисковых тормозных устройствах, а также в пристроенных к электродвигателю тормозах.

Известна конструкция тормозного устройства, содержащая тормозной диск, промежуточную обойму с взаимно противапала I

Недостатком moI o тормоза является то, что при размыкании тормоза необходимо повернуть привадну,а обойму с тормозной колодкой, преадалевания при этом величину тормозного момента, Если учесть, что коэффициент трения покоя больше, чем коэффициент трения скольжения при размыкании тормоза необходимо приложить размыка1ощий момент, значительно превосходящий тормозной момент. При этом теряется эффект самазатягивания.

„„5Ц „„1774096 А1 (54) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ (57) Сущность изобретения: колодка расположена с возможностью фрикционного взаимодействия с торцом диска, на котором выполнена выступающая дорожка трения.

Фрикционная поверхность колодки выполнена круглой с диаметром, большим ширины дорожки трения. Колодка связана с приводам с возможностью вращения посредством винтовой пары и расположена относительно среднего радиуса трения со смещением оси вращения в направлении аси тормозного диска. 2 ил.

Известен дисково-колодочный тормоз, выбранный в качестве прототипа, содержащий корпус, тормозной диск, расположенные с обеих сторон диска приводные обоймы с наружной и внутренней резьбами, установленные с возможностью углового перемещения, и связанный с ними через зубчатые передачи приводной рычаг, тормозные накладки с ограничителями их угловага перемещения (2).

Недостатком такого тормоза является расположение приводных обойм и зубчатых передач с обоих сторон тормозного диска, что увеличивает габариты тормоза, а в ряде случаев затрудняет его применение, нап ример, в пристроенных к электродвигател)о тормозах.

Наиболее существенным недостаткам является опасность несрабатывания тормоза в там случае, когда величина вращающегося момента, действующего на тормозную колодку, окажется меньше, чем моменты сопротивления в резьбе. В этом случае тормозная колодка не получит угло1774096 вое перемещение и не будет выдвигаться в сторону тормозного диска.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем повышения эффективности самозатягивания, Указанная цель достигается тем, что торцевая фрикционная поверхность тормозного диска выполнена в виде выступающей дорожки трения, ширина которой меньше диаметра фрикционной поверхности тормозной колодки, при этом ось вращения тормозной колодки располо>кена со смещением относительно средне о радиуса трения указанной дорожки и направлении оси тормозного диска, Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый дисковоколодочный тормоз отличается тем, что создает воэмо>кность регулирования коэффициента усиления благодаря эксцентричному расположению колодки. Таким образом, заявляемый дисково-колодочный тормоз соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями позволяет сделать вывод о том, что он имеет ряд преимуществ; повышают ресурс работы фрикционной накладки, так как изнашиваемый объем накладки увеличивается при равных значениях коэффициента взаимного перекрытия, эффект самозатягивания. а оцностороннее расположение привода позволяет снизить энергозатраты и получить компактную конструкцию. Исходя из этого заявляемое решение следует признать соответствующим критерию "существенные отличия

На фиг.1 изобра>кен предлагаемый тормоз, общий вид; на фиг,2 — схема взаиморасположения элементов фрикционной пары.

Тормоз состоит из тормозного диска 1, установленного на шлицах вала 2 электродвигателя 3, на заднем щите электродвигателя 3 закреплена неподвижная тормозная колодка 4 и корпус тормоза 5, в котором установлены привод с нажимным механизмом, содержащий приводную обойму 6 с коническим зубчатым колесом 7, по внутренней резьбе приводной обоймы 6 установлена промежуточная обойма 8, которая имеет ограничитель направления вращения относительно приводной обоймы 6 в виде храпового механизма 9, а круглая тормозная колодка 10 установлена по резьбе в промежуточную обойму 8 и направление вращения тормозной колодки относительно промежуточной обоймы ограничено храповым I механизмом 11, привод° 1. ная обойма 6 через коническую зубчатую пару 7 и 12 связана с приводом 13. Ьсь круглой тормозной колодки 10 имеет смещение h относительно среднего радиуса

5 дорожки трения Rc=(R +R2)/2, где.R1 и R2 внутренний и внешний радиус доро>кки трения, Тормоз работает следующим образом.

При замыкании тормоза усилие от при10 вода 13 через зубчатую передачу 7, 12 передается на приводную обойму 6, которая поворачивается и выдвигается в сторону тормозного тиска 1, При контакте тормозной колодки 10 с тормозным диском 1 между

15 ними возникают силы трения, под действием которых тормозная колодка 10 начнет вращаться и будет дополнительно выдвигаться из промежуточной обоймы 8, храповой механизм 11 не препятствует такому

20 направлению вращения тормозной колодки

10. Вращение и выдвижение тормозной колодки продолжается до полной остановки тормозного диска, и таким образом достигается самозатягивание, 25 Использование предлагаемого изобретения позволяет;

1) регулировать коэффициент усиления с помо цью подбора различных значений смещения;

30 2) сократить габариты и снизить энергоэатраты благодаря эффекту самоусиления;

3) повысить ресурс работы фрикционной накладки, так как изнашиваемый объем накладки увеличивается при равных

35 значениях коэффициента взаимного перекрытия.

Кроме того, для размыкания тормозу необходимо преодолеть только вращающийся момент на колодку, а не весь тормозной

40 момент.

Формула изобретения

Дисково-колодочный тормоз, содер>кащий по меньшей мере одну тормозную колодку с круглой фрикционной поверхно45 стью, установленную с возмо>кностью взаимодействия с торцевой фрикционной поверхностью тормозного диска, а также привод с нажимным элементом, при этом тормозная колодка установлена с возмож50 ностью вращения вокруг оси своей фрикционной поверхности и связана с на>кимным элементом посредством винтовой пары, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем повы55 шения эффективности самозатягивания, торцевая фрикционная поверхность тормозного диска выполнена в виде выступающей дорожки трения, ширина которой меньше диаметра фрикционной поверхности тормозной колодки, при этом ось враще1774096 ния тормозной колодки расположена со смещением относительно среднего радиуса трения указанной дорожки в направлении оси тормозного диска, Составитель М. Чиковани

Текред! Л. Уоргентал Корректор Л. Лукач

Редактор С. Козлова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина. 101

Заказ 3915 Тираж Подписно":.

ВНИИПИ Государственного коми-ета по изобретением и открь.тилм при Г! НП СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам торможения авиационных колес

Изобретение относится к дисковым тормозам автомобилей и, в частности к узлу дисковых тормозов, который содержит фрикционный элемент и пружину

Изобретение относится к устройствам торможения авиационных колес

Изобретение относится к автомобильным тормозам

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к многодисковым тормозам, и может быть использовано как в колесах летательных аппаратов, так и в колесах наземного транспорта
Наверх