Способ коррекции скорости двигательной реакции

 

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для восстановительного лечения двигательной системы у лиц с аномалиями развития двигательной сферы, в частности у больных с задержкой психомоторного развития, нарушениями слуха, с последствиями детского церебрального паралича и т.д. Способ позволяет сократить сроки восстановления за счет повышения функциональной подвижности нервных центров двигательной системы. Для этого осуществляют слежение за тестобъектом, движущимся в плоскости по замкнутому пути со скоростью, периодически возрастающей дискретно, и фиксируют моменты совпадения тест-объекта с М-точками, располагающимися на пути его движения до получения в каждом режиме коррекции не менее 90% правильно зафиксированных совпадений. Каждый сеанс коррекции состоит из 4 этапов продолжительности 1,5 мин и трех перерывов между ними по 3,0 мин. Общая продолжительность сеанса 15 мин Продолжительность одного курса восстановительного лечения 13-16 сеансов сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)5 А 61 В 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814860/14 (22) 16.04.90 (46) 23,11.92. Бюл, М 43 (71) Белорусский научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (72) Т,С.Щуплецова и B.Ñ.Ëàçàð÷èê (56) Карцев И,Д, и др. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М,:

Медицина, 1977, с. 25. (54) СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СКОРОСТИ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ (57) Изобретение относится к медицине и может быть использовано для восстановительного лечения двигательной системы у лиц с аномалиями развития двигательной сферы, в частности у больных с задержкой психомоторного развития, нарушениями

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для восстановительного лечения двигательной системы у лиц с аномалиями развития двигательной сферы, в частности у больных с задержкой умственного развития, нарушениями слуха, с последствиями детского церебрального паралича и т.д, Известен способ исследования реакции на движущийся объект (2), Этот способ позволяет исследовать функциональное состояние нервных процессов в корковых двигательных центрах для профессионального отбора.

Известен также способ тренировки скоростных качеств двигательного аппарата с помощью специальных физических упражнений (1), SU 1776386 А1 слуха, с последствиями детского церебрального паралича и т.д, Способ позволяет сократить сроки восстановления за счет повышения функциональной подвижности нервных центров двигательной системы.

Для этого осуществляют слежение за тестобъектом, движущимся в плоскости по замкнутому пути со скоростью, периодически возрастающей дискретно, и фиксируют моменты совпадения тест-объекта с М-точками, располагающимися на пути его движения до получения в каждом режиме коррекции не менее 90;ь правильно зафиксированных совпадений. Каждый сеанс коррекции состоит из 4 этапов продолжительности 1,5 мин и трех перерывов между ними по 3,0 мин, Общая продолжительность сеанса 15 мин, Продолжительность одного курса восстановительного лечения 13-16 сеансов, Тренировка скоростных качеств (латентное.время двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений) с помощью прототипа и предусматривает использование физических упражнений (бег на месте и в упоре, бег на короткие дистанции, работа рук и но- с нарастающей частотой движений и т.д.) которые выполняются с субмаксимальной и максимальной интенсивностью.

Известно, что фактором, лимитирующим интенсивность, а, следовательно, и результативность тренирующего воздействия такого рода глобальных и региональных двигательных актов, является в первую очередь состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а не центральная нервная система. Именно поэтому спвер1776386 шенствование скоростных качеств с помощью физических упражнений труднее всего поддается тренировке и быстроугасает без соответствующей тренировочной работы, Т.е. этот способ содержит недостаточную для достижения эффекта возможность управления физиологическим механизмом, обеспечивающим совершенствование данного двигательного качества, а также не позволяет учитывать в процессе тренировки индивидуальные особенности состояния нервной системы пациента. Он требует длительного использования физических упражнений, и достигнутый эффект быстро угасает без поддерживающей тренировки.

В отличие от прототипа предлагаемый способ повышения скорости двигательной реакции адресуется непосредственно к центральной нервной системе и направлен на совершенствование коркового механизма программирования двигательного акта за счет сокращения временного интервала, в течение которого развиваются электрофизиологические процессы, т.е. путем повышения функциональной подвижности нервных центров двигательного аппарата.

Цель изобретения — сокращение сроков за счет повышения функциональной подвижности нервных процессов.

Причем повышение функциональной подвижности, достигаемое с помощью предлагаемого способа, обладает стабильностью, так как сохраняется на достигнутом уровне и через 6 месяцев после окончания тренировки.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. Пациента усаживают на стул в удобном положении. На уровне его глаз помещают экран с движущимся по замкнутому пути тест-объектом и метками, расположенными на равном расстоянии одна от другой на пути его движения. Перед пациентом ставится задача следить за движением тест-объекта и KGK можно точнее фиксировать движением пальцев руки все моменты совпадения тест-объекта с метками. Персонал непрерывно регистрирует кол ичество задан ных моментоа совпадения движущегося объекта с метками и количество правильно зафиксированных пациентом совпадений.

Задаваемая пациенту частота совпадений регулируется путем изменения режима работы: скорости движения тест-объекта и количества меток на пути его движения. При этом в каждом режиме одной и той же ступени изменение скорости движения и количества меток осуществляют таким образом, что задаваемая частота совпадений остается неизменной, а при переходе к последующей ступени она дискретно возрастает на величину, равную половине значения исходной частоты, т.е.

5 р о

Исходная частота усваиваемых совпа10 дений (Fo) для каждого пациента определяется эмпирически. Для этого включают на экране индикацию максимального количества меток (М мах) и постепенно повышают скорость движения тест-объекта до тех пор, 15 пока количество правильно фиксируемых пациентом моментов совпадений составит не менее 90 от заданного числа. чо М мах о

1 (2) 20 где Vo — скорость движения тест-объекта, при которой впервые было зарегистрировано не менее 90 правильных ответов;

25 М мах максимально возможное количество совпадений за цикл движения тест-объекта;

L — длина пути за цикл движения тестобъекта.

30 Определив исходную частоту фиксации (Ро), рассчитывают ту частоту, с которой пациент должен фиксировать совпадения тест-объекта с метками во всех режимах первой ступени, по соотношению (6)

35 (3) Fl = 1,5 Fo

V)=F М

М1 (4) где М) = М мах

После окончания первого этапа коррекции пациенту предоставляется перерыв для отдыха. Во время перерыва персонал анали55 зирует результаты работы пациента и принимает решение об изменении режима коррекции. Критерием перехода на последующий режим работы служит получение не менее 90 правильно зафиксированных паПосле чего приступают к первому сеансу коррекции, который, как и все последую40 щие, состоит из 4 этапов работы продолжительностью по 1,5+0,05 мин каждый и трех перерывов между ними продолжительностью по 3,0+0,1 мин.

Вначале тест-объекту задают скорость

45 движения, равную (5) 1776386

15

VH =F2 М

Мн

М вЂ” 1

М1 — 1

40

50

Чн=Fl М

1 н

55 циентом ответоа от числа заданных за 1,5 мин работы. В случае получения менее 90 правильно зафиксированных совпадений считают, что скорость двигательной реакции на заданные параметры у пациента выработана недостаточно и следующий, второй этап коррекции выполняют в прежнем режиме.

Если у пациента реакция на первом этапе коррекции выработана достаточно, то коррекцию на втором этапе ведут во втором режиме первой ступени, который отличается от первого режима тем, что слежение осуществляют эа тест-объектом, скорость движения которого дискретко увеличена, а количество меток на пути его движения уменьшено, при этом частота совпадений тест-объекта с метками остается прежней и равна F>, соотношение (3).

Таким образом, ао втором режиме первой ступени включают индикацию меток, количество которых Мг на единицу меньше

Мма, а тест-объекту задают скорость движения, равную

Ф

Затем пациент и персонал выполкяют те же операции, что и на первом этапе коррекции, т.е. пациент в течение 1,5 мин следит за движением тест-объекта и фиксирует моменты его совпадения с заданными метками, расположенными на пути движения, а персонал регистрирует общее количество совпадений и количество совпадений, правильно зафиксированных пациентом.

Используя те же критерии, персонал ао время перерыва анализирует результаты коррекции на втором этапе и принимает решение на третий этап, который также, как и последующий — четвертый этап, выполняют аналогично второму с той лишь разницей, что на этих этапах задают следующие после второго режимы той же ступени. Они характеризуются тем, что количество меток в каждом режиме уменьшается и на последнем оно равно единице, а скорость движения тест-объекта н-го режима данной ступени дискретно увеличивается и определяется иэ соотношения (5) где Fi — частота фиксации на данной ступени коррекции;

l — порядковый номер ступени; н — порядковый номер режима данной ступени;

L — длина пути за цикл движения тестобъекта;

Мн — количество моментоа совпадений в заданном режиме.

Первый этап второго и последующих сеансов коррекции выполняют в режиме, усвоенном на четвертом этапе предыдущего сеанса. Этот режим может относиться как к первой, так и ко второй ступени коррекции.

Вторая ступень коррекции отличается от первой тем, что частота, с которой пациент должен фиксировать совпадения тест-объекта с заданными метками во всех режимах этой ступени, определяется по соотношению (6), FI=(1+2) .

i (6) будет равна (2Fo), а скорость движения тестобъекта в н-ом режиме второй ступени будет определяться как

Общая продолжительность сеанса 1515,5 мик. Оптимальная кратность сеансов коррекции — ежедневная. При переходе к следующему сеансу коррекции начинают с режима, усвоенного на предыдущем сеансе.

Продолжительность курса лечения зависит от исходного состояния функциональной лабильности нервных центров двигательной системы пациента и в средкем составляет

13...16 сеансов.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Больной Мороз И.В., 17 лет. История болезни 431/177.

Диагноз: неврит слуховых нервов, глухота на оба уха, задержка моторного развития, При объективном исследовании установлено, что уровень развития качественного показателя быстроты движений соответствует 12-летнему возрасту (см.

Н.И.Озерецкий, "Исследование моторной одаренности", 1929) (3). Исследование подвижности основных нервных процессов с помощью рефлексометрического метода показало неудовлетворительное состояние подвижности как возбудительного. так и тормозного процессов в коре головного мозга. При первичном исследовании усваиваемая частота сигналов составила 0.5 Гц.

После 15 сеансов ежедневной тренигоаки усваиваемая частота сигналов достигла 2,0

Гц, т,е. улучшилась в 4 раза. Одноаре - -нко

1776386

Составитель Т. Шуплецова

Редактор А. Козлова Техред М.Моргентал Корректор Н. Кешеля

Заказ ЧОМ; Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж.35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 наблюдалось значительное улучшение подвижности основных нервных процессов, особенно воэбудительного. Повторное обследование пациента через 6 месяцев показало стойкий характер полученных результатов тренировки. Во время тестирования физических качеств пациент показал результаты быстроты движений в соответствии с нормативами.

Пример 2. Больной Кунец А.Ф., 17 лет

История болезни 434/181.

Диагноз: неврит слуховых нервов, глухота на оба уха, вестибулопатия, задержка моторного развития, При объективном исследовании-установлено, что уровень развития физического качества быстроты движений соответствует

11-летнему возрасту (3), н еудовлетворител ьная подвижность возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

При первичном исследовании усваиваемая частота движущегося сигнала составила

0,25 Гц, После 13 сеансов ежедневной тренировки усваиваемая частота сигналов достигла 1,5 Гц, т.е. скорость двигательной реакции возросла в 6 раэ. Одновременно наблюдалось улучшение результатов рефлексометрического исследования подвижности воэбудительного и тормозного процессов, Обследование пациента через 6 месяцев показало стойкий характер пол5 ученных результатов. Проведенное в конце учебного года тестирование быстроты движений пациента показало соответствие возрастному нормативу.

Использование предлагаемого способа

10 позволяет целенаправленно корригировать скорость двигательной реакции и повышать функциональные возможности двигательной системы с дефектами ее развития, 15 Формула изобретения

Способ коррекции скорости двигательной реакции путем выполнения двигательного задания, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков восстановления

20 эа счет повышения функциональной подвижности нервных процессов, предъявляют движущийся тест-объект, фиксируют время прохождения метки, регистрируют количество ошибок и по достижении не ме25 нее 907 правильных ответов дискретно изменяют скорость движения тест-объекта и количество меток,

Способ коррекции скорости двигательной реакции Способ коррекции скорости двигательной реакции Способ коррекции скорости двигательной реакции Способ коррекции скорости двигательной реакции 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины , и может быть использовано в инженерной психологии

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для профессионального отбора и тренировки внимания операторов различных систем управления

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх