Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины

 

Использование: машиностроение, изготовление роторов центробежных воздушных машин. Сущность изобретения: лопатки выставляют относительно друг друга в определенное положение, изготовленные в виде цельного кольца фланцевые элементы прихватывают к торцам лопаток, затем протачивают кольцо по конфигурации конического диска и разрезают кольцо на отдельные фланцевые элементы. Готовые элементы окончательно соединяют с лопатками электронно-лучевой сваркой. 3 ил.

СОК)3 COBFTCKM>K:

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ /) ! (21) 4834133/08 (22) 24.04.90 (46) 23.11.92. Бюл. N 43 (71) Конструкторское бюро "Винт" (72) А.С.Сиротин, 3.И.Иванов и Л.Н.Кикоть (56) Центробежные вентиляторы./ Под ред.

Т.С.Соломаховой. — М., Машиностроение, 1975, с.344 — 345, рис.216.

Авторское свидетельство СССР, N 1314147, кл. F 04 0 29/30. 1985. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА

ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ВОЗДУШНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к вентиляторостроению, в частности к способам изготовления роторов центробежных воздушных машин.

Известны способы изготовления ротора центробежной воздушной машины, при котором к каркасам пустотелых лопаток присоединяют обшивки и фланцевые элементы и скрепляют последние с дисками, по крайней мере один из которых является коническим, Нервюры каркаса лопаток с фланцевыми элементами обеспечивают возможность разъемного (болтового, заклепочного) соединения лопатки с дисками, однако пригонка соединений, особенно с коническими дисками, очень сложна, трудоемка и не обеспечивает леобходимой точности. Малая толщина профиля высокоэффективных и прочных (при высоких окружных скоростях) лопаток каркасной конструкции не позволяет соединять их с дисками бесфланцевым болтовым креплением "в торец". В то же время технология изготовления, пригонки и соединения развитого фланцевого элемента с каркасом лопатки и с диском очень

„„. Ж „„1776523 А1

s В 23 К 31/02, F 04 0 29/30.

В 23 К 101;30 (57) Использование: машиностроение, изготовление роторов центробежных воздушных машин. Сущность изобретения: лопатки выставляют относительно друг друга в определенное положение, изготовленные в виде цельного кольца фланцевые элементы прихватывают к торцам лопаток, затем протачивают кольцо по конфигурации конического диска и разрезают кольцо на отдельные фланцевые элементы. Готовые элементы окончательно соединяют с лопатками электронно-лучевой сваркой. 3 ил. сложна. Пригонка больших поверхностей сопряжения при этом трудоемка, выполняется вручную и недостаточно точна, особенно для конических дисков, где эти поверхности имеют сложную пространственную конфигурацию.

Цель изобретения заключается в упрощении технологии и повышении точности изготовления ротора воздушной машины, Для достижения этой цели в известном способе изготовления ротора центробежной воздушной машины фланцевые элементы со стороны конического диска изготавливают в виде цельного кольца, выставляют лопатки относительно друг друга в положение, предусмотренное чертежом, совместно обрабатывают торцы лопаток со стороны конического диска и внутреннюю поверхность последнего по требуемой конфигурации, прихватывают к обработанным торцам лопаток укаэанное кольцо, протачивают наружную поверхность кольца по конфигурации конического диска, после чего разрезают кольцо на отдельные фланцевые элементы и окончательно закрепляют их по

1776523

10

30

40 контуру профиля лопаток электронно-лучевой сваркой, На фиг.1 изображена конструкция лопатки; на фиг,2 — временное раскрепление лопаток с конусным кольцом для обточки; на фиг.3 — лопатка в сборе с дисками ротора.

Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины осуществляется следующим образом.

Вначале сваривается каркас лопатки 1, состоящий из нервюр 2, лонжеронов 3, носика 4 и хвостовика 5, Затем привариваются по контуру каркаса верхняя 6 и нижняя 7 обшивки лопатки, Затем может быть подогнан и соединен по контуру профиля с торцом лопатки 1 электронно-лучевой сваркой плоский фланцевый элемент 8 для последующего присоединения к плоскому коренному диску 9 ротора.

Пригонка лопаток для соединения с коническим диском 10 начинается с их совместного временного раскрепления на планшайбе 11 карусельного станка в вертикальном положении, точно соответствующем рабочему положению лопаток на роторе. Раскрепление лопаток производится их плоскими 8 фланцевыми элементами либо; если они еще не приварены, торцовыми нервюрами 2, примыкающими к коренному диску, временными монтажными средствами. После этого все свободные торцы лопаток одномоментно протачиваются под конический диск 10 (см. фиг.2).

Изготовление конических фланцевых элементов 12 начинают с гибки из листового материала и сварки конусного кольца 13, геометрия поверхности которого соответствует коническому покрывному диску 10 ротора. Внутренняя поверхность конусного кольца обтачивается под уже обработанные свободные торцы лопаток. Затем конусное кольцо 13 прихватывается к торцам лопаток сваркой. Этим обеспечивается его минимальная сварочная деформация, Далее конусное кольцо 13 обтачивается снаружи под поверхность покрывного диска

10 и разделяется на отдельные фланцевые элементы 12 путем вырезки их по контуру (штрих-пунктирная линия на фиг.2), Разделение конусного кольца 13 может выполняться до обточки поверхности под покрывной диск.

Операция пригонки лопаток завершается окончательной приваркой конических фланцевых элементов 12 по контуру профиля лопаток электронно-лучевой сваркой.

По завершении сборки и пригонки попаток с фланцевыми элементами производится обточка посадочных поверхнсстей коренного и покрывного дисков и сборка ротора с использованием разборных соединений, .Данный способ обеспечивает разборность ротора с целью освидетельствования, ремонта и замены лопаток как наиболее изнашивающихся элементов, повышение тем самым ремонтопригодности и долговечности воздушной машины. Одновременно существенно повышается точность изготовления, а следовательно, прочность и надежность высоконагруженных воздушных машин с повышенными окружными скоростями роторов.

Формула изобретения

Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины, при котором к каркасам пустотелых лопаток присоединяют обшивки и фланцевые элементы и закрепляют на последних диски, по крайней мере один из которых является коническим, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологии и повышения точности изготовления, фланцевые элементы со стороны конического диска изготавливают в виде цельного кольца, выставляют лопатки одну относительно другой в положение, предусмотренное чертежом, совместно обрабатывают торцы лопаток со стороны конического диска по требуемой конфигурации, прихватывают к обработанным торцам лопаток указанное кольцо, протачивают наружную поверхность кольца по конфигурации конического диска, после чего разрезают на отдельные фланцевые элементы и окончательно закрепляют их по контуру профиля лопаток электронно-лучевой сваркой.

1776523

177б523

Фиг. 3

Составитель Ь,Макив

Техред М.Моргентал Корректор Н. Слободяник

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4092 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины Способ изготовления ротора центробежной воздушной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию для электродуговой сварки криволинейных и прямолинейных поверхностей и может быть использовано в судостроении, химической , нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способам изготовления режущего инструмента, в частности, с применением наплавки

Изобретение относится к сварке, в частности, к способам приварки гребенчатых уплотнительных планок к пластинчатым теплообменникам, и может найти применение в химическом машиностроении и других отраслях техники
Изобретение относится к сварке и пайке, в частности к способам получения сварно-паяного телескопического соединения конструкций из легированных сталей, и может найти применение в энергетическом машиностроении

Изобретение относится к области пайки и сварки, в частности к способам изготовления паяных телескопических конструкций, и может найти применение в энергетическом машиностроении при изготовлении толстостенных конструкций
Изобретение относится к сварке, в частности к способу изготовления подкладки для сварки, и может найти применение при сварке высоколегированных сталей

Изобретение относится к области сварки, в частности к способам изготовления сварно-паяных конструкций, и может найти применение при изготовлении различных блоков ракетных двигателей
Наверх