Силовая установка

 

Изобретение относится к машиностроению . Сущность изобретения: силовая установка содержит двигатели 1 и 2, каждый из которых выполнен с жидкостно-масляным теплообменником 3 и 4 и основным контуром с жидкостно-маслянным теплообменником 3 и 4 и основным контуром циркуляции охлаждающей жидкости, дополнительный запорный орган 23, вспомогательные трубопроводы 20 и 24. Дополнительный запорный орган 23 выполнен с автоматическим управлением от температуры масла двигателя 1. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (I I) (н)з F 01 Р 3/20

ГОСУДАРСТВЕ I+%RA КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 00 (л)

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4768246/06 (22) 14.12.89 (46) 23.11.92, Бюл. N- 43 (71) Московский автомобильный завод М.

И.А.Лихачева (72) В.О.Нифонтов и P.Ê.Çñìàíñêèé (56) Авторское свидетельство СССР

М 1407166, кл. F 01 P 3/20, 1987. (54) СИЛОВАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение относится к машиностроению. Сущность изобретения: силовая установка содержит двигатели 1 и 2, каждый из которых выполнен с жидкостно-масляным теплообменником 3 и 4 и основным контуром с жидкостно-маслянным теплообменником 3 и 4 и основным контуром циркуляции охлаждающей жидкости, дополнительный запорный орган 23, вспомогател ьн не труба Il роводы 20 и 24, Дополнительный запорный орган 23 выполнен с автоматическим управлением от температуры масла двигателя 1. 1 ил.

1776838

Изобретение относится к машиностроению, в частности к транспортному, а именно к силовым установкам с двигателями внутреннего сгорания, имеющим систему жидкостного охлаждения, жидкостно-масляные теплообменники и подогреватель.

Известна силовая установка, содержащая по меньшей мере два двигателя внутреннего сгорания, первый и второй, каждый иэ которых выполнен с жидкостно-масляным теплообменником и основным конту-. ром циркуляции охлаждающей жидкости, включающим рубашку охлаждения двигателя, охладитель и насос, подключенный напорным патрубком к рубашке охлаждения двигателя, а всасывающим патрубком — к выпускному патрубку охладителя, подогреватель, подключенный впускным трубопроводом к рубашке охлаждения первого двигателя, а выпускным трубопроводом к рубашке охлаждения первого двигателя, а выпускным трубопроводом — к магистрали подачи охлаждающей жидкости, выполненной в ответвлениями для подключения к всасывающим патрубкам насосов основных контуров, каждое иэ которых включает по запорному органу, перепускной трубопровод, соединяющий рубашку охлаждения второго двигателя с всасывающим патрубком насоса основного контура первого двигателя. вспомогательный трубопровод подачи охлаждающей жидкости с запорным органом и дополнительным теплообменником, причем жидкостно-масляный теплообменник первого двигателя включен в магистраль подачи охлаждающей жидкости до ее разветвления, а жидкостно-масляный теплообменник второго двигателя — в ответвление, подключенное к насосу второгод вигателя (1).

В известной силовой установке охлаждение масла двигателей осуществляется в автономном контуре циркуляции охлаждающей жидкости с использованием дополнительного циркуляционного насоса и дополнительного теплообменника. При этом регулирование температуры масла обеспечивается включением — отключением дополнительного циркуляционного насоса.

Отсутствие возможности подогрева охлаждающей жидкостью масла работающего двигателя и использование дополнительного насоса существенно снижает эффективность регулирования температуры масла.

Цель изобретения — повышение эффективности.

На чертеже представлена схема силовой установки.

Силовая установка содержит по меньшей мере два двигателя 1 и 2 внутреннего сгорания, каждый из которых выполнен с жидкостно-масляным теплообменником 3 и

4, и основным контуром циркуляции охлаждающей жидкости, включающим рубашку 5 и 6 охлаждения двигателя, охладитель 7 и 8 и насос 9 и 10, подключенный напорным патрубком к рубашке охлаждения двигателя, а всасывающим патрубком — к выпускному патрубку охладителя, предпусковой подогреватель.11, подключенный впускным трубопроводом 12 к рубашке охлаждения первого двигателя, а выпускным трубопроводом 13- к магистрали 14 подачи охлаждающей жидкости, выполненной с ответвлениями 15 и 16 для подключения к всасывающим патрубкам насосов 9 и 10 основных контуров, каждое из которых включает по запорному органу 17 и 18, перепускной трубопровод 19, соединяющий рубашку охлаждения двигателя 2 с всасывающим патрубком насоса 9 основного контура двигателя 1, вспомогательный трубопровод 20 подачи охлаждающей жидкости с запорным органом 21 и дополнительным теплообменником 22, причем жидкостно-масляный теплообменник 3 двигателя 1 включен в магистраль 14 подачи охлаждающей жидкости до ее разветвления, а жидкостно-масляный теплообменник двигателя 2 — в ответвление 16, подключенное к насосу 10 двигателя 2. Силовая установка снабжена дополнительным запорным органом 23 и вторым вспомогательным трубопроводом 24 подачи охлаждающей жидкости с запорным органом 25 и дополнительным теплообменником 26, при этом дополнительный эапорный орган 23 включен в трубопроводную магистраль, сообщающую жидкостно-масляный теплообменник 3 двигателя 1 с рубашкой 5 охлаждения этого двигателя, вспомогательный трубопровод 20 одним из концов подсоединен к магистрали 14 подачи охлаждающей жидкости между жидкостномасляным теплообменником 3 и дополнительным запорным органом 23, жидкостно-масляный теплообменник 4 двигателя 2 подключен между запорным оргаНоМ 18 ответвления 16 и насосом 9 основного контура двигателя 2, второй вспомогательный трубопровод 24 одним из концов подключен к ответвлению 16 между жидкостно-масляным теплообменником 4 и запорным органом 18, а дополнительный запорный орган 23 и запорный орган 21 вспомогательного трубопровода 20 выполнен с автоматическим управлением от температуры масла двигателя 1. Запорный орган 18 ответвления 16 и эапорный орган

25 вспомогательного трубопровода 24 вы1776838

15

25

35

50 полнены с автоматическим управлением от температуры масла двигателя 2. Первый вспомогательный трубопровод 20 вторым концом подсоединен к выпускному патрубку охладителя 7 двигателя 1, а второй вспомогательный трубопровод 24 вторым концом подсоединен к выпускному патрубку охладителя 8 двигателя 2. Охладители 7, 8 подключены к всасывающим патрубкам насосов 9, 10 через термостаты, 27 и 28 с байпасными трубопроводами 29 и 30. Через всасывающие патрубки насосов 9, 10 параллельно рубашкам 5, 6 охлаждения подключены расширительные бачки 31 и 32, сообщенные друг с другом трубопроводом

33. Во впускной трубопровод 12 подогревателя 11 включен дополнительный циркуляционный насос 34 с элетроприводом.

Жидкостно-масляные теплообменники 3 и 4 выполнены совмещенными известным образом с масляными картерами (не показаны) двигателей 1 и 2 (например, прототип), что позволяет их использовать не только для охлаждения, но и для предпускового разогрева масла в картере, Масляные картеры оборудованы датчиками температуры (не показаны), а запорные органы 21, 23 и

18, 25 выполнены в виде электромагнитных клапанов, соединенных электрической цепью (не показана) с датчиками температуры масляных картеров двигателей, соответственно 1 и 2. при этом запорный орган 23 выполнен нормально открытым, а остальные — нормально закрытым.

Силовая установка работает следующим образом.

При предпусковом подогреве двигателя

1 электропитание на электромагнитные клапана на подается и эапорный орган 23 находится в открытом положении, э зэпорные органы 18. 21 и 25 — в закрытом положении.

Запорный орган 17 открыт. После запуска подогревателя 11 и дополнительного насоса 34 осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости через подогреватель 11 жидкостно-масляный теплообменник 3, запорный орган 17, насос 9 и термостат 27 с байпасным трубопроводом 29 в рубашку 5 охлаждения двигателя 1 и из нее через насос 34 опять в подогреватель 11. Циркуляция через охлэдитель 7 исключается термостатом 27. После подогрева двигатель

1 запускают, подается электропитание на все электромагнитные клапаны. В результате запорный орган 18 открывается, потому что температура масла в картере двигателя

2 имеет значение меньшее, чем требуется для его охлаждения. Остальные электромагнитные клапаны не меняют своего положения, Запорный орган 17 закрывают. В этом случае насос 34 и заработавший насос 9 обеспечивают циркуляцию охлаждающей жидкости через запорный орган 18, жидкостно-масляный теплообменник 4, насос 10 и термостат 28 с байпасным трубопроводом в рубашку 6 охлаждения двигателя 2, далее— через перепускной трубопровод 19 и насос

9 в рубашку 5 охлаждения двигателя 1 и через насос 34, эапорный орган 23, подогреватель 11, и жидкостно-масляный теплообменник 3 по укаэанному пути опять в рубашку 6 охлаждения двигателя 2. Кроме того, большая часть потока охлаждающей жидкости циркулирует по малому контуру из рубашки 5 охлаждения двигателя 1, через байпасный трубопровод 29, термостат 27 и насос 9 опять в рубашку 5. Циркуляция через охладитель 8 исключается термостатом

28. После подогрева двигателя 2 его запускают и продолжают прогревать оба двигателя до температуры, при которой возможно принятые нагрузки. При этом направление циркуляции охлаждающей жидкости почти не меняется, за исключением байпасного трубопровода 30 и термостата

28, где направление потока меняется на обратное. После прогрева обоих двигателей запорный орган 17 открывают. силовая установка оказывается подготовленной к работе.

В процессе работы силовой установки при невысоких температурах смазочного масла двигателей обеспечивается его подогрев охлаждающей жидкостью, подаваемой к жидкостно-масляным теплообменникам 3 и 4 через открытые запорные органы 23 и 18 и возвращаемой в рубашки 5, 6 охлаждения двигателей 1, 2 через насосы 9, 10. При повышении температуры смазочного масла до потребности охлаждения по сигналу датчиков температуры, установленных в масляных картерах двигателей 1 и 2, запорные органы 18 и 23 закрываются, а запорные органы 21 и 25 открываются. При этом охлаждающая жидкость подается к жидкостно-масляным теплообменникам 3 и 4, предварительно сильно охлажденная в охлэдителях 7, 8 и теплообменниках 22, 26, особенно в последних, так как через них обеспечивается только 5-10$ расхода охлаждающей жидкости через охладители 7, 8.

При возникновении условий работы двигателей на разных скоростных режимах возможно кратковременное изменение уровней жидкости в расширительных бачках 31 и 32, Выравнивание уровней осуществляется через трубопровод 33.

Формула изобретения

Силовая установка, содержащая по меньшей мере два двигателя внутреннего

1776838

Составитель P.Ýñìàíñêèé

Техред M.Mîðlåíòàë Корректор Н.Ревская

Редактор

Заказ 4108 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Рэушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 сгорания, первый и второй. каждый из которых выполнен с жидкостно-масляным теплообменником и контуром циркуляции охлаждающей жидкости, включающему рубашку охлаждения двигателя. охладитель и насос, напорный патрубок которого подключен к рубашке охлаждения двигателя, а всасывающий к охлэдителю. подогреватель, связанный через впускную магистраль с рубашкой охлаждения первого двигателя. через выпускную — с магистралью подачи охлаждающей жидкости, выполненной с двумя ответвлениями, и подключенный при помощи последних к всасывающим патрубкам насосов через первый и второй запорные органы, перепускной трубопровод, соединяющий рубашку охлаждения второго двигателя с всасывающим патрубком насоса первого двигателя, и первый вспомогательный трубопровод с третьим запорным органом и дополнительным охладителем, причем жидкостно-маслянистый теплообменник второго двигателя подключен к впускной магистрали подогревателя, жидкостно-маслянистый теплообменник второго двигателя размещен в ответвлении, подключенном к всасывающему патрубку насоса второго двигателя. о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения эффективности и улучшения регулирования темпера5 туры масла двигателей, она снабжена вторым вспомогательным трубопроводом с четвертым запорным органом и вторым дополнительным охладителем, а одна из магистралей подогревателя — пятым запорным

10 органом, причем первый вспомогательный трубопровод подсоединен к выпускной магистрали подогревателя между жидкостномасляным теплообменником первого двигателя и подогревателем, жидкостно15 масляный теплообменник второго двигателя подключен между вторым запорным органом и насосом контура второго двигателя, второй вспомогательный трубопровод одним концом подключен к второму ответв20 лению и входу в жидкостно- масляничный теплообменник второго двигателя, третий и пятый запорные органы выполнены управляемыми от температуры масла первого двигателя, а второй и четвертый запорные

25 органы выполнены управляемыми от температуры масла второго двигателя.

Силовая установка Силовая установка Силовая установка Силовая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к двигателестроению и, в частности, к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к охлаждению двигателей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к приводным агрегатам, в частности к приводным агрегатам для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, охлаждающей системой с вентилятором, трансмиссией и гидродинамическим ретардером со статором, ротором и корпусом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения и подогрева двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, имеющим двух- либо одноконтурную систему охлаждения
Наверх