Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: системы для очистки отработавших газов. (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС)„ Сущность изобретения: нейтрализатор содержит корпус, в котором закреплен каталитический блок с множеством каналов для прохода ОГ, впускной патрубок , входной конус, установленный вплотную к переднему торцу каталитического блока. Выходной конус соединен с выпускным патрубком, в котором установлена заслонка, перекрывающая отверстие выпускного патрубка на режимах холостого хода и малых нагрузок, Электронагревательный элемент установлен в зоне между корпусом и периферийной поверхностью каталитического блока. Кольцевой коллектор , собирающий очищенные ОГ, вплотную установлен к заднему торцу каталитического блока и соединен с байпасным каналом с выпускным патрубком , ОГ от двигателя направляются через впускной патрубок, входной конус, проходят через выпускной патрубок , при открытой заслонке выходят в атмосферу„ При температуре ОГ на входе в нейтрализатор 200°С и ниже заслонка перекроет выпускной патрубок , одновременно включится электронагревательный элемент и ОГ, пройдя через слой катализатора и обогнув кольцевой коллектор, попадают в зону прогрева электронагревательного элемента , который одновременно прогревает периферийную поверхность блока и ОГ. Нагретые до 300°С и выше ОГ, протекая через каналы в периферийной зоне каталитического блока, попадают в плотно прилегающий к блоку кольцевой коллектор и через байпасный канал , соединяющий коллектор с выпускным патрубком, выходят в атмосферу. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. Ё XI VJ 00 со ю NQ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК лц5 F 01 N 3/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ®взу р .—:, - ТЕХИИц „. У

Ц0у- .

А, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4845590/06 (22) 02.07.90 (46) .30. 11.92. Бюл. и 44 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) В.И.Вартанян и А.Ф.Самохвалов (56) Патент США h" 3744249, кл. F 01 N 3/14, опубл. 1973. (54) НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВЫИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО" СГОРАНИЯ (57) Использование: системы для очистки отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Сущность изобретения: нейтрализатор содержит корпус, в котором закреплен каталитический блок с множеством каналов для прохода ОГ, впускной патрубок, входной конус, установленный вплотную к переднему торцу каталитического блока. Выходной конус соединен с выпускным патрубком, в котором установлена заслонка, перекрывающая отверстие выпускного патрубка на режимах холостого хода и малых нагрузок. Электронагревательный элемент установлен в зоне между

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для снижения токсичности отработавших газов(ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известны нейтрализаторы ОГ ДВС, содержащие корпус с входным и выход„„, Ж „„1778329 А1 корпусом.и периферийной поверхностью каталитического блока. Кольцевой коллектор, собирающий очищенные ОГ, вплотную установлен к заднему торцу I каталитическогос блока и соединен с байпасным каналом с выпускным патрубком. ОГ от двигателя направляются через впускной патрубок, входной конус, проходят через выпускной патрубок, при открытой заслонке выходят в атмосферу. При температуре ОГ на входе в нейтрализатор 200 С и ниже заслонка перекроет выпускной патрубок, одновременно включится электронагревательный элемент и ОГ, пройдя через слой катализатора и обогнув кольцевой коллектор, попадают в зону прогрева электронагревательного элемента, который одновременно прогревает периферийную поверхность блока и ОГ. Нагретые до 300 С и выше ОГ, протекая через каналы в периферийной зоне каталитического блока, попадают в плотно прилегающий к блоку кольцевой коллектор и через байпасный канал, соединяющий коллектор с выпускным патрубком, выходят в атмосферу.

3 з.п. Ф-лы, 3 ил. ным патрубками и размещенным в корпусе катализаторои и регулятором потока 0f (патент СЮ 1 3947253, 1976), где при высоких скоростях ОГ (большие нагрузки) поток перекрывается регулятором в виде биметаллической пластины, либо заслонки. Основным недо1778329

Недостатком вышеуказанного дожигательного устройства является его малозффективность ввиду того, что оно работает только на частичных (малых) нагрузках, т.к. заслонка удерживается в закрытом положении до тех пор, пока динамическое давление струи ОГ при больших нагрузках не открывает ее и тогда ОГ пойдут мимо реакционной камеры в атмосферу.

55 статком аналога является то, что газовый поток при малых скоростях проходит через центральную зону катализатора, т.к. малые скорости ОГ соответствуют малым нагрузкам.или холостому ходу двигателя, то температура

ОГ мала и для быстрого прогрева катализатора и выхода его на рабочий режим недостаточна. 10

Известен нейтрализатор ОГ ДВС, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с. размещенным в нем 1 реактором в виде сотового каталити-. ческого блока, причем последний состоит из внутренней матрицы, имеющей цилиндрическую форму и малое суммарное поперечное проходное сечение и внешней матрицы, имеющей кольцевое поперечное сечение (заявка ФРГ

У 03629945, 19В7)- При прогреве ДВС после холодного пуска заслонка в трубопроводе кольцевой матрицы перекрывает ее сечение и все ОГ проходят через внутреннюю цилиндрическую мат- 25 рицу, что приводит к ее разогреву до рабочей температуры. Основным недостатком вышеуказанного нейтрализа" тора является то, что ОГ, имеющие низкую температуру, проходят через О центральную зону (матрицу) каталити" ческого нейтрализатора, которая воспринимает на себя и работу нейтрализатора при полной нагрузке двигателя, что ведет к быстрому износу цент- З5 ральной части каталитического блока.

Известен также нейтрализатор ОГ

Д С (патент CL I« 3744249, 1973), . содержащий корпус, впускной патрубок с входным конусом, выпускной патрубок О с выходным конусом, кольцевую реакционную полость, в которой имеется нагревательная камера и камера дожигания с каталитическим веществом, дроссельный клапан, связанный с заслонкой и эксцентрично установленный относительно оси выхлопной трубы.

Кроме того, камера дожигания, где происходит процесс окисления ОГ, заполнена гранулированным каталитическим веществом и не является монолитным бло«<ом с множеством каналов для прохода О.Г.

Целью изобретения является повышение эффективности очистки ОГ íà режимах холостого хода и малых нагрузках, а также увеличение долговечности каталитического блока нейтрализатора путем максимального использования каналов в периферийной зоне каталитического бло«<а.

Сущность изобретения заключается в том, что вплотную к заднему торцу каталитического блока с множеством каналов для прохода ОГ (фиг. 1 и 2), либо вплотную к переднему торцу его (Фиг. 3) установлен кольцевой коллектор с образованием между ними полости для сбора Ul и байпасный канал, сообщенный входом с полостью кольцевого коллектора, с выходом - с вы". пуск««ым патрубком, заслонка установ" лен» в выпускном патрубке перед выходом байпасного канала, каталитический блок размещен в корпусе с образованием между ними кольцевого зазора, а электронагревательный эле" мент расположен в последнем.

На фиг. 1 показана схема нейтрализатора с кольцевым коллектором, прилегающим к заднему торцу каталитического блока.

На Фиг. 2 показана схема нейтрализатора с конусообразным кольцевым коллектором, прилегающим к заднему торцу блока.

На фиг. 3 показана схема нейтрализатора с кольцевым коллектором в передней части нейтрализатора.

Нейтрализатор (фиг. 1) содержит корпус 1, в котором закреплен каталитический блок 2 с множеством каналов для прохода ОГ, впускной патрубок

3, входной конус 4, установленный вплотную к переднему торцу каталитического блока 2. Зь«ходной конус 5 соединен с выпускным патрубком 6, в котором установлена заслонка 7, перекрывающая отвррстие выпускного патрубка 6 на режимах холостого хода и малых нагрузок. Электронагревательный элемент о установлен в зоне между корпусом 1 и периферийной поверхностью,каталитического блока 2.

Кольцевой коллектор 9, собирающий

5 17783 очищенные ) Г, вплотную установлен к заднему торцу каталитического блока

2 и соединен с байпасным каналом 10 с выпускным патрубком 6, В варианте, исполнения, показанном на фиг, 2, конусообразный кольцевой коллектор. 11 также установлен вплотную к заднему торцу каталитического блока 2, а электронагревательный эле- 10 мент 8 расположен по поверхности этих элементов.

В варианте исполнения на фиг.3 кольцевой коллектор 12 расположен в передней части нейтрализатора и абра" 15 зован поверхностями входного конуса

4 и торцевой поверхностью конуса 1 и кольцом 13.

Нейтралиэатор (фиг. 1) работает следующим образом. ОГ от двигателя íà-20 правляатся через впускной патрубок

3 входной конус 4, проходят через выпускной патрубок 6, при открытой заслонке 7 выходят в атмосферу. При температуре ОГ на входе в нейтралиэатор 200 С и ниже заслонка 7 перекроет выпускной патрубок 6, одновременно включится электронагревательный элемент 8 и ОГ, пройдя через слой катализатора и обогнув кольцевой кол" О лектор 9, попадает в зону прогрева ,элементом 8, который одновременно прогревает периферийную поверхность блока и ОГ. Нагретые до 300 С и выше ОГ, протекая через каналы в пери- уферийной зоне. каталитического блока,. попадают в плотно прилегающий к Ьлоку кольцевой коллектор 9 и через байпасный канал 10, соединяющий коллектор 9 с выпускным патрубком 6, Bblxo» 40 дят в атмосферу.

При работе нейтрализатора на режимах холостого хода и малых нагрузок в соответствии с вариантом исполнения, показанным на фиг. 2, ОГ, прой- 4 дя через каналы каталитического блока, попадают в зону кольцевого конического коллектора 11. Заслонка перекрывает выпускной патрубок 6, и ОГ, выйдя из зоны коллектора 11, вынуждены повернуть на 180О и пройти больший путь в полости, обогреваемой электронагревательным элементом 8, который так же, как в предыдущем ва» рианте, одновременно прогревает и 5с периферийные каналы каталитического блока 2 и движуциеся ОГ. Нагретые до

300 С и выше ОГ вновь поворачивают

O на 180 и, пройдя через множество пе29 6 риферийных каналов каталитического блока 2, где происходит их беспламенное дожигание, попадают в собирающий конический кольцевой коллектор

11, откуда через байпасный канал 10 выходят в атмосферу.

При работе нейтрализатора по cxe" ме, показанной на фиг. 3, ОГ, пройдя через центральные каналы катали« тического блока 2 и попав в зону выходного конуса 5, поворачивают на

180 и через каналы в периферийной зоне поступают в кольцевой коллектор

12, расположенный в передней части нейтрализатора. Из коллектора 12 через байпасный канал 10 ОГ попадают через выпускной патрубок 6 s атмос" феру.

Данное предложение позволяет повысить эффективность очистки ОГ от вредных выбросов на режимах холосто- го хода и малых нагрузок двигателя.

Наиболее целесообразно использовать предлагаемое изобретение в автобусах для внутригородских перевозок с короткими промежутками между останов-. ками и длительными (до 1-2 мин) сто-.. янками для посадки и высадки пассажиров. Температура ОГ на таких режимах падает ниже 200-250 С и, следовательно, процесс каталитической очистки ОГ от токсичных веществ останавливается (отчет 6" 0-987, Москва, 1984, и Гос. Рег. 81046 613).

Кроме того, на малых оборотах холостого хода и малых нагрузках каналы каталитического блока забиваются частицами сажи, что увеличивает сопротивление нейтрализатора и сокращает период между регенерациями катализатора. Данное предложение позволяет увеличить эти периоды, а такие увеличить долговечность каталитического блока за счет более эФФективного использования периферийной зоны блока.

Формула изобретения

1. Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий. корпус, впускной патрубок с входным конусом, выпускной.патрубок с выходным конусом, ка" талитический блок с торцевыми поверхностями, соосно установленный в корпусе с каналами для прохода отработавших газов, орган распределе7

1778329 ния потока отработавших газов, выполненный в виде заслонки, и электронагревательный элемент, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности очистки на режимах холостого хода и малых нагрузок и увеличения долговечности путем максимального использования каналов в периферийной зоне каталитического блока, он дополнитель" но содержит кольцевой коллектор, свя-, занный с одной из торцевых поверхностей каталитического блока с образованием между ними полости, и байпгсный канал, сообщенный входом с полостью кольцевого коллектора, а выходом с выпускным патрубком, заслонка установлена в выпускном йа-

20 трубке перед выходом байпасного канала, блок размещен в корпусе с образованием между ними кольцевого зазора, а электроннонагревательный элемент расположен в последнем.

2. Нейтрализатор по и. 1, о т л и" ч а ю шийся тем, что каталитический блок выполнен монолитным.

Нейтрализатор по пп, 1 и 2, отличающийся тем, что

/ кольцевой коллектор выполнен конусообразно" формы соответствующей выходному конусу.

4. Нейтрализатор по пп. 1-3, о тл и ч а ю шийся тем, что электронагревательный элемент дополнительно установлен между выходным ко" нусом и кольцевым коллектором.

1778329

8 1

Фце. 2

8 2 1

Составитель В.Вартанян

-Техред М.Моргентал КорректоР.Н.Король с .Ф

Редактор

Заказ 4172 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". r.Óæãoðoä, ул. Гагарина,101

Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания от вредных компонентов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам, снижающим выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателями внутреннего сгорания , в частности тепловозными дизелями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для очистки отработавших газов дизельных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах выпуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) для обезвреживания отработавших газов (ОГ)

Изобретение относится к каталитической системе для очистки газа и предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания, например таких, как двигатели газонокосилок, моторных пил, мопедов и других, работающих от приводных установок

Изобретение относится к экструдированным элементам из керамики и/или металла

Изобретение относится к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а именно к нейтрализаторам отработавших газов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для низкотемпературной нейтрализации выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания
Наверх