Стенд для испытания турбокомпрессора

 

Использование: испытания лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: стенд для испытания турбокомпрессора содержит компаратор 1 с регулируемым приводом 2, входной патрубок которого присоединен к выходному патрубку компрессора 5 .испытуемого турбокомпрессора, а отводящий патрубок через тангенциальный выход вихревой 16 S бы соединен с пульсатором 24 газового потока и с входом турбины 6 испытываемого турбокомпрессора. Вихревая труба выполнена в виде цилиндрического участка 7 с входным и выходным элементами 8 и 9. Входной элемент 8 выполнен в виде блока 10 завихрителей с тангенциально расположенными стенками 11, которые соединены магистралью с выходом компрессора 1, по оси блока 10 размещено выходное отверстие 17, а выходной элемент 9 выполнен в виде щелевого диффузора, на входе в который размещен подвижный конус 13с отверстием 14 по оси, соединенный магистралью с выходом из турбины 6 испытуемого турбокомпрессора . Выходное осевое отверстие 17 соединено с входом в компаратор 5 испытуемого турбокомпрессора, а вихревая труба снабжена установленным в осевом отверстии 14 подвижного конуса 13 шнековым завихрителем 27 с осевым входом. 3 ил. сл С i vj Ю Ч Ч Сл 21 Щиг1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОП И САН И Е ИЗОБРЕТЕНИЯ вЂ”:,. 4

О О

4 (Д

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4767229/06 (22) 11.12.89 (46) 07.12.92. Бюл. N. 45 (71) Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта им, М.Т.Елизарова (72) Д.Я.Носырев и Е.Н.Никитина (56) Авторское свидетельство СССР

N 1626106, кл, G 01 М 15/00, 1988. (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТУР60КОМПРЕ ССОРА (57) Использование: испытания лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: стенд для испытания турбокомп рессора содержит компаратор 1 с регулируемым приводом 2, входной патрубок которого присоединен к выходному патрубку компрессора 5 испытуемого турбокомпрессора, а отводящий патрубок через тангенциальный выход вихревой тру8

„„5U„„1779973 А1 бы соединен с пульсатором 24 газового потока и с входом турбины 6 испытываемого турбокомпрессора. Вихревая труба выполнена в виде цилиндрического участка 7 с входным и выходным элементами 8 и 9.

Входной элемент 8 выполнен в виде блока

10 завихрителей с тангенциально расположенными стенками 11, которые соединены магистралью с выходом компрессора 1, по оси блока 10 размещено выходное отверстие 17, а выходной элемент 9 выполнен в виде щелевого диффузора, на входе в который размещен подвижный конус 13 с отверстием 14 по оси, соединенный магистралью с выходом из турбины 6 испытуемого турбокомпрессора. Выходное осевое отверстие

17 соединено с входом в компаратор 5 ис- . Б пытуемого турбокомпрессора, а вихревая труба снабжена установленным в осевом отверстии 14 подвижного конуса 13 шнековым завихрителем 27 с осевым входом. 3 ил.

1779973

15

25

Изобретение относится к испытаниям лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энергетическом машиностроении.

Известен стенд для испытания турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, содержащий входную и выходную магистрали, регулируемый источник газового потока, выполненный в виде технологического компрессора с регулируемым приводом, устройствами измерения и управления, отводящий патрубок с вращающейся заслонкой, регулируемый дроссель с механизмом управления, размещенный на выходе из технологического компрессора.

Входные и выходные магистрали стенда соединены соответственно с компрессором и турбиной испытуемого турбокомпрессора, Недостатком известного стенда является то. что потребляется значительное количество энергии на привод технологического компрессора, непроизводительно теряется энергия в регулируемом дросселе.

Наиболее близкие к предлагаемому по цели и технической сущности является стенд для испытания турбокомпрессора, содержащий компрессор с регулируемым приводом. входной патрубок которого присоединен к выходному патрубку компрессора испытуемого турбокомпрессора, а отводящий патрубок через тангенциальный выход вихревой трубы соединен с пульсатором газового потока и с входом турбины испытуемого турбокомпрессора, вихревая труба выполнена в виде цилиндрического участка с входным и выходным элементами. причем входной элемент выполнен в виде блока завихрителей с тангенциально расположенными соплами, которые соединены магистрально с выходом компрессора, по оси блока размещено выходное отверстие. а выходной элемент выполнен в виде щелевога диффузора, на входе в.который размещен подвижный конус с отверстием по оси, соединенным магистралью с выходом из турбины испытуеь Оо турбокомпрессора.

Недостатками известного стенда являются непроизводительные затраты энергии на испытание турбокомпрессора, связанные с выбросом отработавшего воздуха через выходное отверстие входного элемента вихревой трубы в атмосферу, и снижение интенсивности закрутки приосевого вихря при подаче воздуха с выхода турбины через отверстие. расположенное по оси подвижного конуса, в приосевую область вихревой трубы.

Целью изобретения является снижение непроизводительных потерь энергии и в целом энергозатрат на испытание турбокомпрессора за счет исключения выброса энергии в атмосферу и повышение интенсивности закрутки приосевого вихря.

Цель достигается тем, что в предложенном стенде для испытания турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания выходное осевое отверстие блока завихрителей соединено с входом в компрессор испытуемого турбокомпрессора, а вихревая труба снабжена установленным в осевое отверстие подвижного конуса шнековым завихрителем с осевым входом.

На фиг.1 приведена принципиальная схема предложенного стенда; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1: на фиг.3 — подвижный конус, разрез по длине.

Стенд включает технологический компрессор 1 с регулируемым приводом 2, стендовые входную 3 и выходную 4 магистрали, компрессор 5 и турбину 6 испытуемого турбокомпрессора, вихревую трубу, выполненную в виде цилиндрического участка 7 с входным элементом 8, причем входной элемент 8 выполнен в виде блока 10 завихрителей с тангенциально расположенными соплами 11, а выходной элемент 9 выполнен в виде щелевого диффузора с кольцевой щелью 12. Ка входе в щелевой диффузор размещен подвижный конус 13 с отверсти-. ем 14 по оси. Подвижный конус 13 соединен с механизмом 15 управления. По оси блока

10 завихрителей в диафрагме 16 размещено выходное отверстие 17, соединенное с отводящей магистралью 18. Отверстие 14 на оси подвижного конуса 13 соединено с подводящей магистралью 19. Блок 10 завихрителей соединен воздухопроводом 20 с выходом иэ технологического компрессора 1, кольцевая щель 12 щелевого диффузора соединена выходной магистралью 4 с входом в турбину 6, выход из турбины 6 соединен воздухопроводом 21 с подводящей магистралью 19, а отводящая магистраль 18 соединена воздухопроводом 22 с входом в компрессор

5 испытуемого турбокомпрессора. Выходная магистраль 4 соединена отводящим патрубком 23 через устройство 24 для создания пульсирующего газового потока с атмосферой. Устройство 24 для создания пульсирующего потока газа выполнено в виде заслонки 25 с приводом 26 для ее вращения.

В отверстие 14 подвижного конуса 13 установлен шнековый завихритель 27 с осевым входом, причем направление закрутки пластин шнека совпадает с направлением вращения приосевого вихря вихревой трубы.

Устройства измерения параметров потока

1779973 по газовоздушному тракту стенда, а также агрегаты автоматики и управления стендом условно не показаны.

Предложенный стенд работает следующим образом, 5, При запуске с помощью механизма 15 управления перемещают подвижный конус

13 в крайнее правое положение и открывают полностью вход в кольцевую щель 12 диффузора. Заслонку 25 устройства 24 для 10 создания пульсирующего газового потока, размещенную в отводящем патрубке 23, приводом 26 устанавливают в закрытое положение. С помощью схемы управления стендом (условно не показана) включают ре- 15 гулируемый привод 2 технологического компрессора 1 и увеличивают частоту вращения привода, При этом воздух поступает из атмосферы через компрессор 5 и входную магистраль 3 на вход технологического 20 компрессора 1. В технологическом компрессоре 1 воздух сжимается, давление Р» и температура Т» воздуха на выходе из технологического компрессора 1 увеличиваются.

Давление Р» и температура Т» на выходе из 25 технологического компрессора 1 связаны с давлением Р» и температурой Тт» на входе (на выходе из компрессора 5 испытуемого. турбокомпрессора) известными соотношениями: 30 и — 1 п

Р» = Рт» Л»; T» = Тт» Rk где л» вЂ” степень повышения давления в технологическом компрессоре 1 (является функцией частоты вращения привода 2);

n — показатель политролы сжатия (для адиабатного процесса сжатия воздуха и = k

= 1,4).

При запуске Рт, = Pp и Тт = Tp, где Рр и

Tp — параметры воздуха на входе в компрессор 5 испытуемого турбокомпрессора.

Воздух с повышен ным давлением и температурой из технологического компрессора 1 по воздухопроводу 20 поступает в блок

10 завихрителей входного элемента 8 цилиндрического участка 7, проходит через тангенциально расположенные сопла 11. получает закрутку. Закрученный поток рас- 50 пространяется по цилиндрическому участку элемента 8 к выходному элементу 9. При этом энергия сжатого воздуха преобразуется в кинетическую энергию закрученного потока воздуха. Давление воздуха снижается. В цилиндрическом участке 7 в закрученном потоке за счет возникновения известного эффекта Ранка происходит энергетическое разделение потока воздуха.

Температура на периферии закрученного потока (на периферии вихря) повышается, а в приосевой области потока понижается.

Кроме того. понижается давление на оси закрученного потока (оси вихря). Дойдя до выходного элемента 9, периферия закрученного потока с повышенной температурой поступает на вход в кольцевую щель 12 кольцевого диффузора. В кольцевой щели

12 закрученный поток тормозится с мини- мальными потерями и кинетическая энергия закрученного потока преобразуется в энергию давления. Из кольцевого диффузора воздух по выходной магистрали 4 поступает на вход в турбину 6. В турбине 6 воздух расширяется и совершает работу. Работа расширения воздуха в турбине 6 затрачивается на раскрутку испытуемого турбокомпрессора. Ротор испытуемого турбокомпрессора приходит во вращение, Воздух после расширения в турбине 6 по воздухопроводу 21 поступает в подводящую магистраль 19, а из нее через отверстие 14 и шнековый завихритель 27 в подвижном конусе 13 поступает в приосевую область потока. Поступающий закрученный поток воздуха перемешивается с приосевым закрученным потоком и движется в направлении от выходного участка 9 к входному участку 8 цилиндрической трубы 7. При.атом за счет энергетического разделения потока тепловая энергия приосевого потока передается периферийному потоку. Температура приосевого потока понижается, а температура периферийного потока повышается. В результате энергия уходящего из турбины воздуха рекуперируется. Закрученный приосевой поток распространяется по цилиндрическому участку 7 от выходного элемента 9 к входному элементу 8 и через отверстие 17 в диафрагме 16, отводящую магистраль 18, воздухопровод 22 поступает на вход в компрессор 5 испытуемого турбокомпрессора. По мере повышения частоты вращения ротора турбокомпрессора с помощью схемы управления увеличивают частоту вращения регулируемого привода 2 и перемещают механизмом 15 управления подвижный конус 13 так, чтобы температура воздуха и давление на выходе из кольцевой щели 12 щелевого диффузора соответствовали заданным по условиям испытания турбокомпрессора. Параметры испытания турбины 6 и компрессора 5 контролируются с помощью системы контроля и измерения (условно не показана), При воссоздании наиболее тяжелых режимов работы турбокомпрессора, к которым относятся циклически повторяющиеся переходы от минимальной частоты вращения ротора турбокомпрессо1779973

45

55 ра до максимальной и обратно, циклически изменяют частоту вращения регулируемого привода 2 технологического компрессора 1 и площадь на входе в кольцевую щель 12 за счет перемещения подвижного конуса 13, при этом давление и температура на входе в глубину 6 циклически изменяются, При ускоренных ресурсных испытаниях с целью обеспечения максимальных динамических перегрузок и термических ударов изменяют циклически частоту вращения регулируемого привода 2 технологического компрессора

1 и площадь на входе в кольцевую щель 12 от минимальных до максимальных. При мак. симальной частоте вращения регулируемого привода 2 площадь на входе в кольцевую щель увеличивают, перемещая подвижный конус 13 вправо. При этом давление и температура на входе в турбину 6 будут максимальными, а при минимальной частоте вращения регулируемого привода 2 перемещают подвижный конус 13 вправо и площадь входа в кольцевую щель 12. При этом давление и температура на входе в турбину

6 будут минимальными. При таком регулировании режима работы стенда дополнительно к изменению давления и температуры воздуха изменяется расход воздуха через турбину, что повышает динамические, механические и тепловые нагрузки на компрессор и турбину испытуемого турбокомп рессора.

Затраты энергии на привод технологического компрессора 2 и работу стенда в целом по сравнению с прототипом сни>каются, так как в предложенном стенде энерЯ гия сжатого воздуха преобразуется в кинетическую энергию закрученного потока и затрачивается на энергетическое разделение закрученного потока, в результате чего периферийный поток, поступающий в турбину 6, нагревается, а приосевой поток охлаждается и поступает на вход в компрессор 5 испытуемого турбокомпрессора, А в прототипе поток воздуха дросселируется практически без изменения температуры и энергия сжатого воздуха непроизводительно теряется. Кроме того, в предложенном стенде энергия уходящего воздуха рекуперируется за счет поступления.этого воздуха в приосевую зону закрученного потока и передачи энергии этого воздуха эа счет энергетического разделения периферийному потоку, поступающему в турбину 6, Температура периферийного потока повышается. В прототипе энергия ухо5

35 дящего из турбины воздуха выбрасывается в атмосферу и непроизводительно теряется.

В результате подогрева воздуха, поступающего в турбину 6, за счет энергетического разделения в закрученном потоке с одновременной рекуперацией энергии уходящего воздуха уменьшаются необходимые степень повышения давления (повышение температуры) в технологическом компрессоре 1 и соответственно затраты энергии на привод этого компрессора.

Как показывают прикидочные расчеты при испытании турбокомпрессора ТК-34 тепловозного дизеля 10 Д 100 мощность привода технологического компрессора в результате применения предложенного технического решения может быть снижена в

1,3-1.5 раза в зависимости от режимов испытания.

Таким образом применение предложенного стенда снижает энергозатраты при испытании турбокомпрессора, улучшая условия воспроизведения натурных режиМоВ работы испытуемого турбокомпрессора, и уменьшае тепловое загрязнение окружающей среды.

Формула изобретения

Стенд для испытания турбокомпрессора, содержащий компрессор с регулируемым приводом, входной патрубок которого присоединен к выходному патрубку компрессора испытуемого турбокомпрессора, а отводящий патрубок через тангенциальный выход вихревой трубы соединен с пульсатором газового потока и с входом турбины испытуемого турбокомпрессора, вихревая труба выполнена в виде цилиндрического участка с входным и выходным элементами, причем входной элемент выполнен в виде блока завихрителей с тангенциально расположенными соплами, которые соединены магистрально с выходом компрессора, по оси блока размещено выходное отверстие, а выходной элемент выполнен в виде щелевого диффузора, на входе в который размещен подви>кный конус с отверстием по оси, соединенным магистрально с выходом из турбины испытуемого турбокомпрессора, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат, выходное осевое отверстие блока завихрителей соединено с входом в компрессор испытуемого турбакомпрессора, а вихревая труба снабжена установленным в осевом отверстии подвижного конуса шнековым завихрителем с осевым входом, 1779973

Составитель Д,Носырев

Техред М.Моргентэл КоРРектор 3.Салко

Редактор С.Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 4431 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям.и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушскаа наб., 4/5

Стенд для испытания турбокомпрессора Стенд для испытания турбокомпрессора Стенд для испытания турбокомпрессора Стенд для испытания турбокомпрессора Стенд для испытания турбокомпрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам испытаний холодильных компрессоров

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх