Запорное устройство

 

Использование: в центральных выгрузочных узлах емкостных механизированных фильтров. Сущность изобретения: в цилиндрическом корпусе с седлом расположен поворотный запорный орган, взаимодействующий через рычаг и ооь с гидроцилиндром привода. Седло и запорный орган выполнены с фланцами. Флалец седла выполнен с диаметром, большим диаметра фланца запорного органа, и с торцевой конической поверхностью, обращенной к корпусу . Дополнительные тидроцилиндры равноудаленно и радиально закреплены с внешней стороны корпуса, соединены общим коллектором и установлены с возможностью одновременного взаимодействия в плоскости, перпендикулярной оси корпуса, с радиально перемещающимися прижимными элементами, выполненными в виде секторов, шарнирно соединенных с штоками дополнительных гидроцилиндров и выполненных с внутренней радиальной проточкой. Сечение проточки образовано с одной стороны ступенчатой поверхностью , с другой - конической поверхностью , ответной конической поверхности фланца седла. Секторы размещены с возможностью взаимодействия с соответствующими поверхностями фланцев седла и запорного органа, 6 ил.

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 К 1/20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4885848/29 (22) 26.11.90 (46) 07.01,93. Бюл. ¹ 1 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт мономеров с опытным заводом (72) И.С.Зарх, В, Н, Бодягин, Ю, В.Гутин, И,П.Бубнов и У,Г.Шамсутдинов (56) Авторское свидетельство СССР №

472976, кл, С 21 В 9/12, F 16 К 1/20, 1971. (54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Использование: в центральных выгрузочных узлах емкостных механизированных фильтров. Сущность изобретения; в цилиндрическом корпусе с седлом расположен поворотчый запорныл орган, взаимодействующий через рычаг и о. ь с гидроцилиндром привода. Седло и запорный орган выполнены с фланцами. Фланец седла выполнен с диаметром, большим диаметра

Изобретение относится к химическому машиностроению, а именно к запорному устройству, применяемому в центральных выгрузочных узлах емкостных механизированных фильтров и в других аппаратах.

Известно запорное устройство емкостного фильтра, включающее корпус, электроприводной механизм запирания центрального проема выгрузки, запорный орган в виде стакана, Электрбприводной механизм запирания выполнен в виде установленного на несущей и опорной осях поворотного кронштейна с редукторами возвратно-погтупательного перемещения и поворота стакана, направляющей рейки с пазом для опорной оси ходового винта и прижимного

„„5U „„1786330 А1 фланца запорного органа, и с торцевой конической поверхностью, обращенной к корпусу. Дополнительные гидроцилиндры равноудаленно и радиально закреплены с внешней стороны корпуса, соединены общим коллектором и установлены с возможностью одновременного взаимодействия в плоскости, перпендикулярной оси корпуса, с радиально перемещающимися прижимными элементами, выполненными в виде секторов, шарнирно соединенных с штоками дополнительных гидроцилиндров и вЫполненных с внутренней радиальной проточкой. Сечение проточки образовано с одной стороны ступенчатой поверхностью, с другой — конической поверхностью, ответной конической поверхности фланца седла. Секторь1 размещены с возможностью взаимодействия с соответствующими поверхностями фланцев седла и запорного органа, 6 ил. кольца, свободно установленного на направляющих шпильках в центральном проеме выгрузки.

Известен поворотный затвор, содержащий корпус с размещенным в нем запорным органом. . Запорный орган выполнен в виде эластичного цилиндра с жестким дном и эластичным козырьком у противоположного основания и связанным с механизмом жесткой обоймы, в которой установлен эластичный патрубок. Жесткое дно эластичного цилиндра выполнено в виде диска с диаметром, равнял наружному диаметру эластичного патрубка, Известен также тарельчатый клапан, являющийся наиболее близким к предлагае1786330 мому по своей технической сущности и достигаемому эффекту, содержащий корпус, сочлененный с седлом, и установленный в корпусе на оси поворотный рычаг, на конус которого закреплена ось, шарнирно соединенная с тарелкой запирания седла.

Тарельчатый клапан снабжен насаженными на ось рычага, соединенной с тарелками, эксцентричными втулками. Клапан подвешен посредством шарнирного узла на рычаге. На опоре установлен привод, выполненный в виде гидроцилиндра, соединенного посредством серьги с валом рычага, Шарнирный узел представляет собой два взаимно перпендикулярных валика (шарнир Гука). Один из валиков базируется в эксцентриковых втулках, установленных подвижно на рычаге, а другой валик пропущен сквозь ушки тарелки и первый валик, Совмещение тарелки с седлом корпуса осуществляется при сборке клапана. Перемещением рычага вдоль вала и последующей фиксации винтами обеспечивается установка тарелки по одной из перпендику-. лярных осей. Одновременным поворотом обеих эксцентриковых втулок достигается . установка тарелок по другой оси, после чего втулки привариваются.

Недостатком тарельчатого клапана является то, что он предназначен только для герметизации люков дымовых ходов или холодного дутья.

Недостатком клапана является и то, что конструкция не обеспечивает достаточного усилия прижатия запорного органа к седлу люка, так как тарелка его с помощью шарнирного узла установлена подвешенной, испытывающей дополнительное давление газа с тыльной стороны (противоположной запорным органам аппаратов с нижней выгрузкой); в то время как механическое усилие прижатия с помощью вынесенного рычага, жестко соединенного с валом и серьгой привода и имеющего длинное плечо (от оси вала до центра клапана), будет небольшим.:

Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения прижатия запорного органа к люку выгрузки, Для достижения указанной цели запорное устройство. содержащее цилиндрический корпус с седлом и расположенный в корпусе поворотный запорный орган, взаимодействующий через рычаг и ось с гидроцилиндром привода; отличается тем, что оно снабжено дополнительными гидроцилиндрами привода, коллектором и прижимными элементами, а седло и запорный орган выполнены с фланцами, причем фланец седла выполнен с диаметром, большим диаметра фланца запорного органа, и с торцевой конической поверхностью, обращенной к корпусу, при этом дополнительные гидроцилиндры равноудаленно и радиально за5 креплены с внешней стороны корпуса, соединены общим коллектором и установлены с возможностью одновременного взаимодействия в плоскости,. перпендикулярной оси корпуса, с радиально перемещающимися

10 прижимными элементами, выполненными в виде секторов, шарнирно соединенных со штоками дополнительных гидроцилиндров и выполненных с внутренней радиальной проточкой, сечение которой образовано с

15 одной стороны ступенчатой поверхностью, а с другой — конической поверхностью, ответной конической поверхности фланца седла, кроме того, секторы размещены с возможностью взаимодействия с соответст20 вующими поверхностями фланцев седла и запорного органа, На фиг.1 изображен продольный разрез запорного устройства; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг, 2 (1 -е

25 положение); на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.2. (2-е положение); на фиг.5 — схема управления; на фиг.б — разрез В-В на фиг,2.

Запорное устройство содержит цилиндрический корпус 1 с седлом 2 и расположен30 ный в корпусе 1 поворотный запорный орган 3, взаимодействующий через рычаг 4 и ось 5 с гидроцилиндром привода 6, Запорное устройство снабжено дополнительными гидроцилиндрами 7 привода, коллектором 8

35 и прижимными элементами 9. Седло 2 и. запорный орган 3 выполнены с фланцами 10 и 11, причем фланец 10 седла 2 выполнен с диаметром, большим диаметра фланца 1 запорного органа 3, и с торцевой конической

40 поверхностью 12, обращенной к корпусу 1, Дополнительные гидроцилиндры 7 равноудалены и радиально закреплены с внешней стороны корпуса 1, соединены общим коллектором 8 и установлены с возможностью

45 одновременного взаимодействия в плоскости, перпендикулярной оси корпуса 1, с ра, диально перемещающимися прижимными элементами 9, выполненными в виде секторов, шарнирно соединенных со штоками 13

50 дополнительных гидроцилиндров 7. Прижимные элементы 9 (сектора) выполнены с внутренней радиальной проточкой 14, сечение которой образовано с одной стороны ступенчатой поверхностью 15, а с другой—

55 конической поверхностью 16, ответной конической поверхности 12 фланца 10 седла 2, Секторы 9 (прижимные элементы) размещеHbl с возможностью взаимодействия с соот. ветствующими поверхностями фланцев 10 и

11 седла 2 и запорного органа 3, 1786330

Во втулке 17, неподвижно закрепленной в цилиндрическом корпусе 1, выполнен радиальный канал 18, сопрягающийся с радиальным каналом 19 полой оси 5, жестко связанной с рычагом 4 и серьгой 20. Система запитки маслом включает магистрали 21 и 22 с двухходовым краном 23.

В кольцевой проточке с нижней стороны горизонтального уступа седла 2 установлено упругое уплотнительное кольцо 24, Запорный орган 3 сферическим торцом

25 ступицы 26 свободно базируется в несущей опоре 27 рычага 4.

10

Фланец 11 поворотного запорного органа 3 обеспечен с нижней стороны фаской

28, выполненной под малым углом (15 ) к горизонтали и горизонтальным участком 29.

Запорное устройство работает следую- 20 щим образом.

В исходном положении запорного органа 3 (при открытом люке выгрузки) с началом подачи масла в гидроцилиндр привода

6 шток его, шарнирно связанный с серьгой 25

20, совершает поступательную подвижку сверху вниз, одновременно поворачивая рычаг 4 с запорным органом 3 в направлении по часовой стрелке на 90 (двухходовой кран находится вположении,,показанном 30 на фиг,5), При этом прижимные элементы 9 находятся в крайнем отведенном от центра положении, а образующая конической поверхности 16 проточки 14 их находится в 35 постоянном сопряжении с фланцем 10 седла 2, а более короткий (меньшего диаметра) фланец 11 запорного органа 3 свободно проходит к седлу 2, После упора запорного органа 3 в уплотнительное кольцо 24 седла 40

2 и одновременного окончания поворота на

90 оси 5 происходит совмещение ее радиального канала 19 с каналом 18 втулки 17 и масло из полой оси 5 начинает поступать в кольцевой коллектор 8, а из него в дополни- 45 тельные гидроцилиндры 7. Штоки 17 гидроцилиндров 7 поступательно перемещаются в направлении центра люка выгрузки. Вместе со штоками 13 в радиальном направлении к центру перемещаются прижимные 50 элементы 9, выполненные в виде секторов, при этом образующая конической поверхности 16 внутренней радиальной проточки

14 перемещается по фланцу 10 седла 2 на величину хода S, совершая подъем на высо- 55

I ту h (фиг.3, 4). При прохождении участка S нижний горизонтальный уступ ступенчатой поверхности 15 проточки 14 сектора 9 совершает подъем на высоту h и входит в

t сопряжение с фгской 28 фланца 11 запорного органа 3. Далее прижимные элементы

9 своей проточкой 14 перемещаются по участку S, при этом ее ступенчатая поверхность 15, двигаясь по фаске 28 фланца 11 запорного органа 3 и выходя на горизонтальный участок 29 (путь S" ) осуществляет дожатие его и последующее фиксированное в этом положении. При дожатий упругое уплотнительное кольцо 24, испытывая дополнительное усилие запорного органа 3, сжимается, обеспечивая тем самым надежную герметизацию люка.

Открытие люка выгрузки осуществляется в обратном порядке. Штоки 13 гидроцилиндров 7 поступательно перемещаются в направлении от центра к периферии. Вместе со штоками 13 в радиальном направлении (от центра) перемещаются прижимные элементы 9.

После достижения прижимными элементами крайнего отведенного положения запорный орган 3 свободно проходит мимо его уступа со ступенчатой поверхностью, поворачиваясь относительно оси 5 в направлении против часовой стрелки на угол

90О, Улучшение прижатия запорного органа к седлу люка выгрузки обеспечивает повышение надежности работы запорного устройства.

Формула изобретения

Запорное устройство, содержащее цилиндрический корпус с седлом и расположенный в корпусе поворотный запорный орган, взаимодействующий через рычаг и ось с гидроцилиндром привода, о т л и ч а ющ е е с я тем, что оно снабжено дополнительными гидроцилиндрами привода, коллектором и прижимными элементами, а седло и запорный орган выполнены с фланцами, причем фланец седла выполнен с диаметром, большим диаметра фланца запорного органа, и с торцевой конической поверхностью, обращенной к корпусу, при этом дополнительные гидроцилиндры равноудаленно и радиально закреплены с внешней стороны корпуса, соединены общим коллектором и установлены с возможностью одновременного взаимодействия в плоскости, перпендикулярной оси корпуса, с радиально перемещающимися прижимными элементами, выполненными в виде секторов, шарнирно соединенных со штоками дополнительных гидроцилиндров и выполненных с внутренней радиальной проточкой, сечение которой образовано с одной стороны ступенчатой поверхностью, а с другой — конической поверхностью; ответной конической поверхности фланца

1786330 седла. кроме того, секторы размещены с возможностью взаимодействия с соответствующими поверхностями фланцев седла и запорного органа.

178б 330

1786330

Составитель И.Зарх

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор M.TKà÷

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 240 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство Запорное устройство 

 

Похожие патенты:

Клапан // 1774110

Клапан // 1766278

Кран // 1763595

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в клапанных устройствах

Вентиль // 2100678
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано для регулирования подачи рабочих сред в коммунальном хозяйстве

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в системах для перекрытия и сброса давления в коммуникациях

Изобретение относится к области гидравлики, в частности к санитарной технике, например к клапанам для смывного бачка унитаза, т.е

Вентиль // 2105219

Вентиль // 2105914
Наверх