Движитель транспортного средства анопченко в.г.

 

Использование: в транспортном машиностроении , преимущественно для передвижения инвалидных колясок по бездорожью и лестницам. Сущность изобретения: движитель содержит установленные на приводном валу 1 внутренние звенья 3,4 с возможностью поворота, содержащие на концах шарнирно закрепленные наружные звенья 6, причем каждое наружное звено, представляющее собой опорный башмак, ... л .. :.-. А связано средней частью шарнирно с тягой 7, другой конец которой также шарнирно соединен с соседним внутренним звеном. На валу 1 между звеньями 3,4 закреплен фланец с радиальным пазом, внутренние звенья имеют цилиндрические полости, а сателлит выполнен в виде рычага с шаровыми поверхностями на концах и в середине и размещен соответственно в цилиндрической полости каждого эвена 3,4 и радиальном пазу фланца. При вращении приводного вала крутящий момент распределяется между звеньями 3,4 и движитель ввиду различных моментов сопротивления вращению этих звеньев, зависящих от положения относительно опорной поверхности, попеременно реализует колесную и шаговую фазы движения , что существенно повышает его проходимость . 1 з.п.ф-лы. б ил. у Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ . РЕСПУБЛИК И

О

О

О (л) (;Ь ОСУ АРСТВ &НЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ТН И riNt СССР

ОПИСАНИЕ ИЗ . -Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ

1 (21) 47%908/11 (22) 22.01.90 (46) 30.01.93. Бюл. йв 4 = (71) Красноярский политехнический институт

P2) 8.Ã.Aí0ï÷åHê0 (56) Патент США М 2292298, . кл. 305-2. 1940. (54) QВNRRTERb ТРАHСП0РТН0 0

СРЕДСТВА АНОПЧЕНКО В.Г. . (57) Использование: в транспортном машиностроении, преимущественно для передвижения инвалидных колясок по бездорожью и

: лестиицам. Сущность изобретения: движи- тель содержит установленные на привод . ном .валу 1внутренние звенья 3,,4 с возможностью поворота, содержащие на концах шарнирно закрепленные наружные звенья 6, причем каждое наружное звено, представляющее собой опорный башмак, А связано средней частью шарнирно с тягой

7, другой конец которой также шарнирно соединен с соседним внутренним звеном;

На валу 1 между звеньями 3,4 закреплен фланец с радиальным пазом, внутренние звенья имеют цилиндрические полости, а сателлит выполнен в виде рычага с шаровыми поверхностями на концах и в середине и размещен соответственно в цилиндрической полости каждого звена 3,4 и радиальном пазу фланца. При вращении приводного вала крутящий момент распределяется между звеньями 3,4 и движитель ввиду различных моментов сопротивления вращению этих звеньев, зависящих от положения относительно опорной поверхности, попеременно реализует колесную и шаговую фазы движения, что существенно повышает его проход мость. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.

1790936 х

20

1 л

I зацеплений.

30 я т

40

3

Изобретение отнохсится преимущественно K коляскам для ийвалидов. предназначенныи для йреодоленитя ступенчатых маршейл и выступов.

Известен движитель инвалидной коля- 5 ски; содержащий установленное на валу водило, снабженное планетарным механизмом в вйхде центральной шестерни, жестко закрепленной на валу; четырех промежу: точнйх-и четырех крайних сателлитов, за- 10 крепленных на водиле:с возможностью вращения относительно него, и опоры с эластичными подпятниками, жестко. закрепленные на крайних сателлитах.

Существенным недостатком устройства является йедостаточная проходимость, обусловленная жесткой программой управ: ления положением ойор, обусловливающей движение по лестницам одного профиля, к томуже плане гарный механизм управления обусловливает значительные габаритные

-размеры движителя по сравнению с разме. ром ступеньки и существенную энергоем: - кость из-за многочисленных зубчатых

Известен вижитель т анспо тного д, р р средства, содержащий внутренние звенья, ... установленные на валутранспортного сред- ства с возможностью поворота, и наружные звенья, шарнирно закрепленные на конце каждого внутреннего звена.

Существенным недостатком устройства является недостаточная проходимость, обусловленная программным(заданным направляющей) -изменением его формы, т.к. случайная пробуксовка на ступеньках при- водит к накоплению отставанье от шага лестничного марша и срыву со ступенек, к тому же движитель содержит неуправляе; мые по положению башмаки, что также мо,.: - жет приводить к срыву при упоре в край

:- . ступеньки. Движитель требует и значитель. -; - ной энергии для привода в связи с открыты- ми парами качения (ролик-направляющая) и существенной собственной массой ввиду многоэлементности устройства.

Цель изобретения — снижение энерго - . емкости и повышение проходимости. — На фиг.1 изображен вид движителя сбо. ку; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг,3. — вид Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез  — В на

- фиг.2; на фиг.5- схема колесно-шагающего хода движителя; на фиг.б — схема подъема движителя по лестнице.

Движитель содержит (фиг,1,2.3) вал 1 с фланцем 2, по oGe стороны которого установлены поварстно внутрснние звенья 3, 4, Связанные между собой и фланцем 2 равноплечим рычагом-сателлитом 5, установленным своими шврооыл1и поверхностями в

4 пазу фланца 2 и цилиндрических углублениях звеньев 3.4. На каждом конце этих звень- ев установлено концом шарнирно, с возможностью йоворота в плоскости вращения движителя, наружное звено 6, выполняющее функции опорного башмака, связанного средней частью посредством шарнира с тягой 7, другой конец которой шарнирно соединен с соседним внутренним звеном с образованием щарнирного параллелограмма (например а,б,в,г на фиг.1), . Движитель работает следующим образом.

Если вал 1 неподвижен (фиг.4), то поворот на нем звена 4 ограничен углом р поворота сателлита 5 в пазу фланца 2, причем звено 3 будет поворачиваться в противоположную сторону на этот же угол. При вра щении sana 1 окружная сила Р передается стенкой паза центральной шаровой поверхности сателлита 5, а его концевые поверхности воздействуют на звенья 3,4 усилием

Pri - Рп = 0,5 Р. Как и в обычном дифференциале, вращаться будет на валу 1 в пределах угла 2 р то звено, у которого меньше момент сопротивления вращению, а угол ф задается при проектировании с учетом выбранных кинематических и силовых параметров, т.е, жестких ограничений не имеет;

При движении по опорной поверхности движитель реализует колесно-.шагающий ход (фиг.5). В частности, если движитель находится в правом положении, то звено 4 повернуто на валу1 против часовой стрелки на угол р относительно фиг.1, при этом сателлит 5 повернут на угол р(фиг.4) до упора в стенку паза во фланец 2 и звенья 3,4 будут вращаться с валом 1 с одинаковой угловой скоростью, реализуя фазу качения, в течение которой угол у между звеньями не меняется и опорный башмак, заштрихованный на фиг.5, иэ положения П1 займет положение П2. а движитель установится на очередной башмак (средняя схема на фиг.5). Для дальнейшего качения необходимо преодолеть момент М = P> 9, где Ь вЂ” расстояние от вала 1 до конца пятна контакта, Р - сила тяжести, приведенная к валу 1, а для поворота звена 3 относительно нижнего башмака необходимо преодолеть момент M> - Р L1, меньший iV>, поэтому сателлит 5 повернет звено 3 по стрелке Рл (фиг.4), а движитель реализует фазу шага, перенеся звено 4 плоскопаваллельно влево. Движитель примет положение по левой схеме фиг.5, после чего расстояние L2, а значит, и моментсопротивления качению снизится до минимума и движитель вновь реализует фазу качения. При подъеме по лестничному маршу движитель

1790936

5 также реализует колесно-шагающий ход (фиг.6). В частности; если двйжитель нахо::дится в крайнем левом положении, то .:: звенья 3,4 развернуты максимально между

- собой (угол минимален), что задано углом 5 поворота сателлйта, и при вращении вала по часовой стрелке момент сопротивления качению будет равен M» = Pz. 9, а момент сопротивления вращению звена 4 относи тельно шарнира нижнегозвена 6M =Pz L), 10 т.е. меньше М», т.к. L1 < Lz, поэтому звено 4 повернется относительно звена 3 и вала 1 под действием усилия Рп от сателлита по фиг.4 и движитель реализует фазу шага, заняв положение, выделенное на фиг.б пунк- 15 тирной линией. Т.к. дальнейшее вращение звена 4 относительно 3 ограничено сателлитом, то движитель, сохраняя неизменную форму, реализует фазу качения и займет правое положение по фиг.6, послечего вновь 20 реализует фазу шага. Особенностью процесса движения по лестничным маршам является форма траектории вала, близкая прямой линии, т.е. подьем и спуск реализуются без существенных вертикальных колебаний 25 . транспортного средства, а значительный вы. нос очередного опорного звена с башмаком

: за кромку ступеньки обусловливает надежный ход.

Таким образом, заявленное устройство 30 имеет сравнительно малую энергоемкость в связи со способностью реализовывать Колесную и шагающую фазы движения не по программе; а на основе сравнения моментов сопротивления движению, что сводит к 35 минимуму.вероятность появления энергоемкого режима движения с пробуксовкой..

Благодаря дифференциальной связи внутренних звеньев, движитель способен приспосабливаться к ступенькам различной длины, что расширяет область его использования, а предложенная конструкция дифференциала технологична в изготовлении, обслуживании, ремонте.

Формула изобретения

1. Движитель транспортного средства, преимущественно коляски-для инвалидов, содержащий внутренние звенья, установленные на валу транспортного средства с возможностью поворота, и наружные звенья, шарнирно закрепленные на конце каждого внутреннего звена, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью снижения энергоемкости и повышения проходимости, внутренние звенья связаны с упомянутым валом посредством дифференциала, а каждое на- ружное звено представляет собой опорный башмак, связанный средней частью шарнирно с тягой, другой конец которой также шарнирно соединен с соседним внутренним звеном.

2. Движитель по п.1, о т л и ч а ю щ.и йс я тем, что, с целью. упрощения конструкции и снижения материалоемкости, на валу между внутренними звеньями закреплен фланец с радиальным пазом, внутренние звенья имеют цилиндрическую полость, а сателлит выполнен в виде рычага с шаровыми поверхностями на концах и в середине, -. размещенными соответственно в..цилиндрической полости каждого внутреннего звена и радиальном пазу фланца.

1790936 твенного комитета по изобретениям и открытиям при

113035, Москва; Ж 35, Раушская наб., 4/5

ПроизводствЕнно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, уп.Гагарина. 101

Движитель транспортного средства анопченко в.г. Движитель транспортного средства анопченко в.г. Движитель транспортного средства анопченко в.г. Движитель транспортного средства анопченко в.г. Движитель транспортного средства анопченко в.г. 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в автомобилях , погрузчиках, судовозных тележках , самоходных кранах и т д и позволяет обеспечивать перемещение его в любом задакном направлении, Цель изобретения - улучшение условий движения транспортного средства по неровной поверхности

Изобретение относится к транспортным роботам, перемещающимся по наклонным поверхностям

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для движения по песку, болоту и другим слабонесущим грунтам

Изобретение относится к созданию шагающих механизмов и может быть использовано в работах, перемещающихся по вертикальным поверхностям

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортным средствам для самостоятельного передвижения инвалидов

Изобретение относится к средствам перемещения инвалидов

Изобретение относится к инвалидным спортивным коляскам

Изобретение относится к средствам для перемещения инвалидов

Изобретение относится к медицине и предназначено для передвижения больных и инвалидов с нарушенной или утраченной функцией опорно-двигательного аппарата и может использоваться в домашних условиях, для прогулок по улице, лечебных учреждениях, домах-интернатах
Наверх