Устройство для контроля за работой форсуночного подогревателя

 

Использование: на транспортных средствах для управления подогревом двигателя. Сущность изобретения: устройство содержит схему сравнения, на выход которой включено реле, управляющее контактами включения сигнализации, а со входом схемы сравнения соединены датчики температуры масла/охлаждающей жидкости и корпуса котла подогревателя, 1 з. п. ф-лы. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РеспуБлик ся>л F 23 и 5/24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 ф1) 4829622/06 (22) 29;05.90 (46) 15.02.93. Бюл. hb 6 (72) Н.И.Хаспеков и Н.Г.Макаренко (56) Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-54А, М. Воениздат, 1,970, с. 584. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ 3A PAОТОЙ ФОРСУНОЧНОГО ПОДОГРЕВАЕЛЯ

Изобретение. относится к электротехник и может быть использовано для контроля э работой форсуночного подогревателя двигателя.

При эксплуатации подогревателей не исключены случаи аварий из-за отклонения параметров от заданных при бесконтрольНОй работе. Так повышение температуры ох лажденной жидкости при разогреве машин подогревателем выше допустимой ведет к збкипанию и выбросу ее через паровоздуш: ный клапан. Йагрузка двигателя до достижения температуры масла в системе смазки установленного уровня ведет к снижению .ресурса его работы, Повышение температур » котла подогревателя выше допустимого уровня; вследствие отсутствия охлаждающ и жидкости в системе, или нарушения ее циркуляции, ведет к прогоранию котла подогревателя, и в дальнейшем — к возникновению пожара в машине.

Контроль за работой форсуночного подогрЕвателя в настоящее время осуществляется приборами, измеряющими температуру в системах двигателя. для разогрева которого он используется. Это требует постоянного наблюдения за приборами, так как дистанциЯЛ«1795226 А1 (57) Использование: на транспортных средствах для управления" подогревом двигателя. Сущность изобретения: устройство содержит схему сравнения, на выход которой включено реле, управляющее контактами включения сигнализации, à со входом схемы сравнения соединены датчики температуры масла. охлаждающей жидко-. сти и корпуса котла подогревателя, 1 з. и. ф-лы, 1 ил.

Ф онной сигнализации о достижении нужной . Я для пуска двигателя температуры в них нет.

При этом, температура корпуса caMoro подогревателя не контролируется. что может привести к аварии, особенно при совмест;. ной работе подогревателя и двигателя, применяемой с целью ускоренного его разогрева до температуры, при которой разрешается движение машины.

Известно устройство для контроля за

I работой форсуночного подогревателя. однако в нем возможны ложные срабатывания, (Я дистанционной сигнализации из-за взаим- Я ного влияния напряжений с различных дат- ., Я чиков, включенных на суммирующий вход: О схемы сравнения, являющейся основным элементом устройства.

Р

Цель изобретения — повышение надежности контроля за работой форсуночного подогревателя двигателя во всех режимах эксплуатации и предупреждения экйпажа машины о начале критического режима.его работы, что позволяет предотвратить гибель людей и исключить поломку техники в результате возможных аварий, уменьшить загрязнение окружающей среды. ъ

1795226 чения устройства к штатному датчику температуры масла в системе смазки двигателя; через диод 13, резистор 14 и подстроечный резистор 15 с клеммой 16, служащей для подключения к штатному датчику температуры охлаждающей жидкости двигателя; через диод 17. резистор 18 с подвижным . контактом подстроечного резистора 19, включенного последовательного с терморезистором 20, служащим для контроля температуры корпуса котла подогревателя.

Терморезистор 20 вместе с подстрочным резистором 19 образуют делитель напряжения, снимаемого с клеммы 23, служащей для соединения с клеммой "мотор", расположенной на щитке контрольно-измерительных приборов машины, Параллельно термореэистору 20 включены, соединенные последовательно, кнопочный переключатель 21 и резистор 22, служащие для конт45

Цель изобретения достигается применением схемы 1 сравнения, выполненной на базе операционного усилителя, на выход которого включено реле 2, управляющее контактами 3 включения сигнализации, а на оба входа поданы опорные напряжения, причем на инвертирующий вход, кроме опорного подается еще через ограничительные резисторы и диоды, напряжения с датчиков температуры масла.- в системе двигателя„"0 температуры охлаждающей жидкости и температуры корпуса подогревателя, Такое решение позволяет использовать одну схему сравнения для контроля нескольких параметров и исключает их взаимное влияние нэ точность ее срабатывания.

На чертеже изображена схема устройства; где: 1 — схема сравнения устройства, 2 — реле РЭС 49, паспорт РС4. 569. 421. 02; 3 — контакты реле 2; 4, 5, 11, 14, 18 — резисторы 20

МЛТ 0,25-100 кОм, 6, 7 — подстроечные резисторы СП5-2,2 кОм. 8, 9 — резисторы МЛТ

0,25-5,1 кОм, 10, 13, 17 — диоды Д229, 12, 16

23, 24 — клеммы КЛ-1, 19 — подстроечный резистор СП 5 — 47 кОм, 20 — терморезистор 25

КМТ! — 5,1 xQM, 21 — кнопочный микропереключатель.КМ вЂ” 1,22 — резистор МЛТ0,25 — 4,3 кОм.

Схема сравнения 1 выполнена на операционном усилителе К14ОУД9, на ее выход З0 включено реле 2 с контактами 3, служащими для включения сигнализации, а входы, инвертирующей и неинвертирующей, соответственно через резисторы 4, 5, связанные с подвижными контактами подстроечных ре- 35 зисторов 6, 7 используемых вместе с резисторами 8, 9 для создания опорного напряжения, Кроме того, инвертирующий вход схемы 1 связан: через диод 10 и резистор 11 с клеммой 12, служащей для подклю- 40 роля работоспособности устройства. Конструкция схемы сравнения 1 выполнена так, что реле 2 срабатывает если напряжение на инвертирующем входе превышает напряжение на неинвертирующем входе. Резисторы

4, 5, 8, 14, 18 являются ограничительными, их сопротивление выбирается в пределах

30 — 100 кОм, что исключает влияние схемы устройства на показания штатных приборов, к датчикам которых оно подключается и ограничивает ток нагрузки входов схемы сравнения, Диоды 10,13, 17 являются опорными, ток через них может проходить только в том случае, если напряжение на них будет больше опорного, создаваемого резисторами 6 и 8 на инвертирующем входе схемы 1. Клеммы 23 и

24 служат для подключения устройства к бортовому источнику электропитания.

Настройка и работа устройства

1, Перед установкой в.машину устройст- во с помощью прибора ППТ настраивается.

При этом опорное напряжение на входах схемы сравнения 1 устанавливается с помощью подстроечных резисторов 6, 7 равным напряжению, которое подается на. клемму 12 с датчика температуры масла при нагреве его до температуры + 55 С, После этого через клемму 16 подают напряжение с датчика температуры охлаждающей жидкости при нагреве его до температуры + 90О

С и с помощью подстроечного резистора 15 устанавливают величину напряжения на входе схемы 1 равным напряжению с датчика температуры масла при нагреве его до температуры + 55 С. Затем нагревают терморезистор 20 до температуры + 115 С и с помощью подстроечного резистора 19 устанавливают напряжение на входе схемы 1 также равным напряжению сдатчика температуры масла при его нагреве до+ 55 С.

2, При.установке в машине клемма 23 устройства соединяется с клеммой "мотор" нэ щитке КИП, клемма 24 соединяется с корпусом, 12 клемма соединяется с контактом 1 разъема прибора для измерения температуры масла, который соединен с датчиком температуры, клемма 16 — контактом 1 прибора для измерения температуры охлаждающей жидкости. Терморезистор 20 с помощью зажима крепится к входному патрубку подогревателя. При таком подключении устройства к системе электрооборудования машины, оно начинает работать при пуске подогревателя, так как питание к нему подается через клемму 23 после установки переключателя подогревателя в положение "Мотор".

При этом, напряжения с датчиков меньше опорного. их цепи прерваны опорными диодами 10, 13, 17; напряжения на входах

1795226 тель

35

50 схемы сравнения 1 одинаковые, ток на выходе равен "0", реле 2 не срабатывает, В процессе работы подогревателя, по мере нагрева охлаждающей жидкости, напряжение. подаваемое с датчика на клемму 16 будет повышаться, а когда температура станет выше 90 С вЂ” превысит опорное. откроется диод 13 и напряжение на инвертирующем входе схемы 1 станет выше опорного — на неинвертирующем входе, ток на выходе схемы сравнения 1 резко увеличится, сработает реле 2, контактами 3 которого будет включена световая и звуковая сигнализация, предупреждающая экипаж о возможной аварии. После разогрева охлаждающей жидкости до температуры 90 С. механикводитель должен запустить двигатель. как указано в руководстве. После запуска двигателя температура охлаждающей жидкости понизится вследствие ее интенсивной циркуляции и обогрева двигателя и его системы. Нагружать двигатель до достижения температуры масла 55 С не рекомендуется, так как это ведет к сокращению его ресурса, а в отдельных случаях к повреждению.

Для сокращения времени прогрева дви. гателя рекомендуется совместная работа двигателя и подогревателя.

При повышении температуры масла в системе смазки двигателя выше 55 С, сигнал с датчика температуры масла, поступающий через клемму 12, резистор 11 к диоду 10 превысит опорное напряжение, диод 10 "откроФормула изобретения

1. Устройство для контроля за работой форсуночного подогревателя двигателя, содержащее клеммы для подключения к источнику питания и корпусу двигателя, схему сравнения, к выходу которой подключено реле, управляющее контактами сигнализации, отл ичающеес ятем,что,с целью повышения надежности, оно дополнительно содержит клемму для подключения к датчикам измерителей температуры масла в системе смазки и охлаждающей жидкости двигателя, для разогрева которого используют подогрева ель, терморезистор, три диода, четыре подстроечных резистора с подвижными контактами и семь резисторов, вход схемы сравнения через первый резистор подключен к подвижному контакту первого подстроечного резистора, образующего вместе с включенным последовательно вторым резистором первый делитель бортоется", напряжение на инвертирующем входе превысит опорное напряжение на неинвертирующем входе, схема 1 срабатывает как было описано выше, подавая экипажу сигнал о необходимости выключения подогревателя и возможности нагружать двигаДля защиты котла подогревателя от прогорания при нарушении нормальной циркуляции охлаждающей жидкости служит цепочка резисторов 19, 18 и диод 17, включенные между инвертирующим входом схемы сравнения и клеммой "мотор" переключателя подогревателя. При превышении температуры корпуса котла подогревателя выше заданной+ 115 С, сопротивление терморезистора20уменьшается, что ведет к повышению напряжения на подвижном контакте подстроечного резистора 19, Когда

20 это напряжение станет больше опорного напряжения — "откроется" диод 17. сработает схема сравнения и подаст сигнал, предупреждающий о возможной аварии.

Таким образом, при превышении из трех параметров выше установленного предела. срабатывает схема сравнения и подаст сигнал, предупреждающий о возможной аварии.

При необходимости, во время работы подогревателя можно проверить работоспособность устройства, нажав кнопкой переключатель 21, вого напряжения, инвертирующий вход схемы сравнения через третий резистор подключен к подвижному контакту второго подстроечного резистора, образующего вместе с включенным последовательно четвертым резистором второй делитель бортового напряжения, кроме того, на инвертирующий вход подключены еще три цепи, первая из них — через первый диод, пятый резистор соединен с клеммой для подключения устройства к датчику измерителя температуры масла в системе смазки двигателя, вторая цепь через второй диод и шестой резистор соединена с подвижным контактом третьего подстроечного резистора, один контакт которого соединен с корпусом двигателя, а другой соединен с клеммой для подключения устройства к датчику измерителя температуры охлаждающей жидкости двигателя, третья цепь через третий диод и седьмой резистор подключена к по1795226

Составитель Н.Хаспеков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Кравцова

Редактор

Заказ 420 Тираж . . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

1 движному контакту четвертого подстроечного резистора, один контакт которого соединен с корпусом, а другой через терморезистор подключен к полюсу источника питания.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью проверки работоспособности. устройства, оно дополнительно . содержит кнопочный переключатель с нормально разомкнутыми контактами и резистор, которые соединены в последовательную

5 цепь, подключенную параллельно к терморезистору.

Устройство для контроля за работой форсуночного подогревателя Устройство для контроля за работой форсуночного подогревателя Устройство для контроля за работой форсуночного подогревателя Устройство для контроля за работой форсуночного подогревателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому контролю и управлению процессами горения в тепловых установках, в частности в многофорсуночных камерах сгорания

Изобретение относится к теплоэнергетике

Изобретение относится к теплотехнике, в частности к приборам контроля наличия пламени в камерах сгорания

Изобретение относится к теплоэнергетике и позволяет уменьшить в несколько раз габариты датчика диэлектрической проницаемости пламени при сохранении его точностных характеристик

Изобретение относится к технике зашиты технологических агрегатов
Изобретение относится к области защиты окружающей среды от токсичных компонентов отходящих газов, а именно к контролю полноты сгорания углеводородного топлива, использующего принцип термохимического (каталитического) определения недожега, преимущественно в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано преимущественно в качестве запальника при сжигании содержащих вредные вещества газообразных выбросов промышленных предприятий

Изобретение относится к газовым горелкам и может быть использовано в автоматике газовых горелок, в том числе инфракрасного (ИК) излучения, применяемых в промышленности, коммунальных и сельскохозяйственных предприятиях (и на открытом воздухе), как источник тепла

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к устройствам контроля и регулирования теплогенераторов с инжекционной горелкой

Изобретение относится к автоматизации теплотехнических процессов и может быть использовано преимущественно для автоматизации контроля и регулирования аппаратов, работающих на теплонесущих и тепловыделяющих потоках (газ, пар, вода, воздух)

Изобретение относится к отоплению, в частности к способам и устройствам для контроля процесса горения топлива

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к управлению горелками в котельных, печах и т.д
Наверх