Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для измерения готовой продукции, а также при построении испытательных стендов электрических машин электромашиностроительных предприятий, доводки изделий машиностроительной промышленности на стадии проектирования. Для повышения точности измерения числа пускотормозных циклических воздействий на длительном временном интервале, включающем этапы разгона электродвигателя до максимальной скорости, работу на установившейся максимальной скорости, снижение скорости электродвигателя до минимального значения, этап работы на установившейся скорости минимального значения, блок регистрации выполнен в виде блока выделения модуля, двойного Т-образного RC-фильтра с нагрузочным резистором, стабилитрона,триггера Шмитта, трех элементов И-НЕ, RS-триггера, двухпозиционного ключа с фиксированной нулевой точкой, счетчиков импульсов, дешифраторов и индикаторов. 2 ил. w ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 R 31/34

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЪСТВУ (21) 4942476/22 (22) 05.06.91 (46) 15.02.93. Бюл, (ч 6 (71) Самарский инженерно-строительный институт им, А.И.Микояна (72) А.В,Котельников, Л.Я,Макаровский, С.Н,Макаркин и В,М.Радомский (56) Справочник по приборам и средствам автоматики, Под ред. А.Н Гаврилова, 1985, т,4, с.70,408.

Демьянушко И.B., Суржина В.С, Проблемы автоматизированных циклических испытаний дисков и роторов на разгонных стендах, "Проблемы прочности", 1981, М 7. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЧИСЛА ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЖИМОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для измерения готовой продукции, а также при

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромашиностроению, металлургии, машиностроению и другим отраслям промышленности, где требуется измерение числа пускотормозных режимов циклического,и длительного управлений и может найти широкое применение для изготовления и измерения готовой продукции, а также при построении испытательных стендов электрических машин электромашиностроительных предприятий, доводки изделий машиностроения на стадии проектирования, „„. Ы„, 1795390 А1 построении испытательных стендов электрических машин электромашиностроительных предприятий, доводки изделий машиностроительной промышленности на стадии проектирования. Для повышения точности измерения числа пускотормозных циклических воздействий на длительном временном интервале, включающем этапы разгона электродвигателя до максимальной скорости, работу на установившейся максимальной скорости. снижение скорости электродвигателя до минимального значения, этап работы на установившейся скорости минимального значения, блок регистрации выполнен в виде блока выделения модуля, двойного Т-образного RC-фильтра с нагрузочным резистором, стабилитрона, триггера

Шмитта, трех элементов И-НЕ, RS-триггера, двухпозиционного ключа с фиксированной нулевой точкой, счетчиков импульсов, дешифраторов и индикаторов. 2 ил.

Известны измерительные устройства (A) скоростей вращения и числа режимов рабо- ЧО ты электрической машины, и в частности, С) использующих центробежные чувствительные элементы различных конструкций. Недостатком этого устройства является то, что

° а @ оно относится к типу контактных, что снижает их точность и ресурс безотказной работы.

Низкая точность работы устройства объясняется тем, что в процессе работы происходит износ трущихся частей и необходимо периодическая регулировка элементов, и в частности пружин, контактов, уравновеши1795390 вающихся грузов и т.д. Другой существенный недостаток устройства связан с наличием сухого трения, что приводит к изменению зоны нечувствительности при длительной работе электрической машины, что также снижает точность его работы, Известно устройство для измерения числа пускотормозных режимов. Это устройство наиболее близко к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту. Устройство содержит управляемый преобразователь мощности, от которого получает питание якорная цепь электрической машины постоянного тока. вал которой соединен с валом тахогенератора, а также измеритель пускотормозных режимов электрической машины. Недостатком устройства является его ограниченная точность и неудобство в работе, что объясняется записью пускотормозных режимов на бумажной ленте. Ограниченный запас бумажного полотна ограничивает возможность измерений числа пускотормозных режимов на длительном временном интервале. Другой существенный недостаток пускотормозных режимов состоит в том, что подсчет числа пускотормозных режимов с бумажного полотна приводит к затратам времени и сопряжено с возможными ошибками при подсчете.

Целью изобретения является повышение точности измерения числа пускотормозных циклических воздействий на длительном временном интервале.

Это достигается тем, что устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины, вал которой соединен с тахогенератором, а якорная цепь подключена к выходным зажимам управляемого преобразователя мощности дополнительно снабжено блоком выделения модуля, двойным T-образным RC-фильтром с нагрузочным резистором, стабилитроном, триггером Шмитта, тремя элементами И вЂ” НЕ, RS-триггером, двухпозиционным ключем с фиксированной нулевой точкой, по числу индикаторов счетчиками импульсов и дешифраторами, якорная цепь тахогенератора через блок выделения модуля подсоединена к двойному Т-образному RCфильтру, выход которого соединен с включенными параллельно нагрузочным резистором и стабилитроном, положительный вывод которого соединен со входом триггера Шмитта, выход которого подсоединен к первым входам первого и третьего элементов И вЂ” НЕ, выход первого элемента

И-НЕ связан со входом второго элемента

И-НЕ, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента И-НЕ, выход ко5

55 торого соединен со счетным входом младшего разряда счетчика импульсов, выход которого подключен к счетному входу старшего разряда счетчика, выходы счетчиков импульсов по числу цифр соответствующих числу измеряемых пускотормозных циклических воздействий через дешифраторы соединены с индикаторами, а неинвертирующий выход RS-триггера соединен с объединенными входами сброса счетчиков и R-входом Rs-триггера, инвертирующий выход которого соединен с S-входом RSтриггера, причем R u S входы триггера соответственно подключены к двум неподвижным зажимам двухпозиционного ключа с фиксированной нулевой точкой, подсоединенной к общему зажиму источниva питания, На фиг.1 представлена функциональная схема устройства для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины; на фиг.2 — диаграммы, поясняющие принцип работы устройства, на этапах измерения скорости 0) электрической машины, включающих разгон до максимальной скорости (knax за время tp, работу на установившейся максимальной cKopocTN (1hnax на временном интервале t> ax, снижение скорости электрической машины в до минимального значения ()min „"-а время tT, работу на установившейся скорости минимального значения на временном интервале typal>.

Обозначения на фиг.1 соответствуют: 1 управляемый преобразователь мощности, 2 — электрическая машина, 3 — тахогенератор, 4 — блок выделения модуля, 5 — двойной

Т-образный RC-фильтр, С вЂ” нагрузочный резистор, 7 — стабилитрон, 8 — триггер Ш митта, 9 — первый элемент И вЂ” НЕ, 10 — второй элемент И-НЕ, 11 — третий элемент И вЂ” НЕ, 12— счетчик импульсов, 13 — дешифратор, 14— индикатор, 15 — Rs-триггер, 16 — двухпозиционный ключ с фиксированной нулевой точкой, 17 — счетчик импульсов, 18 — дешифратор, 19 — индикатор. Якорная цепь тахогенератора 3 соединена со входом блока выделения модуля 4. выходы которого соединены со входом двойного Т-образного

RC-фильтра 5, работающего на нагрузочный резистор 6, параллельно которому подключен стабилитрон 7. Сигнал со стабилитрона

7 поступает на вход триггера Шмитта 8, выход которого соединен с первыми входами первого и третьего элементов И-НЕ. Выход первого элемента И-НЕ соединен со входом второго элемента И вЂ” НЕ, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента И-НЕ. Выход третьего элемента

И вЂ” НЕ подключен к счетному входу счетчика

1795390

10 Ъ

30

40

55 импульсов младшего разряда, Выходы отдельных триггеров счетчика 12 соединены со входом дешифратора 13, выходы которого подключены ко входам индикатора 14.

Выход старшего триггера в составе счетчика импульсов 12 связан со счетным входом счетчика 17 старшего разряда. Выходы отдельных триггеров счетчика 17 соединены со входами дешифратора 18, выходы которого подсоединены ко входам индикатора

19, Сбросовые входы счетчиков импульсов

12, 17 объединены и подключены к неинвертирующему входу RS-триггера и R-входу RSтриггера. Инвертирующий выход 15 соединен с S-входом Rs-триггера, причем R и S входы триггера соответственно подключены к двум неподвижным зажимам двухпозиционного ключа 16 с фиксированной нулевой точкой, подключенной к общему зажиму источника питания.

Рассмотрим работу устройства для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины, считая в общем случае управляемый преобразователь мощности 1 реверсивным. На валу электрической машины 2 установлен тахогенератор 3, полярность выходного напряжения которого посредством блока выделения модуля 4 сохраняется неизменной при реверсе электродвигателя, Двойной Т-образный

RC-фильтр 5, нагруженный на резистор 6, уменьшает уровень пульсаций напряжения на выходе 4. Напряжение на нагрузочном резисторе 6 (Оных,6 = f(t) — рис.2) ограничивается на уровне О«,cT стабилитроном 7. напряжение на котором в области электрического пробоя зависит от тока, При превышении UBbIx.6 уровня Ооп,ст, напряжение на выходе 7 поддерживается на уровне

Ооп.ст. равным сигналу логической "1" и поступает на вход триггера Шмитта 8. Формирование сигнала логической "1" и стабилизация его на уровне стабилитроном

7 необходима в связи с тем, что в общем случае переходный процесс в электроприводе носит колебательный характер, который не должен отражаться на точности счета числа управляющих воздействий.

Триггер Шмитта 8 служит для формирования напряжения прямоугольной формы с крутыми фронтами нарастания и спада выходного напряжения (Usvx.8 = т(т) рис.2) из входного напряжения произвольной формы, имеющей несформированные передние и задние фронты, которой является напряжение стабилитрона 7. На элементах 8 — 10 реализован одновибратор, предназначенный для обострения фронтов нарастания и спада О ых,в, а также повышения помехоэащищенности устройства. При поступлении с 8 на вход 9 сигнала логического "0", выходы 9 и 11 будут находиться в состоянии логической "1", при этом на вход 10 поступает сигнал логической "1", а выходное напряжение 10 соответствует сигналу логического "0", Если на вход 9 поступает сигнал логической "1", то на выходе 11 возникает сигнал логического "0". В процессе изменения выходного напряжения 11 из состояния логического "0" в состояние логической "1", т.е, в момент tA (рис.2) образуется счетный импульс, от которого срабатывает

12. Заметим, что в процессе изменения напряжения 11 из состояния логической "1" в состояние логического "0", т.е. в момент tg (фиг.2) также образуется импульс, но счетчик 12 от этого не срабатывает, т.е. не меняет своего состояния. Следовательно, счетчик импульсов 12 меняет свое состояние на этапе снижения скорости электропривода в до минимального значения cdm n от максимального значения cdmax при снижеНИИ ЗНаЧЕНИя Овых.6 НИЖЕ урОВНя UoncT. (рис.2), т.е. в момент tA, В целом, учитывая циклический характер управляющих воздействий на интервале Т, второй счетный импульс будет образован в момент tc, На длительном интервале циклических управляющих воздействий счетные импульсы будут образовываться на этапах снижения скорости электропривода при. снижении значения U<»6 ниже уровня 0«.ст (фиг.2).

Выходы счетчика импульсов 12 связаны с дешифратором 13. преобразующим двоичный код в двоично-десятичный, управляемый индикатором 14, отображающим число пускотормозных режимов. Число счетчиков определяется числом значащих цифр для измерения циклов управляющих воздействий. Каждый разряд счетчиков имеет свой дешифратор и индикатор. Счетный вход старшего разряда счетчика 17 соединен с выходом старшего триггера в составе счетчика импульсов 12. Счетчики импульсов работают на сложение.

Рассмотрим осуществление режима

"сброса" счетчиков, необходимого для приведения счетчиков в первоначальное нулевое положение перед проведением циклических воздействий, Сброс счетчиков осуществляется RSтриггером 15, управляемый двухпозиционным ключом 16 с фиксированной нулевой точкой. На выходе 15 существует сигнал логической "1" при действии логического "0" на S-входе. Аналогично, на выходе 15 существует сигнал логического "0" при действии логического "0" на P-входе. Сброс счетчиков осуществляется при изменении выходного

1795390

10 сигнала 15 со значения логической "1" до значения логического "0". Следовательно, для сброса счетчиков следует осуществить переключение с общей нулевой шины S-входа на й-вход RS-триггера с помощью двухпозиционного ключа 16.

Формула изобретения

Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины, содержащее преобразователь мощности, тахогенератар и блок регистрации, при этом вал электрической машины соединен с тахогенератором, а якорная цепь подключена к выходным зажимам управляемого преобразователя мощности, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения числа пускотормозных циклических воздействий на длительном временном интервале, в нем блок регистрации выполнен в виде последовательно соединенных блока выделения модуля, двойного Т-образного RC-фильтра с нагрузочным резистором, à также стабилитрона, триггера Шмитта, трех элементов ИНЕ, RS-триггера, двухпозиционного ключа с фиксированной нулевой точкой, счетчиками импульсов, дешифраторами и индикаторами, при этом якорная цепь тахогенератора через блок выделения модуля подсоединена к двойному Т-образному RC-фильтру, выход которого соединен с включенными паралУстройство позволяет повысить точность измерения числа пускотормозных циклических воздействий на длительном временном интервале и сократить время измерения при

5 одновременном повышении достоверности определения числа пускотормозных режимов. лельно нагрузочным резистором и стабилитроном, положительный вывод которого соединен с входом триггера Шмитта, выход которого подсоединен к первым входам первого и третьего элементов И вЂ” НЕ, выход первого элемента И вЂ” НЕ связан с входом второго элемента И вЂ” НЕ, выход которого соединен с вторым входом третьего элемента

И вЂ” НЕ,:,ыход которого соединен со счетным входом младшего разряда счетчика импульсов, выход которого подключен к счетному входу старшего разряда счетчика, выходы счетчиков импульсов по числу цифр, соответствующих числу измеряемых пускотормозных циклических воздействий через дешифраторы соединены с индикаторами, а неинвертирующий выход RS-триггера соединен с объединенными входами сброса счетчиков и R-входом RS-триггера, инвертирующий выход которого. соединен с S-входом Rg-триггера, причем R- u S-входы триггера соответственно подключены к двум неподвижным зажимам двухпозиционного ключа с фиксированной нулевой точкой, подсоединенной к общему зажиму источника питания.

1795390 ч

K ь -Ъ е

З

Составитель О.Кудрявцева

Техред М.Моргентал Корректор Н.Милюкова

Редактор Г,Бельская

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 428 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины Устройство для измерения числа пускотормозных режимов электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к элетромашин остроению и связано с регистрацией параметров электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для испытания двигателей транспортных средств

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для поочередного испытания асинхронного двигателя, синхронной машины постоянного тока по методу взаимной нагрузки

Изобретение относится к электротехнике, преимуществеки 3 к электромашиностроению и промышленной энергетике, и может быть использовано при определении зависимостей индуктивных сопротивлений рассеяния при различной стегени насыщения путем магнитных потоков рассеяния.Целью изобретения является повышение точности определения индуктивных сопротивлений рассеяния оомоток синхронной машины

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при испытании электрической машины для определения частотной характеристики проводимости и электромагнитных параметров схемы замещения асинхронной машины со сложной формой стержней ротора в условиях насыщения путей магнитных потоков рассеяния

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при контроле обмоток якоря с уравнительными соединениями

Изобретение относится к электроизмерительной технике, позволяет по току и напряжению двигателя постоянного тока определить его электромагнитную и электромеханическую постоянные времени и активное сопротивление его якорной цепи и может быть применено при наладке электроприводов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения активных и индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки статора трехфазных синхронных машин

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх