Трал для лова рыбы

 

Использование: в промышленном рыболовстве для лова рыбы пелагическими тралами. Сущность изобретения: трал содержит залавливающую часть 1 с верхней 2 ,и нижней 3 подборами, гибкие распорные элементы 4, 5 и сетной мешок 6, Имеется фальшподбора 8, которая присоединена к верхней подборе 2. Длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы 8 превышает длину последней на 1,25-1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами 4, 5 превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25-0,30 м. Каждый распорный элемент 4, 5 по всей длине передней кромки 7 имеет предкрылок, установленный с помощью кронштейнов под углом 25-35° к плоскости распорного элемента. С помощью кронштейнов распорные элементы прикреплены к фэлыиподборе 8, а к верхней подборе 2 - на заднюю кромку. По боковым кромкам распорные элементы снабжены плавом. Для правильной установки распорных элементов на трал длина участка верхней подборы 2 определяется по математическому выражению. 5 ил. (л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 А 01 К 73/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

lc (21) 4946999/13 (22) 19.06.91 (46) 23.02,93, Бюл, ¹ 7 (71) Мурманский проектно-конструкторский и технологический институт судостроения; модернизации и эксплуатации флота и разработки средств механизации "Севгипро. рыбфлот" (72) Ю,И.Кудрин, В.П.Торохов, С.Ф.Серов, Г.И.Беляев и А.H.Håâåðîâ (73) Ю,И.Кудрин (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1683614, кл, А 01 К 73/02, 1989. (54) ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ (57) Использование: в промышленном рыболовстве для лова рыбы пелагическими тралами. Сущность изобретения: трал содержит залавливающую часть 1 с верхней 2, и нижней 3 подборами, гибкие распорные элементы 4, 5 и сетной мешок 6. Имеется

„„Ы2„„1797457 А3 фальшподбора 8, которая присоединена к верхней подборе 2. Длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы 8 превышает длину последней на

1,25 — 1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами 4, 5 превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25 — 0,30 м. Каждый распорный элемент 4, 5 по всей длине передней кромки 7 имеет предкрылок, установленный с помощью кронштейнов под углом 25 — 35 к плоскости распорного элемента.

С помощью кронштейнов распорные элементы прикреплены к фальшподборе 8, а к верхней подборе 2 — на заднюю кромку. По боковым кромкам распорные элементы снабжены плавом. Для правильной установки распорных элементов на трал длина участка верхней подборы 2 определяется по математическому выражению. 5 ил, 14

1797457

Изобретение относится к технике про мышленного рыболовства, которое может быть использовано при траловом лове рыбы, преимущественно пелагическом.

Известен трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору и распорные элементы, передние кромки которых прикреплены к фальшподборе, а задние к верхней подборе. Отличительной особенностью данного трала является то, что он снабжен регулируемым тросом, прикрепленным к середине фальшподборы, последняя закреплена концами нэ верхней подборе, дли.на участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы превышают длину последней на 1,25-1,35 метра, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположен ного участка фальшподборы на 0,25 — 0,30 метра. Отношение длины каждого распорного элемента к его ширине равно двум, Распорные элементы выполнены из эластичного материала, например, брезента..

Проведенные испытания этого трала, оснащенного распорными элементами

/брезентовыми щитками/, показали, что он обеспечивает заданные параметры, Щитки работают надежно, обеспечивая эффективность распора, при минимальном сопротивлении, при этом сокращается время вывода трала на задний горизонт хода;

Однако при спуске трала, в начальный его момент, когда щитки уходят в воду. на блюдались случаи рыскания щитков на правый или левый борт судна и подныривание

- -их под канаты. Щитки запутываются в канатах передней части трала и становятся неработоспособными, что приводит к снижению вертикального раскрытия трала, т,е. к снижению эффективности трала.

Такие случи имели место из-за попадания щитков в кильваторную струю или воздействия йэ них набежавших волн, Щитки уводит в сторону. Причина такого поведения щитков объясняется тем, что в начале спуска трала в воду нет еще достаточной нагрузки на канаты трала, они не натянуты, имеется слабина канатов. То же самое наблюдалось иногда и при подъеме трала, что приводило к дополнительной работе по распутыванию щитков на палубе, т,е. к дополнительным затратам труда, Кроме того, при недостаточной скорости подъема и спуска трала наблюдались случай погружения распорных элементов в воду под действием веса канатной оснастки . трала.

Таким образом, неправильно подобранные величины отдельных участков верхней подборы и фальшподборы приводят к перекосу распорных элементов, появлению их выдувания и образованию по их поверхности гофр, что приводит к ненормальной их работе в процессе траления.:

Все вышесказанное приводит к ненадежной и не эффективной работе распорных элементов, а соответственно и не эффективной работе трала, Целью изобретения является повышение эффективности работы трала путем обеспечения надежной работы раснорных элементов, 25

40 указанная цель достигается тем, что в трале каждый распорный элемент по длине передней кромки снабжен предкрылком, установленным под углом 25 — 35 к основной плоскости распорного элемента, а также плавом, установленным на боковых кромках распорного элемента, причем ширина предкрыл ка составляет 0,15- 0,20 ширины распорного элемента, л положительная плавучесть плава превышает вес в воде канатной осна45 стки, присоединенной к распорному элементу со стороны этого плава. при этом длину участка верхней подборы между распорными элементами определяют по формуле:

4= »а+ hl — !р,э. (1+cos y), где Ла=а-а а — шаг ячеи первого ряда ячей пере55 дней части трала, а — шаг центральной ячеи первого ряда ячей передней части трала, Л = +>

2 2

Немаловажное значение для хорошей работы распорных элементов имеет правильный подбор длин отдельных участков верхней подборы и фальшподборы, в частности, длины участка между внутренними боковыми кромками распорных элементов по верхней подборе.

Выбор этой величины беэ учета разницы шага центральной и других ячей пере"0 дней части трала приводит к перекосу распорных элементов в переходный период от момента стаскивания их в воду канатами ячей передней части трала rio слипу до мо. мента, когда сопротивление распорных элементов будет восприниматься канатами верхней подборы и фальшподборы, разница длин которых обеспечит сохранение такого же их положения, как и на палубе судна перед спуском их в воду.

1797457

1 — длина участка верхней подборы по гужу трала, 1д — длина участка верхней подборы между точками крепления канатов центральной ячеи передней части трала, Ip,э. — длина распорного элемента, у= arcsln — угол между кромкой

0,5 вр.э атаки распорного элемента и осью симметрии трала, Ьр.э. — ширина распорного элемента, — по0„5=

2 стоянный коэффициент.

Сопоставительный анализ с известным тралом позволяет сделать вывод, что изобретение отличается от него наличием на каждом распорном элементе предкрылка, плава и возможностью с помощью математической формулы определять длину участка верхней подборы между распорными элементами.

Предкрылок, установленный на каждом распорном элементе под углом 25-35, увеличивает распорную силу, которая в 1,3-1,4 раза выше чем у распорных элементов без предкрылка,обеспечиваетустойчивое положение распорных элементов, т.к. предотв. ращает заныривание распорных элементов под действием кильваторной струи судна в момент схода их в воду и при подходе к слипу при подъеме трала.

Плав придает положительную плавучесть верхней подборе трала в процессе его спуска до момента погружения в воду траловых досок,-что обеспечивает стабильное положение распорных элементов на поверхности воды до момента погружения в воду траловых досок.

Предложенное математическое выражение /формула/ для определения длины участка /ЕК/ верхней подборы между распорными элементами позволяет правильно выбрать эту длину с учетом разницы длин верхней подборы и фальшподборы, размеpoi распорного элемента, шага полуячей первого ряда и шага центральной полуячеи передней части трала. Этим достигается правильная и точная установка распорных элементов на трале с учетом соблюдения и выполнения размерных соотношений элементов трала. изложенных в формуле основного изобретения, а все это способствует исключению перекосов распорных элементов и нормальной их работе при спуске и подъеме трала. Предкрылок распорного элемента занимает заданное положение под углом около ЗОО, обеспечивая стабильное положение распорного элемента относительно набегающего потока /под углом

11 — 200/.

Угол 25 — 35О, под которым установлен предкрылок по отношению к основной пло5 скости распорного элемента, выбран опытным путем, причем оптимальный угол — это угол ЗОО.

Испытаниями модели предлагаемого трала установлено, что при тралении рас10 порные элементы, оснащенные предкрылками, сохраняют форму поверхности тора с углом атаки 11-20О, а при подъеме и спуске трала распорные элементы сохраняют положение на поверхности воды, одновременно

15 им обеспечивается одно и то же положение относительно направления буксировки с углом разворота /углом y / распорных элементов относительно оси симметрии трала равным 25 —.35О, за счет чего исключается

20 спутывание распорных элементов с канатами передней части трала и повышается их надежность работы при эксплуатации, Испытаниями также установлено, что ширина предкрылка должна. быть в преде25 лах 0,15 — 0,20 ширины /bp.э./ распорного элемента, В случае применения предкрылка шириной более чем 0,20 ширины распорного элемента, например, допустим в пределах 0,30, снижается распорная сила, так как

30 предкрылок выдувается потоком воды вверх, а на основной пластине распорных элементов появляются гофры /выдувание материала вдоль потока воды/, что свидетельствует о неполной их загрузке, 35 Применение предкрылка менее 0,15 ширины распорного элемента также неэффективно, Натурными и модельными испытаниями предлагаемого трала установлено, что рас40. порные элементы суммарной площадью 4 м, оснащенные предкрылками шириной г

0,15 — 0,20 ширины распорного элемента, наиболее эффективны и обеспечивают такое же вертикальное раскрытие трала, как и

45 штатная обычная щитковая оснастка площадью 6 м, т.е. подъемная сила гибких расг парных элементов с предкрылками в 1,5 раза выше, чем штатной щитковой оснастки при той же скорости буксировки трала.

50 На фиг. 1 изображен предлагаемый трал, общий вид; на фиг. 2 — залавливающая часть трала с распорными элементами; на фиг. 3 — распорный элемент с и редкрыл ком, общий вид; на фиг. 4 — схема расположения

55 распорного элемента на трале во время траления; на фиг. 5 — схема расположения распорных элементов при выборке трала на палубу судна и при его спуске.

Трал для лова рыбы содержит залавливающую часть 1 с верхней 2 и нижней 3

1797457! Ла+ А Ip,p. (1+cos y) 10

Трал работает следующим образом.

Определив величину длины участка

/ЕК/ верхней подборы, определяют длины

15 остальных участков верхней подборы и фальшподборы, после чего устанавливают и закрепляют распорные элементы 4, 5 на трале.

Перед спуском трала на воду распорные

20 элементы 4, 5 вместе с другими частями трала раскладывают на палубе рыболовного траулера в положении "1", как показано на фиг. 5, с обеспечением разворота их на угол

7=25-30 относительно направления движе25 ния при спуске до момента натяжения канатов ячей передней части 1 трала в жгуте, После спуска мешка 6 в воду под действием встречного потока стягивается в воду жгут канатов передней части трала до распорных

30 элементов. Затем включают лебедку на траление и распорные элементы эа счет натяжения канатов вместе с передней частью трала стаскиваются в воду, при этом они сохраняют угол разворота у в тех же пре35 делах 25 — 30 относительно направления движения /положение И/, как и при перемещении на палубе /положение I/. Угол разворота у распорных элементов в этот момент обеспечивается уже за счет соотношения

45

55 подборами, гибкие распорные элементы 4 и

5 и сетной мешок 6, Гибкие распорные элементы 4, 5 представляют собой полотнища из эластичного материала, например, брезента, Отноше- 5 ние длины /lp,3/ каждого распорного элемента к его ширине /Ьр.s/ равно двум.

Распорный элемент имеет переднюю 7 и заднюю 9 кромки. Фальшподбора 8 присоединена к верхней подборе 2 в точках А и Б, Гибкие распорные элементы 4, 5 распо. ложены симметрично и на одинаковом расстоянии от оси симметрии верхней части трала.

Каждый распорный элемент по всей длине передней кромки 7 снабжен предкрылком 10, установленным с помощью кронштейнов 11 под углом 25 — 35 к плоскости распорного элемента. Кронштейны 11 изготавливаются из того же материала, что и распорный элемент, Предкрылок является как бы продолжением основной пластины распорного элемента. Ширина предкрылка выбирается преимущественно в пределах

0,15 — 0,20 ширины распорного элемента.

Распорные элементы крепят передней частью к фальшподборе 8 с помощью кронштейнов 11, а задней кромкой 9 — к участку

12 верхней подборы 2 по гужу трала.

По боковым кромкам распорного элемента установлен плав 13, например, из пенопласта, положительная плавучесть которого выбрана таким образом, что она превышает вес в воде канатной оснастки, присоединенной к распорному элементу со стороны плава, К середине фальшподборы 8 присоеди.нен регулировочный трос 14, соединенный с лебедкой, установленной на промысловом судне /на рисунке не.показан/..

Длина /LA/ верхней подборы 2 между точками крепления /А и Б/ фальшподборы

8 больше длины / ф,l/ фальшподборы на

1,25-1,35 м. Длина /1л/ участка /ЕК/ верхней подборы 2 между гибкими распорными элементами 4, 5 больше длины /!ф.л,/ аналогично расположенного участка /СД/ фальшподборы 8 на 0,25-0,30 м, Длина /l / участка /ЕК/ верхней подборы 2 выбрана с учетом длины участка верхней подборы по гужу трала /Ir/, длины распорного элемента /Ip,a./; разницы шага ячей /Л а/ первого ряда передней части трала и соотношения размером участка

/АБ/ на подборе /Ln/ и фальшподборе

/Ьф.п,/, что обеспечивает распорным элементам одно и то же положение с углом разворота у в пределах 25-30 относительно направления буксировки как при стаскивании их по слипу в воду за канаты ячей передней части трала, так и при буксировке по поверхности воды в процессе подъема трала на палубу, когда распорные элементы буксируются за канаты подборы 2 и фальшподборы 8.

Длину /1и/ участка /ЕК/ определяют по вышеприведенной формуле; длин соответствующих участков верхней подборы 2 и фальшподборы 8, несущих нагрузку от сопротивления распорных элементов и их предкрылков. При этом, благодаря наличию плава 13 и предкрылка 10, установленного под углом 25-35 к основной плоскости распорного элемента, последние глиссируют по поверхности воды, не погружаясь и не разворачиваясь, что в совокупности исключает спутывание их с канатами передней части трала, которые погружаются в воду.

При дальнейшем тралении ваеров и спуске трала под действием встречного потока воды распорные элементы передней своей частью поднимаются вверх относительно верхней части трала и устанавливаются на оптимальный угол атаки /11-20 (. При дальнейшем погружении трала в воду распорные элементы занимают стабильное по10

1797457 постоложение с углом атаки 11-20О, обеспечивая тралу нужное вертикальное раскрытие.

За счет натяжения регулировочного троса 14 в процессе траления исключается

"схлопывание", т,е. случайное раскрытие 5 распорных элементов вниз, а не вверх, Подъем трала производят известным способом.

Благодаря обеспечению при спуске трала /до момента отдачи со стопора траловых 10 досок и спуске их в воду/. а также при подьеме трала положения распорных элементов на поверхности воды с постоянным углом разворота / в пределах 25 — 30 / относительно направления буксировки трала, достига- 15

Формула изобретения

Трал для лова рыбы, содержащий сетной мешок и залавливающую часть, которая имеет верхнюю подбору, фальшподбору и распорные элементы, передние кромки которых прикреплены к фальшподборе. а задние — к верхней подборе, регулируемый трос, прикрепленный к середине фальшподборы, которая закреплена концами к верхней подборе, причем длина участка верхней подборы между точками крепления фальшподборы. превышает длину последней на

1,25 — 1,35 м, а длина участка верхней подборы между распорными элементами превышает длину аналогично расположенного участка фальшподборы на 0,25 — 0,30 м, о т л -и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения эффективности работы трала путем обеспечения надежной работы распорных элементов, каждый распорный элемент по длине передней кромки снабжен предкрылком, установленным под углом 25 — 35 к основной пластине распорного элемента, а также плавом, установленным на боковых кромках распорного элемента, причем ширина предкрылка составляет 0,15-0,20 ширины распорного элемента, а положительная плавучесть плава превышает вес в воде ка- . натной оснастки, присоединенной к распорному элементу со стороны этого плава, при этом длина участка верхней подборы между ется более высокая надежность работы распорных элементов, так как исключается их спутывание с канатами передней части трала, обеспечивается их установка на оптимальные углы атаки и стабильное положение в процессе траления, Все это обеспечивает более эффективную работу трала, так как позволяет не только увеличить скорость траления, но и сократить потери промыслового времени, что приводит к дополнительному увеличению.вылова рыбы при одной и той же мощности судовой силовой установки промыслового судна. распорными элементами In определяется по формуле

1и= Л а+ Л Нр,з, (1+cos y), где Ьа=а — а ; а — шаг ячеи первого ряда ячей передней части трала; а — шаг центральной ячеи первого ряда ячей передней части трала;

1г — длина участка верхней подборы по гужу трала;

)д- длина участка верхней подборы между точками крепления канатов центральной ячеи передней части трала

Ip.э. — длина распорного элемента;

g = arcsin — угол между кромкой

0,5

bp. атаки распО-Юного элемента и осью симметрии трала, bp,э. — ширина распорного элемента, 0,5=

2 янный коэффициент.

1ф.п. — длина участка фальшподборы между распорными элементами;

Ln — длина подборы; ф,л. — длина фальшподборы.

1797457

1797457

1797457 иг. 4

Составитель Ю.Кудрин

Техред М.Моргентал Корректор И,Шулла

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 657 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы Трал для лова рыбы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано для повышения улова рыбы в береговой зоне моря и предотвращения повреждения донных тралов при тралейии на засоренных участках дна

Изобретение относится к рыбной промышленности и предназначено для близнецового лова промысловых объектов, расположенных в приповерхностном слое воды, таких как макрелещуки, летучие рыбы, кальмары, криль и др., которые активно реагируют на гидродинамические шумы от верхней подборы, идущей по поверхности воды

Изобретение относится к области промышленного рыболовства

Изобретение относится к промышленному рыболовству

Изобретение относится к промышленному рыболовству

Изобретение относится к промысловому рыболовству, в частности к решеткам, помещаемым в трал и служащим для сортировки рыб разных размеров при промысловом лове

Изобретение относится к рыбопромысловой технике, в частности к тралам

Изобретение относится к рыбопромысловой технике

Изобретение относится к устройствам для тралового промысла
Наверх