Насыпь на участках с поперечным уклоном местности и сильнольдистыми вечномерзлыми грунтами

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isg)s Е 02 0 17/18

ГОСУДАРСТВЕНЮЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4943018/03 (22) 07.06.91 (46) 07.04.93. Бюл. М 13 (71) Московский государственный проектноиэыскательский с тут транспортного строительства (72) В.Г.Кондратьев (5о) Справочно-методическое пособие, Изыскания и проектирование трассы БайкалоАмурской магистрали./Под редакцией

Д,И.Федорова. M.: Транспорт, 1977, с. 182206.

Авторское свидетельство СССР

Рл 1060761, кл. Е 02 0 17/18, 1983. (54) НАСЫПЬ НА УЧАСТКАХ С ПОПЕРЕЧН{р! М УКЛОНОМ МЕСТНОСТИ И СИЛЬНОЛЬДИСТЫМИ ВЕЧНОМЕРЗЛЫМИ

ГРУНТАМИ (57) Изобретение может быть использовано при строительстве железных дорог в условиях вечномерзлых грунтов, при ремонте деформирующихся мест земляного полотна действующих магистралей, на автомобильИзобретение относится к строительству дорог в условиях вечномерзлых грунтов.

Цель изобретения — повышение надежности земляного полотна путем предотвращения деградации мерзлоты в его основании.

Цель достигается тем, что устраняется отЕпляющее влияние поверхностных и надмерзлотных вод путем устройства противофильтрационного экрана из полимерной пленки (cM. чертеж) на границах мерзлого ядра 2 со сливной призмой 3 и с бермой 4 с верховой стороны, Для надежной консерваций мерзлого ядра и высокольдистого осно,, Я2„, 1807173 А1 ных дорогах, дамбах. Изобретение относится к строительству в районах распространения вечномерзлых грунтов и заключается в том, что устраняется отепляющее влияние поверхностных и надмерзлотных вод путем устройства противофильтрационного экрана из полимерной пленки на границах мерзлого ядра со сливной призмой и с бермой с верховой стороны. Причем для надежности консервации мерзлого ядра и высокольдистого основания насыпи берма состоит из теплоиэоляционного и противофильтрационного слоев и врезана в основание на глубину, превышающую мощность сезонно-талого слоя, а откос насыпи с низовой стороны укреплен каменной наброской, имеющей естественный или специально созданный светоотражающий цвет, что позволяет повысить надежность земляного полотна путем предотвращения деградации мерзлоты в его основании, 1 ил, вания 5 насыпи берма состоит из теплоизоляционного 6 и противофильтрационного 7 слоев и врезана в основание на глубину, превышающую мощность сезонно-талого слоя 8, Откос насыпи с низовой стороны укреплен каменной наброской 9, также способствующей консервации мерзлого ядра и основания насыпи, причем в случае южной экспозиции откоса каменный материал должен иметь естественный или специально созданный светоотражающий цвет, Основание сливной призмы должно иметь уклон в низовую сторону для удаления атмосферных вод.

1807173

Технология строительства насыпи следующая, В конце лета — осенью возводят ядро из талых связных грунтов (суглинки, супеси) и с нагорной стороны осуществляют врезку в основание на глубину, превышающую мощность сезонно-талого слоя {от поверхности водоотводной канавы) на 0,5-0,7 м. Низовую часть ядра покрывают наброской из фракционного камня со средним диаметром 0,3-0,5 м.

По окончании полного промораживания ядра или в конце зимы во врезку и на мерзлое ядро настилают пленочный экран, Формируется верховая берма из

- теплоизоляционного и противофильтрационного слоев. Теплоизоляционный слой 6 формируется из песчано-щебенистых грунтов, а противофильтрационный слой 7 — из укатанных глинистых или суглинистых отложений, Общая мощность слоев 6 и 7 должна превышать глубину сезонного оттаивания их. В этой связи целесообразно покрывать . берму мхом, дерном, торфом и другими теплоизоляторами. Затем формируется основная площадка насыпи со сливной призмой.

Если низовой откос насыпи обращен в южную сторону, а наброска выполнена из темноцветного камня, то для уменьшения влияния солнечной радиации она окрашивается в белый цвет..

Изобретение имеет ряд преимуществ в механизме сохранения грунтов основания пути в вечномерзлом состоянии. B.предлагаемом решении стабилизация грунтов основания в мерзлом состоянии достигается исключением отепляющего влияния поверхностных и надмерзлотных вод, уменьшением влияния атмосферных осадков, сокращением количества поглощенной солнечной радиации. Каменная наброска, предусмотренная в прототипе, стимулирует только зимнее охлаждение насыпи, совершенно не препятствуя отеплению ее летними осадками, поверхностными и надмерзлотными водами, Использование .изобретения позволит упростить конструкцию земляного полотна

5 и добиться снижения стоимости строительно-монтажных работ и эксплуатационных расходов на содержание пути; не создавать запаса по ширине и высоте насыпи — это уменьшит объем и стоимость земляных ра10 бот на 3-5 ; уменьшить применение каменной наброски. Возрастут надежность и пропускная способность пути.

Изобретение предполагается применять при проектировании и строительстве

15 новых железнодорожных линий в районах распространения вечномерзлых грунтов, в частности линии Баркакит — Якутск, а также для ремонта деформирующихся в процессе эксплуатации мест земляного полотна БАМ.

20 Может быть использовано и для автомобильных дорог, земляных дамб и т.п.

Формула изобретения

Насыпь на участках с поперечным укло. ном местности и сильнольдистыми вечномерзлыми грунтами, включающая основную площадку насыпи, мерзлое ядро из связанных грунтов, верховую противофильтраци30 онную,и теплоизоляционную берму и низовую каменную наброску, о т л и ч а Ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности земляного полотна путем предотвращения деградации в его основании, 35 насыпь содержит противофильтрационный экран из полимерной пленки, расположенный на границах мерзлого ядра с бермой и со сливной призмой, которая сооружена в основной площадке йасыпи, причем берма

40 врезана в основание насыпи на глубину, превышающую мощность сезонно-талого слоя, а каменная наброска при южной экспозиции имеет естественный или светоотражающий цвет.

Насыпь на участках с поперечным уклоном местности и сильнольдистыми вечномерзлыми грунтами Насыпь на участках с поперечным уклоном местности и сильнольдистыми вечномерзлыми грунтами 

 

Похожие патенты:

Насыпь // 1798435
Изобретение относится к строительству дорог в условиях вечномерзлых грунтов

Изобретение относится к гидростатическому строительству и МОЖРТ быть использовано для возведения намывных сооружений

Насыпь // 1751265
Изобретение относится к производству работ способом гидромеханизации и может быть использовано при гидронамыве песка на объекты промышленного и гражданского строительства (автомобильные дороги, кусты, площадки и др.)

Изобретение относится к строительству, в частности к возведению портовых сооружений на слабых грунтах

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении насыпей дорог в районах распространения вечномерзлых грунтов

Насыпь // 2138596
Изобретение относится к области строительства

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано при возведении грунтовых насыпей и укреплений грунтовых склонов берегов морей, водохранилищ, озер, рек от разрушающего воздействия волн и водных потоков

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для укрепления конусов мостов, путепроводов, откосов дорог, береговых линий, русел водоемов и т.п

Изобретение относится к строительству, а именно к строительным материалам, используемым при сооружении, реконструкции и ремонте автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, спортивных площадок, элементов дорожных покрытий, обочин и оснований, для армирования конструктивных слоев дорожной одежды

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при намыве плотин, дамб, хвостохранилищ

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в качестве селепроводящего канала

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении автомобильных дорог на слабых грунтах, а также при строительстве площадок
Наверх