Способ регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя

 

Использование: в авиадвигателестроении для газотурбинных двигателей высокоскоростных самолетов. Сущность изобретения: при дросселировании двухконтурного турбореактивного двигателя с камерой сгорания и турбиной в наружном контуре на бесфорсажных режимах увеличивают критическое сечение сопла при одновременном уменьшении проходной площади соплового аппарата турбины наружного контура. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 02 К 11/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 1553143/06 (22) 07,08.72 (46) 15.04,93. Бюл, ЬЬ 14 (71) Научно-производственное объединение

"Сатурн" им.А.М.Люльки (72) Н.С.Дембо (56) Патент Великобритании М 1069033, кл.

F 1 А 1966. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВУХКОНГУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к способам регулирования двухконтурных двигателей с турбиной и камерой сгорания во внешнем . контуре, предназначенных, главным обра зом, для высокоскоростных самолетов.

Цель изобретения — расширение диапазона дроссельных режимов, характерных

AocToslkHblM расходом воздуха через двигатель, Для осуществления этой цели на бесфорсажных режимах при уменьшении температуры в камере сгорания наружного контура уменьшают проходное сечение соплового аппарата и увеличивают критическое сечение сопла так, что степень сжатия компрессора низкого давления и его обороты поддерживают равными их значениям на максимальном бесфорсажном режиме, . При регулировании двигателя таким способом становится возможным при уменьшении температуры перед турбиной наружного контура сохранить постоянной суммарную мощность турбины низкого давлений и.турбины наружного контура за счет

„„5U„„1809149 А1 (57) Использование: в авиадвигателестрое-. нии для газотурбинных двигателей высокоскоростн ых самолетов. Сущность изобретения: при дросселировании двухконтурного турбореактивного двигателя с камерой сгорания и турбиной в наружном контуре на бесфорсажных режимах увеличивают критическое сечение сопла при од-. новременном уменьшении проходной площади соплового аппарата турбины наружного контура, 1 ил. увеличения степени расширения на обеих турбинах, Полная компенсация снижения температуры возможна при относительно малой степени расширения на максимальном бесфорсажном режиме — только в этом случае прирост степени расширения способен значительно увеличить мощности тур-, д бины.

Именно такая степень расширения характерна для турбины наружного контура.

Одновременно с раскрытием створок 0 сопла при уменьшении температуры в камере наружного контура уменьшают проход- фь ную площадь соплового аппарата, т.к. 0 последний оказывается переразмеренным и не может поддержать заданную степень сжатия компрессора низкого давления.

Отметим, что регулирование критического сечения сопла и положения сопловых аппаратов производится теми же регуляторами, что и на форсажных режимах — обороты компрессора низкого давления и его степень сжатия поддерживаются программным механизмом в зависимости от темпера1809149 туры торможения воздуха на входе в двигатель. Однако, в отличие от способа регулирования двигателя-прототипа регуляторы не отключаются на максимальном бесфорсажном режиме, а функционируют и на бесфорсажных режимах, B двухконтурном двигателе с турбиной в наружном контуре при степени двухконтурности на взлетном режиме m = 0,6 предлагаемый способ регулирования позволяет: — на крейсерском режиме при скорости полета, соответствующей М =2,5 на высоте

Н=11 км уменьшить минимальную относительную тягу (R =

)

Ввзлетн с 0,195 до 0,096 при увеличении величины относительного удельного расхода топлива (Суд) с 1,513 кг/кг.час до 1,595 кг/кг.час, что вполне допустимо; — на крейсерском режиме полета на высоте Н=11 км при М =0,8 минимальная относительная тяга при постоянном расходе уменьшается с 0,22 до 0,16 при одновременном улучшении экономичности с Суд = 1,15 кг/кг.час до С д = 0,87 кг/кг.час — на крейсерском режиме у земли (Н=О км) при скорости полета Mn=0;9 минимальная относительная тяга уменьшается с 0,83 до 0,6 при уменьшении удельйого расхода с

1,27 кг/кг.час, до 1,04 кг/кг.час, Предложенный способ регулирования может быть осуществлен не только в различных двигателях с.турбиной в наружном контуре; но также в двухконтурных двигателях с раздельными форсажными камерами и в одноконтурных двигателях. Однако, из-за больших исходных значений степени расширения на турбине в этих двигателях такое регулирование менее эффективно, На чертеже схематично изображено для примера устройство двухконтурного двига-. . теля, в котором регулирование осуществляется по предложенному способу.

Двигатель состоит из компрессора низкого давления 1, выход из которого соединен с внутренним и наружным каналами 2 и

3. Во внутреннем канале 2 последовательно установлены, компрессор высокого давления 4, камера сгорания 5, турбина высокого давления 6, жестко связанная с компрессором 4, и турбина низкого давления 7, жестко связанная с компрессором 1. На выходе из турбины 7 установлен переходник 8, в котором внутренний и наружный каналы перекрещиваются, причем выход из турбины 7 сообщен с диффузором 9, В.наружном канале за переходником 8 установлена камера сгорания 10 и турбина.

11 с поворотным сопловым аппаратом 12, жестко связанная с турбиной 7. Выход из турбины 11 и выход из диффузора 9 соединены с входом в форсажную камеру 13, на выходе из которой установлено сопло 14 с

5 регулируемым критическим сечением.

Привод механизмов, управляющих створками сопла 14 и соплового аппарата

12, осуществляется регуляторами 15 и 16, связанными с датчиками температуры воэ"0 духа на входе в двигатель 17, оборотов компрессора низкого давления 18 и степени сжатия этого компрессора 19.

Регулирование двигателя на бесфорсажных режимах производится следующим

"5 образом, При дросселировании двигателя,. работающего на максимальном режиме, ручкой управления двигателем уменьшается подача топлива в камеру 10 и, следовательно, температура передтурбиной 11, Это

20 приводит к уменьшению оборотов компрессора 1 и его степени сжатия, Регулятор 15 не допускает снижения оборотов ниже заданных на максимальном бесфорсажном режиме. Последние задают25 ся в функции температуры воздуха на входе в двигатель, которая замеряется датчиком

17. Обороты поддерживаются путем увеличения критического сечения сопла 14, Регулятор 16 не допускает снижения

30 степени сжатия ниже заданной на максимальном режиме в виде функции температуры воздуха на входе в двигатель. Степень сжатия поддерживается путем уменьшения проходной площади соплового аппарата 12.

35 Одновременное изменение площади критического сечения и соплового аппарата обес- . печивает подобный режим работы компрессора 1 и, следовательно, постоянство расхода воздуха через двигатель. Оборо40 ты компрессора 4 поддерживаются постоянным дозированием топлива в ка. меру 5.

Регуляторы 15 и 16 перестают функционировать при уменьшении площади сопло45 вого аппарата 12 до минимального значения — при установке на упор, Положение упора назначается, исходя из максимального значения коэффициента приведенной скорости на выходе из турбины низкого давления 7.

50 . Дальнейшее дросселирование послеустановки corinoaoro аппарата на упор производится, как в двигателе-прототипе и в двухконтурных двигателях обычных схем,— с уменьшением расхода воздуха через дви55 гатель. При этом камера 10 полностью выключается, сопловые аппараты и критическое сечение сопла фиксируются в

I положении минимальной площади. Умень- шение тяги производится ручкой управления двигателем путем уменьшения подачи

1809149 топлива в камеру 5. Увеличение тяги двигателя производится в обратном порядке.

Составитель Н.Дев.бо

Редактор В.Трубченко Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор А.Мотыль

Заказ 1272 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

В

Регулирование двигателя на форсажных режимах при переменной температуре форсажа производится при одновременном функционировании четырех регуляторов, поддерживающих заданные в функции температуры воздуха на входе в Двигатель законы изменения оборотов компрессора

1, его степени сжатия, температуру газа перед турбинами 6 и 10.

Формула изобретения

Способ регулирования двухконтурнога турбореактивного двигателя путем изменения проходной площади соплового аппара5 та турбины наружного контура и критического сечения сопла, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения диапазона работы двигателя с постоянным расходом воздуха, уменьшают проходное

10 сечение соплового аппарата и увеличивают критическое. сечение сопла для поддержания числа оборотов компрессора низкого давления равным их значению на максимальном бесфорсажном режиме.

Способ регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя Способ регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя Способ регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано для получения плазмы в магнитогидродинамических генераторах

Изобретение относится к ракетной технике , более конкретно к пожаровзрывопредупреждению в хвостовых отсеках жидкостных ракет

Мотор-винт // 2102280
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции двигателей внутреннего сгорания и авиационных винтов

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к реактивным-роторным двигателям и может широко применяться во всех отраслях народного хозяйства, взамен поршневых двигателей

Изобретение относится к разновидности реактивных авиационных двигателей, а именно к роторно-реактивным

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей, а именно к транспортным - роторным двигателям, и может в качестве силовой установки широко применяться на всех видах транспортных средств

Изобретение относится к энергомашистроению и касается усовершенствования газовой турбины внутреннего сгорания

Изобретение относится к области авиационного и космического двигателестроения
Наверх