Опора скольжения

 

Сущность изобретения: опора выполнена в виде размещенной в корпусе цапфы вала, которую обхватывает втулка с тремя симметрично расположенными прорезями с каждой стороны, причем прорези с одной стороны втулки смещены относительно прорезей другой стороны на угол 60°. На внешних сторонах секторов образованных прорезями, выполнены выступы, которые контактируют с конусными втулками, размещенными в корпусе. Конусные втулки поджаты к выступам с помощью пружин, закрепленных в корпусе с помощью колец с резьбой, в результате чего создается контакт между секторами втулки и цапфой вала в трех точках с каждой стороны втулки. Для подбора необходимой жесткости секторов и ее согласования с жесткостью пружины на наружной цилиндрической поверхности секторов выполнены канавки. Обеспечивается постоянная радиальная жесткость в процессе эксплуатации. 1 з.п, ф-лы, 2 ил, ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Г 16 С 17/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОспАтент сссР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

1 (21) 5018399/27 (22) 23.12,91 (46) 23.05,93. Бюл. М 19 (71) Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр точной механики" (72) В.Б.Бальмонт, В.П,Виноградов, А.Н,Криворучко и Г.С.Крылов (73) Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр точной механики" (56) Авторское свидетельство СССР

N 1564422, кл. F 16 С 17/02, 1990. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Сущность изобретения: опора выполнена в виде размещенной в корпусе цапфы вала, которую обхватывает втулка с тремя симметрично расположенными прорезями с. Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности, к подшипникам скольжения и может найти . применение в различных узлах трения, Цель изобретения — обеспечение постоянной радиальной жесткости опоры скольжения в процессе ее эксплуатации.

Указанный результат достигается тем, что опора скольжения содержит корпус, цапфу вала и охватывающую ее втулку, выполненную с прорезями с обеих сторон, при этом на внешней стороне втулки соответственно разрезанным секторам выполнены выступы, контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок, установленных с торцов опоры и снабженных средством их осевого перемещения, на наружных цилиндрических поверхностях. Й2 1817821 АЗ каждой стороны, причем прорези с одной стороны втулки смещены относительно прорезей другой стороны на угол 60", На внешних сторонах секторов образованных прорезями, выполнены выступы, которые контактируют с конусными втулками, размещенными в корпусе, Конусные втулки поджаты к выступам с помощью пружин, закрепленных в корпусе с помощью колец с резьбой, в результате чего создается контакт между секторами втулки и цапфой вала в трех точках с каждой стороны втулки. Для подбора необходимой жесткости секторов и ее согласования с жесткостью пружины на наружной цилиндрической поверхности секторов выполнены канавки. Обеспечивается постоянная радиальная жесткость в процессе эксплуатации. 1 з.п, ф-лы, 2 ил, секторов выполнены канавки, а прорези, выполненные на одной стороне втулки, смещены относительно прорезей другой стороны на угол 600. Отличительными признаками заявляемог0 изобретения от прототипа являются снабжение наружных цилиндрических поверхностей секторов канавками и смещение прорезей с одной стороны втулки относительно прорезей, выполненных с другой стороны, на угол 60 .

Кроме того, к числу отличительных признаков следует отнести и выполнение средства осевого перемещения конусных втулок— втулки выполнены бее резьбы, а в корпусе жестк4 закреплены кольца с размещением между мими и конусными втулками пружин.

Создание контакта между выступами и внутренними поверхностями vîíóñíûõ втулок в

1817821 трех точках по окружности обеспечивает одинаковое усилие в точках контакта и оптимизирует жесткость конструкции, поскольку, как известно, треугольник являетоя . наиболее "жесткой" фигурой, обеспечивающей статическую определенность. Смещение же прорезей с одной стороны втулки по отношению к прорезям другой стороны на угол 60 приводит соответственно и к смещению точек контакта. В результате возни- 10 кает смещение одного "треугольника " относительно другого, что позволяет при том же количестве точек контакта более равномерно распределить их в пространстве, что соответственно приводит к более равно- "5 мерному распределению нагрузок на точки контакта и соответственно позволяет сохранить постоянную радиальную жесткость опоры в процессе эксплуатации, Выполнение канавок на наружных цилиндрических 20 поверхностях секторов позволяет согласо.вать жесткость секторов и жесткость пру>кин, поджимающих конусные втулки и обеспечить необходимое усилие в точках контакта, создавая тем самым необходимую 25 радиальную жесткость опоры. Выполнение средства осевого перемещения конусных втулок путем их перемещения йод воздействием пружины, опирающейся на жестко . закрепленное кольцо, позволяет стабилизи- 30 ровать радиальную жесткость опоры не зависимо от износа пары трения цапфа вала— втулка;

На фиг. 1 показан продольный разрез опоры; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Опора скольжения содер>кит цапфу 1 вала, охватывающую его частично разрезанную подшипниковую втулку 2 с выступами 3, например, зачеканенными стальными шариками и зажимные конусные втулки 4, 40 размещенные в корпусе 5, Прорези по три с каждой стороны втулки выполнены симмет. рично с образованием деформируемых сек. торов 6. При этом прорези с одной стороны втулки смещены относительно прорезей с 45 другой стороны на угол 60 . В корпусе 5 размещены пружины 7, взаимодейотвующие с конусными втулками 4 и жестко закрепленными в корпусе, например, с помощью резьбы кольцами 8. На наружных 50 цилиндрических поверхностях секторов 6 выполнены канавки 9.

Опора работает следующим образом;

При вкручивании в корпус 5 колец 8 с наружной резьбой происходит сжатие пру- 55 жин 7 и передача осевого усилия на торцы конусных втулок 4, которые преобразуют это усилие в давление на выступы (в данном примере — шарики) 3, что вызывает в свою очередь сложный изгиб секторов 6 подшипниковой втулки 2 и обеспечивает их контакт с цапфой вала 1. Возникающий в трех точках контакт вал — втулка обеспечивает беззазорность соединения и его высокую жесткость, а также пространственную стабильность вала при его вращении. Серповидный проф- . иль зазора между секторами 6 и цапфой вала 1 согласуется с направлением вращения вала, обеспечивая эффективный режим смазки пары трения. Возможный износ пары трения компенсируется поджатием секторов 6 пружиной 7 через конусные втулки

4 и выступы 3. С помощью упомянутых пру- . жин 7 и колец 8 осуществляется регулировка момента сопротивления вращению вала за счет изменения давления на выступы 3 со стороны конусных втулок 4 путем перемещения по резьбе колец 8. Подбор жесткости секторов 6 осуществляется эа счет выполнения цилиндрических канавок 9 на Наружных поверхностях секторов 6. Размер и место выполнения канавок определяется расчетным путем, исходя из механических характеристик материала втулки. 3а счет предлагаемого конструктивного выполне- . ния опоры скольжения обеспечивается стабильность радиальной жесткости опоры в процессе эксплуатации, что подтверждается проведенными сравнительными испытаниями опор скольжения, выбранной в качестве прототипа и заявляемой, Формула изобретения . 1, Опора скольжения, содержащая корпус, цапфу вала и охватывающую ее втулку, выполненную с прорезями с обеих сторон, на внешней стороне которой соответственно разрезанным секторам выполнены выступы, контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок; установленных с торцов опоры и снабженных средством их осевого перемещения, о т л и ч аю щ а я с я тем, что прорези одной стороны втулки смещены относительно прорезей другой стороны на угол 600, а на наружных цилиндрических поверхностях секторов выполнены канавки, 2. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что средство осевого перемещения конусных втулок выполнено в виде пружины, размещенной между втулкой и закрепленным жестко в корпусе кольцом.

Фсг P.. и

Составитель B. Бальмонт

Техред М.Моргентал Корректор A. Мотыль

Редактор

Прораеодстеенно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уа.ГГаатгарина, 101

Заказ 1739 Тираж . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования подшипникового узла баллера руля

Изобретение относится к машиностроению , точнее к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх