Фрикционный вариатор

 

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ6ЛИК (sl)5 F 16 Н 15/04

1) 4931498/28

2) 25.04.91

6) 30.08,93, Бюл. М 32 l) Акционерное общество "КамАЗ"

2) Н.П.Данилов, Э.M.Ãîö, Ю.Н.Юрченко,,А.Погожих, В,П.Гамага и В.А.Мартиросян

6) Мальцев В.Ф. Механические импульсе передачи, М.: Машиностроение, 1978, с.

-20, рис, 15.

Авторское свидетельство СССР

1495551, кл. Р 16 Н 15/04, 1976.

4) ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР

7) Использование: машиностроение, перечи с бесступенчато изменяемым передачным отношением, приводы машин, ансмиссии автомобилей и тракторов. щность изобретения: фрикционный вариор содержит две ступени, внешние аоос. e валы которых являются ведущим и

1

Изобретение относится к машиностроен ю, в частности к передачам с бесступенчат изменяемым передаточным отношением, и может быть использовано в приводах маин и автотракторной технике, Цель изобретения — повышение надежн сти работы вариатора на различных обор тах приводного двигателя и расширение д апазона передаточного от ношения.

На фиг. 1 показан фрикционный вариат р; на фиг, 2 — один иэ дисков с и эами; на фиг. 3- кривошипы с пластинами и фрикционные диски на ведомом валу.

Вариатор содержит первую ступень 1, в орую ступень 2, ведущий вал 3 и ведомый в л 4. Каждая ступень содержит три кривош, па 5 П-образного вида, на которых заÄÄ5U „, 1837131 А1 ведомым валами всего вариатора, промежуточный блок, который может перемещаться между валами в поперечном направлении для изменения передаточного отношения от

3,85 до 1/3,85. Вариатор имеет диски с радиальными пазами, кривошипы с фрикционными пластинами, последовательно прижимающимися к фрикционным дискам ступеней в процессе работы воздействием на них нажимных колец. Наклон нажимных колец изменяется в зависимости от перемещения промежуточного блока. Кривошипы снабжены двумя коренными подшипниками и благодаря этому вариатор выдерживает повышенные у ловые ускорения кривошипав при повышенных оборотах приводного двигателя, достигая этим требуемую надежность в тяжелых случаях применения таких, «ак трансмиссии транспортных средств. 3 ил. креплены фрикционные пластины 6. Кривошипы 5 посредством вращательно-поступательных пар связаны с пазовым диском?.

Блок пазовых дисков 7 может смещаться в поперечном направлении посредством ходового винта (на эскизе не показан) для изменения передаточного отношения. На кривошипах 5 расположены сферические подпятники 8, которые взаимодействуют с наклонными нажимными кольцами 9, снабженными подвижными опорными шарнирами 10. Для изменения наклона колец 9 (в процессе изменения передаточного отношения) вариатор снабжен силовыми рычагами 11, На корпусе 1 и 2 ступени вариатора диаметрально противоположно установлены блоки нажимных пружин 12, которые

1837131 прижимают кольца 9 к сферическим подпятникам 8 и усилие распространяется на сжатие фрикционных пластин 6 с дисками 13, попавших в рабочую зону. Сечения пластин и дисков на фиг.1 изображены условно и s соответствии с правилами графики.

Фрикционный вариатор работает следующим образом.

Г1ри вращении ведущего вала 3. кривошипы 5 первой секции по очереди передают 10 нагрузку в зависимости от прижатия очередных пластин 6 к дискам 13 при помощи наклонного нажимного кольца 9. Далее момент передается кривошипами на блок пазовых дисков 7. Момент во второй степени передается аналогичным образом, но в обратном порядке, при смешении блока пазовых дисков 7 в крайнее нижнее положение, передаточное число вариатора равно 3,85.

В этот момент кольцо 9 второй ступени име- 20 ет наибольший угол отклонения от плоскости, перпендикулярный оси вала 4.

При противоположном смещении блока пазовых дисков 7 (вверх) передаточное число вариатора равно 1/3,85, Кольцо 9 теперь 25 первой ступени имеет наибольшее отмеченное отклонение. Общий диапазон передаточного отношения описанного вариатора

14,8. Когда блок пазовых дисков 7 выставлен соосно осям валов 3 и 4, вариатор рабо- 3О тает в режиме прямой передачи. Благодаря двум коренным подшипникам в каждом кри.вошипе они хорошо стабилизированы от инерционных колебаний вокруг оси, перпендикулярной оси валов вариатора. Исклю- 35 чается износ периферийных направляющих кривошипа, как это возможно в прототипе, Этим повышается надежность. Изменение угла наклона нажимных колец 9 позволяет сохранить угол между нажимной плоско- 40 стью кольца и осью сферических подпятников 8 постоянным и оптимальным (около 1 ) независимо от расстояния между соседними кривошипами в момент перекрытия передающего усилия. 45

Вариатор работает в масле.

Формула изобретения

Фрикционный вариатор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, кулисный преобразующий механизм, кулиса которого выполнена в виде диска с пазами, кривошипы, на которых шарнирно закреплены кулисные камни, взаимодействующие с соответствующими пазами, средство передачи движения, состоящее из фрикционных пластин и взаимодействующих с ними сферических подпятников, установленных на кривошипах, фрикционных дисков, периодически взаимодействующих с фрикционными пластинами, и нажимного кольца, периодически взаимодействующего со сферическими подпятниками, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности в работе вариатора на различных оборотах приводного двигателя и расширения диапазона передаточного отношения, вариатор снабжен дополнительными кулисным преобразующим механизмом, кривошипами и средством передачи движения, аналогичными основным, двумя блоками нажимных упругих элементов, взаимодействующими каждый с соответствующим нажимным кольцом и установленными диаметрально противоположно, и двумя подвижными опорными шарнирами, кривошипы выполнены П-образными с двумя коренными подшипниками каждый и шарнирно установлены основные — на ведущем валу, а дополнительные — на ведомом, диски кулисных механизмов жестко связаны между собой и установлены с возможностью поперечного смещения, пазы дисков расположены напротив друг друга, основные фрикционные диски установлены на ведущем валу, а дополнительные — на ведомом, а нажимные кольца установлены на подвижных опорных шарнирах и кинематически связаны с дисками кулисных механизмов посредством силовых рычагов.

1837131

1837131

Фиг» 3

Составитель М.Вавилов

Техред M,Mîðråíòàë Корректор A.Kîçîðèç

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 2858 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, 4/5

Фрикционный вариатор Фрикционный вариатор Фрикционный вариатор Фрикционный вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым фрикционным передачам, и может найти применение в приводах различных машин и механизмов

Изобретение относится к приборостроению, а именно к специальным средствам защиты приборов от динамических нагрузок, обеспечивающим угловую стабилизацию их относительно места установки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к передачам с бесступенчато изменяемым передаточным отношением, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам для преобразования вращательного движения

Изобретение относится к области механических передач и может быть использован в качестве элемента трансмиссии в технологическом оборудовании, транспортных, грузоподъемных и сельскохозяйственных машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в устройствах, преобразующих одно движение в другое

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бесступенчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для бесступенчатого изменения скорости вращения приводного вала

Вариатор // 2011070
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам вращательного движения с изменением передаточного числа оборотов в автомобилях

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в передачах для изменения скорости ведомого звена, например в дозаторах или насосах перистальтического действия
Наверх