Способ контроля герметичности дренажных клапанов топливных баков космических аппаратов

 

Использование: измерение негерметич- . ности дренажных клапанов топливных баков двигательных установок космических аппаратов. Сущность: на вход клапана подают контрольный газ под давлением. Одновременно создают снаружи дренажного трубопровода в месте его повышенной негерметичности давления технического газа, равное давлению в трубопроводе. Поддерживают давления снаружи и внутри дренажного трубопровода равными по мере повышения давления контрольного газа внутри трубопровода. Негерметичность определяют , измеряя повышение давления в трубопроводе за заданный промежуток времени , 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е С К ИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 G 01 М 3/02

Г СУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

В ДОМСТВО СССР (Г СПАТЕ HT СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Kj АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1) 3118605/28 (2) 20,06.85

6) 30.08,93. Бюл; Q 32

1) Головное конструкторское бюро Научно-проводственного обьединения им. С.П.Королева

2) Э.В.Щербаков, Л,В.Липняк и Н.Г.Панов

6) 1. OCT 92-1527-79. Контроль герметичности изделий с применением масс-спектрометрических гелиевых течеискателей. методы испытаний.

2. ОСТ 92-4291-75. Методы гидравлических и пневматических испытаний иэделий 1а прочность и герметичность, с. 10-25.

3. Там же, с. 18-20.

4. Производственная инструкция

1Ф615 Ин-101А15 ГКБ НПО иЭнерия"> (4) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕ РМЕТИЧ НО ТИ ДРЕНАЖНЫХ КЛАПАНОВ ТОПЛИВ 1ЫХ БАКОВ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения величины негерметичности дре)

1 нажных клапанов топливных баков двигаельных установок (ДУ) космических ппаратов (КА) при подготовке к пуску.

Контроль герметичности дренажных клапанов топливных баков ДУ КА имеет важое значение, Через дренажные клапаны на аключительном этапе наземной подготови и в полете сбрасывается излишнее избыочное давление паров компонентов оплива (например, жидкого кислорода и р.). Однако в случае негерметичности укаанных клапанов через них Mo>KQT утечь знаительная часть компонентов топлива, что,, Ж 1837179 А1 (57) Использование: измерение негерметич. ности дренажных клапанов топливных баков двигательных установок космических аппаратов. Сущность: на вход клапана подают контрольный газ под давлением. Одновременно создают снаружи дренажного трубопровода в месте его повышенной негерметичности давления технического газа, равное давлению в трубопроводе. Поддерживают давления снаружи и внутри дренажного трубопровода равными по мере повышения давления контрольного газа внутри трубопровода. Негерметичность определяют, измеряя повышение давления в трубопроводе эа заданный промежуток времени, 1 ил. ведет к невыполнению программы или даже к потере КА в полете. Поэтому необходимо своевременно, непосредственно перед заправкой ДУ компонентами топлива, выя- Ю вить негерметичность дренажных клапанов Од по седлу, что может быть обеспечено за счет автономного контроля герметичности каж- а дого клапана в составе КА, Это обеспечивает возможность проведения оперативного ремонта ДУ, например, путем замены клапана, Цепью изобретения является обеспечение контроля герметичности дренажного клапана, дренажный трубопровод которого имеет повышенную негерметичность в месте прохода через обводы КА.

1837179

Способ осуществляется с помощью устройства, схема которого изображена на чертеже;

Контролируемый дренажный клапан 1 со стороны входа сообщен с топливным баком 2. Бак 2 имеет клапан 3, предназначенный для заполнения бака и сообщенной с ним входной полости клапана 1 топливом или контрольным газом. Выходная полость клапана 1 с помощью бортового дренажного трубопровода 4 выведена за обводы КА через бортовую колодку 5 в его корпусе 6.

Трубопровод 4, имеющий разъемное соединение 7, с помощью наземной (сбрасываемой перед пуском) колодки 8 и наземного продолжения дренажного трубопровода 9 соединен с манометром 10, по которому производится измерение давления в объеме дренажного трубопровода. Вентиль 11 находится в закрытом положении.

При дистанционном сбрасывании наземной колодки 8 дренажный трубопровод расстыковывается по стыку 7. Стык представляет собой вышеупомянутое место в дренажном трубопроводе с повышенной негерметичностью., Полость 12 между колодками 5 и 8 на время контроля герметичности дренажного клапана герметиризуется кольцевой местной камерой 13; Через колодку 8 пропущен трубопровод 14, один конец которого открыт в полость 12, образованную внутри кольцевой камеры 13. Другой конец трубопровода 14 через электроуправляемый пневмоклапан (ЭПК) 15 соединен с источником сжатого газа. Трубопровод 14 соединен также с полостью 16 дифференциального датчика 17 давления, отделенной мембраной

18 от полости 19 датчика 17. Полость 19 соединена с дренажным трубопроводом 9, Датчик 17 реагирует на повышение давления в полости 12 по сравнению с давлением в дренажном трубопроводе 9 и выдает соот ветствующий сигнал в блок 20 управления, который, в свою очередь, подает команду на открывание Э П К 15.

В момент выравнивания давлений в полости 12 и трубопровода 9 сигнал с датчика

17.пропадает и блок 20 подает команду на закрытие ЭПК 15. Таким образом поддерживается постоянное равенство давлений в полости 12 и трубопроводе 9, Возможно проведение операций по поддержанию указанного равенства давлений с помощью других устройств или вручную.

Работа по предлагаемому способу проводится следующим образом.

Бак 2 и сообщенную с ним входную полость контролируемого клапана 1 заполняют через клапан 3 контрольным газом до испытательного давления, Измеряют начальное давление Рн в трубопроводе 9 по манометру 10.

Если имеет место негерметичность клапана 1 по седлу, то в сообщенных трубопроводах 4 и 9 начинает повышаться давление.

В этом случае по сигналу датчика 17 и команде блока 20 путем многократного откры10 вания и закрывания ЭПК15 в полости 12 и трубопроводах 4 и 9 постоянно поддерживается равное давление. Таким образом, разгружается от перепада давлений разъемное соединение 7, имеющее повышенную негерметичность, и его негерметичность перестает влиять на картину изменения давления в дренажных трубопроводах 4 и 9, которая определяется только негерметичностью клапана 1. Через фиксированный ин20 тервал времени Лт по манометру 10 измеряют конечное давление Р„, Зная величину объема V трубопроводов 4, 9 и сообщенных с ними полостей манометра 10, генерметичность 0 клапана 1 определяется по формуле

0 — V

Лт

Предлагаемый способ. обеспечивает контроль герметичности дренажных клапанов топливных баков, дренажный трубопровод которых имеет повышенную (сотни или тысячи раз) негерметичность по сравнению с негерметичностью контролируемого дренажного клапана. Упрощается процесс и оборудование для контроля.

Формула изобретения

Способ. контроля герметичности дре40 нажных клапанов топливных баков космических аппаратов, заключающийся в том, что подают на вход клапана контрольный газ под давлением и измеряют повышение давления в дренажном трубопроводе за задан45 ный промежуток времени, по которым определяют негерметичность, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения технологических воэможностей путем обеспечения контроля клапанов, дренажные

50 трубопроводы которых имеют повышенную негерметичность в месте прохода через обводы космического annapara, одновременно с подачей контрольного газа создают .снаружи дренажного трубопровода в месте

55 его повышенной негерметичности давление технического газа, равное давлению в трубопроводе, и поцдерживают их равными по мере повышения давления контрольного газа внутри трубопровода.

1837179

nmiu ф 7Я

Корректор М. Самборская

Заказ 2860 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/б

Производственно-издательский комбинат Патфнт", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Редактор — 4 — ——

Составитель И. Лучева

Техред М.Морге тая

Способ контроля герметичности дренажных клапанов топливных баков космических аппаратов Способ контроля герметичности дренажных клапанов топливных баков космических аппаратов Способ контроля герметичности дренажных клапанов топливных баков космических аппаратов 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к технике течеискания и позволяет расширить диапазон выявляемых течей и снижения удельных затрат при сохранении надежности

Изобретение относится к области испытаний изделий на герметичность, а именно к способам испытания на герметичность соединений трубопроводов, работающих с протоком высокотемпературного газа

Изобретение относится к области контроля герметичности изделий и может быть использовано для контроля и оценки герметичности газонаполненного и запаянного (ампулизированного) изделия

Изобретение относится к криовакуумной технике, в частности к способам испытаний вакуумных систем на герметичность

Изобретение относится к контрольно-испытательной технике и может быть использовано для автоматического контроля герметичности изделий сжатым воздухом в серийном и массовом производстве, например запорных кранов газовой плиты

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытательной технике

Изобретение относится к области контроля герметичности изделий, в частности к контролю герметичности при изготовлении малогабаритных моноблочных газовых лазеров, использующих для соединения элементов конструкции способ оптического контакта

Изобретение относится к средствам испытания устройств на герметичность с помощью жидких или газообразных веществ или вакуума
Наверх