Устройство управления ступенчатой коробкойпередач

 

О П И С А Н И Е 1959ÎÇ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советсиия

Социалистических

Республик

1 1тс1;Си ЮЛИ Ф Я

Х АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ПЗВ. T3iN780ГГХЬИ ЕСКАФ

Зависимое от авт. свидетельства №

g3 г 1110ТЕ1

63с, 20/01

Заявлено 02, IX.1964 (№ 919516/27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 04.V.1967. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 19Х11.1967

МПК В 62т1

УДК 629.113:621.838.2 (088.8) Комитет пп делам изобретений н открытий при Совете Министров

"I CP

Авторы изобретения

Б. С. Поспелов и Ю, Д. Папин

Заявитель

Горьковский автомобильный завод

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ

ПЕРЕДАЧ

Известны устройства управления ступенчатой коробкой передач, преихтущест33ен3то автомобиля, содержащие: у становленный в крышке коробки рычаг переключения передач, продольно перемещающийся в направляющей втулке с наружной сферической поверхностью; вкладыш с внутренней сферической поверхностью, сопрягаемой со сферической поверхностью на правляющей втулки рычага; концентричную рычагу переключения передач коническую пружину, закрепленную концевым витком малого диаметра на рычаге переклк>чения передач, а концевым витком большого диаметра — в кольцевом опорном элементе крышки, Особенностью описываемого устройства является то, что кольцевой опорный элемент, выполненный, например, в виде канавки в крышке, расположен в плоскости, наклонной к оси рычага в его нейтральном положении.

Такое выполнение опорного элемента упрощает конструкцию устройства.

На фиг. 1 изображено устройство управления ступенчатой коробкой передач, продольныи разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, разрез по

Б — Б на фиг. 1.

В крышке 1 размещено устройство управления коробкой передач (на чертеже не показана), четыре перечачи которой включаются с помощью двух скользящих муфт, а передача заднего хода — с помощью промежуточно3о рычага, перемещающего пгразнтную шестерню.

5 В отверстиях крышки 1, параллельных продольной оси коробки передач, расположены: шток 2 включения заднего хода, шток 8 включения третьей и четвертой передач и шток 4 вк-;ro re 3i;я первой и сторой передач. Штоки

10 могут перемещаться вдоль отверстий.

С одной стороны на консольных концах штоков 2, 8 и 4 стопорными винтами б, б и 7 еподвижно закреплены соответствующие штокам вилки 8, 9 и 10. С другой стороны

15 также неподвижно стопорными винтами 11, 12, 18 закреплены втулки 14, 15, 1б.

Перемещению вперед или назад штоков

8 и 4 с вилками 9, 10, сочлененными со сколь2Q зящими муфтами, соответствует включение передач переднего хода и перемещеншо назад штока 2 с вилкой 8, сочлененной с промежуточшям рычагом, соответствует включение передачи заднего хода, 25 В устройстве предусмотрены фиксаторы, гыполнеиные I3 виде канавок íà штоках 2, 8 и

4, r3 которые входят шарики 17 с пружинами

18, размещенными в соответствую цих отверстия., в крышке 1 Il поджпх3аемыми резьбовы30 мп пробками 19.

195903

Зо

40

Предусмотрен-! также установка замка, препятствующего перемещению любых остальных штоков,,когда один из штоков выведен из положения, соответствующего нейтрали в коробке передач, во избежание одновременного включения двух и более передач.

Замок выполнен в виде других канавок на штоках 2, 8 и 4, отверстия в штоке 3 для размещения плунжера 20 и двух других плунжеров 21, установленных между штоками 2, 3 и

8, 4 в сквозном отверстии, в котором располагаются шарики 17 и пружины 18.

При включенной любой передаче плунжеры

21 заходят в канавки двух других штоков и препятствуют их перемещению, чем и обеспечивается запорное действие замка.

В приливе крышки, выполненном в перпендикулярной плоскости осей отверстий под штоками 2, 8 и 4, размещается вкладыш 22 с внутренней сферической поверхностью, куда наружной сферической поверхностью входит направляющая втулка 23. Во втулке имеется сквозное отверстие, и которое входит рычаг

24 переключения передач, и паз 25, куда входит гладкая часть винта 26, проходяще.о через боковое отверстие во вкладыше. Таким образом, винт удерживает вкладыш о;- любого перемещения в крышке и н»правляющу.о втулку от проворачивания в плоскости, перпендикулярной оси отверстия.

В рычаге переключения передач имеется отверстие, в которое вставляется гитифт 27.

Штифт выступающими концами входит в пазы

28 втулки, удерживает рычаг переключения передач от проворачивания и ограничивает перемещение его вниз. В нижней части рычага сделана кольцевая канавка, в которой размещено стопорное кольцо 29, удерживающее тарелку 30 от перемещения вниз, вдоль рычага. Между направляющей втулкой и тарелкой находится в сжатом состоянии цилиндрическая пружина 31, удерживающая рычаг в нижнем положении при упоре штифта

27 в торец пазов направляющей втулки.

Направляющая втулка прижимается к вкладышу конической пружиной 82, концевым витком большого диаметра упирающаяся в крышку, а концевым витком малого диаметра — в тарелку 83, установленную на направляющей втулке и удерживаемую стопорным кольцом 84. Тарелка 88 своей цилиндрической частью закрывает пазы 28, препятствуя выпаданию штифта 27 из отверстия рычага.

Рычаг переключения передач нижним концом, выполненным в виде шарового сегмента

85, заходит в пазы 86, 87 и 88, сделанные в соответствующих втулках 14, /5 и 16, причем в положении штоков 2, 8 и 4, соответствующем нейтрали в коробке передач, оси симметрии пазов ле>кат В нлоскос! и выбОр» хода, проходящей через центр качания рыч-!;».

Пазы 87 и 88 сделаны таким ооразом. что при нижнем положении рычага его нижний конец беспрепятственно заходит в них, а паз

86 сделан ближе к центру качания рычага переключения передач, и нижний конец его не может попасть в этот паз, причем поверхность 89 втулки 14 служит жестким упором.

Чтобы рычаг ввести в паз 86, нужно поднять его в отверстии направляющей втулки, преодолев сопротивление цилиндрической пружины 81, до упора тарелки 80 в направляющую втулку и, освободив рычаг от упора поверхность 39, повернуть его вокруг центра качания в плоскости выбора хода. При вкгпоченной передаче заднего хода от действия цилиндрической пружины 81 через рычаг переключения передач на «тулку 14 возникает момент, стремящийся поьернуть втулку, шток 2 и вилку 8 относительно оси этоп> штока. Во избежание нарушения работы устройства и» вилке 8 сд"лан выступ 40, упирающийся в шток 3, который воспринимает этот момент и тем самым препятствует повороту упомянутых деталей.

Коническая пружина 32 поджимает направляющую втулку к сферическои поверхности вкладыша 22 и, кроме того, удерживает рычаг переключения передач в положении выбора хода в пазу 87 штока 8 включения третьей и четвертой передач благодаря тому, что при этом положении рычага кольцевой опорный элемент под пружиной 82 на крышке наклонен относительно оси рычага в его нейтральном йоложении, и пружина 82 вследствие этого сжимается в плоскости выбора хода неравномерно. Более сжатая часть пру>кипы создаст и большее усилие, направленное так, чтобы выравнять нагрузку сжатия по периметру о нований пружины.

Предмет изобретения

Устройство управления ступенчатой коробкой передач, преимущественно автомобиля, содержащее установленный в крышке коробки рычаг переключения передач, продольно перемещающийся в направляющей втулке, имеющей наружную сферическую поверхность, вкладыш с внутренней сферической no,ppxío"Tbþ, сопрягаемой со сферической поверхностью направляющей втулки рычага переключения передач, концентричную рычагу переключения передач коническую пружину, закрепленную концевым витком малого диаметра на рычаге переключения передач, а концевым витком большого диаметра — в кольцевом опорном элементе крышки, отличаю иееся тем, что. с целью упрощения кон трукции, кольцевой опорный элемент, выполненный, например, в виде канавки в крышке, расположен в плоскости, наклонной к оси рычага в его нейтральном положении.

19S903 с

Ц

З

Ч

Ч

Составитель Э. Б. Жарикова

Редактор Л. В. Калашникова Техрс;, Т. П. Курнлко Корректоры: А. А. Король и О. Б. Тюрина

Заказ 2097/!3 Тира к 535 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва. Центр, пр. Серова, д. 4

Тнп<трафия, по. Сапунова, 2

Устройство управления ступенчатой коробкойпередач Устройство управления ступенчатой коробкойпередач Устройство управления ступенчатой коробкойпередач Устройство управления ступенчатой коробкойпередач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электрическим ручным перфораторам и сверлильным машинам, применяемым в строительстве, в геологоразведочных и буровзрывных работах

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройству и способу блокировки переключения многоскоростной коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами

Изобретение относится к устройствам индикации включенной передачи в механических коробках передач автомобилей

Изобретение относится к устройствам переключения ступеней в трансмиссии транспортных средств
Наверх