Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания

 

(19) RRU U(11) (51) 5 FOI ХЗ 28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4950632/06 (22) 26.06.91 (46) 30.10.93 Бюл. Йа 39-40 (71) Алтайский политехнический институт имИИ.Ползунова (72) Давыденко ДВ.; Матиевский Дд; Новоселов

АЛ„Пыжанкин Г.В.; Свистула АЕ (73) Алтайский политехнический институт им.И.И.Ползунова (54) НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГА308 ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Использование: машиностроение, двигатели внутреннего сгорания, устройства для очистки отработавших газов. Сущность изобретения: выходная решетка каталитического реактора нейтрализатора вьеолнена в виде гофрированного пористого стакана покрытого активированным наполнителем, размещенного на цилиндрическом участке выходного патрубка и образующего вторую ступень очистки. Нижняя ло потоку газа торцевая стенка корпуса расположена наклонно относительно входной решетки реактора и связана с входным патрубком. Стакан выполнен коническим и связан с выходным патрубком резьбовым соединением, гофры стакана выполнены в виде резьбы с крупным шагом, расположенной на его внешней и внутренней поверхностях В корпусе нейтрализатора может быть размещен конический удлинитель, верхняя часть которого снабжена отверстиями и выполнена заодно с входной решеткой ло всей ее длине, а нижняя — заодно с нижней торцевой стенкой корпуса ло всей его длине. Предусмотрена возможность подачи во внутреннюю полость гофрированного стакана аммиака через зжектирующее солло. 3 злфлы. 4 ил.

2002078

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для очистки отработавших двигателей внутреннего сгорания.

Известны каталитические нейтрализаторы отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, содержащие каталитический реактор с входными и выходными решетками, имеющими QTBBpcTl и заполненные катализатором на носителе, работающем в режиме псевдосжиженного слоя.

Недостатком таких нейтрализаторов является то, что, во-первых, слой катализатора создает повышенные противодавления и тем самым приводит к снижению мощности двигателя на 8...10%, во-вторых, затруднена возможность размещения второй ступени очистки по причине "вспучивания" катализатора на носителе в результате псевдосжижения.

Известны также нейтрализаторы отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, содержащие последовательно установленный циклон и реактор с входной и выходной решетками, между которыми размещен псевдосжижаемый слой катализатора на носителе, подсоединительный патрубок, Такие нейтрализаторы создают значительные противодавления, что приводит к снижению мощности двигателей на

10...12% и увеличению расхода топлива, кроме того, затруднено размещение второй ступени очистки с достаточно развитыми поверхностями катализаторов, Целью изобретения является повышение эффективности очистки и снижение противодавления.

Поставленная цель достигается тем, что в нейтрализаторе, ссдержащем входной и выходной патрубки, каталитический реактор с псевдосжиженным слоем нейтрализатора на носителе с образованием ступени очистки отработавших газов, согласно изобретени,о выходная решетка выполнена в виде гофрированного пористого стакана, который установлен на цилиндрическом участке выходного патрубка с образованием второй ступени очистки, причем стенки гофрированного стакана насыщены активным наполнителем, а нижняя стенка реактора выполнена с уклоном относительно входной решетки реактора. Гофрированный пористый стакан может быть выполнен коническим, а складки гофра представляют резьбу с крупным шагом, которая выполнена как на внутренней, так и на наружной поверхности, а соединение стакана с выход5

45 ным патрубком выполнено в виде резьбы, Кроме того, впускной патрубок может быть снабжен соосным коническим удлинителем, который продлен внутрь нейтрализатора до противоположной стенки, а входная решетка выполнена заодно с верхней поверхностью соосного конического удлинителя, на верхней поверхности выполнены отверстия, обращенные в сторону реактора, при этом нижняя поверхность соосного конического удлинителя изготовлена заодно с нижней по потоку торцевой стенкой нейтрализатора.

Внутренняя поверхность каталитического нейтрализатора может быть выполнена с теплоэащитным покрытием в виде напыленного керамического материала, Кроме того, во внутреннюю полость гофрированного пористого стакана введено соосное зжектирующее сопло для подачи газа, например аммиака.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается наличием зжектора в гофрированном пористом стакане второй ступени очистки. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения "новизна".

В известных решениях не обнаружено совокупности отличительных признаков, характеризующих предлагаемое техническое решение и используемых с аналогичной целью, поэтому техническое решение соответствует критерию "существенные отличия".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг,1 изображен продольный разрез нейтрализатора; на фиг.2 — то же, вариант; на фиг.3 — разрез А — А на фиг,2; на Фиг.4 — пористый стакан с соплом.

Нейтрализатор содержит входной патрубок 1 и выходной патрубок 2, внутри корпуса 3 нейтрализатора выполнен реактор 4, внутренний обьем которого разделен сетчатой перегородкой 5, на которую помещен катализатор 6, представляющий первую ступень очистки отработавших газов. Корпус 3 нейтрализатора выполнен коробчатым, т,е, его вертикальное сечение представляет собой прямоугольник. Выходная решетка нейтрализатора (реактора) выполнена в виде гофрированного пористого стакана 7, стенки которого насыщены активным наполнителем, образующим вторую ступень очистки, Выходной патрубок 2 име55 ет цилиндрический участок 8, выступающий внутрь реактора 4. Длина цилиндрического участка 8 выбрана достаточной для установки стакана 7. Складки гофра на стенки 7 могут быть выполнены s виде резьбы 9 с крупным шагом, нанесенной как на внеш2002078

55 ней, так и на внутренней поверхности стакана. Такое выполнение обеспечивает увеличенную поверхность стакана и, следовательно, уменьшенные гидравлические потери на перетекание газа внутрь стакана. С целью дальнейшего уменьшения гидравлических потерь стакан 7 выполнен коническим, что обеспечивает постоянство скорости отработавших газов вдоль оси стакана. Резьба на внутренней поверхности стакана 7 может служить для установки его на цилиндрический участок 8, наружная поверхность которого может быть выполнена также с резьбой.

Входной патрубок 1 нейтрализатора также может быть снабжен соосным коническим удлинителем 10, продленным внутрь нейтрализатора до противоположной стенки 11, и перегородка 5 реактора 4 может быть выполнена в виде отверстий 12, обращенных вверх, т.е. в сторону реактора 4; при этом нижняя поверхность конического удлинителя 10 выполнена заодно с днищем 13 нейтрализатора.

Днище 13 (нижняя стенка) нейтрализатора выполнена с уклоном относительно сетчатой перегородки 5 таким образом, чтобы обеспечить постоянство скорости отработавших газов вдоль оси движения газов и равномерный подвод их к сетчатой перегородке 5, что позволяет уменьшить гидравлические потери. С этой же целью удлинитель

10 выполняется коническим. Кроме того, выполнение удлинителя 10 коническим позволяет обеспечить плавный (без скачков сечений) переход от цилиндрического входного патрубка 1 к внутренним полостям корпуса 3 нейтрализатора, Нейтрализатор также может быть выполнен с теплозащитным покрытием в виде напыленного на внутренний поверхности реактора 4 слоя теплозащитного керамического материала 14.

Во внутреннюю полость гофрированного пористого стакана 7 может быть введено эжектирующее сопло 15, к которому через трубопровод 16 осуществляется подача газа, например аммиака. для создания среды, Формула изобретения

1. НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ

ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус с нижней и верхней по потоку газа торцевыми стенками, входным патрубком и выходным патрубком, имеющим цилиндрический участок, каталитический реактор с входной и выходной решетками и псевдосжиженным слоем катализатора на носителе, об5

30 способствующей восстановлению окислов азота.

Описываемый нейтрализатор работает следующим образом.

Отработавшие газы поступают через входной патрубок 1 к нижней поверхности сетчатой перегородки 5 и проходят через перегородку и слой катализатора 6 первой ступени очистки, псевдосжижают катализатор 6 на носителе. очищаются от вредных веществ в окислительно-восстановительной среде и выходят к наружной поверхности гофрированного стакана 7. Затем отработавшие газы проходят через поры стакана и дополнительно очищаются от вредных примесей. Удаление газов осуществляется через внутреннюю полость стакана 7 и выходной патрубок 2.

Одновременно с поступлением отработавших газов во входной патрубок 1 осуществляется подача газа, например аммиака, во внутреннюю полость стакана 7 с помощью трубопровода 16 и эжектирующего сопла 15. При этом во внутренней полости стакана 7 создается среда, способствующая восстановлению окислов азота. Кроме того, в результате истечения газа из сопла 15 в стакане 7 создается разрежение, способствующее фильтрации отработавших газов через стенки стакана, т.е. создается эффект эжекции.

Предложенный нейтрализатор обеспечивает снижение гидравлических потерь на

10...15 и повышение эффективности очистки на 5% за счет увеличения поверхности активного слоя катализатора на гофрированном стакане.

По сравнению с прототипом предлагаемый нейтрэлизатор отработавших газов обеспечивает уменьшение насосных потерь

3а такт выпуска двигателя внутреннего сгорания и повышение топливной экономичности на 1...2, а также снижение вредных выбросов двигателя на 5Я . (56) Авторское свидетельство СССР

N . 236127, кл. F 01 N 3/08, опублик. 1969. рэзующим первую ступень очистки, отличающийся тем. что, с целью повышения эффективности и снижения противодавления, выходная решетка выполнена в виде гофрированного пористого стакана, покрытого активированным наполнителем, размещенного на цилиндрическом участке выходного патрубка и образующего вторую ступень очистки, нижняя торцевая стенка расположена наклонно относитель2002078 но входной решетки реактора и связана с входным патрубком, 2. Нейтрализатор по п,1, отличающийся тем, что стакан выполнен коническим с основанием, обращенным r, выходному патрубку, и связан с последним резьбовым соединением, гофры стакана выполнены в виде резьбы с крупным шагом, расположенной на его внешней и внутреинеи поверхностях, 3. Нейтрализатор по пп.1. и 2, отличающийся тем, что он снабжен размещенным в корпусе коническим удлинителем, верхняя часть которого снабжена отверстиями и выполнена за одно с входной решеткой

Ilo всей ее длине. à нижняя - за одно с нижней торцевой стенкой корпуса по всей . ее длине.

4. Нейтрализатор по пп.1 и 3, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен

10 эжектирующим соплом для подачи аммиака, сообщенным с внутренней полостью гофрированного пористого стакана.

2002078

Составитель Д.Давыденко

Техред M. Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор Н.Цалихина

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Заказ 3162

Производственно-издательский комбинахЛЗатент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания Нейтрализатор отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах выпуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) для обезвреживания отработавших газов (ОГ)

Изобретение относится к каталитической системе для очистки газа и предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания, например таких, как двигатели газонокосилок, моторных пил, мопедов и других, работающих от приводных установок

Изобретение относится к экструдированным элементам из керамики и/или металла

Изобретение относится к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а именно к нейтрализаторам отработавших газов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для низкотемпературной нейтрализации выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания
Наверх