Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания

 

Использование: нейтрализаторы отработавших газов автомоби-лей. Сущность изобретения: отработавший газ поступает на переднюю торцовую поверхность нейтрализатора в направлении, обозначенном стрелками, протекает через каналы, образованные ячейками 6 решеток, омывает при этом наружные поверхности трубок 4 и 5 в поперечном направлении и выходит с противоположного торца нейтрализатора.В результате контакта отработавшего газа со слоем катализатора, нанесенным на поверхность трубок 4 и 5, происходит реакция нейтрализации. Одновременно с течением отработавшего газа осуществляется течение рабочей среды, например, газообразной , через патрубки подвода 11 и 12. Далее рабочая среда поступает соответственно в раздающие коллекторы 7 и 9. проходит внутри трубок 4 и 5, поступает в собирающие коллекторы 8 и 10 и выходит через патрубки отвода 13 и 14 из нейтрализатора. При соединении патрубка 13 с патрубком 12 с помощью трубы 15 рабочая среда протекает сначала через трубки 4, а затем через-трубки 5 и далее выходит из нейтрализатора через патрубок 14. Регулирование расхода и начальной температуры рабочей среды, протекающей через трубки 4 и 5, осуществляется с помощью устройств, размещенных вне нейтрализатора (не показан). Для обеспечения равномерного расхода рабочей среды через трубки патрубки подвода 11 и 12 могут содержать сетки 17. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. СО С vi 00 о Ј ч СА

СОЮЗ СОВЕТСКИX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 01 N 3/28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР . (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

КПАТЕ 0 ТУ

1 (21) 4873115/06 (22) 11.10,90 (46) 07.12.92. Бюл. N- 45 (75) В.С.Сапелкин, В,И,Савин, M.Å.Êîðêà÷ и

А.И.Хлыстов (73) Малое предприятие "Технология" (56) Жегалин О.И. и др. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985, с. 65 — 66.

Жегалин О,И, и др, Каталитические нейтрализаторы транспортных Двигателей. M.:

Машиностроение, 1979, с. 29,49, Заявка Фракции ¹ 2402064, кл. F 01 N

3/00, 1979. (54) КАТАЛ ИТИЧ ЕСКИЙ Н ЕЙТРАЛ ИЗАТОР

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Использование: нейтрализаторы отработавших газов автомобилей. Сущность изобретения: отработавший Газ поступает на переднюю торцовую поверхность нейтрализатора в направлении, обозначенном стрелками, протекает через каналы, образованные ячейками 6 решеток, омывает при этом наружные поверхности трубок 4 и 5 в

„„5U ÄÄ 1780549 А3 поперечном направлении и выходит с противоположного торца нейтрализатора, В результате контакта отработавшего газа со слоем катализатора, нанесеннйм íà поверхность трубок 4 и 5, происходит реакция нейтрализации, Одновременно с течением отработавшего газа осуществляется течение рабочей среды, например, газообразной, через пэтрубки подвода 11 и 12. Далее рабочая среда поступает соответственно в раздающие коллекторы 7 и 9, проходит внутри трубок 4 и 5, поступает в собирающие коллекторы 8 и 10 и выходит через патрубки отвода 13 и 14 из нейтрализатора. При соединении патрубка 13 с патрубком 12 с помощью трубы 15 рабочая среда протекает сначала через трубки 4, а затем через-трубки

5 и далее выходит из нейтрализатора через патрубок 14, Регулирование расхода и начальной температуры рабочей среды, протекающей через трубки 4 и 5, осуществляется с помощью устройств, размещенных вне нейтрализатора (не показан). Для обеспечения равномерного расхода рабочей среды через трубки патрубки подвода 11 и 12 могут содержать сетки 17. 1 з.п, ф-лы, 4 ил, 1780549

Изобретение относится к катализаторам для очистки газовых выбросов от вредных примесей и может быть использовано для нейтрализации отработавших газов asтомобилей..

Известен каталитический нейтрализатор, выполненный в виде блока-носителя, в котором образованы сквозные каналы. слу.жащие для прохода отработавшего газа, а катализатор нанесен на стенки каналов. В качестве материала носителя используются тугоплавкие окислы и их смеси, карбиды и нитриды кремния, карбиды бора и другие керамики .

Недостатком этого нейтрализатора является низкая теплопроводность материалов носителя. В результате снижается термопрочность нейтрализатора, возможно

его:ðaññòðåcêèsàíèå и разрушение. Кроме того, увеличивается время.его разогрева при включении двигателя, Также известен каталитический нейтрализатор с металлическим носителем, выполненным . в виде сеток, профилированных пластин, проволочных набивок, спиралей, . пористых шариков и т.д„размещенных в корпусе, имеющем входное и выходное устройство для пропускайия отработавшего газа.

Недостатком данного каталитического нейтрализатора является невысокая. жаростойкость металлического носи1 еля в отработавших газах при повышении их температуры до. 900-1000 С и выше на форсированных режймах работы двигателя.

При снижении температуры отработавших газов до 20Q C и ниже на холостом ходу, когда каталитические реакции резко замедляются, нейтралиэатор также становится не эффективным, Наиболее близким к изобретению является каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего"сгорания, имеющего источник рабочей среды, содержащий кор" пус с размещенным в нем носителем, выполненным в виде пакета решеток, образованных продольными трубами и поперечными перемычками, образующих каналы для отработавшего газа. а также впускной и выпускной патрубки для отработавшего.газа .

Поставленная цель достигается тем, что в известном каталитическом нейтрализаторе для двигателя внутреннего сгоранйя, имеющего источник рабочей среды; содержащем корпус с размещейным в нем носи-. телем, выполненным в виде пакета решеток, образованных продольными трубами и поперечными перемычками, образующих каналы для отработавшего газа, впускной и

10 выпускной патрубки, он дополнительно содержит поперечные и продольные фиксирующие. перемычки с отверстиями, образующие боковые стенки носителя, пат= рубки подвода и отвода, установленные попарно один относительно другого, поперечные перемычки выполнены в виде труб, концы продольных труб установлены в : отверстиях фиксирующих перемычек и пат- .. рубки подвода сообщены с одной. стороны с

20 источником рабочей среды, а с другой - с трубами, Кроме того, смежные патрубки подвода и отвода сообщены между собой.

Выполнение каталитического. нейтрали-:

25 затора с дополнительными поперечными и продольными фиксирующими перемычками, имеющими отверстия и образующими боковые стенки носителя, позволяет сформйровать пакет решеток из взаимно пере-. крещивающихся . слоев труб соответственно, обеспечить взаимно пере-: крестное течение рабочей среды в обьеме нейтрализатора и тем самым интенсифицировать теплообмен между слоями. В результате, например, существенно может быть снижена температура решеток при одновременном повышении температуры нейтрализуемых газов.

Установление патрубков:подвода и от-.

40 вода попарно один относительно другого позволяет полностью использовать боковую поверхность нейтрализатора для подачи в него необходймого расхода рабочей среды.

45 Выполнение поперечных перемычек в виде труб создает в объеме нейтрализаторадополнительные каналы для прохода. рабочей среды и позволяет получить равномерно охлаждаемые или нагреваемые ячейки во

50 всем объеме нейтрализатора.

Установление концов продольных труб в отверстиях фиксирующих перемычек поНедостатком известного каталитического нейтрализатора является узкий температурный диапазон эксплуатации, обусловленный металлическими материалами решеток.

Цель изобретения — расширение темпе. ратурного диапазона эксплуатации каталитического нейтрализато(,а. зволяет точно дистанционировать слои реветки друг относительно друга и получить

55 ячейки каналов для. пропускания нейтрализуемого газа с расчетным теплогидравличес кими характеристиками.

Сообщение патрубков подвода с одной стороны с источником рабочей среды, а с другой с трубами дает возможность напра1780549 вить два потока рабочей среды в соответст- тивоположного торца нейтрализатора. В ревующие трубы так, что каждая ячейка кана- зультате контакта о б отра отавшего газа со ла, служащего для пропускания слоем катализатора, нанесенным на повери, происходит реакция нейтрализуемого газа, омывается по пери- хность трубок 4 и 5 метру рабочей средой, протекающей в труб- 5 нейтрализации, Одновременно с течением ках и обеспечивающей оптимальный отработавшего газа осуществляется течетепловой режим (охлаждение или нагрев) в ние рабочей среды, например газообразу и и подвода. Далее каждом отдельном канале и в пакете в це- ной, через патр бки 11 и 12 .Д рабочая среда поступает. соответственно в

Сообщение смежных патрубков подво- 10 раздающие коллекторы 7 9, да и отвода междусобой, позволяет органи- ри трубок 4 и 5, поступает в собирающие слоями т эовать эффективный теплообмен между коллекторы8и10ивыходитчер з б рубчатых решеток за счет тепло- 13 и 14 отвода из нейтрализатора. При соемассопередачи, а не только за счет тепло- динении патрубка 13 с патрубком 12 с попроводности материалов труб. При этом 15 мощью трубы 15 рабочая среда протекает у ки, а затем через трубки регенеративный подогрев слоев обеспечи- сначала через трубки 4 вает повышение равномерности темпе рату- 5 и далее выходит из и из неитрализатора через ры в объеме нейтрализатора и снижение в патрубок 14. Регулирование расхода и нанем термонапряжений. чальной температуры рабочей среды. протеНа фиг.1 приведена конструкция нейт- 20 кающей через трубки 4 и 5, осуществляется рализатора, вид с переднего торца; на фиг,2 с помощью устро устроиств, размещенных вне укрупненно показано место Iн,а фиг.1; на нейтрализатора(не пока ). (не показаны). фиг, — вид на фиг.2; на фиг.4 показана Для обеспечения равномерного расхосхема нейтрализатора с последовательно да рабочей среды через трубки патрубки 11 соединенными смежными патрубками под- 25 и 12 подвода могут содержать сетки 17, вода и отвода, В качестве рабочей среды могут испольНейтрализатор содержит корпус 1 ко- зоваться жидкости и газы, в том числе вода робчатой формы с размещенным в нем но- и воздух. сителем, боковые стенки которого Трубки 4 и 5 могут изготавливаться иэ . выполнены в виде перемычек 2 и 3„в отвер- 30 цветных металлов и сплавов конс р о орых закреплены концами соот- ных и нержавеющих сталей, титановых, ниветственно т бы 4 и 5 об ру ы и, образующие келевых, керамических, стеклянных и др. решетчатую структуру носителя, Ячейки 6 материалов (диаметр 1-2 мм, толщина стенрешеток формируют сквозные каналы для ки 0,05-0,1 мм). прохода нейтрализуемого газа, На боковых 35 Каталитически активные вещества мостенках корпуса 1 образованы коллекторы гут быть диспергированы в виде добавок в но о ин е щ ус а овленные попар- материал трубок, поверхность котор ых выпо во а 11 12 д относительно другого патрубки полняется с развитой порис истостью, или на12 по во а подвода, и отвода 13,14. Патрубки 11 и, несены на промежуточн подвода сообщены с одной стороны (на- 40 подложку-подслой, специально образованружной) с источником рабочей среды (не ный на поверхности каждой тр бки. П и показан), а с другой стороны (внутренней) — этом могут быть использованы такие технос трубами 4 и 5, логические приемы получения развитой поПоследовательное соединение смеж- ристости на носителях катали катализаторов, как, у ков и друг с другом при 45 например. отжиг на воздухе, травление в помощи трубы 15 приведено на фиг.4. газовой или жидкой среде, напыление и др.

Движение рабочей среды через патруб- . Пример 1, Каталитический нейтралики, коллекторы итру ы на чертежах обозна- затор для обработки выхлопных газов бенчено сплошными стрелками, а движение" зиновых двигателей содержит трубки 4 и 5 нейтрализуемого газа в каналах между тру- 50 из алюминиевого сплава (типа АЛ,АД,AMr) бами — пунктирными стрелками. аталитический нейтралиэатор работа- Концы трубок с помощью пайки закреплены ет следующим образом.

Отработавший газ поступает на пере- с толщиной стенки 1 мм. Размер ячеек межднюю торцовую поверхность нейтралиэато- 55 ду трубками равен 2 х 2 мм, Габариты нейтра в направлении, обозначенном стрелками рализатора: 200 х 150 х 150 .(фиг. и ), протекает через каналы. обра- подвода и отвода для пропускания рабочей эованные ячейками 6 решеток, омывает при среды — воздуха выполнены также из алюплава, а для подачи выхлопных этом наружные поверхности трубок 4 и 5 в миниевого сплава, а ля поперечном направлении и выходит с прЬ- газов — иэ йержавею — ржавеющеи стали типа

1780549

12Х18Н10Т и с помощью винтов прикрепле ны к соответствующим торцовым коллекторам 7.8,9 и 10 нейтрализатора. На поверхностный слой трубок, образованный пористой окисью алюминия, нанесен химическим путем слой катализатора (платина, палладий, рутений и др.).

При работе двигателя поток выхлопных газов протекает в каналах между трубками

4 и 5, обдувая их в поперечном направлении. Одновременно через патрубки 11 и 12 подается воздух, которых охлаждает изнутри трубки 4 и 5, нагревается и может подмешиваться к потоку выхлопных газов на входе в нейтрализатор или выбрасывается наружу, или пропускается через систему охлаждения в замкнутом цикле с постоянной циркуляцией через названные трубки. Система гюдачи воздуха конструктивно может выполняться по компрессорной или бескомпрессорной схемам. Подача холодного воздуха в трубки на формированных режимах работы двигателя, когда температура выхлопных газов достигает 700-800 С, позволяет поддерживать температуру внутренней поверхности стенок на уровне

300 С при температуре поверхности катализатора 550-600 С, Тем самым предотвращается перегрев алюминиевой конструкции нейтрализатора. Предварительный подогрев высокотеплопроводных алюминиевых трубок до 250-300 С горячим воздухом от системы охлаждения двигателя или специального нагревателя обеспечивает возможность эффективной работы катализатора на холостом ходу, когда температура выхлопных газов составляет 120 С и недостаточна для активного протекания каталитических реакций, Пример 2. Каталитический нейтрализатор для дизельных двигателей выполнен аналогично описанному в примере 1. но патрубки 13 и 12 соединены друг с другом теплоизолированной трубой 15, Так как температура выхлопных газов дизелей существенно (на 200-250 С) ниже, чем у бензиновых двигателей, то подогрев трубок 4 и

5 позволяет повысить эффективность катализатора. Для этого воздух пропускают сначала через патрубок 11 в трубки 4, проходя которые он нагревается до температуры поступающих газов (150 — 200 С), затем горячий воздух через трубу 15 поступает в патрубок 13, коллектор 9 и далее в трубки 5, где он дополнительно нагревается за счет возрастания температуры газов при каталитической реакции. развивающейся в объеме трубчатого пакета. Затем горячий воздух снова может быть направлен в патрубок 11. . В результате на установившемся режиме средний уровень температуры на наружном каталитическом слое трубок составляет

500 С, что обеспечивает эффективную работу нейтрализатора. Регенеративный по5 догрев пакета и высокая теплопроводность материала трубок способствуют выравниванию температуры в объеме пакета и, следовательно, более равномерному протеканию каталитических реакций, а также снижению

10 термонапряжений в пакете, Регулирование температуры и расхода воздуха, подаваемого в трубки, позволяет выполнять предлагаемый нейтралиэатор из легких высокотеплопроводных алюминие15 вых сплавов.

Установка друг за другом нескольких нейтрализаторов — секций с индивидуальными трактами подачи воздуха через трубки каждой секции позволяет за счет поддержа20 ния заданного уровня температуры катализаторов в каждой секции осуществлять избирательно не только основные реакции (окисление окиси углерода и углеводородов, - восстановление окиси азота). но также улав25 ливать, например, серу, свинец, фосфор и другие компоненты отработавших газов двигателей.

Предлагаемая конструкция нейтрализатора может использоваться также в про30 мышленных установках каталитической очистки газов, при воздушно-кислородной

° конверсии метана. проведении газофазных каталитических реакций и др.

Использование изобретения обеспечи35 вает следующие преимущества.

Нейтрализатор позволяет работать при температуре отработавших газов на несколько сот градусов выше, чем допустимая . температура материала носителя. В случае

40 понижения температуры газов до уровня

100 †200" дополнительный подогрев трубчатого пакета обеспечивает поддержание эффективных режимов каталитических реакций.

45 Нейтрализатор может выполнять также роль теплообменника-нагревателя или охладителя рабочих сред, пропускаемых через трубки. Это позволяет использовать его, например, в системе обогрева пассажирского

50 салона, Конструкция нейтрализатора позволяет использовать широкий ассортимент трубок из различных материалов, а также с различной геометрической формой сечения и ореб55 рением для интенсификации теплообмена.

Производство перфорированных пластин иэ цветных металлов, сталей, стекла, пластмасс и др. материалов, освоенное в различных отраслях, позволяет широко использовать их в качестве торцовых пере1780549

10 мычек нейтрализаторов. Закрепление тру- пус с размещенным в нем носителем, вь, юк в отверстйях перемычек с помощью . полненным в виде пакета-решеток, образосварки, пайки, склеивания, гальваническим ванных продольными тр б тру ами и. и газофазным осэждением, пастами и т.д., поперечными перемычками, образующих . позволяет осуществлять массовое произ- 5 каналыдля отработавшего газа, впускнойм водство, нейтрализаторов для разных усло- выпускной патрубки, о т л и ч э ю шийся вий эксплуатации на транспорте, тем; что, с целью расширения температур, химической и. энергетической промышлен- ного диапазона эксплуатации, он дополниности, особенно при больших габаритах тельно содержит поперечные и продольные . нейтрализаторов, которые черезвычайно. 10 фиксирующие перемычки с отверстиями, сложно изготавливать в виде спеченнЫх ке- образующие боковые стенки носителя, патрамичеСкйх блоков и где возникаЮт техно- рубки подвода и отвода, установлвнные пологическйетрудностисоединения керамики парно. один отнбсительно другог металлоконструкциями;, поперечные перемычки выполнены в виде

К -достоинствам нейтрализатора также 15 труб, концы продольных труб установлены в относитея возможность регенерации.его отверстия фиксирующих перемычек и патматериалов. после выработки ресурса ката-: . рубки подвода сообщены с одной стороны с лизатора;. ..., источником рабочей среды:, а с другой — с

- ©ор мула и зоб рете ни я :трубами, 1. Каталитический нейтрализатор для 20 2. Нейтрализатор по п.1, о т л и ч а ю"двигателя внутреннего сгорания, ймеющего . щ и A с я тем, что смежные патрубки подвойсточнмк рабочей среды, содержащий кор- .да и отвода сообщены между собой, 1780549

Составитель В.Сапелкин

Техред М.Моргентал Корректор Н.Тупица

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 4445 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания от вредных компонентов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам, снижающим выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателями внутреннего сгорания , в частности тепловозными дизелями

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для очистки отработавших газов дизельных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах выпуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) для обезвреживания отработавших газов (ОГ)

Изобретение относится к каталитической системе для очистки газа и предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания, например таких, как двигатели газонокосилок, моторных пил, мопедов и других, работающих от приводных установок

Изобретение относится к экструдированным элементам из керамики и/или металла

Изобретение относится к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС), а именно к нейтрализаторам отработавших газов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для низкотемпературной нейтрализации выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания
Наверх