Коробка передач

 

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: коробка передач включает ведущий и ведомый валы с блоками шестерен, механизм перемещения блоков. На ведомом валу установлена шестерня с внутренним зубчатым венцом, а ведущий вал связан с блоком шестерен, выполненным в виде полусферы с шарнирной муфтой, центр которой соответствует центру блока, имеющим на противоположном конце консольную ось. Корпус подшипника перемещается при перемещении блока в специальном пазу, выполненном в корпусе коробки, при этом нерабочие стороны зубьев второй, третьей и т. д. шестерн блока фланкированы таким образом, чтобы профиль впадины между зубьями соответствовал профилю зуба шестерни ведомого вала. Перемещение блока шестерен осуществляется гидродомкратами через упорный подшипник, установленный между блоком и шайбой, шарнирно связанной с гидродомкратами. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, а конкретно к механизмам, предназначенным для изменения вращения ведущего или ведомого вала.

К таким механизмам относится коробка передач, которая широко применяется в транспортных, сельскохозяйственных и строительных машинах, а также в станках.

Коробка передач содержит корпус, приводной механизм для перемещения шестерен, направляющий узел для перемещения блока шестерен.

Наличие обязательной пары шестерен для каждой передачи усложняет конструкцию коробки и увеличивает ее размеры.

Цель изобретения - сокращение габаритных размеров коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что коробка передач, содержащая расположенные в корпусе ведущий и ведомый валы, блоки шестерней, кинематически связывающие ведущий вал с ведомым, приводной механизм для перемещения шестерен, направляющий узел для перемещения блока шестерен, на ведомом валу установлена шестерня с внутренним зубчатым венцом, ведущий вал связан с блоком шестерен посредством полусферы, смонтированной на одной из концов ведущего вала, и шарнирной муфты, центральная ось которой пересекает ось блока шестерен, при этом на противоположном конце блока шестерен выполнен цилиндрический выступ, а направляющий узел для перемещения блока шестерен выполнен в виде корпусного элемента, подшипника, установленного на выступе и расположенного в полости корпусного элемента, причем в корпусе коробки передач выполнен направляющий паз, в котором размещен с возможностью перемещения корпусной элемент, а нерабочая сторона зубьев второй, третьей и последующей шестерен блока фланкирована таким образом, что профиль впадины между зубьями соответствует профилю зуба шестерни ведомого вала, приводной же механизм перемещения блока шестерен выполнен в виде гидродомкратов, шайбы, шарнирно связанной с гидродомкратами, упорного подшипника, установленного между блоком и шайбой.

На чертеже показана разрез коробки передач.

Коробка передач содержит ведущий вал 1 с полусферой 2, в которой выполнены пазы 3 для шариков 4, передающих крутящий момент от вала 1 блоку шестерен 5, в корпусе которого выполнена полусферическая чаша муфты. Блок шестерен состоит из шестерен 6, 7 и 8.

Блок шестерен имеет подшипник 9, установленный в корпусном элементе 10, перемещающемся в направляющем пазу 11, выполненном в корпусе 12 коробки. Шестерня 13 с внутренним зубчатым венцом 14 кинематически связана через шестерни 15 и 16 с ведомым валом 17. Игольчатый подшипник 18 установлен между шестерней 13 и внешним корпусом 19 коробки. Перемещение блока 5 осуществляется гидродомкратами 20 и 21 через шайбу 22 и упорный подшипник 23.

Передача осуществляется таким образом.

Гидродомкрат 20 или 21 перемещает блок шестерен 5. Затем крутящий момент от ведущего вала 1 передается ведомому валу 17 через шарнирную муфту блока 5 - одну из шестерен 6, 7 или 8 шестерне 13, далее через шестерни 15 и 16.

Предлагаемая коробка передач имеет малые габариты, меньшее количество шестерен и может быть успешно использована в станках, на транспорте и в других машинах. (56) Иванов М. Н. и Иванов В. И. Детали машин. М. : Высшая школа, 1975, с. 159.

Формула изобретения

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая расположенные в корпусе ведущий и ведомый валы, блоки шестерен, кинематически связывающие ведущий вал с ведомым, приводной механизм для перемещения блока шестерен, направляющий узел для перемещения блока шестерен, отличающаяся тем, что на ведомом валу установлена шестерня с внутренним зубчатым венцом, ведущий вал связан с блоком шестерен посредством полусферы, смонтированной на одном из концов ведущего вала и шарнирной муфты, центральная ось которой пересекает ось блока шестерен, при этом на противоположном конце блока шестерен выполнен цилиндрический выступ, а направляющий узел для перемещения блока шестерен выполнен в виде корпусного элемента, подшипника, установленного на указанном выступе и расположенного в полости корпусного элемента, причем в корпусе коробки передач выполнен направляющий паз, в котором размещен с возможностью перемещения корпусной элемент, а нерабочая сторона зубьев второй, третьей и последующих шестерен блока фланкирована таким образом, что профиль впадины между зубьями соответствует профилю зуба шестерни ведомого вала.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что приводной механизм перемещения блока шестерен выполнен в виде гидродомкратов, шайбы, шарнирно связанной с гидродомкратами, упорного подшипника, установленного между блоком и шайбой.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и обеспечивает упрощение устройства, уменьшение массы и размеров, снижение потерь энергии

Изобретение относится к электротехнике, а именно к разделу специальных электрических машин , и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам передач

Изобретение относится к общему машиностроению и автомобилестроению, в частности к силовым передачам с автоматической регулировкой скорости вращения приводимого элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных его областях, например, в станкостроении, где требуется использовать широкий диапазон частот вращения выходного элемента привода без усложнения какой бы то ни было (например, электрической или гидравлической) системы машин

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в трансмиссиях механических передач транспортных средств
Наверх