Гусеничное транспортное средство

 

Использование: в лесозаготовительных машинах. Сущность изобретения: гусеничное транспортное средство содержит механизм изменения опорной поверхности гусениц с бортовыми гидроцилиндрами, связанными с опорными катками, приближенными к середине опорной поверхности, и гидросистему управления поворотом транспортного средства с трехпозиционными гидрораспределителями и тормозными гидроцилиндрами, воздействующую при повороте на соответствующий бортовой гидроцилиндр через двухпозиционный гидрораспределитель. При повороте транспортного средства бортовой гидроцилиндр на отстающем борту, воздействуя на каток, обеспечивает оптимальную, близкую к треугольной, эпюру распределения давлений под гусеницей и уменьшает сопротивление повороту. При выходе из поворота гидроцилиндр сообщается со сливом и не оказывает сопротивлений прокачиванию катка в системе с рычажно-балансирной подвеской. Повышается маневренность, проходимость, экономичность. 2 ил.

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам и может быть использовано в лесозаготовительных машинах.

Работа гусеничного транспортного средства сопряжена с частыми поворотами в движении. Повороты из-за неблагоприятной формы эпюры давлений под гусеницей и сопротивления грунта сопровождаются существенными потерями мощности, что ограничивает маневренность гусеничного транспортного средства и снижает его производительность.

Известно гусеничное транспортное средство, содержащее шасси с остовом, двухгусеничный движитель с опорными катками, объединенными на двух полурамах, механизм изменения опорной поверхности гусеницы и рамой тележки, и общим гидрораспределителем, и гидросистему управления поворотом транспортного средства, состоящую из насоса, напорного клапана, тормозных гидроцилиндров и трехпозиционных гидрораспределителей, по одному на каждый борт, напорные линии которых связаны с насосом, а управляющие с соответствующим тормозным гидроцилиндром и через общий гидрораспределитель - с обоими бортовыми гидроцилиндрами.

Такое решение обеспечивает изменение давлений под катками по идеальной треугольной эпюре и максимальное снижение сопротивления повороту. Однако оно существенно усложняет и утяжеляет конструкцию, снижает проходимость по пересеченной местности. Кроме того, воздействуя одновременно на два бортовых гидроцилиндра и получая требуемый эффект по эпюре сразу на двух гусеницах, транспортное средство не использует всей мощности на забегающей гусенице из-за ухудшения ее сцепления с грунтом, что особенно заметно при поворотах на мягких грунтах. Таким образом, треугольная эпюра давлений под забегающей гусеницей снижает ее тягово-сцепные качества, неблагоприятно сказывается на возможности транспортного средства совершать крутые повороты на мягких грунтах, а поэтому нежелательна.

Цель изобретения - повышение маневренности и экономичности гусеничного транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что опорные катки связаны с остовом и друг с другом посредством шарнирной рычажно-балансирной системы, штоки бортовых гидроцилиндров связаны с осями опорных катков, приближенных к середине опорной поверхности гусениц, трехпозиционный гидрораспределитель выполнен четырехлинейным, первая линия которого связана с надпоршневой полостью тормозного гидроцилиндра, вторая - с нагнетающей полостью насоса, третья - с надпоршневой полостью бортового гидроцилиндра и четвертая - со сливом, при этом первая и третья линии связаны соединительной гидролинией, в которой установлен обратный клапан, причем в первой позиции первая линия связана с второй, во второй первая линия - с четвертой, а в третьей вторая линия - с третьей. В линии подвода жидкости к надпоршневой полости бортового гидроцилиндра параллельно соответствующему тормозному гидроцилиндру установлен двухпозиционный трехлинейный гидрораспределитель с управлением от давления и пружинным возвратом, первая линия которого связана со сливом, вторая линия и линия управления - с соединительной гидролинией, третья - с надпоршневой полостью бортового гидроцилиндра, причем третья линия в первой позиции связана с первой линией, а во второй позиции - с второй.

На фиг. 1 изображен общий вид гусеничного транспортного средства; на фиг. 2 - гидрокинематическая схема управления.

Гусеничное транспортное средство, например лесозаготовительная машина, содержит шасси с остовом 1, гусеничный движитель с опорными катками 2, связанными с остовом и друг с другом рычажно-балансирной системой, механизм изменения опорной поверхности гусеницы 3 с гидроцилиндрами 4, установленными по бортам шасси, и гидросистему управления поворотом транспортного средства, состоящую из насоса 5, напорного клапана 6, двух трехпозиционных четырехлинейных гидрораспределителей 7, напорных 8 и сливных 9 линий, линий 10 и 11 подвода жидкости к надпоршневым полостям тормозных 12 и бортовых 4 гидроцилиндров. Линии 10 и 11 связаны линиями 12', в которых установлены обратные клапаны 13.

Гидрораспределители 7 имеют автоматическую фиксацию в нейтральной позиции и пружинный возврат из рабочих позиций. В линиях 11 установлены двухпозиционные трехлинейные гидрораспределители 14, по одному на каждый борт, с управлением от давления и пружинным возвратом, их напорные 15 и управляющие 16 линии связаны с соединительными линиями 12', линии 17 - с надпоршневыми полостями бортовых гидроцилиндров 4, а линии 18 - со сливом. Бортовые гидроцилиндры 4 закреплены на остове 1 шасси, а их штоки связаны с осями опорных катков, приближенных к середине опорной поверхности.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При прямолинейном движении транспортного средства гидрораспределители 7 располагаются в позиции, изображенной на фиг. 2, в которой линии 10 связываются со сливом линиями 9, т. е. тормозные гидроцилиндры 12 растормаживают тормоза, насос 5 через клапан 6 перекачивает рабочую жидкость на слив. Обратные клапаны 13 исключают передачу давления на бортовые гидроцилиндры 4. Опорные катки, связанные со штоками бортовых гидроцилиндров, совершают независимые вертикальные перемещения, обусловленные рельефом поверхности движения, при этом линии 17 через двухпозиционные гидрораспределители 14 связаны со сливными линиями 18.

При повороте транспортного средства в одну из сторон, например влево, водитель воздействует на левый гидрораспределитель 7, переводя его в позицию, при которой напорная линия 8 сообщается с соединительной линией 12', обеспечивающей подвод рабочей жидкости через образный клапан 13 и линию 10 в линии 15 и 16 гидрораспределителя 14. При этом тормоз замыкается, происходит поворот транспортного средства относительно заторможенной левой гусеницы, а рабочая жидкость под давлением, поступающим по линии 16 к торцу гидрораспределителя 14, отжимает его золотник, соединяя линии 15 и 17, и поступает в надпоршневую полость левого бортового гидроцилиндра 4, шток которого перемещает каток 2 вниз и, "поддомкрачивая" остов 1 шасси, перераспределяет нагрузку по опорной поверхности заторможенной гусеницы. Так, если при естественном распределении давлений эпюра имеет вид трапеции, то из-за силового выдвижения среднего катка она приближается к треугольному виду, обеспечивающему минимальные сцепные качества. Правая, забегающая, гусеница не претерпевает изменений, но зато в полной мере реализует сцепление с грунтом, обеспечивая тяговую мощность. Напорный клапан 6 определяет необходимый уровень давления в гидросистеме и защищает ее. Обратные клапаны 13 поддерживают давление в тормозных гидроцилиндрах, разделяют при окончании поворота напорную линию от сливной.

При выходе из поворота гидрораспределители 7 и 14 переходят в исходные позиции, тормоз растормаживается, надпоршневая полость бортового гидроцилиндра 4 сообщается со сливом. Поворот в правую сторону производится аналогично, но с участием правых гидрораспределителей 7 и 14, гидроцилиндров 4 и 12.

При торможении транспортного средства, т. е. при затормаживании одновременно левой и правой гусениц, действием дополнительного органа торможения (не показан) оба гидрораспределителя 7 переводятся в позицию, при которой рабочая жидкость от насоса 5 подается непосредственно в тормозные гидроцилиндры 12 и не воздействует на элементы 4 и 14 (они сообщены со сливом). За счет полного использования сцепных качеств гусениц с грунтом обеспечивается надежное удержание транспортного средства. При растормаживании гидроцилиндры 12 сообщаются со сливом. В качестве органа управления поворотом может быть использован руль или пара рычагов, избирательно воздействующих на гидрораспределители 7, в роли органа торможения - рычаг (педаль), воздействующий одновременно на оба гидрораспределителя 7.

Использование изобретения обеспечивает повышение эффективности поворота транспортного средства за счет снижения сопротивления повороту и полного по условиям сцепления использования мощности, маневренности, проходимости и экономичности.

Формула изобретения

ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, включающее шасси с остовом и побортно расположенными гусеничными двигателями с опорными катками, механизм изменения опорной поверхности каждой гусеницы, имеющий гидроцилиндры, установленные по бортам шасси, и гидросистему управления поворотом машины, состоящую из тормозных гидроцилиндров, насоса, напорного клапана и двух трехпозиционных гидрораспределителей по одному на каждый борт, отличающееся тем, что опорные катки связаны с остовом и друг с другом посредством шарнирной рычажно-балансирной системы, штоки бортовых гидроцилиндров связаны с осями опорных катков, приближенных к середине опорной поверхности гусениц, трехпозиционный гидрораспределитель выполнен четырехлинейным, первая линия которого связана с надпоршневой полостью тормозного гидроцилиндра, вторая - с нагнетающей полостью насоса, третья - с надпоршневой полостью бортового гидроцилиндра и четвертая - со сливом, при этом первая и третья линии связаны соединительной гидролинией, в которой установлен обратный клапан, причем в первой позиции первая линия связана со второй, во второй - первая линия с четвертой, а в третьей - вторая линия с третьей; в линии подвода жидкости к надпоршневой полости бортового гидроцилиндра параллельно соответствующему тормозному гидроцилиндру установлен двухпозиционный трехлинейный гидрораспределитель с управлением от давления и пружинным возвратом, первая линия которого связана со сливом, вторая линия и линия управления - с соединительной гидролинией, третья - с надпоршневой полостью бортового гидроцилиндра, причем третья линия в первой позиции связана с первой линией, а во второй - со второй.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытаний наземных транспортных средств, а именно к испытаниям движителей и опорных элементов последних

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству гусеничных машин

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам, преимущественно к сельскохозяйственным и лесохозяйственным тракторам

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к производству мощных промышленных тракторов с навесным рабочим оборудованием переднего расположения (бульдозер, фронтальный погрузчик, корчеватель)

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к производству гусеничных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам с поддерживающими роликами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к области транспортных строительных машин и может быть использовано в коммунальном и сельском хозяйствах

Изобретение относится к транспортному машиностроению и движителям гусеничного и колесного типов

Изобретение относится к военным гусеничным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу

Изобретение относится к транспортной аварийно-восстановительной технике, предназначенной для ликвидации пожаров, использования при землетрясениях и железнодорожных авариях

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости с эластичными гусеницами и может быть применено при производстве снегоходных машин
Наверх