Система турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к устройствам для подвода газа к турбокомпрессору двигателя внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение КПД. Система содержит турбину турбокомпрессора, безлопаточный входной аппарат турбины и выпускной трубопровод, имеющие, по меньшей мере, по два газоподводящих канала, разделенных перегородками, и корпус с регулирующим элементом, имеющим привод для перемещения этого элемента из первого крайнего положения - полного перекрытия соединительного окна - во второе крайнее положение - полного открытия этого окна и обратно. В корпусе выполнен паз для поступательного перемещения регулирующего элемента, выполненного в виде плоской заслонки, образующей в первом крайнем положении продолжение упомянутых перегородок. Во втором крайнем положении заслонка выводится за пределы проходного сечения, образованного в корпусе для потока отработавших газов. При таком выполнении системы обеспечивается снижение до минимума аэродинамических потерь, повышение ее КПД. 3 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройствам для подвода газа к турбокомпрессору двигателя внутреннего сгорания.

Известна система турбонаддува двигателя внутреннего сгорания, содержащая турбину турбокомпрессора, безлопаточной входной аппарат турбины и выпускной трубопровод, имеющие, по меньшей мере, по два газоподводящих канала, разделенных перегородками, и регулирующее устройство, имеющее корпус, размещенный между входным аппаратом турбины и выпускным трубопроводом, с газоподводящими каналами и соединительных окном между ними и регулирующий элемент с приводом для перемещения этого элемента из первого крайнего положения - полного перекрытия соединительного окна - во второе крайнее положение - полного открытия этого окна и обратно. Регулирующий элемент выполнен в виде поворотной заслонки [1].

Недостатком известной системы является наличие больших потерь энергии в регулирующем устройстве в тех случаях, когда заслонка находится во втором крайнем положении, поскольку в упомянутом положении поворотная заслонка, открывая соединительное окно между газоподводящими каналами, вместе с тем закрывает часть проходного сечения для высокоскоростного пульсирующего потока газа.

Известна система турбонаддува двигателя внутреннего сгорания, содержащая турбину турбокомпрессора, безлопаточный входной аппарат турбины и выпускной трубопровод, имеющие, по меньшей мере, по два газоподводящих канала, разделенных перегородками, и регулирующее устройство, имеющее корпус, размещенный между входным аппаратом турбины и выпускным трубопроводом, с газоподводящими каналами и соединительным окном между ними и регулирующий элемент с приводом для перемещения этого элемента из первого крайнего положения - полного перекрытия соединительного окна - во второе крайнее положение - полного открытия этого окна - и обратно. В качестве регулирующего элемента используется клапан тарельчатого типа [2].

Недостатком известной системы является наличие относительно больших потерь энергии в регулирующем устройстве, обусловленных дросселированием высокоскоростного потока газа по обтекании клапанов и стержня, на котором они закреплены.

Следствием этого является снижение КПД системы и двигателя в целом и повышение расхода топлива.

Целью изобретения является повышение КПД двигателя внутреннего сгорания.

Эта цель достигается тем, что в системе турбонаддува двигателя внутреннего сгорания, содержащем турбину турбокомпрессора, безлопаточный входной аппарат турбины и выпускной трубопровод, имеющие, по меньшей мере, по два газоподводящих канала, разделенных перегородками, и регулирующее устройство, имеющее корпус, размещенный между входным аппаратом турбины и выпускным трубопроводом, с газоподводящими каналами и соединительным окном между ними и регулирующий элемент с приводом для перемещения этого элемента из первого крайнего положения - полного перекрытия соединительного окна - во второе крайнее положение - полного открытия этого окна - и обратно, в упомянутом корпусе выполнен паз для поступательного перемещения регулирующего элемента в плоскости перегородок входного аппарата турбины и выпускного трубопровода, регулирующий элемент выполнен в виде плоской заслонки, которая в первом крайнем положении образует продолжение упомянутых перегородок, а во втором крайнем положении она выведена за пределы проходного сечения для потока газа, образуемого в корпусе газоподводящими каналами и соединительным окном.

При таком выполнении системы обеспечивается снижение до минимума аэродинамических потерь в регулирующем устройстве на режимах как частичного, так и полного открытия заслонки, следствием чего является достижение высоких значений КПД регулируемой системы турбонаддува и двигателя в целом практически на всех режимах работы.

На фиг. 1 изображена заявляемая система турбонаддува двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - крепление плоской заслонки к стержню привода.

Система содержит турбокомпрессор 1 с турбиной 2, имеющей двухканальный безлопаточный входной аппарат 3 с газоподводящими каналами 4 и 5, разделенными перегородкой 6, и выпускной трубопровод 7 двигателя с двумя газоподводящими каналами 8 и 9, разделенными перегородкой 10. Пропускная способность турбины 2 подобрана таким образом, что обеспечивает требуемое давление наддува в области низких и средних скоростных режимов работы двигателя. Между входным аппаратом 3 турбины 2 и выпускным трубопроводом 7 размещено регулирующее устройство 11, состоящее из корпуса 12 со смежными газоподводящими каналами 13 и 14, разделенными перегородками 15 и 16, и регулирующего элемента, выполненного в виде плоской заслонки 17. Между перегородками 15 и 16 образовано соединительное окно 18. В корпусе 12 выполнен паз 19, в котором в плоскости перегородок 15 и 16, являющихся продолжением перегородок соответственно 6 и 10, поступательно перемещается плоская заслонка 17. К заслонке прикреплен стержень 20, связанный с механизмом 21 (например, электромагнитным или пневматическим) привода заслонки, вынесенным за пределы корпуса 12.

Входной аппарат 3 и выпускной трубопровод 7 могут быть выполнены с числом газоподводящих каналов более двух.

Регулируемая система турбонаддува работает следующим образом.

При работе двигателя в области низких и средних скоростных режимов газоподводящие каналы 13 и 14 регулирующего устройства разделены плоской заслонкой 17 и каждый из газоподводящих каналов 8 и 9 выпускного трубопровода 7 соединен с одним каналом безлопаточного входного аппарата 3 турбины 2. Благодаря малой пропускной способности турбины турбокомпрессор обеспечивает высокое давление наддува и необходимое воздухоснабжение двигателя на этих режимах работы. Система турбонаддува работает с высокой эффективностью, так как течение газа в газоподводящих каналах происходит с минимальными потерями.

В области высоких скоростных режимов работы двигателя требуется ограничивать рост давления наддува и частоты вращения ротора турбокомпрессора. В связи с этим на определенном скоростном режиме после того, как давление наддува достигает заданной величины, механизм 20 привода начинает перемещать плоскую заслонку 17 в пазу 19, обеспечивая соединение смежных газоподводящих каналов 13 и 14. Выполнение в корпусе регулирующего устройства паза для поступательного перемещения заслонки в плоскости перегородок входного аппарата турбины и выпускного трубопровода перпендикулярно потоку газа в сочетании с плоской формой выполнения заслонки обеспечивает во втором из крайних ее положений - полного открытия соединительного окна 18 - возможность ее полного вывода за пределы проходного сечения для потока газа, образующего в корпусе газоподводящими каналами и соединительным окном. В положении полного закрытия соединительного окна заслонка образует продолжение перегородок 6, 10, 15 и 16.

При полностью открытой заслонке 17 пропускная способность турбины возрастает на 25...30%, что обеспечивает требуемое ограничение давления наддува на режимах, близких к номинальному. Благодаря снижению до минимума аэродинамических потерь в регулирующем устройстве на режимах как частичного, так и полного открытия заслонки (в том числе, благодаря плоской форме заслонки) достигается максимальный КПД регулируемой системы турбонаддува практически на всех режимах ее работы.

Оптимальный выбор направления перемещения заслонки обеспечивает возможность достижения упомянутого эффекта при значительно меньших габаритах регулирующего устройства по сравнению с другими возможными направлениями ее перемещения. Кроме того, обеспечивается высокая надежность и ресурс механизма привода благодаря возможности его размещения вне горячей зоны.

Результаты предварительных испытаний предлагаемой регулируемой системы турбонаддува в составе двигателя У8 рабочим объемом 14,85 в частности, показали, что применение предлагаемой системы позволяет на номинальном режиме работы двигателя понизить давление наддува с 250 до 230 КПа и уменьшить удельный расход топлива на 3...4 г/кВт ч.

Формула изобретения

СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая турбину турбокомпрессора, безлопаточный входной аппарат турбины и выпускной трубопровод, имеющие по меньшей мере по два газоподводящих канала, разделенные перегородками, и регулирующее устройство, имеющее корпус, размещенный между входным аппаратом турбины и выпускным трубопроводом, с газоподводящими каналами и соединительным окном между ними и регулирующий элемент с приводом для перемещения этого элемента из первого крайнего положения - полного перекрытия соединительного окна во второе крайнее положение - полное открытие этого окна и обратно, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД двигателя, в упомянутом корпусе выполнен паз для поступательного перемещения регулирующего элемента в плоскости перегородок входного аппарата турбины и выпускного трубопровода, а регулирующий элемент выполнен в виде плоской заслонки, образующей в первом крайнем положении продолжение упомянутых перегородок, а во втором крайнем положении выведенной за пределы проходного сечения, образованного в корпусе газоподводящими каналами и соединительным окном.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам, регулирующим процесс наддува двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению в частности к двигателестроению, и позволяетулучшитьтопливную экономичность двигателя путем устранениязабросов отработавших газов из выпускного коллектора в цилиндры двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к выпускным системам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах выпуска отработавших газов

Изобретение относится к системам газотурбинного наддува двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом

Изобретение относится к системам извлечения энергии, а более конкретно к устройству, повышающему эффективность системы извлечения энергии

Изобретение может быть использовано в системах управления двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Предложен способ эксплуатации приводного агрегата с бензиновым двигателем (1) и системой охлаждения выхлопного газа. Согласно способу воздух для сгорания, подводимый к цилиндру (3) бензинового двигателя (1) через впускной клапан, сжимается при помощи турбокомпрессора (12), который имеет турбину (13) с изменяемой геометрией лопаток. Впускной клапан закрывается, прежде чем поршень достигает в цилиндре (3) нижней мертвой точки. Подводимый к турбине выхлопной газ охлаждается в части выпускного трубопровода, в частности в выпускном коллекторе. Также предложен приводной агрегат для осуществления описанного способа и транспортное средство. Технический результат заключается в увеличении коэффициента полезного действия двигателя. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Система турбонаддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания, содержит турбокомпрессор (1), подключенный через воздухонапорную магистраль (2) и охладитель (3) наддувочного воздуха к впускному ресиверу (4) двигателя (5). Имеется линия (25) перепуска части сжатого в компрессоре воздуха. Турбина (7) через диффузор (12), газоприемный патрубок (6) и газопровод (8) подключена к выпускному коллектору (24) двигателя (5). В состав системы введен накопитель-рессивер (17) с аккумулятором давления, выполненным в виде цилиндра с подпружиненным поршнем, перепускной клапан (14) и электронный блок (15) управления. В состав турбокомпрессора входит мотор-генератор (19). Линия (25) перепуска связывает накопитель-ресивер (17) с полостью колеса (18) подкрутки с лопатками, установленного на валу турбокомпрессора (1), на котором дополнительно установлен якорь электрического мотор-генератора (19). Воздухонапорная магистраль (2) компрессора, через перепускной клапан (14), связана с полостью аккумулятора давления накопителя-рессивера (17). Управление перепускным клапаном (14) и мотор-генератором (19) осуществляют электронным блоком (15) управления. К электронному блоку (15) управления подключены датчики (16), (20), (23) давления воздуха, установленные соответственно в воздухонапорной магистрали (2), аккумуляторе давления и улитке турбины, а также датчик (21) частоты вращения коленчатого вала двигателя. Технический результат заключается в обеспечении стабилизации давления во впускном ресивере, сглаживании скачков уплотнения воздуха и расширение зоны эффективной работы турбокомпрессора. 1 ил.

Изобретение относится к трубному узлу для расположения в трубопроводе для газообразной среды. Устройство содержит трубчатое тело (22), трубчатый гибкий уплотнительный элемент (23), который на первом конце (25) неподвижно установлен снаружи трубчатого тела и который на втором конце (42) содержит фланцевый элемент (27). Фланцевый элемент (27) выполнен с возможностью съемного прикрепления к фланцевому элементу (31) в соединительной трубе (21) в трубопроводе, для того чтобы, когда фланцевые элементы прикреплены друг к другу и трубный узел соответственно соединен с соединительной трубой, обеспечивать перемещение между трубчатым телом и соединительной трубой за счет гибкости уплотнительных элементов. Взаимное прикрепление фланцевых элементов (27, 31) образует только контактное соединение трубного узла (22) с соединительной трубой (21). 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх