Способ упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

 

Сущность изобретения: способ упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания включает индукционную закалку коренных и шатунных шеек и галтелей на переходе шеек в щеки коленчатых валов и последующее пластическое деформирование расположенных в коренных и шатунных шейках масляных отверстий воздействием гидростатического давления, превышающим по величине предел текучести материала вала. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве двигателей внутреннего сгорания.

Коленчатые валы современных высокофорсированных двигателей подвергаются упрочнению индукционной закалкой шеек и галтелей на переходе шеек в щеки. При этом критическим местом по прочности являются масляные отверстия в шейках.

Известен способ упрочнения коленчатых валов, согласно которому масляные отверстия подвергаются электрохимическому полированию. Однако, это упрочнение повышает усталостную прочность коленчатого вала незначительно (11%), и не решает поставленной проблемы. Кроме того, этот процесс нежелателен с экологической точки зрения.

Известен также способ упрочнения коленчатых валов, согласно которому масляные отверстия обрабатываются дорнованием.

Это упрочнение повышает усталостную прочность коленчатого вала на 40%, что также не решает проблемы, т.к. для обеспечения равнопрочности коленчатого вала по галтелям и масляным отверстиям необходимо повышение усталостной прочности в два раза. Кроме того, процесс дорнования является крайне нетехнологичным из-за необходимости перед дорнованием выполнять масляные отверстия с высокой точностью.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, повышение усталостной прочности коленчатого вала и повышение технологичности.

Поставленная цель достигается тем, что поверхность масляных отверстий подвергается пластическому деформированию воздействием высоким гидростатическим давлением, превышающим по величине предел текучести материала вала.

На фиг. 1 показан фрагмент коленчатого вала с упрочняемыми масляными отверстиями; на фиг.2 - сечение А-А масляного отверстия.

Коленчатый вал включает коренную шейку 1, шатунную шейку 2, щеку 3, галтель 4 на переходе шатунной шейки в щеку, галтель 5 на переходе коренной шейки в щеку, масляное отверстие 6 в коренной шейке, масляное отверстие 7 в коренной шейке, индуктивно закаленный слой 8 на шатунной шейке, индуктивно закаленный слой 9 на галтели шатунной шейки, индуктивно закаленный слой 10 на коренных шейках, индуктивно закаленный слой 11 на галтели коренной шейки, индуктивно закаленный слой 12 в районе масляных отверстий.

Упрочнение коленчатого вала в соответствии с предлагаемым способом происходит следующим образом. Коленчатый вал обрабатывается до состояния, когда выполнены масляные отверстия в шейках. Коленчатый вал подвергается упрочнению индукционной закалкой шеек и галтелей на переходе шеек в щеки. Поверхность масляных отверстий подвергается пластическому деформированию воздействием высоким гидростатическим давлением. Это давление составляет 1200-25000 кг/см2. Время воздействия давлением 5-10 мин. Коленчатый вал обрабатывается окончательно.

При упрочнении коленчатых валов указанным способом усталостная прочность повышается в два раза. Указанный способ позволяет выполнять масляные отверстия обычным сверлением, что обеспечивает ему высокую технологичность.

Формула изобретения

СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, включающий индукционную закалку выполненных с масляными отверстиями коренных и шатунных шеек и гаптелей на переходе шеек в щеки коленчатых валов, отличающийся тем, что после упомянутой закалки поверхность масляных отверстий подвергают пластическому деформированию воздействием гидростатического давления, превышающим по величине предел текучести материала вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 27-2000

Извещение опубликовано: 27.09.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к упрочнению поверхностей деталей и может быть использовано в линии плазменного упрочнения кулачков распределительных валов (распредвалов) для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машинострое- .нию, в частности к обработке закаленных изделий

Изобретение относится к индукционному нагреву, в частности к устройствам для закалки рабочих поверхностей шеек коленчатых валов с индукционного нагрева, и может быть использовано для поверхностной термической обработки больших коленчатых валов

Изобретение относится к управлению процессом высокочастотной закалки с применением индукционного нагрева и может использоваться в машиностроительной и др.отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упрочнения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания , преимущественно высокофорсированных

Изобретение относится к области машиностроения и,может быть использовано при правке коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам для обработки отверстий длинномерных изделий

Изобретение относится к обработке металлов поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для раскатывания отверстий сложной формы: с криволинейной образующей, многоступенчатых, а также цилиндрических и конических отверстий

Изобретение относится к технологии машиностроения и может найти применение при обработке деталей методом поверхностного пластического деформирования

Изобретение относится к области поверхностного пластического деформирования и может быть использовано для отделочно-упрочняющей обработки поверхностей маложестких деталей машин

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин
Наверх