Носок крыла самолета

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям управляемых поверхностей механизации крыла, и может быть использовано в системе управления предкрылками самолета. Цель изобретения - улучшение аэродинамических характеристик крыла, упрощение конструкции и уменьшение веса, что обеспечивается бесщелевой конфигурацией при отклонении предкрылка. Направляющий паз 6 каждого рельса 2 выполнен с дополнительным участком 14, расположенным перед неподвижным узлом 3 навески предкрылка 1, а передний узел 12 навески створки 11 выполнен взаимодействующим с направляющим пазом 6 рельса 2, при этом программный механизм устройства перемещения створки 11 снабжен кулачком, обеспечивающим взаимодействие переднего узла 12 навески створки 11 с дополнительным участком 14 направляющего паза 6 рельса 2 при выпуске предкрылка 1 во взлетное положение. При выпуске предкрылка 1 во взлетное положение происходит одновременное перемещение створки 11 на переднем и заднем узлах навески расположенных на предкрылке 1 и крыле 5, чем обеспечивается бесщелевая конфигурация. При выпуске предкрылка 1 на большие углы под действием программного механизма с кулачком створка убирается. 8 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям управляемых поверхностей механизации крыла, и может быть использовано в системе управления предкрылками самолета.

Аэродинамические поверхности механизации крыла современных транспортных самолетов служат для увеличения подъемной силы, измерения кривизны профиля и аэродинамического качества крыла на различных этапах полета.

Известно крыло самолета, содержащее предкрылок, установленный на выдвижных рельсах, выполненных с направляющими пазами, взаимодействующими с роликами неподвижных узлов навески, а также створку с двумя узлами навески. Бесщелевое отклонение предкрылка достигается тем, что передний узел навески створки выполнен взаимодействующим с дополнительной направляющей, кинематически связанной с выдвижным рельсом предкрылка, а задний узел навески створки шарнирно закреплен относительно неподвижной части крыла [1].

Недостатком этого устройства является излишний вес, связанный с шириной створки, соответствующей максимальному ходу предкрылка, а также с весом дополнительной направляющей, размер которой также должен соответствовать максимальному ходу предкрылка. Кроме того, устройство не позволяет получить щелевое отклонение предкрылка, дающее возможность значительно улучшить аэродинамические характеристики крыла на больших углах атаки.

Задачей изображения является упрощение конструкции, уменьшение веса и улучшение аэродинамических характеристик крыла.

Для этого в носке крыла самолета, включающем предкрылок, установленный на выдвижных рельсах с направляющими пазами, взаимодействующими с неподвижными узлами навески, а также створку с передним и задним узлами навески и устройством перемещения, направляющий паз выдвижного рельса предкрылка выполнен с дополнительным участком, расположенным пеpед неподвижным узлом навески предкрылка, а устройство перемещения створки снабжено программным механизмом с кулачком, кинематически связанным с задним узлом навески створки, обеспечивающим взаимодействие переднего узла навески створки с дополнительным участком направляющего паза выдвижного рельса при выпуске предкрылка во взлетное положение.

Признаки, отличающие заявленное техническое решение от прототипа, в известных технических решениях не обнаружены, следовательно, заявленное решение обладает существенными отличиями.

Предлагаемое устройство обеспечивает щелевую и бесщелевую конфигурации предкрылка, что дает возможность улучшить аэродинамические характеристики крыла на различных углах атаки и этапах полета. Использование направляющего паза выдвижного рельса предкрылка в качестве направляющего паза для переднего узла навески створки позволяет упростить конструкцию и уменьшить ее вес. Предлагаемое расположение узлов навески створки при бесщелочной конфигурации предкрылка обеспечивает высокую жесткость конструкции и уменьшение перетечек, что улучшает аэродинамические характеристики крыла.

На фиг.1, 2 и 3 показаны убранное, взлетное и посадочное положения устройства; на фиг.4 - программный кулачок устройства; на фиг.5 и 6 - убранное и выпущенное положения механизма перемещения створки; на фиг.7 - кинематическая схема механизма перемещения створки; на фиг.8 - схема взаимодействия переднего узла навески створки с направляющим пазом выдвижного рельса предкрылка.

Носок крыла самолета содержит предкрылок 1, установленный на выдвижных рельсах 2, расположенных в неподвижных узлах 3 навески, размещенных на неподвижной части 4 крыла 5. Для взаимодействия с узлами 3 на рельсах 2 предусмотрены направляющие пазы 6, имеющие в убранном положении предкрылка 1 два участка: участок 7, расположенный между опорами-роликами 3, и участок 8, расположенный за узлом 3. Перемещение рельсов 2 осуществляется приводами 9, связанными между собой трансмиссией 10. Имеется также створка 11 с передним и задним узлами навески створки. Передний узел 12 взаимодействует с дополнительным участком 14 направляющего паза 6, выполненным перед неподвижным узлом 3 навески предкрылка 1. Участок 14 паза 6 является продолжением участка 7. Задний узел 15 навески взаимодействует с направляющим пазом 16, выполненным на неподвижной части 4 крыла 5, а также с устройством перемещения створки 11, включающим толкатель 17, двуплечую качалку 18, установленную на кронштейне 19, редуктор 20, связанный трансмиссией 10 с приводом 9, и программный механизм 21 с кулачком 22. Передаточное отношение редуктора 20 обеспечивает кулачку 22 поворот на угол 320 - 340о при полном ходе предкрылка 1 на выпуск. На предкрылке 1 с внутренней стороны имеется пластина 23.

Форма направляющего паза 6 на участках 7 и 8 обеспечивает отклонение предкрылка 1 по заданной траектории. Форма направляющего паза 6 на участке 14 обеспечивает совместное перемещение створки 11 до взлетного положения предкрылка 1 и начало уборки ее при больших углах отклонения предкрылка. Полная уборка створки 11 происходит по участку 7 паза 6. Форма направляющего паза 16 на неподвижной части 4 крыла 5 обеспечивает бесщелевое перемещение створки 11. Форма кулачка 22 обеспечивает перемещение створки 11 на выпуск при повороте его из начального положения А в положение В, перемещение створки 11 на уборку - при повороте из положения В в положение С, и отсутствие перемещения створки 11 - при повороте из положения С в положение Д.

Устройство работает следующим образом.

В убранном положении предкрылок 1 удерживается приводом 9, а створка 11 - кулачком 22 механизма 21.

Выпуск предкрылка 1 обеспечивается перемещением выходного звена привода 9 и связанного с ним выдвижного рельса 2. Одновременно трансмиссия 10 перемещает вход редуктора 20 и приводит в действие программный механизм 21. Кулачок 22, поворачиваясь на участке АВ, перемещает качалку 18 и через толкатель 17 и задний узел 15 навески движение передается створке 11. Таким образом перемещение предкрылка 1 и створки 11 происходит одновременно. Профилированием кулачка 22 на участке АВ обеспечивается такое перемещение узла 15 относительно паза 16, при котором скорость перемещения узла 12 равна скорости перемещения рельса 2, а следовательно, отсутствие перемещения узла 12 по участку 14 паза 6. Таким образом обеспечивается отсутствие щелей с одной стороны между носком створки 11 и пластиной 23, а с другой - между хвостиком створки 11 и неподвижной частью 4 крыла 5, а значит бесщелевое отклонение предкрылка 1 до его взлетного положения. При этом благодаря предложенному размещению узлов 12 и 15 навески створки 11 относительно крыла 5 и предкрылка 1 конструкция имеет высокую жесткость и точность отслеживания створкой 11 положения предкрылка 1.

При больших отклонениях предкрылка 1 повышения летно-технических характеристик можно достичь его щелевой конфигурацией. Для этого в предлагаемом устройстве при дальнейшем отклонении предкрылка 1 и повороте кулачка 2 качалка 18 уходит с участка АВ и начинает взаимодействовать с участком ВС, что приводит к отклонению ее в обратном направлении и перемещении створки 11 на уборку. При этом задний узел 15 навески перемещается вправо по пазу 16, передний узел 12 навески - вправо-вверх по участку 14 паза 6 и при приближении предкрылка 1 к посадочному положению переходит на участок 7 паза 6. Убранное положение створки 11 достигается при контакте качалки 18 с кулачком 22 в точке С. Участок СД кулачка 22 выполнен с постоянным радиусом и поэтому качалка 18 и створка 11 остаются неподвижными при перемещении предкрылка 1 вблизи посадочного положения, чем обеспечивается щелевая конфигурация предкрылка 1 в некотором диапазоне его углов отклонения.

При уборке предкрылка 1 привод 9, рельс 2, кулачок 22 и качалка 18 перемещаются в обратном направлении. При достижении предкрылком 1 взлетного положения передний узел 12 навески переходит на участок 14 паза 6 и створка 11 занимает бесщелевое положение между предкрылком 1 и неподвижной частью 4 крыла 5. В дальнейшем происходит совместная уборка предкрылка 1 и створки 11 в полностью убранное положение.

Формула изобретения

НОСОК КРЫЛА САМОЛЕТА, включающий предкрылок, установленный на выдвижных рельсах с направляющими пазами, взаимодействующими с неподвижными узлами навески, а также створку с передним и задним узлами навески и устройством перемещения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения веса и улучшения аэродинамических характеристик крыла, направляющий паз выдвижного рельса предкрылка выполнен с дополнительным участком, расположенным перед неподвижным узлом навески предкрылка, а устройство перемещения створки снабжено программным механизмом с кулачком, кинематически связанным с задним узлом навески створки, обеспечивающим взаимодействие переднего узла навески створки с дополнительным участком направляющего паза выдвижного рельса при выпуске предкрылка во взлетное положение.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при управлении взлетно-посадочной механизацией крыла самолета при взлете

Изобретение относится к авиации, а именно к закрылкам летательного аппарата

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам механизации современных самолетов

Изобретение относится к области аэрогидродинамики и, в частности, к способам улучшения аэроакустических характеристик путем воздействия на поток текучей среды, обтекающий поверхность элементов конструкции

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания механизмов управления аэродинамическими поверхностями самолета, например закрылками

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к авиастроению, в частности к конструкции механизма управления аэродинамическими поверхностями самолета

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике
Наверх