Устройство для стыковки трубопроводов

 

Изобретение относится к устройствам для стыковки питающих магистралей частей летательного аппарата, например, при стыковке двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов. Изобретение может быть использовано для подвески отделяемых в полете частей летательного аппарата, в частности, дополнительных подвесных топливных баков. Задачей данного изобретения является расширение диапазона компенсации первоначальной несимметричности узлов стыковки с обеспечением гарантированной соосности, необходимой при стыковке клапанных пар непроливного клапана. Технический результат достигается тем, что в устройстве для соединения трубопроводов, содержащем неподвижный 1 и подвижный 2 корпуса со штуцерами 3 и 4, первый из которых снабжен ориентирующим конусом 5 и устройством ориентации корпуса в радиальном направлении, второй - ловителем 6 со сферическим наконечником 7, а также устройство герметизации соединяемых частей, последнее выполнено в виде размещенных в корпусах 1 и 2 полуразъемов 8 и 9 непроливного клапана, а устройство ориентации выполнено в виде шарового шарнира, установленного с зазором в первом корпусе, при этом ловитель 6 корпуса 2 снабжен второй шаровой поверхностью 10 и в продолжении как касательная к диаметру вдоль оси ловителя цилиндрическим посадочным участком 11, равной по диаметру первой (7) и аксиально с зазором 12 разнесенной с ней, причем первая шаровая поверхность 7 и вторая 10 с цилиндрическим участком 11 выполнены как диаметральные выступы ловителя 6. 2 ил.

Изобретение предназначено для стыковки питающих магистралей частей летательного аппарата, например, при стыковке двигателя и мотогондолы, с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов. Изобретение может быть использовано для подвески отделяемых в полете частей летательного аппарата, в частности, дополнительных подвесных топливных баков.

Из известных решений наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату, которое принято за прототип, является устройство для соединения трубопроводов, содержащее неподвижный и подвижный корпуса со штуцерами, первый из которых снабжен ориентирующим конусом и устройством ориентации корпуса в радиальном направлении, второй - ловителем со сферическим наконечником, а также устройство герметизации соединяемых частей.

Известное техническое решение имеет узкий диапазон компенсации первоначальной несимметричности узлов стыковки питающих магистралей.

Задачей данного изобретения является расширение диапазона компенсации первоначальной несимметричности узлов стыковки с обеспечением гарантированной соосности, необходимой при стыковке клапанных пар непроливного клапана.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для соединения трубопроводов, содержащем неподвижный и подвижный корпуса со штуцерами, первый из которых снабжен ориентирующим конусом и устройством ориентации корпуса в радиальном направлении, второй - ловителем со сферическим наконечником, а также устройство герметизации соединяемых частей, последнее выполнено в виде размещенных в корпусах полуразъемов непроливного клапана, а устройство ориентации выполнено в виде шарового шарнира, установленного с зазором в первом корпусе, при этом ловитель второго корпуса снабжен второй шаровой поверхностью, в продолжении по оси ловителя переходящей в цилиндрический посадочный участок и равной по диаметру первой и аксиально с зазором разнесенной с ней, причем первая шаровая поверхность и вторая с цилиндрическим участком выполнены как диаметральные выступы ловителя.

Устройство поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлено устройство в расстыкованном положении, общий вид; на фиг. 2 - устройство в состыкованном положении, общий вид.

Устройство для соединения трубопроводов предназначено для стыковки авиационных гидросистем высокого давления, в частности при установке двигателя в мотогондоле. Устройство содержит неподвижный 1 и подвижный 2 корпуса со штуцерами 3 и 4. Корпус 1 снабжен ориентирующим конусом 5, а корпус 2 - ловителем со сферическим наконечником 7. В корпусах 1 и 2 установлены полуразъемы, соответственно, 8 и 9 непроливного клапана. Ориентирующий конус 5 установлен с зазором в шаровом шарнире в корпусе 1. Ловитель 6 снабжен второй шаровой поверхностью 10 и в продолжении как касательная к диаметру вдоль оси ловителя цилиндрическим посадочным участком 11. Сферическая поверхность 7 и поверхности 10 и 11 разнесены по длине ловителя и разделены канавкой 12. Диаметры сферических и цилинд- рической поверхностей равны и выполнены больше диаметра ловителя.

Устройство для соединения трубопроводов работает следующим образом.

При стыковке изделий, например, подвеске двигателя в мотогондолу, когда оси стыкуемых полуразъемов не совпадают, в первоначальный момент сферический наконечник 7 ловителя 6 скользит по ориентирующему конусу 5 корпуса 1, который имеет возможность смещаться в радиальном направлении и совершать угловые перемещения относительно центра шарового шарнира.

При взаимодействии сферического наконечника 7 и ориентирующего конуса 5 происходит смешение корпуса 1 в радиальном направлении. При упоре в ориентирующий конус 5 корпуса 1 второй шаровой поверхности 10 возникает крутящий момент, который разворачивает корпус 1 вокруг центра шарового шарнира, предвари- тельно ориентируя оси стыкуемых полуразъемов. В это время сферический наконечник 7 движется вдоль цилиндрической поверхности корпуса 1. Полная соосность стыкуемых полуразъемов происходит в момент, когда цилиндрическая поверхность корпуса 1 контактирует с цилиндрическим посадочным участком 11 ловителя 6. Дальнейшее перемещение ловителя 6 продолжается до полного раскрытия полуразъемов 8 и 9 непроливного клапана.

Точное совмещение осей полуразъемов непроливного клапана обеспечивает надежное срабатывание последнего.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ ТРУБОПРОВОДОВ, преимущественно для стыковки авиационных гидросистем, содержащее неподвижный и подвижный корпуса со штуцерами, первый из которых снабжен ориентирующим конусом и устройством ориентации корпуса в радиальном направлении, второй - ловителем со сферическим наконечником, а также устройство герметизации соединяемых частей, отличающееся тем, что устройство герметизации выполнено в виде размещенных в корпусах полуразъемов непроливного клапана, а устройство ориентации выполнено в виде шарового шарнира, установленного с зазором в первом корпусе, при этом ловитель второго корпуса снабжен второй шаровой поверхностью, в продолжении по оси ловителя переходящей в цилиндрический посадочный участок и равной по диаметру первой и аксиально с зазором разнесенной с ней, причем первая шаровая поверхность и вторая с цилиндрическим участком выполнены как диаметральные выступы ловителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к топливным системам летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к топливным системам вертолета

Изобретение относится к устройствам для стыковки воздушных магистралей частей летательного аппарата, например при стыковке двигателя и мотогондолы с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к авиастроению и позволяет быстро модифицировать топливную систему летательного аппарата под увеличенное количество топлива

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к разработке конструкций топливного бака для криогенного топлива

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к конструкциям топливных баков со средствами воздействия на распределение топлива или его регулирование, например для предотвращения волнообразования или улучшения фильтрации топлива

Изобретение относится к области оборудования летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам набора воды и доставки ее к очагу пожара

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для разбрызгивания жидких веществ с вертолета на работах по охране окружающей среды: обработка нефтяных пленок, закрепление почв и песков от воздействия ветровой эрозии и на рекультивации почв

Изобретение относится к устройствам для стыковки воздушных магистралей частей летательного аппарата, например при стыковке двигателя и мотогондолы с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к подвесным системам для транспортирования грузов вертолетами и дирижаблями

Изобретение относится к сельскохозяйственной авиации и может быть использовано для обработки сельскохозяйственных и лесных насаждений ядохимикатами и другими жидкими средами

Изобретение относится к разделу техники, связанной с разработкой систем и средств спасения людей, потерпевших аварию на транспортных средствах (судах, летательных аппаратах) или в экспедициях

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано на вертолетах при проведении монтажных работ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов, предназначенных для транспортировки грузов на внешней подвеске и проведения строительно-монтажных работ

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для изучения структуры облаков и других работ в области метеорологии, связанных с определением скорости и направления восходящего и нисходящего потоков воздуха в метеообразованиях

Изобретение относится к космической авиационной технике, обеспечивающей сбрасывание тяжелых грузов с летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиатехники, в частности к гидросамолетам для тушения лесных пожаров
Наверх